Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны




Скачать 63.64 Kb.
НазваниеУрок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны
Дата публикации25.03.2016
Размер63.64 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > История > Урок
Урок Истории России в 6-м классе

Учителя истории БОУ «Гимназия №76»

Орлянской Тамары Владимировны.

Глава 1. Древняя Русь.

Тема урока "Восточные славяне в древности".

Цель урока: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование навыков самостоятельной работы с разнообразными источниками информации;

  • развитие умения кратко и по существу излагать свои мысли; представлять результаты групповой работы;

  • формирование коммуникативной компетенции: умение распределять поручения в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения или соглашаться с другой, помогать друг другу.

Оборудование урока:

  • учебники авторов А.А.Данилова Л.Г.Косулиной
    "История России. С древнейших времен до конца 16 века".Москва "Просвещение" 2004год.

  • Настенная карта "Расселение восточных славян"

  • Атласы: "Отечественная история с древнейших времен до конца 18 века";

  • "Атлас по истории Средних веков".

  • Картина "Славянский поселок" из серии картин и таблиц по истории Отечества; аппликации по истории Отечества.

На доске записаны новые слова: подсечное земледелие, переложное земледелие, соха, бортничество, язычество, вервь, вече, народное ополчение.

Организационный момент и целеполагание. Учащиеся произвольно делятся на 5 групп, рассаживаются, смотрят на записанную на доске тему урока и отвечают на вопрос: а что бы вы хотели узнать о древних славянах?

Учащиеся говорят: как они жили, как выглядели, чем занимались, были они свободными или ими кто-то управлял, как проводили свободное время и праздники.

Учитель спрашивает: а для чего вам это нужно?(мотивируем цель),

дети говорят, что хотели бы узнать побольше о своих древних предках.

Учитель записывает высказывания учащихся на доске и говорит, что цель нашего урока ответить на поставленные вами вопросы.

И узнавать об этом мы будем с вашей помощью. Учитель предлагает группам поработать с разными источниками информации и выполнить задание:

какие сведения о восточных славянах вы можете почерпнуть из данных источников?

1-я группа учащихся получает для анализа 2 исторические карты:

-"Русь в 9-начале12 века" (атлас "Отечественная история с древнейших времен до конца 17 века";

-"Три ветви славян" (атлас по истории средних веков).

2-я группа рассматривает рисунки в учебнике на стр. 9 и получает
аппликации с изображением женского украшения - височного кольца, деревянной ложки и деревянной бочки, каменной зернотерки (предметы, обнаруженные археологами во время раскопок).

3-я группа получает аппликации с изображением занятий славян (приложение 1):

выкорчевка и сожжение леса, рыболовство, бортничество, охота (все аппликации без подписей).

4-я группа работает с картиной "Славянский поселок"и рисунком учебника на стр. 10.

5-я группа работает с текстом учебника, читает о верованиях и управлении у восточных славян стр.11-12 и рассматривает рис. на стр. 12учебника и аппликации с изображением славянских идолов.

На выполнение задания отводится 5-7 минут, затем выступление групп 3-5минут.

^ Выступление групп.

Первая группа сообщает о том, что было три ветви славян и расселялись они по территории Восточной Европы (здесь возможна подсказка учителя), а нашими далекими предками были восточные славяне. Показывают на настенной карте и говорят, что они объединялись в племенные союзы, на них нападали кочевники. У них были соседи: эсты, весь, мурома и другие. Славяне строили города: Киев, Любеч, Смоленск, Новгород и другие.

Учитель: а как назывались племенные союзы?

Дети дополняют: поляне, древляне, дреговичи, полочане, северяне, кривичи, словене ильменские.

Учитель уточняет, с какой целью славяне объединялись в племенные союзы?

Дети высказывают предположения: для совместной работы, чтобы вместе воевать, для защиты от врагов. Учитель корректирует ответы.

Вторая группа по рисункам делает выводы о том, что славяне были воинами и охотниками, об этом свидетельствуют лук, стрелы, копье. Занимались ремеслом: выплавляли металл и делали из него мечи, копья, топоры, серпы. Топором славяне срубали деревья и кололи дрова, серпом жали рожь и пшеницу, а бревном с сучками пахали землю. (Ошибка). Учитель задает уточняющие вопросы: а можно ли, и легко ли таким бревном пахать нетронутую землю? И как в земледелии можно было его использовать? Подумав, дети догадываются, что бревном с сучками разбивали камни, то есть боронили землю.

По аппликации с височным кольцом дети сделали выводы о том, что у славян были украшения, и они умели их делать. Аппликации с изображением зернотерки и деревянной бочки вызвали затруднения. Учащиеся решили, что зернотерка - это предмет для выдавливания вина из винограда, а в бочках это вино хранили. (Влияние знаний по истории древнего мира).

Учитель помогает исправить ошибку с помощью наводящих вопросов: может ли расти виноград в условиях сурового климата? (нет) Обратите внимание на то, что нижний камень стерт в центре, отчего это могло произойти? Что им могли растирать? В итоге дети догадываются, что им могли растирать зерно.

Третья группа легко справляется с заданием и рассказывает о том, что славяне занимались охотой, рыболовством, земледелием, а в дуплах деревьев находили орехи и мед, подсказали соседней группе, что в деревянных бочках можно было хранить мед. Затруднение вызвал только один рисунок, где славяне вырубали и сжигали лес.

Учитель помогает наводящими вопросами: большая часть территории, на которой расселились славяне, была покрыта лесом, это и хорошо и плохо.

Почему хорошо? Дети отвечают, что в лесу можно охотиться, собирать ягоды, орехи, мед, из леса можно строить дома, делать предметы. А почему плохо? В лесу дикие звери, лес препятствует занятиям земледелием. Поэтому его вырубают и сжигают.

На этом этапе учитель поясняет, обращаясь к словам, написанным на доске, что такое земледелие называется подсечным или подсечно-огневым. А в Приднепровье, в степной зоне, были более благоприятные условия для занятия земледелием. Там участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Через 20-30 лет, после восстановления плодородия, возвращались к прежним участкам. Такая система земледелия называлась переложной. Сбор меда диких пчел называется бортничеством.

Четвертая группа по рисунку и картине рассказывает о том, что славянский поселок был обнесен частоколом, внутри находилось несколько домов, значит славяне жили семьями, дает описание славян, какие они носили прически и одежду, дополняет предыдущее выступление тем, что славяне еще занимались скотоводством, разводили коров, овец, лошадей. На переднем плане картины мы видим мужчину, который пашет поле с помощью лошади. (Учитель поясняет, что орудие труда, которым пашут землю, называется сохой. Рассматриваем, как выглядела соха). А пожилые люди тоже не сидели без дела. Они плели лапти и выполняли другую нетрудную работу

Пятая группа сообщает о том, что славяне были язычниками, то есть поклонялись разным богам: Перуну-богу грома и молнии, Ярилу - богу солнца, Стрибогу - повелителю ветра, Велесу - покровителю скотоводства.

В честь своих богов славяне ставили в священных рощах деревянных или каменных идолов и приносили им в жертву животных и даже людей. Показывают всем аппликации с изображением языческих идолов.

Они верили в русалок и леших.

Жили славяне соседской общиной, которая называлась - вервь. На общем совете - вече выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности создавали народное ополчение, которое делилось на десятки, сотни и тысячи воинов.

После выступления групп учитель предлагает вернуться к новым словам, записанным на доске и выполнить задание: разделите слова на группы и назовите их.

После обсуждения в группах учащиеся предлагают следующие варианты:

-виды земледелия: подсечное, переложное;

-занятия славян: подсечное земледелие, переложное земледелие, бортничество;

-управление у славян: вече, вервь, народное ополчение.

Учитель спрашивает: «Какие слова не вошли в группы и почему?» Дети отвечают: соха (это орудие труда) и язычество (это верования славян).

Учитель обращается к целям урока, записанным на доске, и спрашивает: «Все ли мы узнали о славянах?»

Дети говорят, что мы не говорили о том, как славяне отмечали праздники.

Учитель: так об этом вы поищите материал дома.

Домашнее задание: параграф №1, вопросы 3,4; желающие готовят сообщение о языческих праздниках славян; творческие задания (тоже по желанию): составить рассказ о путешествии в славянский поселок, нарисовать орудия труда и оружие славян, можно слепить из пластилина.

Итоги урока и рефлексия. Вопросы рефлексии на плакате или на экране (при наличии ТСО):

-Как работали в группе?

-Все ли участвовали в работе?

-Какие были трудности?

-Что было легко?

Учитель оценивает работу групп и выставляет отметки в журнал.

Приложение 1.

отсканировано 14.10.2010 10-50.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconНа уроках истории
В работе представлены разнообразные формы деятельности, которые позволяют добиться наибольших результатов в работе с одаренными детьми...

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconГероя Советского Союза П. П. Едунова Открытый урок по истории России,...
Показать полководческое искусство Дмитрия Донского, его качества патриота и гражданина. Продолжать учить учащихся выступать перед...

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconРабочая программа По истории курс «Россия и мир» в X классе на 2013-2014...
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconРабочая программа учителя истории Сыроваткиной Нины Владимировны...
А. А. Данилова Л. Г. Косулиной История России 6-11 классы общеобразовательных учреждений М. Просвещение 2009 год

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconУрок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
Учитель истории и обществознания моу сош №6 г. Озёры Московской области Печникова Т. В

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconПриказ № от 2013 г рабочая программа по истории. Базовый уровень. 6 класс
Этому соответствует существующая система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран, оба курса изучаются последовательно...

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconРосляковой Елены Владимировны Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Форма урока
Конспект учителя моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Воскресенска Московской области Росляковой Елены Владимировны

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconУрок истории в 11 классе «Фашизм как феномен ХХ века»
Образовательные актуализировать знания по теме тоталитаризма и фашизма в Европе,полученные на уроках истории, расширить и углубить...

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconПриказ № от 2013 г рабочая программа по истории. Базовый уровень. 7 класс
«История» в 7 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. Курсы всеобщей истории и истории России изучаются последовательно, сначала...

Урок Истории России в 6-м классе Учителя истории боу «Гимназия №76» Орлянской Тамары Владимировны iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница