Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный




НазваниеВозможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный
страница1/13
Дата публикации03.06.2015
Размер1.93 Mb.
ТипДокументы
edushk.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Секция 3:

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный сервис и туризм и т.д.
Новационная деятельность – сущность науки

Зеленов П.Л., к.ф.н., доцент ННГАСУ
1. Все существующие и возможные определения науки в системе общества в конечном сводятся к выявлению ее сущности. А эта сущность четко выражается понятием «новация». Наука любого вида и типа – это прежде всего генерация новых идей, прежде всего теоретических знаний, которые потом могут внедряться, использоваться, применяться, т.е. создавать возможность инновационной деятельности. С самого начала следует четко разграничивать два понятия: «новация» и «инновация», «новационная деятельность» и «инновационная деятельность». К сожалению, не только в нашей стране, но и за рубежом такого разграничения не делается. Совершенно очевидно, что прежде чем начать инновационную деятельность, необходимо совершить новационную деятельность: сначала надо создать Новацию, а потом ее внедрять. Историческое призвание науки и состоит в том, чтобы производить новации, новые идеи, концепции, теории и даже учения. Об этом свидетельствует вся история мировой науки, за что ее и ценит человечество. Не за инновации, а за новации. Ученый создает новое в своей предметной области, даже не задумываясь о возможности внедрения, использования, применения его идей. Таков и Пифагор, и Ньютон, и Ампер, и Менделеев, и Леонардо, и Эйнштейн и другие великие ученые планеты. Но в этом процессе движения от новации к инновации возникает множество проблем.

2. Новационная (креативная, творческая) научная деятельность прежде всего нуждается в субъектах (ученых, новаторах). Многие из них рождаются стихийно, в ходе возникновения объективных потребностей в Новом знании (Леонардо, Ломоносов, Циолковский, Алексеев, Дубинин). На их пути возникают социальные препятствия (они давно описаны в литературе), но творческий ум исследователя оказывается способным преодолеть их, иногда и ценной жизни. Но нам важно подчеркнуть и второй путь формирования субъектов научной деятельности: научные школы, интеллектуальные инкубаторы. Они могут быть как формальными, так и неформальными. Важно, что вокруг Лидера – ученого формируется плеяда его последователей, продолжателей его научного дела. Институционализация здесь не обязательна, хотя и она может осуществиться с ведома власти, государственных органов. Так создаются научные школы И.П. Павлова, Курчатова, Иоффе, Келдыша, Харитона, Лотмана, В.В. Орлова, М. Когана, Ф. Селиванова, Н. Кондратьева, Г. Щедровицкого, А.Н. Леонтьева и других. Это все разные по профилю, направленности, специализации научные школы, но они сформировали большую группу последователей, субъектов научного творчества, которые стали академиками, профессорами, докторами наук, известными учеными.

Одна из проблем стабилизации научной школы как инкубатора субъектов науки – это проблема оснований стабильности. Здесь не срабатывают государственные поддержки и инвестиции (Т.Д. Лысенко), признание мировым сообществом и т.д. Исторический анализ показывает, что прежде всего значима приверженность концепции школы. Эту концептуальную инвариантность можно считать базовым основанием стабильности научной школы. Это значит, что в области методологии, средств деятельности, получаемых результатов возможна вариативность.

Скажем, концепция деятельности Л. Берталанфи в принципе остается до сих пор, она породила у ее последователей множество методологических принципов исследования: системный, структурный, функциональный, генетический, системногенетический и даже синергетический. Общая теория систем Берталанфи остается до сих пор принципиально важной и конструктивной, но какое разнообразие последователей.

Ч. Дарвин создал концепцию единства наследственности и изменчивости в развитии биологических видов. Его прямым последователем можно, наверное, назвать лишь К. Ланге, а все иные стали искать иные методы трактовки изменчивости или стабильности видов, что выразилось прежде всего в генетической методологии Моргана, Менделя, Шмальгаузена, Дубинина.

З. Фрейд создал свою концепцию психоанализа, но и его последователи своими методами анализа внесли существенные коррективы в понимание психики человека: Э. Фромм, К. Юнг, Г. Уэльс.

Даже концепция относительности пространства и времени А. Эйнштейна в дальнейшем с иных позиций уточнялась и корректировалась Н. Бором, П. Дираком, Н. Фоком, А. Д. Александровым и др., потому что в ней не учитывался момент абсолютности и объективной зависимости констант (М. Планк).

Подобное мы можем сказать о многих других концепциях в области семиотики (Соссюр), вторичных моделей (Лотман), кибернетики (Н. Винер), тектологии (А. Богданов), ноосферизма (В. Вернадский), типологии деятельностей (М. Каган).

Важное значение научных школ как инкубаторов научных кадров, которые и призваны совершать новационную деятельность, заставляет говорить о необходимости инвестиционной поддержки данных школ. Этого мы, к сожалению, не видим ни в прошлом, ни в настоящем и не ожидаем в будущем. Исключения составляют инвестиции в научные школы, исследующие оборонно значимые проблемы. Но научные исследования всех видов имеют значение для всех сфер общественной жизни. А если еще учесть, что по данным науковедов каждый, вложенный в науку 1 рубль дает 9 рублей прибыли, то вполне естественно, что те страны вырвутся вперед, которые не скупятся на научные исследования. Пора вспомним прогноз К. Маркса: «наука становится непосредственной производительной силой общества».

3. Субъекты новационной деятельности, возникшие стихийно или выращенные в «интеллектуальных инкубаторах», по самой природе науки (имманентно) не нуждаются в финансовых инвестициях и даже в создании специальных научных инфраструктур. Ученый будет работать в любой ситуации. Об этом говорит исторический опыт развития мировой науки. Проблемный вопрос в другом: нужны ли научные новации обществу, государству. Не вхолостую ли работает ученый? Будут ли одобрены, приняты, призваны результаты его исследований? Здесь множество частных проблем:

а) нужно обнародование научных исследований, хотя бы их в форме публикаций и докладов на научных форумах;

б) необходимы финансы и издательские центры для опубликования результатов исследований;

в) необходимо правовое оформление интеллектуальной собственности, чтобы спастись от плагиата и «пиратства»;

г) необходима информация о новациях вплоть до пресловутой рекламы;

д) необходим поиск инвесторов и заинтересованных органов и организаций для внедрения новаций.

Как мы видим, движение от новаций до инноваций – это длительный путь со множеством препятствий. Не всякий ученый выдержит это движение, особенно если учитывать бескорыстное служение истинных ученых науке.

4. Таким образом, недопустимо сводить бытие науки к популярной сегодня инновационной деятельности, куда и вкладываются в основном финансовые и материальные средства. Инвестиционная политика страны, государства должна быть многоаспектно ориентирована:

-вложения в подготовку научных кадров;

-вложения в реальную научную деятельность;

-вложения в правовое оформление новаций;

-вложения в публикацию научных материалов;

-вложения в информацию и рекламу;

-вложения в реализацию новаций (в инновации).

Мы рассмотрели лишь проблемы науки, связанные с ее реальным функционированием как новационной деятельности. Подобный системный анализ можно сделать и по проблемам инновационной деятельности.
^ Методология разработки стратегических программ

развития России

Зеленов П.Л., к.ф.н., доцент ННГАСУ

Анализ современного состояния социально-экономического развития России показывает, что текущими, оперативными, краткосрочными мерами невозможно обеспечить прогрессивное развитие страны. Ориентации на сырьевую или рыночную, финансовую или налоговую экономику не являются эффективными. Проблема заключается в том, чтобы избрать правильную методологию разработки стратегических долгосрочных программ. И здесь нельзя обойтись без СИСТЕМНОГО подхода. В данном случае системная методология может быть альтернативно основана на системном анализе деятельности. Этот анализ на протяжении 40 лет представлен в серии монографий и защищенных диссертаций Нижегородского философского клуба на базе ННГАСУ. Концептуальный анализ представлен в коллективной монографии «Антропономия. Общая теория человека»/Н.Новгород, НАСА, 1991/ и в ряде докторских и кандидатских диссертациях Ю.А. Лебедева, Л.В. Филиппова, Н.Н. Храменкова, С.И. Савчука, Ю.В. Филиппова и др.

Библиографическое исследование системного структурно-компонентного представления деятельности любого типа и вида дано, например, в недавней монографии профессора В.Д. Граждан «Социология управления»/М.: КНОРУС, 2008. Глава 2 и 3, стр.41-85/. Автор анализирует точки зрения таких исследователей данной проблемы как М.С. Каган, В.П. Фофанов, М.С. Кветной, Э.Г. Юдин, Л. Николов и др. Этот анализ показывает разнобой в понимании компонентов и структуры деятельности. К сожалению, в этой работе не нашла оценки точка зрения нижегородских философов, представленная в серии публикаций/ Методология Ии теория деятельности.-Горький: НТО, 1982; Антропономия. Общая теория человека.-Н.Новгород: НАСА, 1991; Социальные отношения и социальные институты.-Горький: СНИО, 1983; Теория потребностей и способностей.-Горький: СНИО, 1984; История и философия науки/Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А./М.: Наука, 2008 и др./.

Системный анализ деятельности, осуществленный нижегородскими философами, выявляет в ней 8 базовых взаимосвязанных между собой компонентов: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда. Конструктивная «работа» этих компонентов показана на примере анализа экологической, педагогической, физкультурной, художественной, управленческой деятельности. Мы полагаем, что этот подход вполне правомерен и при анализе экономической деятельности общества, особенно в связи с необходимостью разработки стратегических программ развития России, которые прежде всего опираются на экономический фундамент общества, о чем свидетельствует и кризис 2008-2009гг. На базе этих компонентов может быть построена типологическая картина экономики.

^ Типология субъектов. Прежде всего типология экономической деятельности связана с субъектами ее осуществления, что закономерно выводит на проблему субъектов собственности. В крупном измерении такими субъектами могут выступать государство, кооперации и частные предприниматели. Что касается кооперации, т.е. соединения Собственников и Тружеников в одном лице, то это как оптимальная форма – дело будущего. Еще В.И. Ленин ставил задачу «поголовной кооперации цивилизованных кооператоров», а Ф. Энгельс общество будущего представлял как «ассоциацию свободных производителей». К сожалению, ни поголовной кооперации, ни свободных цивилизованных кооператоров мы пока не имеем.

Значит, что соответствует и общему состоянию планеты, мы пока имеем в качестве субъектов экономики государство и частных предпринимателей, бизнес мы рассматриваем как частный ограниченный вид предпринимательства. Ситуация кризиса, сначала финансового, а потом экономического 2008-2009гг., показывает, что прежде всего терпят убытки, испытывают трудности компании частных предпринимателей, банки, предприятия, турфирмы и прочее. Знаменательно и то, что все они обращаются за помощью к государству, и оно оказывает им максимальную финансовую поддержку, т.е. спасает от банкротства и гибели. Страны, в которых государственная собственность составляет 60-80% менее всего подвержены кризису/ Китай, Белоруссия, Вьетнам и др. /. Применительно к России приходится говорить о том, что причиной ее кризисного состояния являются не столько глобальные процессы, сколько печальные результаты приватизации государственной собственности с 1992 года. Современные российские предприниматели и их наемные менеджеры, не обладая необходимой экономической и управленческой культурой, не справляются и не могут справиться с кризисом. Нужна национализация бездарно розданной государственной собственности. Поэтому на ближайший период развития России субъектом экономики должно стать государство.

^ Типология объектов. Эта проблема уже стала «притчей во языцах» в экономической литературе. Основное внимание здесь обращается на предметные объекты экономической деятельности - сырье, технологии, техника, инновации. Традиционно «забывается» человеческий фактор: рабочая сила, люди. Об этом молчат не только профсоюзы, но и социалистически ориентированные партии. Забывается и смазывается Марксова трактовка сущности прибавочной стоимости: эксплуатация наемного труда.

Объекты экономической деятельности – это тот потенциал, который может выступать не только как прямой предмет труда, но и в своих трансформированных формах – сырье, полуфабрикаты, переработка, складирование, транспортировка, энергозатраты и пр. Это все не результаты экономической деятельности, а подготовка к этим результатам. Продукт производства становится таковым, когда он превращается в предмет потребления, предупреждал К. Маркс.

В современной трактовке в качестве объектов экономической деятельности признаются 3: сырье, традиционные технологии и инновации. Такую, пусть примитивную, но все же какую-то типологизацию можно принять для анализа. Более того, она служит даже основанием выделения типов экономики: сырьевая экономика, традиционная экономика, инновационная экономика.

По крайней мере, уже создается возможность выбора стратегического пути: на сырье, на традиции, на инновации. Конечно, общая логика развития стран определяет необходимость ориентации на ИННОВАЦИОННУЮ экономику, ибо только она обеспечивает прогресс, развитие, перспективы. И это мы осознали уже в 2008г. и все же приходится признать, что наша экономика остается СЫРЬЕВОЙ – нефть, газ, уголь, никель, и пр. Полезные ископаемые России, почти вся таблица Менделеева, нас пока спасают, да и Запад устраивают. Но это примитивная экономика.

Можно ориентироваться и на традиционные технологии и традиционные технические системы, грубо говоря, на старое. Здесь, конечно, нужна дифференциация этого старого, потому что не все старое, традиционное плохо и забывать его нельзя. История учит, что наша технология непрерывной разливки стали наши крылатые суда, лучшие в мире танки, автоматы, самолеты, технические приборы и пр. и явно не устарели. Мы даже не успевали патентовать наши научные открытия и технические изобретения. Может еще не поздно?

Но и традиционная экономика не может обеспечить прогресса страны. Нужны новации и инновационные механизмы. Иначе говоря, необходим переход к инновационной экономике: внедрение новаций в науке и технике. Можно пока помолчать об нанотехнологических ориентациях, потому что нам не хватает и простых не «нано» технологий.

Таким образом, можно сказать, что по объективному основанию экономика может быть ориентирована на:

А) сырье;

Б) на традиции;

В) на инновации.

Таковы три типа экономики по объектному основанию и выбор надо делать по третьему варианту.

^ Типология средств. При всей ее кажущейся простоте эта проблема является и сложной и многомерной. Средства экономической деятельности – это все материальные ресурсы общества. Они многозначны, но все же можно с известной степенью условности подразделить их на типы:

А) финансовые ресурсы;

Б) кадровые ресурсы;

В) сырьевые ресурсы;

Г) энергетические ресурсы;

Д) технические ресурсы.

Этот диапазон уже представляет возможность выбора стратегии. Этот выбор сразу поляризуется на два варианта: свое или чужое, отечественное или импортное. И это во всех означенных выше блоках: свои деньги или чужие, свои кадры или ввозные, своя энергетика или импортная.

Понятно, что российское правительство как патриотическое по определению должно ориентироваться на свой собственный потенциал, не копируя других стран, тем более, что такой потенциал в изобилии имеется. Отсюда и наши производные проблемы о вступлении в ЕС, в ВТО, в ВБР и т.д. и даже в НАТО. Надо ли нам все это? Скорее нет.

Тогда остается собственный отечественный потенциал:

А) финансы: в стране имеется огромный золотой запас, алмазный фонд, стабилизационный фонд, почти бездефицитный бюджет, валютный фонд и прочее;

Б) кадры: лучшие специалисты во всех областях общественной жизни в России по призванию зарубежных деятелей: ученые, врачи, педагоги, художники, экологи… с управленцами не везет;

В) сырье: в России есть все виды в достаточном количестве сырьевых ресурсов и обращаться за помощью к другим странам нет необходимости;

Г) энергия: Россия не только обеспечивает себя всеми видами энергии, но и снабжает ими многие страны мира;

Д) техника: по многим видам технического потенциала Россия не уступает развитым странам мира.

Иначе говоря, Россия как самодостаточное государство располагает всеми средствами экономического развития, только они неэффективно используются органами власти.

^ Типология процесса. Экономическая деятельность процессуальна, что не нуждается в доказательствах. По крайней мере, в ней можно выделить 4 цикла: производство, распределение, обмен, потребление. Они все исследованы К.Марксом, речь идет о доминировании того или иного цикла. Примитивное понимание «рыночной экономики» ориентирует ее только на ОБМЕННЫЕ отношения, купля-продажа. Динамику экономики задает производство. С него и надо начинать: производственная, промышленная, производящая экономика. Даже движение денег, капитала, необходимо ориентировать не по финансовой схеме «Д=Д», не по коммерческой схеме «Д=Т=Д», а по промышленной схеме «Д=Т=П=Т=Д». Но эта последняя тенденция и отсутствует в России. Доминирует банковское, финансовое движение капитала по формуле «Д=Д».

^ Типология условий. Условия любой деятельности – это компоненты других деятельностей, включенные в данную как компенсаторы ограниченностей собственных компонентов деятельности. Здесь возникает аналогичная со средствами проблема: свои или чужие, отечественные или импортные. Достоинство любого государства состоит в том, что оно максимально ориентировано на использование РЕЗЕРВОВ своей страны, т.е. менее всего надеется на иностранную помощь – кредиты, кадры, техника, технологии, льготы и прочее. Уж если брать кредиты у других стран, то их надо рационально расходовать и рационально отдавать, как это делает, например, Китай.

^ Типология результата. В целевой ориентации экономической деятельности фиксируется и ее результат, потому что результат – это реализованная цель. Какова цель экономической деятельности? Таких целей в современных условиях может быть только 3:

А) продукт;

Б) товар;

В) деньги.

Это и определяет типологию экономической деятельности с ее предваряющей хозяйственной, производство продукта, потребительной и меновой стоимости, и завершающей, стагнационной - финансовой деятельности, производство денег, меновых стоимостей. Такова логика человеческого развития. С конца XX века планета вступила в завершающую стадию своего развития, в стадию финансовой деятельности, которую называют «виртуальной экономикой». Деньги – цель производства, распределения, обмена.

^ Типология системы. Система, как известно это некое упорядоченное множество, т.е. единство состава и структуры: структурированный состав. Экономическая деятельность при всех ее вариациях нуждается в систематизации, в упорядочении, которые предполагают соответствующие принципы систематизации. С нашей точки зрения, учитывая временное состояние экономической деятельности предприятия, региона или страны, с позиций современной теории социального управления рационально выделять три возможных системных организаций экономической деятельности:

А) оперативную;

Б) тактическую;

В) стратегическую.

Оперативная система экономики учитывает конъюнктурные, временные, текущие факторы и призвана своевременно, краткосрочно реагировать на них. Это и приводит к кратковременным мерам, процедурам и т.п. Практика показывает, что оперативные программы рассчитываются на период от 1 года до 5 лет.

Тактические системы иногда называют «среднесрочными», ибо они преодолевают временные границы оперативных мероприятий и стремятся прогнозировать развитие организации на период от 5 до 15 лет. Это более сложная задача, но вполне выполнимая, если в штате сотрудников имеются соответствующие специалисты: социологи, социальные психологи, философы, прогнозисты. Такие специалисты в стране уже есть, но недостаточно востребованы, потому что менеджеры прежде всего ориентированы на оперативные задачи и цели.

Наконец, стратегические программы являются наиболее сложными, потому что предполагают анализ множества внутренних и внешних факторов, которые определяют развитие той или иной организации, региона, страны. Стратегическое прогнозирование предполагает учет множества факторов, которые сами находятся в состоянии движения, развития. В теории социального прогнозирования – ряд работ академика Бестужева-Лады И.В., предлагаются различные методы прогнозных исследований, но важно, что все эти концепции стратегию развития рассматривают в хронологическом плане как превышающую 15 лет.

Конечно, для города или региона иногда достаточно операционных систем развития, край или округ нуждаются в тактических программах, но страна в целом, государство в целом не может существовать без определения СТРАТЕГИИ своего развития.

^ Типология среды. Среда деятельности – это все иные системы деятельности, которые образуют активный фон и перспективный потенциал данной системы деятельности. Скажем, экономика в стране не может развиваться без педагогического обеспечения ее кадрами, без научного обеспечения ее технологий, без эффективного управления, без медицинской помощи, без дизайнерских разработок и т.д. Все другие деятельности общества своей спецификой воздействуют на экономику, способствуют ее развитию и учет их необходим при разработке стратегических программ экономики. И, конечно, это должны быть собственные, отечественные системы деятельности.

В конечном счете, с методологической позиции можно сделать вывод о принципах разработки стратегических программ развития России:

1. Главным субъектом экономики должно стать государство.

2. Главным объектом должна стать инновация.

3. Главным средством должен стать отечественный потенциал.

4. Главным процессом должно стать промышленное производство.

5. Главным условием должны стать отечественные ресурсы.

6. Главным результатом должно стать производство товаров.

7. Главной системой должна стать стратегия развития.

8. Главным средовым фактором должны стать все сферы общественной жизни.

Эти принципы, с нашей точки зрения, должны быть положены в основу разработки стратегических программ развития России, ее экономики, а также всех других сфер общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconИх отношении к понятию «воспитание». Определение сущности и содержания...
Введение. Обоснование необходимости данной работы. "Педагогические антропологии": обзор работ. Педагогика и психология, Педагогика...

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconМетодическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика»
Лекция Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Методы психологического исследования. История...

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconРефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика»
Перечень тем рефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика»

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconУчебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
«Педагогика и психология высшей школы» (вторая часть – «Основы психологии высшей школы»). Его целевое назначение – обеспечение изучения...

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconУрок обществознания в 6 классе по теме: «Наука»
На доске появляются таблички с надписями: экономика, химия, политология, история, физика, биология

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconСамостоятельная работа Экзамен : 2 семестр Зачет: нет рабочая программа...
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» направлена на формирование основных психолого-педагогических знаний, развитие интереса...

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconЭкономика природопользования и природоохранной деятельности
В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства...

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconУниверситет Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»
Анализ внутренних и внешних факторов, определяющих состояние и перспективы развития туризма. 26

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный icon№ шведская модель общественного развития
Основные тенденции социально-экономического и политического развития Швеции во второй половине XX века

Возможности и ресурсы современного общественного развития: экономика, история, политология, философия, педагогика, психология, медицина, социально-культурный iconОбязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования обществознание
Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов