Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках»




Скачать 132.99 Kb.
НазваниеИнновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках»
Дата публикации12.03.2016
Размер132.99 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Информатика > Урок

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов, первой квалификационной категории,

Катковой Екатерины Прокопьевны.


Выбрав однажды профессию учителя начальных классов, за 30 лет своей педагогической деятельности ни разу не пожалела об этом.

С самого первого школьного дня воспитываю в своих учениках уважение к труду, честность, человеческое достоинство, потребность в знаниях, умение и желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Принцип моей педагогической деятельности – учить и любить каждого ребёнка, создать для них в школе островок радости, развивать сотруднические взаимоотношения в каждом ребёнке. Стараюсь сделать обучение увлекательным для детей, помогать их самоутверждению и нравственному становлению.

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.

Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания. Тема инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.    

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.    

Наличие теоретической базы опыта.

Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.  

^ Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

^ Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

^ Дифференцированное обучение.

Я работаю по образовательной модели «Школа России».

Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Со второго полугодия третьего класса я нередко предлагаю хорошо успевающим ученикам на отдельных этапах урока заменять меня, взять на себя роль учителя. Такой прием приучает ребят к самостоятельности, воспитывает у них смелость, умение определять свои действия в различных ситуациях. Он способствует в дальнейшем также организации групповой и парной работы. Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

^ Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

^ Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

^ Использование информационно - коммуникационных технологий обеспечивает богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности учащихся на уроке, позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия интереснее, повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. В работе использую цифровой фотоаппарат, дидактический материал, ресурсы сети Интернет. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. С опорой на информационные технологии самостоятельно разработала и провела ряд уроков и внеклассных занятий: « Урок – путешествие», «Судьба природы – наша судьба», классный час «Символы России», «Урок гражданина». Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады «Кошка как герой сказок», «И.А. Крылов – великий баснописец», «К.И. Чуковский», содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений, на уроках окружающего мира по темам «Лекарственные растения родного края», «Домашние питомцы» школьники защищали свои проекты, делали сообщения. Учащиеся, увлеченные темами уроков, самостоятельно подбирали материал, готовили сообщения. Следствием этого является повышение качества творческих работ по предметам.


^ Год участия

Уровень

Участники

2009-2010

Школьный

Маркелов Саша

Урсова Аня

Илькина Лена

2010-2011

Школьный

Викулова Вероника

Кильдяев Рома

Шичкин Женя


Со второго года обучения на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют познавательную активность.

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

Оптимальность и эффективность средств.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

  1. ^ Мониторинге обученности и качества знаний учащихся за последние годы.


Математика


Классы

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

2 кл.

100

91

4,8



















3 кл.










100

91

4,8










4 кл.



















100

88

4,6


^ Русский язык


Классы

2007-2008уч.г.




2008-2009 уч.г.




2009-2010 уч.г.

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

2 кл.

100

82

4,5



















3 кл.










100

82

4,5










4 кл.



















100

82

4,5


^ Литературное чтение


Классы

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

2 кл.

100

100

5,0



















3 кл.










91

100













4 кл.
















5,0

91

100

4,5


^ Окружающий мир


Классы

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

Ур.об. %

% кач.зн.

Сред.

балл

2 кл.

100

100

5,0



















3 кл.










100

91

4,8










4 кл.



















100

91

4,8


Анализ результатов показывает, что применяемые мною методы и приёмы обучения дают положительные результаты: уровень знаний учащихся полностью соответствует требованиям Государственного стандарта образования и достаточно высок, качество знаний моих учащихся имеет тенденцию роста.
2. Успешном обучение учеников в среднем звене.
Сравнительный анализ степени обученности:





Литература

Русский

Математика

Окружающий мир

%

кач.

Ср.

балл

%

кач.

Ср.

балл

%

кач.

Ср.

балл

%

кач.

Ср.

балл

2010

4 класс

Итог. ат.


100



4,9


88


4,5


88


4,6


90


4,8

2010

5 класс

1 четверть


100


4,7


86


4,4


88


4,6


91


4,9


Анализ моей работы показал, что знания и умения, полученные в начальной школе, позволяют моим ученикам успешно продолжать обучение в среднем и старшем звене.

Ученики имеют прочные, глубокие знания, что отмечают учителя-предметники, работающие в среднем звене.
3. Участие детей в предметных олимпиадах:



^ Список учащихся


Год

Предмет

Место

Уровень

проведения

Атякшева Оксана

Илькина Лена

2010


русский

1

3

муниципальная кустовая олимпиада

Шапорова Ирина

2010

математика

участие

Атякшева Оксана

Илькина Лена

2010

русский

участие

муниципальная олимпиада

Шапорова Ирина

2010

математика

участие

муниципальная олимпиада


4. Участие детей в конкурсах:

Результаты Международного конкурса – игры «Кенгуру» 2007-2008 учебный год


п. п.

Список учащихся

Количество баллов

По школе

По

району

1

Атякшева Оксана

72

1

58

2

Маркелов Саша

64

2

104

3

Урсова Аня

64

2

104



Результаты Международного конкурса – игры «Кенгуру» 2008-2009 учебный год


п. п.


Список учащихся


Количество баллов

По школе

По

району

1

Атякшева Оксана

68

1

8

2

Кидяев Рома

33

3

54

3

Маркелов Саша

30

4

60


Результаты Международного конкурса – игры «Кенгуру» 2009 - 2010 учебный год


п. п.

Список учащихся

Количество баллов

По школе

По

району

1

Атякшева Оксана

56

1

39

2

Кидяев Рома

38

3

90

3

Илькина Лена

50

2

54

4

Урсова Аня

32

4

107


Результаты Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа»



п. п.


Список учащихся


Количество баллов

По школе

1

Бекяшева Диана

51

2

2

Шичкин Евгений

44

3

3

Чирина Даша

38

4



Значимость и эффективность моей педагогической деятельности вижу в том, что она позволяет решить цели и задачи модернизации содержания образования. Модернизировать образование – значит привести его в соответствие с современными требованиями.

Директор школы:______________/ Т.Л. Шамонин/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconПриемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках
Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики активизация познавательной деятельности...

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике»
Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по математике

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка
Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить...

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconЗадачи отдела образования: изучение и распространение достижений...
«Образование» в работе по распространению инновационного педагогического опыта, утверждение их лидерской позиции

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconСофронова Н. В. «Теория и методика обучения информатике», Учеб пособие / Н. В.
Цель активизация познавательной деятельности учащихся, повышение эффективности учебного процесса через внедрение информационных технологий...

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconПрограмма самообразования учителя. «Создание условий для формирования...
...

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconПлан работы по изучению, обобщению и распространению передового опыта 2013 2014 уч. Год
Формирование культуры учения путем развития речи младших школьников на уроках литературного чтения

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconМоего инновационного педагогического опыта
...

Инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» iconИнновационного педагогического опыта
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов