Программа учебной дисциплины




Скачать 145.01 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
Дата публикации21.05.2015
Размер145.01 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > История > Программа
Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет


Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры

истории нового времени

протокол № ___

“___” _____________________

зав. кафедрой д.и.н., проф.

Барышников В.Н.


УТВЕРЖДАЮ

Зам. декана по учебной работе
“___” __________________



Программа учебной дисциплины

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ


^ ИСТОРИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ



федерального (вузовского) компонента цикла ГСЭ (ЕН, ОПД, СД, ДС, ФД)

(по выбору) по специальности (направлению) ______________________

(код специальности)

Разработчики: д.и.н., проф. Фокин Владимир Иванович

Уч. зв., уч. степ. Ф.И.О.
Рецензенты: к.и.н., доцент Шершнёва Светлана Владимировна

Уч. зв., уч. степ. Ф.И.О.


Санкт-Петербург

2004 г.^ I. Организационно - методический раздел
Цель курса

Сформировать представление и привить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.
^ Задачи курса

Определение основных понятий и категорий. Дать характеристику основных групп источников и корпуса документальных материалов. Раскрыть методы и особенности работы с ними. Дать характеристику основных методов анализа документальных источников. Познакомить с основными научными школами и теоретическими концепциями исследования проблем источниковедения.
^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Обязательная дисциплина.
Требования к уровню освоения содержания курса

Студентам необходимо иметь базовые знания и навыки работы с историческими источниками.

^ II. Форма промежуточного и итогового контроля

Экзамен.

III. Распределение курса по темам и видам работ




п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (ч)

Самост. работа

Лекции

семинары




1.

Ведение

6

2

-

4

2.

Классификация источников. Их виды и группы.

12

4

-

8

3.

Электронные базы данных. Работа c документами в Internet.

12

4

-

8

4.

Внешняя и внутренняя критика источников.

12

4

-

8

5.

Особенности анализа различных групп источников.

18

6

-

12

6.

Эволюция методов работы с источниками и формирование их междисциплинарного характера.

12

4

-

8

7.

Современные комплексные методы систематического анализа и особенности с работы с источниками в условиях междисциплинарного подхода.

12

4

-

8

ИТОГО…

84

28

-

56



IV. содержание курса
Разделы курса

  1. Введение

  2. Классификация источников Их виды и группы.

  3. Электронные базы данных. Работа c документами в Internet.

  4. Внешняя и внутренняя критика источников.

  5. Особенности анализа различных групп источников.

  6. Эволюция методов работы с источниками и формирование их междисциплинарного характера.

  7. Современные комплексные методы систематического анализа и особенности с работы с источниками в условиях междисциплинарного подхода.



Темы и краткое содержание
1. Ведение.
^

Краткий обзор курса. Определение основных понятий и категорий. Обзор литературы.


2. Классификация источников Их виды и группы.

2.1. Классификация источников

Компаративные и нарративные источники их особенности.

2.2. Виды и группы источников

Критерии деления видов источников на группы. Основные группы актовых документов, их характеристика. Основные группы нарративных источников, их характеристика.

3. Электронные базы данных. Работа c документами в Internet.

3.1. Электронные базы данных

Объектно- и субъектно-ориентированные базы данных, особенности их построения.

3.2. Работа c документами в Internet.

Особенности использования источников, помещенных в электронных средствах коммуникации (Internet).

4. Внешняя и внутренняя критика источников.

4.1. Критики источника.

Понятие критики источника. Особенности источниковедческого анализа в научно-исследовательской работе. Атрибуция источника, выявление его достоверности.

4.2 Внешняя и внутренняя критика источников.

Основные характеристики внешней критики источника. Основные характеристики внутренней критики источника, определение достоверности его содержания. Семантический анализ текста документа. Институциональный анализ документа. Функциональный анализ документальных источников. Использование специальных научно-вспомогательных методов исследования документальных источников.

5. Особенности анализа различных групп источников.

5.1. Роль анизиза источника в исследовательском процессе

Особенности исследования духовной жизни людей с помощью документальных источников.

5.2. Особенности различных групп источников при их анализе.

Аксиология культуры и характерные для нее методы анализа источников. Компаративистские методы анализа групп источников и их особенности. Количественный анализ групп источников. Специфические методы анализа источников социальной и исторической антропологии, этнографии, культурологи, искусствоведения, политологии.

6. Эволюция методов работы с источниками и формирование их междисциплинарного характера.

6.1. Научный метод исследования.

Зарождение исследований в области взаимодействия культур различных народов и появление научных методов исследования.

6.2. Развитие методов работы с источниками.

Развитие методов исследования проблем взаимодействия народов в сфере культуры от конкретно-научных методов к комплексным методам и формирование междисциплинарного характера методологии исследования.

7. Современные комплексные методы систематического анализа и особенности с работы с источниками в условиях междисциплинарного подхода.

7.1. Современные комплексные методы систематического анализа

Влияние структурализма на развитие методов исторического исследования. Постструктурализм.

7.2. Особенности с работы с источниками в условиях междисциплинарного подхода

Социальная антропология и ее методы анализа источников. Развитие методов политического анализа, функциональный и институциональный анализ источников. Философско-исторические теории развития человеческой цивилизации и их представления о процессе взаимодействия культур. Социально-психологические концепции об особенностях человеческой психологии, их влияние на формирование исторических источников. Методы системного анализа и их влияние на методы анализа источников.


^
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу




  1. Основные виды источников: особенности компаративных и нарративных источников.

  2. Основные группы актовых документов и их характеристика.

  3. Международные договора и соглашения, акты межгосударственных организаций и межгосударственных объединений.

  4. Национальные законодательные акты, постановления и решения органов государственной власти и государственного управления.

  5. Международные соглашения государственных и частных учреждений, политических и общественных международных и национальных организаций.

  6. Основные группы нарративных источников и их характеристика.

  7. Корпус повествовательных материалов государственных, общественных и частных документов.

  8. Опубликованные и неопубликованные документы.

  9. Статистические обзоры. Материалы периодической печати.

  10. Литературные источники, мемуары, переписка, интервью.

  11. Основные публикации источников по истории Нового и Новейшего времени.

  12. Основные архивохранилища и библиотеки стран зарубежной Европы и Северной Америки.

  13. Особенности работы с источниками в Internet.Объектно- и субъектно-ориентированные базы данных. Принципы их построения. “Сайты” международных, государственных, общественных и частных организаций.

  14. Внешняя критика источника. Методы определения его достоверности, институциональный и функциональный анализ атрибуции документа.

  15. Внутренняя критика источника. Анализ текста и его особенности. Методы анализа содержания источника.

  16. Особенности исследования духовной жизни людей с помощью документальных источников. Аксиология культуры и характерные для нее методы анализа источников.

  17. Компаративистские методы анализа групп источников и их особенности.

  18. Количественный анализ групп источников.

  19. Специфические методы анализа источников социальной и исторической антропологии, этнографии, культурологи, искусствоведения, политологии.

  20. Методы системного анализа и их влияние на методы анализа источников.

  21. Формирование основных направлений гуманитарных наук XIX вв., в рамках которых формировались методы исследования исторических источников.

  22. Формирование специфических методов исследования документальных источников по истории Нового и Новейшего времени первой половины ХХ в.

  23. Историческая антропология и методы работы с историческим источником 60 – 70-е гг. ХХ в.

  24. Психоаналитический подход и функционалистское направление в анализе исторических источников.

  25. Работа с историческими источниками в целостно-антропологических концепциях. Труды М. Вебера, К .Ясперса, А. Тойнби, О. Шпенглера, П. Сорокина, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы

  26. Основные подходы к историческому источнику в трудах основателей структурализма К. Леви-Стросса



V. Учебно-методическое обеспечение курса.
1. Рекомендуемая литература (основная)
Литература по разделам курса

  1. Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 4-6 февраля 1998 г. М., 1998.

  2. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Теория и методика. М., 1990.

  3. Источниковедение и компаративистский метод в гуманитарном знании. М., 1996.

  4. Современная международная компаративистика в социальных и гуманитарных науках. Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 5-6. СПб., 2002.

  5. Кардаш А. И. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

  6. Компаративистика. II. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2002.

  7. Компаративистика. III. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003.

  8. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2. СПб., 1910-1913.

  9. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

  10. Сорокин П. Социальная и культурная динамика СПб., 2000.

  11. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.

  12. Юнг К.Г. Психология бессознательного. Минск, 1994.

  13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1990.


^ II. Рекомендуемая литература (дополнительная)
Литература по разделам курса

  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

  2. Библиотека публикаций Московского Центра Карнеги. http/www.Carnegie.ru

  3. Голубев А.В. Запад глазами советского общества. (Основные тенденции формирования внешнеполитических стереотипов в 30-х годах). // Отечественная история. 1996. № 1.

  4. Голубев А.В. Мифологизированное сознание и внешний мир. // Бахтинские чтения. Философские и методологические проблемы гуманитарного познания. Орел, 1994.

  5. Гофман А.Б. Общество, мораль и религия в философии Анри Бергсона // Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

  6. Гримшоу А., Харт К. Антропология и кризис интеллектуалов // Культурная антропология. СПб., 1996.

  7. Данилевский Н.А. Россия и Европа. М., 1991.

  8. Дельтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

  9. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  10. Егорова Е., Плешаков К. Бэконовские "призраки" в современном мире // Международная жизнь. 1988. № 8.

  11. Егорова Е., Плешаков К. Концепция образа и стереотипа в международных отношениях //Мировая экономика и международные отношения. 1988. № 8.

  12. Зак Л.А. Западная дипломатия и внешнеполитические стереотипы. М., 1976.

  13. Зашихин А.Н. "Глядя из Лондона". Россия и общественная мысль Британии: вторая половина XIX - начало XX века. Очерки. Архангельск, 1994.

  14. История теоретической социологии. Т.4. М., 2001.

  15. Карацюба И.В. Некоторые источниковедческие аспекты изучения записок английских путешественников по России (Стереотипы их восприятия и оценок российской действительности). // История СССР. 1985. № 5.

  16. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995.

  17. Леви-Стросс К. Структура мифов. //Вопросы философии. 1970. № 7.

  18. Мосс М.Мосс М. Социальные функции священного. М.-СПб., 2000.

  19. Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. М., 1990.

  20. Полная хронология ХХ века. М., 1999.

  21. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000.

  22. Риккерт Д. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995.

  23. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

  24. Россия и внешний мир: диалог культур. М., 1997.

  25. Россия и Европа в XIX - XX вв.: проблемы взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996.

  26. Словарь культуры ХХ века. http: //tetra sociology2002.spb.ru/site/6

  27. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1999.

  28. Философский словарь. Ред. И.Т. Фролов. М., 1991.

  29. Фокин В.И. Особенности применения методов сравнительного анализа в исследованиях международного сотрудничества в области культуры. //

  30. Фрейд З. Психоанализ. М., 1992.

  31. Фромм Э. Кризис психоанализа: Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб., 2000.

  32. Хебермас Ю.Хебермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

  33. Чугров С.В. Идеологемы и внешнеполитическое сознание. // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 2 .

  34. Чугров С.В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения. // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1.

  35. Юнг К.Г. Психологические типы. Минск, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины iconАннотация к программе учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 06 «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Программа учебной дисциплины iconАннотация к программе учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос, по специальности...

Программа учебной дисциплины iconАннотация к программе учебной дисциплины психология
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 14 «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «физиология питания с основами товароведения...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по профессии...

Программа учебной дисциплины iconАннотация к программе учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...

Программа учебной дисциплины iconАннотация к программе учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...

Программа учебной дисциплины iconАннотация к программе учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос, по специальности...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов