М. Н. Губогло башкортостан и татарстан




НазваниеМ. Н. Губогло башкортостан и татарстан
страница1/11
Дата публикации05.06.2015
Размер1.49 Mb.
ТипДокументы
edushk.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
М.Н.Губогло

 

 

 

 

 

БАШКОРТОСТАН И ТАТАРСТАН.

ПАРАЛЛЕЛИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

 

Очерк I. Плоды суверенизации.

 

Многообразие этнополитических ситуаций и процессов, складывающихся и протекающих в постсоветском пространстве, подобно магниту, привлекает внимание политиков, практиков и ученых. Вполне закономерны при этом желание знать контуры каждой ситуации, фактуру ее процессов. Без знания их содержания, без понимания сути мобилизованной этничности и факторов ее генезиса и развития, вряд ли возможны сколько-нибудь более широкие обобщения. Однако подобный однолинейный подход, разумеется, имеет свои границы. Как в классической этнографии, нельзя познать один народ, не зная другого, так и в этнополитологии (1) вряд ли можно глубоко разобраться в одной ситуации, не сравнив ее с другой или с другими. В этой связи имеет смысл попытаться рассмотреть параллели этнополитического развития двух соседних тюркоязычных республик - Башкортостана (2) и Татарстана (3), в доперестроечной и постперестроечной судьбе которых немало сходств и различий, вызванных особенностями их исторического развития, степенью суверенизации и современными межэтническими отношениями.

Интерес к каждой из них, в том числе со стороны сотрудников Института этнологии и антропологии РАН, имеет устоявшиеся традиции и поучительную историю. В известной степени этим двум бывшим автономным республикам РСФСР в немалой мере обязана своим происхождением и изначальным импульсом российская этносоциология (4). Первую документированную летопись и аннотированную хронику этнополитического процесса в Башкортостане, вероятно, можно отнести к истокам этнополитологии (5).

При этом в каждом случае организация и итоги исследований во многом были предопределены хорошо налаженными, ставшими традиционными связями и взаимополезным сотрудничеством между учеными Москвы, Казани и Уфы. В 1993 г. в контекст этих связей включились американские ученые Джерри Хафф, Сьюзен Лейманн, Дэвид Лейтин и Тимоти Колтон.

Этносоциологическое исследование по проекту: "Язык, национальность и бывший Советский Союз" (авторы: Джерри Хафф, Дэвид Лейтин и Сьюзен Лейманн; соруководители опроса: в Башкортостане - М.Н.Губогло и Р.Г.Кузеев, в Татарстане - М.Н.Губогло, Е.П.Бусыгин, Г.Р.Столярова), проведенное в апреле 1993 г. в Башкортостане и в сентябре 1993 г. в Татарстане, открывает возможность для изучения некоторых аспектов и итогов провозглашенного суверенитета. Трехполюсная модель взаимоотношений, взятая из системы межэтнических отношений Башкортостана, и двухполюсная из Татарстана позволяют определить характер и новейшие тенденции в трехсторонних взаимоотношениях в различных зонах притяжения - отторжения, а также, в так называемых нейтральных, "зонах" без каких-либо установок (attitudes) про- и антиэтнической выраженности и направленности.

И хотя итоги этих исследований нельзя полностью экстраполировать на население каждой из республик, следует все же подчеркнуть их достаточно весомую значимость, так как в Башкортостане горожане в 1989 г. составляли 63,8%, а в Татарстане - 72,9% всего населения каждой из этих республик. Охваченные опросом респонденты трех национальностей - башкиры, русские и татары в Башкортостане и татары, русские и чуваши в Татарстане представляли соответственно 89,6% и 95,5% всего городского населения этих республик.

Предварительные итоги исследования в Башкортостане были рассмотрены на симпозиуме, организованном Дэвидом Лейтиным в марте 1994 г. в г.Чикаго (6). Имея итоги исследования по Татарстану, мы сочли возможным сравнить две линии суверенизации и ее последствий в Башкортостане и Татарстане, надеясь, что такое сравнение может оказаться полезным в выявлении общего и частного в контурах этнополитического развития каждой из республик (7).

С небольшим временным интервалом, менее полтора месяца, - 30 августа и 11 ноября 1990 г. вступили в силу Декларации о государственном суверенитете Татарской и Башкирской Республик. Согласно этим документам, имеющим силу закона и являющимися основой для разработки Конституции, обе республики обрели государственный суверенитет в пределах существующих границ и самопреобразовались из ТАССР и БАССР в Татарстан и Башкортостан. Они были не первыми и не последними из числа бывших автономных республик бывшего РСФСР, ринувшихся в 1990 г. вслед за бывшими союзными республиками в процесс суверенизации (см.табл.1).

 

Таблица 1.

 

Суверенизация бывших автономных республик

Российской Федерации.

Хроника принятия деклараций о суверенитете и

других законодательных актов.

 

Наименование документа


Дата принятия



Новое официальное название республики



1. О государственном суверенитете Российской Советской Социалистической Республики.


12.06.90 г.


название оставлено

прежнее



2. О государственном суверенитете Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики.


20.06.90 г.


название оставлено

прежнее



3. О государственном суверенитете Карельской АССР.


09.08.90 г.


название оставлено

прежнее



4. О государственном суверенитете Коми Советской Социалистической Республики.


29.08.90 г.


Коми Советская

Социалистическая Республика.



5. О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики.


30.08.90 г.


Татарская Советская Социалистическая Республика.

Республика Татарстан.



6. О государственном суверенитете Удмуртской Республики.


20.09.90 г.


Удмуртская Республика.



7. О государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики.


27.09.90 г.


Якутская-Саха Советская Социалистическая Республика.



8. О государственном суверенитете Бурятской Советской Социалистической Республики.


08.10.90 г.


Бурятская Советская Социалистическая Республика.



9. О государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики.

 



11.10.90 г.


Башкирская Советская Социалистическая Республика.

(Башкирская ССР).

Башкортостан.



10. О государственном суверенитете Калмыцкой Советской Социалистической Республики.




Калмыцкая Советская Социалистическая Республика.



11. О государственном суверенитете Марийской Советской Социалистической Республики.


22.10.90 г.


Марийская Советская Социалистическая Республика.



12. О государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики.


24.10.90 г.


Чувашская Советская Социалистическая Республика.

Республика Чувашъень.



13. О государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики.


27.11.90 г.


Чечено-Ингушская Республика.



14. О государственном правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики.


07.12.90 г.


Мордовская Советская Социалистическая Республика.



15. О государственном суверенитете Советской Республики Тува.


12.12.90 г.


Советская Республика

Тува.



16. О государственном суверенитете Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики.


30.01.91 г.


Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика



17. Постановление III съезда народных депутатов Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. О государст-венном статусе Дагестанской АССР.


13.05.91 г.


Дагестанская Советская Социалистическая Республика.

Республика Дагестан



 

В декларациях значительного большинства бывших автономных республик России носителем суверенитета и источником государственной власти объявлялся народ республики, и только в Декларациях Башкирии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии - много-национальный народ республики.

На рубеже 80-90-х гг. этническая мозаика республики Башкортостан была составлена из 112 национальностей. Иными словами, до полного списка всех национальностей, расцвечивающих этническую панораму Российской Федерации, а тем более бывшего СССР, состоявшего из 128 этнических наименований, включенных в опубликованные списки народов, Башкортостану не "доставало" всего лишь 16.

Дав республике свое имя, обретя вместе с ней и ее народом статус суверенности, выступая народом, цементирующим государственное единство, башкиры вместе с тем занимали в республике всего лишь третье место по численности, уступая почти в 2 раза русским, и в 1,3 татарам. В Татарстане хотя татары и не составляли половины всего населения республики тем не менее занимали первое место, а русские - второе. Но об этом - ниже.

Накануне VI съезда народных депутатов Российской Федерации, когда были опубликованы критические статьи по поводу вынесенных на обсуждение проектов конституции Российской Федерации (8) и несколько раньше, перед тем, как 31 марта 1992 г. в Кремле были подписаны три варианта единого Федеративного Договора (Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ), началось резкое обострение отношений между Москвой, с одной стороны, Казанью и Уфой - с другой.

Референдум в Татарстане, проведенный в марте 1992 г. и открывший ему зеленый свет в борьбе за независимость и отвергнутые 10-й сессией Верховного Совета Башкортостана проект новой Конституции Российской Федерации и проект соглашения о разграничении полномочий вывели эти две республики на передний план нового витка суверенизации.

В обширной дискуссии между Центром и двумя республиками Поволжья основными спорными моментами стали - конкуренция между законодательной и исполнительной властями и борьба между Казанью, Уфой и Москвой за перераспределение полномочий.

Война законов, очень знакомая по своим идеологемам, контурным событиям и тенденциям, за повышение статуса и объема своих полномочий, за расширение экономической и политической самостоятельности дала повод нетерпеливым журналистам вполне серьезно заговорить о том, что России угрожает судьба развалившегося Союза. Масла в огонь подлили своими "особыми" позициями три бывшие автономные республики - Чечено-Ингушская, Татарская, Башкирская.

У каждой из них, конечно, своя судьба, своя история, свой специфический характер межнациональных отношений, свои взгляды по поводу "исконных" и "не исконных" этнических территорий, особых прав титульного народа, на курс экономической и социальной политики, планы и глубины ее формирования, на статус государственного языка.

Этническая мозаика этих республик, особенно Татарстана, потенциально создавала ситуации для формирования национальных движений по двум основным линиям. В недрах титульной национальности, считающей себя в первую очередь носительницей суверенитета, зарождались движения за создание приоритетных условий для ее национального развития, в недрах не-титульных национальностей, естественно, возникало контрдвижение.

Надо ли удивляться тому, что и Башкирский народный центр "Урал" на своем I съезде, состоявшемся 18 декабря 1989 года, утвердил свой программный документ, в котором на передний план выдвигались задачи по:

1) обретению статуса союзной республики,

2) повышению статуса башкирского языка путем признания его государственным языком,

3) содействию государственным органам в организации обучения башкирскому языку в детских дошкольных учреждениях, в школах и вузах,

4) организации широкой пропаганды истории и культуры, прогрессивных обычаев башкирского народа среди населения,

5) установлению связей с башкирами, проживающими за пределами Башкортостана и т.п. (9).

В ответ активизировались движения среди не-титульного и прежде всего среди русского населения.

Рост национального самосознания и подъем национальных движений в Башкортостане и Татарстане продемонстрировал возможности появления многоосевой линии межнациональной напряженности. И в этом нет ничего удивительного, если принять в расчет, что в самой этнической мозаичности был заключен потенциально возможный взрывной заряд, по крайней мере при тех условиях, когда суверенитету республики некоторые идеологи пытались придать исключительно моноэтническую окраску. Об этом, в частности, дальновидно предупреждал Председатель Верховного Совета республики Муртаза Рахимов в ходе своей встречи со студентами-участниками политической голодовки, протестующими против подписания республикой Федеративного договора. "Мне понятны ваши чувства и ваши стремления,- говорил он в своем обращении к активистам Союза башкирской молодежи,- но достичь поставленных целей можно только на основе единства всех народов, проживающих в Башкортостане" (10).

Стремление к консолидации проявилось внутри каждого из двух лидирующих на этнополитической сцене Башкортостана национальных движений: Башкирского Народного Центра, выступившего инициатором мобилизации Башкирского Народного Конгресса, и Татарского Общественного Центра, с которым ассоциированы движения, отражающие интересы и чаяния татарской части населения Башкортостана (11).

Документы (резолюции, обращения, лозунги) всех шести проведенных курултаев (съездов) свидетельствуют о постепенном сдвиге активистов башкирского национального движения в сторону монополизации в республике интересов титульной нации. Особенно показательны в этом отношении документы VI Внеочередного всебашкирского съезда (12), толкающие республику на путь дальнейшего углубления суверенизации, вплоть до обретения независимости.

В отличие от башкирского национального движения, ориентированного на создание башкирской национальной государственности, татарский общественный центр в Башкортостане стремился организовать содействие органам государственной власти и управления в реализации политических и культурных прав татарского населения республики. Видное место в изучении задач этого движения занимает и поддержание культурных, научных и деловых контактов с лицами татарской национальности как в пределах, так и за пределами Башкортостана.

Суверенизация внесла ряд серьезных изменений в социально-политическую обстановку и межнациональные отношения. Началось складывание новой этнополитической ситуации, потребовавшей от исследователей обновления понятийно-терминологического аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconПравительство республики башкортостан постановление
Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 22 марта 2008 года n уп-94 "О введении новых систем оплаты труда работников...

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconРеспубликанский литературно-творческий конкурс проводится Министерством...
Дню Республики Башкортостан и Году укрепления межнационального согласия в Республике Башкортостан «Пою мою республику»

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconКонституция республики башкортостан
Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение была образована Башкирская автономная республика в составе...

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconГазета на 16 страниц (4 печ листа)
Республики Башкортостан. Гл ред. А. П. Филиппов, народный поэт Республики Башкортостан. Адрес редакции: 450097, Республика Башкортостан,...

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconI. общие положения
Федерального агентства по образованию, на 2006-2008 годы, Республиканским соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан,...

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconМинистерстве юстиции республики башкортостан
Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Республики Башкортостан и Государственный комитет Республики Башкортостан...

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconСтатья Наименование и место нахождения общества
Общество является открытым акционерным обществом, созданным в соответствии с Федеральным Законом "Об акционерных обществах" и Законом...

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconПрограмма включает в себя Территориальную программу обязательного...
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан и средств бюджета государственного учреждения...

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconАдминистрации городского округа город Салават Республики Башкортостан
Председатель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по

М. Н. Губогло башкортостан и татарстан iconАдминистрации городского округа город Салават Республики Башкортостан
Председатель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов