Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования




Скачать 448.03 Kb.
НазваниеПрактикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования
страница1/5
Дата публикации20.03.2016
Размер448.03 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5


Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э.В,

Центр информатизации и оценки качества образования

Модуль 1. Информация и информационные процессы

1. Понятие информации

1.1 Свойства информации

1.2 Понятие информационного процесса

2. Единицы измерения информации

2.1 Содержательный подход к измерению информации.

2.2 Алфавитный подход к измерению информации

3. Естественные и формальные языки. Язык как знаковая система.

3.1 Кодирование информации

3.2 Двоичное кодирование информации.

4. Системы счисления

4.1 Непозиционная система счисления

4.2 Позиционные системы счисления

5. Арифметические операции в двоичной и кратных ей системах счисления.

6. Двоичное кодирование текстовой информации.

7. Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука

8. Двоичное кодирование графической информации.

9. Двоичное кодирование звуковой информации.

10.Задания для самостоятельного решения
1. Понятие информации

Слово “информация” происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Понятие “информация” в курсе информатики является базовым (основным), его нельзя дать через другие, более простые понятия. В геометрии, например, базовыми являются понятия: “точка”, “луч”, “плоскость”. Содержание базовых понятий в любой науке поясняется на примерах или выявляется путем сопоставления с содержанием других понятий.

Информация – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

Свойства информации.

  1. Понятность (на понятном языке, понятными терминами)

  2. Полезность (информация должна иметь практическую ценность)

  3. Достоверность (информация должна быть правдивой)

  4. Актуальность (своевременность)

  5. Полнота (информация полна, если ее достаточно для принятия решений)

  6. Точность (определяется степенью близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления)

Задание 1. Каким свойством не обладает информация в следующих случаях 1-6:



Вопрос

Ответ

1

Афиша о концерте, который отменили

Достоверность

2

Афиша, часть которой оторвана

Полнота

3

Афиша о концерте, который уже состоялся

Актуальность

4

Афиша на непонятном языке

Понятность

5

Афиша о концерте неприятного Вам исполнителя

Полезность

6

Афиша, в которой вместо времени указано время суток (например, “Утром состоится концерт…”)

Точность

^ Понятие информационного процесса.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Выделяют следующие информационные процессы:

1. Процесс передачи информации, который включает в себя:

  • ввод (сбор, получение) информации;

  • вывод информации;

  • передачу информации.

2. Процесс обработки (преобразования) информации

3. Процесс хранения информации (в собственной памяти, или на внешних носителях)

Примеры информационных процессов помещены в Таблице 1.

^ Таблица 1. Примеры информационных процессов.

Название информац. процесса


Примеры информационных процессов

Передача информации

^ Сбор информации об объекте с помощью органов чувств:

зрения – по цвету клубники (красная, зеленая) можно определить, спелая ягода или нет;

по фотографии человека можно определить, относится ли человек к числу ваших знакомых, или нет

слуха – зазвонил телефон, раздался звонок в дверь, засвистел кипящий чайник

вкуса – достаточно ли соленый салат

обоняния – аромат маминых духов

осязания – горячий ли чай в чашке, мягкое ли одеяло

Вывод информации

Устный рассказ о проведенном отпуске, запись классного руководителя в дневнике о пропущенном занятии

^ Передача информации – двусторонний процесс, всегда есть источник информации (отправляет информацию) и приемник (получает информацию).

Разговор, переписка, с помощью технических средств связи (телефон, радио, телевидение – каналы передачи информации)

Обработка информации

решение математической задачи

поиск номера телефона в справочнике

размышление над ответом на поставленный вопрос

Хранение информации

в памяти человека - свое имя, домашний адрес, дату рождения

в записной книжке – телефоны друзей, рецепты блюд

в журнале – выкройки и описание моделей одежды

в энциклопедиях – сведения об объектах, событиях, известных личностях

^ 2. Единицы измерения информации.

Содержательный подход к измерению информации.

За единицу измерения информации принимается 1 бит - такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.

Что такое неопределенность знаний? Поясним на примере.

Допустим, вы бросаете монету, загадывая: орел или решка? Любой из вариантов ответа уменьшает неопределенность в 2 раза и, следовательно, количество информации равно 1 биту.

^ Количество информации (i), содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновесных событий, определяется из решения уравнения:

2i=N

(1)

Прологарифмировав равенство (1) по основанию 2, получим: i*log22= log2N, следовательно,

i = log2N

(2)

^ Алфавитный подход к измерению информации

Алфавитный подход к измерению информации не связывает количество информации с содержательным сообщением. Рассмотрим этот подход на примере текста, написанного на каком-нибудь языке, например, на русском. Все множество используемых в языке символов будем называть алфавитом. Полное количество символов алфавита будем называть мощность алфавита.

Например, в алфавит мощностью N=256 символов можно поместить все необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания и т.д. Представим себе, что текст, состоящий из 256 символов, поступает последовательно, и в каждый момент времени может появиться любой из них. Тогда по формуле (1):

2i = 256, → i=8 (бит)

Таким образом, один символ алфавита мощностью 256 символов, “весит” 8 бит. Поскольку 8 бит – часто встречающаяся величина, ей присвоили свое название 1 байт:

1 байт = 8 бит

(3)

Чтобы подсчитать количество информации на одной странице текста, необходимо: количество символов в строке умножить на количество строк на листе. Так, например, если взять страницу текста, содержащую 40 строк по 60 символов в каждой строке, то одна страница такого текста будет содержать

60*40=2400 (байт информации)

Если требуется подсчитать количество информации, содержащееся в книге из 160 страниц, нужно

2400*160=384000 (байт)

Уже на этом примере видно, что байт – достаточно мелкая единица. Для измерения больших объемов информации используются следующие производные от байта единицы:

1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байта

1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб

1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб

(4)



Задание 2.

В алфавите формального (искусственного) языка всего два знака-буквы («+» и «-»). Каждое слово этого языка состоит из двух букв. Максимальное число слов этого языка:

1) 4

2) 2

3) 8

4) 6


Решение.


Решение задачи сводится к поиску количества (N) комбинаций строк длиной (i) 2 символа, составленных из 2 знаков. Следовательно, используя формулу 2i = N, получаем 22 = 4.

Ответ: 1.

Задание 3.

Алфавит племени содержит всего 8 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?

1) 8 бит

2) 1 байт

3) 3 бита

4) 2 бита


Решение.


Мощность алфавита племени – 8 букв. Применим формулу 2х = N, где N – мощность алфавита, х – количество бит на один символ алфавита. 2х =8, х=3 бит, что соответствует варианту ответа №3.

Ответ: 3.

Задание 4.

Если вариант теста в среднем имеет объем 20 килобайт (на каждой странице теста 40 строк по 64 символа в строке, 1 символ занимает 8 бит), то количество страниц в тесте равно:

1) 10

2) 16

3) 4

4) 8


Решение.


Известен информационный объем теста и информационный «вес» одного символа в нем. Найдем объем одной страницы: 40*64*8 бит. 20 Кбайт = 20*1024 байт = 20*1024*8 бит. Найдем количество страниц: 20*1024*8/(40*64*8) = 8 (стр.) (Ответ № 4)

Ответ: 4.

Задание 5.

В пяти килобайтах:

1) 5000 байт

2) 5120 байт

3) 500 байт

4) 5000 бит


Решение.


5 Кб = 5*1024 байт = 5120 байт, что соответствует ответу №2.
Ответ: 2

Задание 6

Сколько байт в 32 Гбайт?

1) 235

2) 16*220

3) 224

4) 222


Решение.


32Гб = 25 Гб = 25*210 Мб = 25*210 *210 Кб =25*210 *210*210 байт = 235 байт, что соответствует ответу №1.
Ответ: 1.

Задание 7.

Считая, что один символ кодируется одним байтом, подсчитать в байтах количество информации, содержащееся в фразе: “Терпение и труд все перетрут.”

Решение.

В фразе 29 символов (включая точку и пробелы), 1 символ несет 1 байт информации, значит фраза содержит 29 байт.

Ответ: 29.

Задание 8. (Задание А2 демоверсии 2004 г.)

Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объём предложения: «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.»

1) 108 бит

2) 864 бит

3) 108 килобайт

4) 864 килобайт

Решение.

Предложенная строка содержит ровно 108 символов, включая кавычки, пробелы и знаки препинания. При кодировании каждого символа одним байтом на символ будет приходиться по 8 бит, поэтому объём этого предложения составит 108 байт или 108х8=864 бит, что соответствует ответу №2.

Ответ: 2.

Задание 9. (Задание А3 демоверсии 2004 г.)

Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

1) 4

2) 5

3) 6

4) 7

Решение.

Для того, чтобы различить 64 клетки шахматного поля потребуются 64 значения двоичного кода. Поскольку 64=26, то в двоичном коде потребуется шесть разрядов. Верный ответ№3.

Ответ: 3.

Задание 10. (Задание А4 демоверсии 2004 г.)

Получено сообщение, информационный объём которого равен 32 битам. Чему равен этот объём в байтах?

1) 5

2) 2

3) 3

4) 4
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconКгксу «Центр оценки качества образования»

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconПоложение о внутренней системе оценки качества образования
Мбоу «Верхнесеребрянская средняя общеобразовательная школа» (далее – школа), ее организационную и функциональную структуру, реализацию...

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconПоложение о системе оценки качества образования муниципального казённого...
Настоящее Положение о системе оценки качества образования мкоу екатерининской оош (далее Положение) определяет цели, задачи, принципы...

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconПоложение о системе оценки качества образования моу «Караваинская сош»
Управление качеством образования включает как модель управления, механизмы оценки и обеспечения качества, так и аналитические, информационные...

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconПриказ №65 по моу «сош №3» от 20 сентября 2010 года. Положение о...
Положение о школьной системе оценки качества образования (далее — Положение) устанавливает единые требования при реализации школьной...

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconПоложение о внутришкольной системе оценки качества образования в мбоу сош №11 Общие положения
Положение «О внутришкольной системе оценки качества образования в мбоу сош №11» (далее Положение) устанавливает единые требования...

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconАнализ реализации программы информатизации
В 2008-2009 году с целью повышения качества образования через активное внедрение информационных технологий и создания единого информационного...

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconПрактикум по Excel Занятие 7 Решение задач прикладной информатики...
Необходимо минимизировать транспортные расходы по доставке туристов, прибывающих различными видами транспорта, в пять гостиниц, расположенных...

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconII. Основные цели, задачи и принципы функционирования шсоко
Положение о внутришкольной системе оценки качества образования (далее – положение) устанавливает единые требования при реализации...

Практикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр информатизации и оценки качества образования iconПротокол №
Соко), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница