Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность»




Скачать 110.77 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность»
Дата публикации07.07.2016
Размер110.77 Kb.
ТипРабочая программа
edushk.ru > История > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________Рябинина С.А.
Протокол № 6

от «26 » июня 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

__________Алиева О.В.
« » 2014 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

п. Волоконовка

__________ Горюнова А.Г.
Приказ №

от «30 » августа 2014 г.


Рабочая программа

по элективному курсу

«Религии мира: история и современность»
на уровень среднего общего образования

10 «Б» класс

Учитель: Дешевых Неля Борисовна

п.Волоконовка 2014г.


^ Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе учебного пособия «Религии мира: история и современность». 10-11 кл.: учеб. пособие /Е.С.Галкина, М.В.Пономарёв, А.М.Родригес. – М.:Дрофа,2007. и Программы элективных курсов. История. 10-11 классы. Профильное обучение – М.: Дрофа,2007.

^ Актуальность и содержательная новизна курса. Значимость изучения вклада религий в мировую историю определяется общим процессом обновления содержания социально-гуманитарного образования, воспитательных функций школы в новых социокультурных условиях. Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий необходимо рассматривать в контексте задач по социализации подрастающего поколения.

В мире быстро растёт интерес к религиозному фактору общественной жизни. Во многом это определяется трагическими событиями последних лет, которые многие аналитики поспешили объявить «войной цивилизаций». При всей спекулятивности подобных суждений они акцентировали внимание на мировоззренческих, духовных причинах кризиса современного общества. Разрушение привычных социальных ролей, дезорганизация больших сообществ и структур, рост культурной фрагментальности и, как следствие, кризис идентичности – это характерные явления глобализованного мира. Глобализация экономического и информационного пространства, призванная объединить человечество, на деле всё больше способствует расслоению, формированию совершенно новых социальных границ и психологических барьеров. Эта угроза вызывает фундаменталистский «ответ» - агрессивное неприятие любых новаций, якобы противоречащих культурному, историческому, религиозному наследию.

В сложившихся условиях чрезвычайно важной задачей является знакомство подростков с духовно-нравственной основой религиозного мировоззрения, тесной связью религий с культурно-историческим прогрессом человечества.
Предметом в данном случае становиться не столько догматика или обрядовая сторона религиозного опыта, столько мировоззренческая направленность конфессиональных культур. Оформление компетентного, объективного взгляда на роль религий в современной истории может помочь в преодолении угрозы нарастания этноконфессиональной вражды, воспитания толерантного отношения к представителям других народов и культур, формировании более глубокого понимания происходящих в современном обществе перемен, обеспечение свободы мировоззренческого самоопределения учащихся, обоснованного выбора взглядов и убеждений.

Особую значимость изучения исторической роли религий приобретает в российской школе. Невозможно отрицать, что православная культура исторически является ядром традиционно российской культуры. По этому без знания основ православной культуры чрезвычайно затруднено адекватное освоение духовных ценностей и приобщении к историческому опыту российского народа. Но в то же время изучения исторического наследия, мировоззренческих основ и общественной роли любой конфессии не может быть достаточно глубоким без понимания специфики других конфессиональных культур и их социальных систем, возникших на их основе. Особое значение комплексное изучение роли ведущих религий в развитии общества приобретает применительно к современному периоду истории, когда исчезли четко очерченные пространственные границы конфессиональных сообществ и религиозных опыт во многом формируется на основе межконфессионального диалога.

Следует отметить, что используемое в данной программе для характеристики предмета изучения понятия "религии мира" весьма условно. Религия - это специфическое миропонимание и сопряженные с ним самоощущения и поведения людей, определяемые верой в сокральность феномена жизни, особый высший смысл бытия, не разрывную связь абсолютного духа и космической материи. Таким образом, религии - это особый дискурс, а потому она не может быть исчерпывающе осмысленно в пределах какого-либо отдельного методологического или идеологического подхода. Феномен религиозного опыта универсален для человечества и одновременно уникален для каждой конфессии и каждой исторической эпохи. Поэтому в историческом контексте используется множественное понятие "религии", отражающее социокультурную специфику религиозного опыта, его сопряженность с конкретными социальными условиями, интегрированность в конкретные "картины мира". традиционное разделение религий на родоплеменные, национальные и мировые позволяет достаточно четко обозначить уровень такой историко-социальной сопряженности, выделить религиозные системы, оказывавшие не просто преобладающее влияние на мировую историю, но и вобравшие в себя наиболее универсальные принципы религиозного мировоззрения. Такие религии принято называть "мировыми" (буддизм, христианство, ислам). Однако целый ряд религий, являющихся более специфическими по своей культово-догматической и мировоззренческой основе, оказали не меньшее влияние на развитие мировой истории. К их числу, безусловно, относятся индуизм, конфуцианство, иудаизм, сикхизм, синтоизм, поэтому предлагаемая программа, в отличие от традиционных курсов по истории мировых религий, включает и материал по истории подобных религиозных систем, оказывающих огромное влияние на современной развитие человечества.
^ Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить старшеклассников с историческим развитием и доктринальными особенностями ведущих религий мира, и на этой и основе показать роль религий в складывании современного общества.
^ Задачи курса:

- формирование представления о религии как важном факторе культурно-исторического развития общества и мировоззренческого становления личности;

- приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном многоконфессиональном обществе, раскрытие особенностей культуры и образа жизни основных конфессиональных групп современности;

- выработка уважительного ценностного отношения к гуманистическим ценностям в современном обществе, к духовно-религиозному, историческому и культурному наследию русского и других народов;

- способствовать формированию исторического сознания учащихся, интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции;

- формирование навыков социального взаимодействия в современном обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;

- подготовка учащихся образовательной школы к получению в дальнейшем высшего профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям и направлениям, включающим знания о религиозной, духовной и материальной культуре.
^ Место курса в образовательном процессе. Элективный курс "Религии мира: история и современность" обращает акцентированное внимание к древнейшим периодам истории мировых религий при достаточно фундаментальном изучении их развития в XX веке. Это вполне оправдано с точки зрения общего курса истории, но не позволяет обратить внимание учащихся на принципиально важные изменения, произошедшие в доктринальных установках мировых религий, политической стратегии конфессиональных общественно-политических движений. Без знания материала практически невозможно объективно оценить и понять современную роль мировых религий, сложную динамику взаимоотношений конфессиональных сообществ, причины возрождения фундаментализма в начале XXI века. Кроме того, изучение лишь событийной картины в истории мировых религий затрудняет понимание основ конфессиональной этики, мировоззренческих и поведенческих установок. Необходимо сочетание материала по истории конфессиональных объединений и церквей с материалом по эволюции основных положений догматики и особенностями культа, подобная задача ставиться в специальном курсе "Мировые религии", однако он требует значительного объема учебного времени и как правило, сохраняет традиционную академическую структуру содержания. Ввод элективного курса "Религии мира: история и современность" позволяет более гибко отбирать учебный материал, адаптировать его к содержанию базового курса всеобщей и отечественной истории в 10-11 классах, акцентировать проблематику современного периода мировых религий. Таким образом, с точки зрения решаемых воспитательных задач и организационной структуры элективный курс "Религии мира: история и современность" имеют определенные преимущества по сравнению с факультативным курсом "Мировые религии".

Программа элективного курса "Религии мира: история и современность" рассчитана на 34 часа в год из расчета 1 часа в неделю в 11 классе. Содержательные и структурные особенности курса позволяют использовать модульную методику изучения, в том числе интегрировать некоторые предметные темы с содержанием базового курса истории.


^ Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать основные факты по истории мировых религий;

- иметь представление об основных особенностях догматики и культа мировых религий, их исторической эволюции;

- понимать роль конфессиональной культуры в духовном развитии общества, формировании различных систем социальной мотивации, этических и эстетических ориентаций;

- иметь представления о воззрениях и деятельности ведущих религиозных мыслителей прошлого и современности;

- давать самостоятельную оценку роли конфессионального фактора в современной общественной жизни, приводить доказательные примеры и документальные свидетельства;

- уметь формулировать и аргументировать собственное мнение в ходе дискуссии по проблемам истории мировых религий и их современной общественной роли;

- осуществить поиск, систематизацию и интерпретацию дополнительной информации, необходимой для изучения проблематики курса;

- соотносить собственное мировоззренческие и поведенческие установки с исторически сложившимися конфессиональными культурами.

^ Содержание тем учебного курса

Первые века христианства. (2 часа)

Раннее христианство: вера и приверженцы. Исторические истоки. Складывание основ вероисповедания. Путь к

официальному признанию. Христианство между Античностью и Средневековьем: пути вероучения. Первые

Вселенские соборы. Споры о Символе веры и формирование догматов. Монашество.

^ Восточная ветвь христианства: от второго Рима к третьему. (6 часов)

Христианство в системе Византийской империи. Константинополь и Рим: этапы церковного раскола. Начало

христианства в Древней Руси. Религиозно-философская мысль Древней Руси. Православие и натиск с Востока: 13-14

вв. становление «третьего Рима»: православие в 15-16 вв. утверждение Московского патриаршества. Смутное время и

русское православие. Реформы Никона и Великий церковный раскол. ^ Обобщающее повторение.

Православное христианство от Нового времени до современности. (5 часов)

Православие и век абсолютизма. Русская православная церковь в конце 17- начале 18 века. Церковная реформа Петра

Первого. Русское монашество. Церковь и православная культура в 19- начале 20в. православие в государственной

политике и официальной идеологии Российской империи. Старчество и русская святость. Старообрядчество.

Православие и российское общество начала 20 века. Церковь в Советской России. Церковь в 1918-1930-е гг. русская

православная церковь в годы Второй мировой войны. Церковь, государство, общество СССР в 50-х –начале 80-х гг.20

века. Православие в конце 20 – начале 21 века. Подъем религиозного сознания в России в конце 80-х – начале 1990-х

гг. православие в жизни России конца 20 – начала 21 в. ^ Обобщающее повторение.

Средневековое Западное христианство. (3 часа)

Становление западнохристианской традиции. Католицизм и «католичность». Оформление папской духовной власти.

От борьбы за обновление церкви к папской теократии. Католическая церковь после схизмы 1054 г. Монашеские и

духовно-рыцарские ордены. Схоластика. Торжество теократии и новый кризис католической церкви. Основы

вероучения. Символ веры и его толкование в католицизме. Таинства в католицизме: крещение, конфирмация,

причастие, покаяние, елеосвящение, брак, рукоположение. Католическое благочестие. Структура католической

церкви.

^ Реформация и контрреформация: раскол западного христианства. (4 часа)

Начало Реформации. Формирование евангелическо-лютеранской церкви. Мировоззренческие истоки реформации.

Проповедь Лютера. Становление евангелическо-лютеранской церкви. Радикальная Реформация. Цвинглианство.

Анабаптизм и «братские церкви». Кальвинизм. Контрреформация и эпоха религиозных войн. Распространение

кальвинизма. Реформация в Англии. Контрреформация. ^ Обобщающее повторение.

Современная история Западного христианства. (4 часа)

«Вызов модерна»: католицизм на рубеже Нового и Новейшего времени. Католическая церковь в условиях

секуляризации западного общества. Становление социального католицизма. Эпоха аджорнаменто. Христианская

демократия. Современная католическая теология. Неотомизм. Второй Ватиканский договор и политика

аджорнаменто. Западное христианство и проблемы современного общественного развития. Современный

протестантизм. Экуменические движения. ^ Обобщающее повторение.

Реформаторство: связь прошлого и современного. Преемственность старого реформаторства и современного

модернизма. Реформаторство и модернизаторство в исламе. Реформаторство и модернизаторство в индуизме.

Реформаторство и модернизаторство в буддизме. Реформаторство и модернизаторство в

конфуцианстве. Обобщающее повторение.

Средства контроля
Для проверки выполнения требований настоящего Примерного содержания образования по элективному курсу «Религии мира: история и современность» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение или без такого указания.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов.
6) Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций.
7) Задания на объяснение аналитического и синтетического характера.
8) Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач.
9) Текущее тестирование.
10) Итоговое тестирование.


Рекомендуемая литература
Алов А.А. и др. Мировые религии. М., 1998.

Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVIIвв. М, 1988.

Великие духовные деятели России. М., 1999.

Галкина Е.С. Религии мира: история и современность.10-11 кл.: учеб. пособие. М., 2007.

Гергей Е. История папства. М., 1994.

Иллюстрированная история религии. В 2т./Российский фонд мира. М., 1984.

История религии/В.В. Винокуров и др. М., 2002. Т. 1-2.

Кузьмин А.Г. Крещение Руси. М., 2004.

Лортц Й. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 2000. Т.1.

Митрохин Н. Русская православная церковь: Современное состояние и актуальные проблемы. М.2004.

Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

Православная энциклопедия: В 25 т. М.,2000.

Религии мира. М., 1982.

Религия и церковь в западном обществе XX в. М., 1992.

Современная философская мысль стран Востока. М., 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconРабочая программа по курсу «история Древнего мира»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Рабочей программы «Всеобщая история». Предметная...

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconРабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и...
Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы...

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconПрограмма курса лекций тема Введение в историю религии
Теории происхождения религий. Религия и культ. Религия и мифология. Ранние формы религиозного сознания. Фетишизм. Тотемизм. Анимизм....

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconЭкзаменационные вопросы по
Предмет курса «История религии», история его развития и крупнейшие представители. Методы курса «История религии»

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconРабочая программа по элективному курсу «Правоведение» (9 класс)
...

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconРабочая программа по истории учителя высшей категории
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до начала...

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconРабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconРабочая программа Криушичевой Татьяны Владимировны высшая квалификационная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района Белгородской...

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconРабочая программа по элективному курсу «Основы избирательного права»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района...

Рабочая программа по элективному курсу «Религии мира: история и современность» iconРабочая программа среднего общего образования по элективному курсу...
Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы (Автор-составитель Н. В....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов