Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии




Скачать 396.12 Kb.
НазваниеНижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии
страница1/4
Дата публикации14.04.2016
Размер396.12 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > История > Документы
  1   2   3   4
Министерство образования Российской Федерации

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ
ИСТОРИЯ РОССИИ

Планы и методические советы к семинарским занятиям, темы контрольных работ для студентов-заочников

Нижний Новгород 1999

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Методические советы к контрольным работам для студентов заоч­ного отделения по дисциплине "История России"

  2. Киевская Русь

  3. Становление Московского государства в XIV-XV вв. Деятельность Ивана III.

  4. Россия времен Ивана Грозного.

  5. Россия в XVII веке.

  6. Эпоха Петра I.

  7. Россия во второй половине XVIII века.

  8. Россия в первой четверти XIX века.

  9. Движение декабристов.

  10. Общественно-политические движения в России в 30 - 50-х годах XIX века.

  11. Реформы 60-70-х годов в России.

  12. Социально-экономическое и политическое развитие России в поре­форменный период.

  13. Политические партии России начала XX века.

  14. Третьеиюньская монархия. Реформы П. А. Столыпина.

  15. От февраля к октябрю. Борьба классов и партий за различные пути развития страны (март - октябрь 1917 г.).

  16. Гражданская война в России.

  17. Особенности развития России в условиях новой экономической по­литики.

  18. Социально-экономическое положение СССР в 30-е годы.

  19. Сталинизм. Тоталитарное государство в СССР (20 - 30-е годы).

  20. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945гг.).

  21. Политическое и экономическое развитие СССР после войны (1945 - 1953 гг.).

  22. "Великое десятилетие" Хрущева. Попытка отхода от тоталитарной системы.

  23. От реформ к стагнации и кризису (середина 60-х - середина 80-х годов).

  24. Мировое сообщество и Россия в конце XX века.

^ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ РОССИИ"
История России - один из важнейших предметов гуманитарного цикла, изучаемых в вузе. Помимо накопления новых знаний и расширения кругозора, что необходимо для любого интеллигентного человека, эта наука позволяет сохранять историческую память, без которой не может существовать ни одна этническая общность, ни одно государство. Освоение истории Отечества фор­мирует чувство патриотизма, любви к родине. Изучение прошлого - одна из традиций общечеловеческой и нашей отечественной культуры. Н. Г. Черны­шевский писал, что "можно не знать тысячи наук и все-таки быть образован­ным человеком, но не любить историю может только человек не развитый ум­ственно". Как справедливо заметил В. О. Ключевский: "Чтобы быть сознательно и добросовестно действующим гражданином, каждый из нас дол­жен быть хоть немного историком". Это особенно верно теперь, в эпоху цен­тростремительных тенденций в жизни нашей Отчизны.

Заочная форма обучения, более чем какая либо другая, предполагает ав­тономность в освоении курсов наук, предлагаемых в вузе. Поэтому основным методом работы студента-заочника является самостоятельное, систематиче­ское изучение рекомендуемой кафедрой истории литературы, постоянное зна­комство с материалами средств массовой информации.

^ Формой контроля уровня освоения предмета служит написание кон­трольной работы. Вначале студент выбирает одну из предложенных кафедрой тем с учетом своих интересов и склонностей. Если это вызывает затруднение, можно проконсультироваться с преподавателем.

В подготовительный период нужно ознакомиться с источниками, учеб­никами, методическими пособиями и т. п. по избранной проблеме; прочитать, делая выписки для памяти, сопоставить и проанализировать. Подумать над тем, какую связь имеет данный вопрос с практикой современной жизни страны и какие уроки можно извлечь- из исторических событий, чтобы не повторить прошлых ошибок и усвоить все лучшее из опыта предшествующих поколений.

В процессе основной работы материал сводится воедино, осмысливает­ся и излагается в строгой логической последовательности с использованием всей изученной литературы.

^ К оформлению работы предъявляются следующие требования:

  1. На титульном листе пишется фамилия, имя, отчество, домашний адрес. Полное название темы без сокращений, дата составления.

  2. Страницы нумеруются. В конце работы ставится личная подпись автора.

  3. Объем контрольной около 16 страниц машинописного текста через два интервала, на странице 29 строк, в строке 60 ударов. При компьютерном наборе соблюдаются соответствующие стандарты, размер шрифта - 12.

  4. Изложению должен быть предпослан план. Он может быть простым или с подпунктами и соответствовать содержанию работы.

  5. Один вопрос с другими связывается логическими переходами. В конце делаются выводы или заключение, в котором содержатся обобщения и су­ждения автора по данной проблеме.

  6. В тексте обязательны ссылки на цитируемые источники, цифровой мате­риал. Если цитирование дословное, то цитата заключается в кавычки, если лишь излагается, то без последних, а в сноске делается пометка "См.". Указание автора, названия цитируемой работы, места и года издания, из­дательство, а также страницы обязательно. Сокращение слов не допуска­ется.

  7. В конце необходим список использованной литературы.

  8. Контрольная работа должна быть выполнена строго в установленный срок. Без зачтенной контрольной студент к экзамену не допускается.

  9. В случае отклонения работы проверяющим преподавателем студент дол­жен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее полностью или частично.


Типичные недостатки контрольных работ


  1. Поверхностное раскрытие темы на основании только учебника или какой-либо книги. Такая работа не засчитывается.

  2. Нетворческий характер: простой пересказ фактов, событий, механически переписанных из литературы.

  3. Вопросы плана не вычленяются в тексте, а содержание не соответствует плану.

  4. План отсутствует.

  5. Нет выводов и обобщений.

  6. Не просматривается связь с современностью.

  7. Отсутствует или неверно оформлен список использованной литературы.

  8. Небрежное оформление контрольной работы.

  9. Малый объем, не позволяющий раскрыть содержание.


^ 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ

План


  1. Географические, экономические и политические предпосылки обра­зования Древнерусского государства. Принятие христианства.

  2. Киевская Русь в X-XII вв.: социально-экономический и политический строй.

  3. Основные направления внешней политики Киевской Руси в X-XII вв. (варяги, кочевники, Византия, Западная Европа).


Библиографический список


  1. Русская Правда. Пространная редакция: Хрестоматия по истории го­сударства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990. С. 12-23.

  2. Вернадский Г. В. История России. Киевская Русь. М., 1996. Кн. 2. С. 110-221.

  3. Власов В. Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси. М., 1992.

  4. Данилова Л. В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994.

  5. История России / Под ред. А. С. Орлова, В. А. Георгиева. М., 1997.

  6. История России. Россия в мировой цивилизации. М., 1997.

  7. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. А. Н. Сахарова. М., 1996.

  8. Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси в X-XII вв. М., 1993.


Методические советы
При подготовке первого вопроса необходимо обратить внимание на об­щественный и экономический строй восточных славян накануне создания древнерусского государства. Кроме того, важно определить особенности внешнеполитической ориентации славянских племен. Пристальное внимание следует уделить роли варягов в образовании государства. При рассмотрении проблемы принятия христианства желательно учитывать не только обстоя­тельства утверждения новой веры, но и степень проникновения религии в соз­нание и повседневный быт общества.

Правильное рассмотрение второго вопроса неотделимо от анализа об­щественной и экономической организации славян. Следует сделать акцент на изучении общинных традиций. При этом необходимо выяснить, как они по­влияли на формирование экономической базы князей и бояр, выявить специ­фику образования зависимого населения. С другой стороны, важно осветить влияние общины на образование сложного политического устройства Киев­ской Руси. И, наконец, важно установить зависимость между взаимоотноше­ниями князей и единством государства.

Изучение третьего вопроса потребует от студента уяснения места Древ­ней Руси в системе международных отношений.


^ 3. СТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV-XV ВВ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИВАНА III

План


  1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Политика территори­альных присоединений при Иване III.

  2. Начало централизации Московского государства. Подрыв удельной системы. Судебник 1497 г.

  3. Конец ордынского ига: обретение политической независимости. Внешняя политика Ивана III.


Библиографический список


  1. Грамота Великого князя Василия Васильевича князю Дмитрию Юрь­евичу, сентябрь 1441 - август 1442 гг. // Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955. С. 264-272.

  2. Духовная грамота Великого князя Ивана Васильевича. 1504 г. // Па­мятники русского права. Вып. 3. М., 1955. С. 291-306.

  3. Судебник 1497 г. // Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990. С. 44-45,49-50.

  4. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

  5. Вернадский Г. В. История России. Россия в средние века. М., 1997. Кн. З.С. 77-127.

  6. Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991.

  7. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. А. Н. Сахарова. М., 1996:


Методические советы
При подготовке первого вопроса студенту необходимо сравнить объе­динительную политику Ивана III с объединительной политикой его предшест­венников - московских князей. Целью сравнения является определение ре­шающего момента в процессе объединения русских земель вокруг Москвы.

Изучение второго вопроса важно начать с уяснения таких понятий, как "удел", "удельная система", "централизация управления". Студент должен вы­явить основные способы борьбы Ивана III с удельными князьями, а также четко определить проявление централизации в административной и судебной сферах управления.

Работа над третьим вопросом начинается с анализа последствий свержения ордынского ига. Важно обратить внимание на новые задачи, стоявшие перед Московским государством во внешней политике в последней трети XV в.

Необходимо составить представление о внешнеполитической деятель­ности Ивана III как о целостной, вполне осознанной системе, где ведущую роль играли интересы Московской державы.


^ 4. РОССИЯ ВРЕМЕН ИВАНА ГРОЗНОГО

План


  1. Первый русский царь. Установление самодержавия. Реформы середи­ны XVI века.

  2. Внешняя политика России.

  3. Опричнина: причины, цели, итоги.


Библиографический список


  1. Утверждение опричнины (1565 г.); Д. Ж. Флетчер об опричнине Ива­на Грозного // История России: Хрестоматия / Под ред. Ю. К. Калистратова, И. Г. Ермолаева. Н. Новгород, 1995. Ч. 1. С. 10-12.

  2. Кобрин В. Иван Грозный. М., 1989.

  3. Ключевский В. О. Курс русской истории: Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. 2.

  4. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 3 кн. М., 1989-Кн. 2. Т. VIII .Кн.З.Т. IX.

  5. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей: В 3 кн. М., 1993. Кн. 1.

  6. История СССР с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н. И. Пав­ленко. М.,1990.

  7. История Отечества: люди, идеи, решения: В 2 кн. М., 1991. Кн. 1.

  8. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

  9. Митрополит- Иоанн. Самодержавие духа: Очерки русского самосоз­нания. С.-Пб., 1994.

  10. Кром М. Когда отзвонил вечевой колокол // Родина. 1995. № 6. С. 35-39.

  11. Шмидт С. Единое европейское государство // Родина. 1995. № 9. С 68-72.


Методические советы
Приступая к изучению данной темы, постарайтесь прежде всего выяс­нить для себя личность Ивана IV. Сопоставив различные взгляды и оценки личности Ивана Грозного с положением в русском обществе того времени, можно сделать вывод о причинах установления самодержавия в России. Обра­тите внимание на тесную связь становления централизованного государства в России с реформаторами середины XVI века.

При изучении второго вопроса, необходимо обратить внимание на на­личие различных взглядов на эту проблему. Следует разобраться: почему Рос­сия представляла собой, по выражению В. О. Ключевского " военный-лагерь". Какова причина войн в XVI веке? В чем сущность внешней политики Ивана Грозного?

При рассмотрении третьего вопроса следует начать с выяснения внут­риполитических событий в стране накануне опричнины. Задача студента со­стоит в том, чтобы на основе анализа рекомендованной литературы высказать свою точку зрения на вопрос о причинах появления опричнины, о ее целях и итогах.
^ 5. РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

План

  1. Смутное время: причины, суть, последствия.

  2. Внутренняя политика Романовых:

а) государственное устройство;

б) экономика;

в) социальные противоречия и потрясения.

  1. Внешняя политика Романовых: войны, расширение границ.


Библиографический список


  1. Ключевский В. О. Курс русской истории: Соч.: в 9 т. М., 1987. Т. 3.

  2. Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия.. 1604 - 1613 гг. М., 1994.

  3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - нач. XX вв. М., 1991.

  4. История России с древнейших времен до конца XX века: В 3 т. / Отв. ред. А. Н. Сахаров и др. М-, 1997. Т. II.

  5. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в.: Биогр. энцикл. М., 1993. С. 84-167.

  6. История России: Хрестоматия / Под ред. Ю. К. Калистратова, И. Г. Ермолаева. Н. Новгород, 1995. Ч. 1. С. 12-14.

  7. Нижегородский край: Факты, события, люди. Н. Новгород, 1994.

  8. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1978.

  9. Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Новосибирск, 1990.


Методические советы
Какие события российской истории подразумеваются под термином "смутное время"? Почему они произошли и какой след в истории оставили? О каких, утраченных в начале века, возможностях, более благоприятных для раз­вития страны, до сих пор спорят историки? Что было сделано первыми царями из династии Романовых для укрепления государственной власти, развития экономики, восстановления и расширения границ России?

Подумайте над понятиями: династия Романовых, раскол в православной церкви, "семибоярщина", "соборное уложение" 1649 г., "смутное время", "ту­шинский вор", "угличское дело".


^ 6. ЭПОХА ПЕТРА I

План


  1. Положение страны в конце XVII века: территория, население, политический строй.

  2. Внешняя политика России.

  3. Реформы Петра I.

  4. Оценка личности Петра I современниками и историками.


Библиографический список


  1. История России: Хрестоматия / Под ред. Ю.К. Калистратова, И.Г. Ермолаева. Н. Новгород, 1995. Ч. I. С. 15-18.

  2. Бушуев С. В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII - XVIII вв. М-, 1994.

  3. История России в контексте исторического процесса: Конспект лекций для студентов технических вузов. Н. Новгород, 1997.

  4. История Отечества: люди, идеи, решения: В 2 кн. М., 1991. Кн. 1.

  5. Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990.

  6. Политическая история России: Учебное пособие. М., 1998.

  7. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconТеоретико-методологические проблемы исследования языка как социального явления
Ведущая организация Новосибирский государственный технический университет, кафедра философии

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconКафедра Истории учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история
Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconГоу впо уральский государственный лесотехнический университет Кафедра...

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconКонцепция становления и развития административного права в россии
Министерство образования Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconН. И. Яшина методология и практика
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный университет

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconН. И. Яшина методология и практика
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный университет

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconМосква 2011 Вопросы по общевоенной подготовке
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии военная кафедра

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconЛ. Г. Гревцева учебное пособие
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «нижегородский государственный университет им. Н....

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconВ. Н. Ясенев Информационная безопасность в экономических системах
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н....

Нижегородский государственный технический университет кафедра истории история россии iconВолгоградский Государственный Технический Университет

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница