Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»




Скачать 126.18 Kb.
НазваниеПрограмма ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»
Дата публикации04.06.2015
Размер126.18 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > История > Программа
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

6 класс (35 ч)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской).

Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

^ В основные цели курса входит:

— сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

— осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

— охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

— показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама.

^ В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

— умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

— умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

— умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

— умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

— умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

— умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

— умения работать с исторической картой;

— умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
ПРОГРАММА

Введение (1 ч)

Происхождение понятия «^ Средние века» (здесь и далее подчеркнуты основные и опорные понятия каждого раздела; подробнее об их выделении см. в кн.: Ведюшкин В. А., Шевченко Н. И. Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс.— М., 2001). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.

Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

^ РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (13 ч)

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (8 ч)

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.

Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.

Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Франция и Германия в IX—XI вв. ^ Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.

^ Тема 2. Византия и славянский мир (4 ч)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества- Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

^ Обобщающий урок по разделу (1 ч)

РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (17 ч)

Тема 3. Феодальное общество (4 ч)

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.

Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в Х-—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Причины и начало ^ Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых.походов.

Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

^ Тема 4. Разные судьбы государств (8 ч)

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии.

Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв.

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.

Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. ^ Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

^ Тема 5. Восток и Америка в средние века (4 ч)

Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. ^ Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.

Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.

Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

^ Обобщающий урок по разделу II (1 ч)
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (1 ч)

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.



РЕЗЕРВ (3 ч)

Календарно-тематическое планирование

по истории средних веков в 6 классе

Учебник: Агибалова Е. В., Донской Г. М., История средних веков: Учебник для 6 класса. – М.; Просвещение, 1998.

^ Программа составлена на основе программы Агибаловой Е.В.,

Донского Г.М



урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Что изучает история средних веков

1

06.09.2013

2

Древние германцы и Римская империя

1

09.09.2013


3-4

Франкское государство и его распад

2

09.09.2013

13.09.2013

5

Христианская церковь и королевство франков

в VI – VIII вв.

1

16.09.2013


6

Феодальная раздробленность

1

20.09.2013

7

Англия в период раннего средневековья

1

23.09.2013

8

Образование славянских государств. Культура Западной и Центральной Европы

1

27.09.2013

9

Обобщающий урок (тест)

1

30.09.2013

10

Византия при Юстиниане

1

30.09.2013

11

Возникновение ислама и объединение арабов

1

04.10.2013

12

Культура Византии

1

07.10.2013

13

Культура стран Арабского халифата.

1

11.10.2013

14

Крестьяне и феодалы

1

14.10.2013

15

Обобщающий урок

1

18.10.2013

16

Средневековый город и его обитатели

1

21.10.2013

17- 18

Церковь и духовенство

2

25.10.2013
28.10.2013

19

Обобщающий урок по теме 2,3 (тест)

1

01.11.2013

20 - 21

Франция и Англия накануне Столетней войны

2

11.11.2013
15.11.2013

22

Столетняя война 1337 – 1453 гг.

1

18.11.2013

23

Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны

1

22.11.2013

24

Образование централизованных государств в Западной Европе (тест)

1

25.11.2013

25

Государства Южной и Центральной Европы

1

29.11.2013

26

Гуситское движение в Чехии

1

02.12.2013

27

Культура Западной Европы в XI – XV вв. (тест)

1

06.12.2013

28

Османская империя

1

09.12.2013

29

Индия в средние века

1

13.12.2013

30

Китай в средние века

1

16.12.2013

31

Доколумбова Америка

1

20.12.2013

32

Обобщающее тестирование

1

23.12.2013

33

Игра «Что? Где? Когда?

1

27.12.2013

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconРабочая программа по истории для 6 класса Пояснительная записка....
Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история....

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconПрограмма составлена на основе примерной программы по истории на...
Бойцов М. А. Шукуров Р. М. «История средних веков». 6 класс. 11 изд. М.«Русское слово». 2008

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» icon-
Л. Г. Косулиной по курсу «История России» и примерной программы основного общего образования по «Истории средних веков» и учебника...

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconПрограмма курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения,...
Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании...

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconРабочая программа по истории 6 класс
Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год, История средних веков 33 ч, История России 36 ч

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconРабочая программа по истории 6 класс составлена в соответствии с...
Агибалова Е. В., Донской Г. М. «Исто­рия Средних веков»- 2010, ориентированной на использование учебника Агибалова Е. В, Донской...

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconРабочая программа по истории 6 класс
А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Агибалова Е. В. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений....

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconАгибалов Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История средних веков. 6 кл
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы) базовый уровень рабочая программа разработана...

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconРабочая программа по истории Средних веков (6 класс) составлена с...
«Просвещение», 2010 г программы под редакцией Н. И. Шевченко «История Средних веков», издательство «Просвещение», 2011 г., требований...

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» iconПрограмма по предмету «История» для 5-9 классов составлена на основе...
А. А. Вигасина, Г. И. Гордера Е. В. Агибаловой для 5 класса; Г. М. Донского и А. А. Данилова и Л. Г. Косулина для 6 класса; А. Я....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов