Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие)




НазваниеУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие)
страница1/13
Дата публикации04.06.2015
Размер1.35 Mb.
ТипМетодическое пособие
edushk.ru > История > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Ульяновский институт повышения квалификации


и переподготовки работников образования

Качкина Т.Б.

Качкин А.В.

Противодействие коррупции через образование

(методическое пособие)


Ульяновск 2009

Качкина Т.Б. Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т.Б., Качкин А.В. – Ульяновск, 2009. - 102 с.

В методическом пособии раскрываются цель, содержание, принципы, направления, антикоррупционного образования, даны предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях, показано место антикоррупционной проблематики в Государственном образовательном стандарте по истории и обществознанию.

Авторы уделяют внимание формированию антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения через внеурочные формы работы.

Пособие включает программу курса «Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей», разработки уроков, словарь основных терминов и понятий и большой фактический материал, иллюстрирующий различные этапы борьбы с коррупцией.

Материалы пособия могут быть использованы на уроках истории, обществознания, экономики, права, граждановедения. мировой культуры, а также при подготовке программ и проведении занятий элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Предназначено для руководителей учреждений образования, учителей истории и обществознания, методистов, преподавателей системы повышения квалификации работников образования, учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, учащихся учреждений НПО и СПО.

Рецензенты:

Научный редактор:

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2009.

Качкина Т.Б., Качкин А.В.
^

Противодействие коррупции через образование

(методические рекомендации)



_________________________________________________________________

Подписано в печать

Формат 60×84 1/16

Бумага полиграфическая

Гарнитура Times New Roman

Тираж экз.

__________________________________________________________________

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 432063, г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, д. 81.

Содержание


1.Сущность и содержание антикоррупционного образования.

2. Предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях

3. Государственный образовательный стандарт по истории и обществознанию и место в нем антикоррупционной проблематики

4. Антикоррупционное образование в рамках неформального подхода.

5. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей.

Программа спецкурса

6. Словарь основных терминов и понятий

Приложение 1. Хрестоматия.

Приложение 2. Факты. Факты. Факты…. Из истории коррупции

Приложение 3. Факты. Факты. Факты…. Это интересно. Коррупция: прошлое и настоящее.

Приложение 4. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.

Приложение 5. Полезные Интернет-адреса


^

Противодействие коррупции через образование

(методические рекомендации)


Взяточничество губительно для

                                          государства, в котором я хотел     бы жить

                                                                           В. Рейсмен

^ 1.Сущность и содержание антикоррупционного образования.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся

В основе нашего подхода лежит представление о том, что возможности для проявления коррупции связаны с наличием в нашем обществе следующих проблем:

1) отсутствие в общественной морали активного осуждения и даже простого неприятия действий чиновника, присваивающего общественное достояние, или извлекающего выгоду из служебного положения;

2) отчуждение граждан от принятия властных решений, связанных с жизненно важными для них вопросами;

3) непрозрачность расходования средств, предназначенных для решения социальных проблем общества;

^ 4) слабая правовая грамотность и правовой нигилизм.
Принципы антикоррупционного образования:

1. Преемственность

2. Системный подход. Антикоррупционное образование должно рассматриваться как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали.

3. Комплексность, направленность как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции.

4. Учет возрастных особенностей.

5. Интегрированность в образовательный процесс.

6. Связь с компетентностным подходом в образовании:

- способность к критическому восприятию действительности;

- способность адекватно оценить ситуацию;

- способность выработать свою независимую оценку ситуации;

- способность занять позицию, исходя из выработанной оценки;

- способность аргументировано отстоять эту позицию;

- способность эффективно действовать в соответствии со своими убеждениями;

- способность брать на себя ответственность за свои действия.

7. Партнерство. Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально-ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий.

8. Превентивность. Антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.

^ Направления антикоррупционного образования.

1. Преодоление правового нигилизма. Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.

2. Информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

3. Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции. В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.

3. Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У учащихся должно не только доминировать мнение о коррупционном поведении, как о поведении, неприемлемом не при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях. Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер - не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и активный - борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе.

4. Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону - это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.

5. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, умение искать пути преодоления проявлений коррупции.

^ Цель антикоррупционного образования — формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач:

  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;

  • научиться распознавать коррупцию;

  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

  • формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;

  • продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;

  • сформировать основы правовой грамотности.

То есть основная цель антикоррупционного образования - формирование социальной компетентности, в узком смысле слова – формирование антикоррупционной компетентности.

Компетентность при этом мы рассматриваем как многокомпонентный феномен, включающий:

- готовность к проявлению компетентности;

- владение знанием содержания компетентности;

- опыт проявления компетентности стандартных и нестандартных ситуациях;

- ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности;

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.1

Ожидаемый результат — сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая желает и способна устранить коррупцию.

^ Интеграция антикоррупционного образования в образовательный процесс.

Антикоррупционное образование должно быть интегрировано в образовательный процесс по вертикали и горизонтали.

^ Вертикальная интеграция предполагает введение элементов антикоррупционного образования с обеспечением преемственности и целостности его содержания через все образовательные ступени с учетом возрастных особенностей учащихся.

Горизонтальная интеграция предполагает различные формы включения антикоррупционного образования в учебный процесс на каждой ступени образования.
^ 2. Предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях.

Дошкольное образование и начальное образование через реализацию программ, направленных на формирование нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности.

Уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы дискуссии и тренинги – формы здесь могут быть самыми разнообразными.

Для учреждений дошкольного образования Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовлены методические рекомендации «Ребенок и право» (авт. Майданкина Н.Ю. и др.).

Для начальной школы Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовлены методические рекомендации по формированию основ правовой культуры учащихся под авторством Давлетшиной А. А. «Правовое воспитание младших школьников в системе реализации антикоррупционной программы правительства Российской Федерации».

Средние и старшие классы общеобразовательной школы, учащиеся учреждений НПО и СПО включаются в систему антикоррупционного образования через общеобразовательные предметы, участие в школьном самоуправлении, в социально-значимом проектировании, гражданских акциях и т.д.

В антикоррупционном образовании могут быть задействованы два подхода – формальный и неформальный.

^ Формальный подход подразумевает непосредственное введение в учебный процесс спецкурсов по противодействию коррупции, по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся, проведение факультативных занятий и уроков по антикоррупционному законодательству, антикоррупционному поведению, основам нравственности, этики и т.п.

Реализация данного подхода через урочную деятельность возможна за счет школьного компонента. Его применение возможно в среднем и старшем звене.

Предлагается использовать активные и интерактивные методы преподавания.

При использовании активных методов преподаватель остается главным и единственным источником информации, но учащиеся не являются пассивными слушателями. Урок не может быть полностью подготовлен заранее, его ход может быть изменен, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. В данной форме часто проходят дискуссии. Однако роль учителя по-прежнему является центральной.

При использовании интерактивных методов роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс: определяет задания, контролирует время и порядок выполнения, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари; они должны контактировать друг с другом. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все, а между группами существовала взаимозависимость.

Мы предлагаем использование игровых технологий, моделирующих коррупционные ситуации, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

В игре не только заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.

Продуктивно также использование кейс-технологии. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Он относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая - предполагает многовариантность решения проблемы.

Кейс - пример, взятый из реальной жизни, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- иллюстрировать несколько аспектов жизни;

- быть актуальным на сегодняшний день;

- иллюстрировать типичные ситуации;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки метода case-study:

1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

2. Коллективная выработка решений.

3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

4. Единая цель при выработке решений.

5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Типы и жанры кейсов, способы их представления

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации - кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса - диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса - поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если учащиеся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу, основные шаги которого представлены ниже:

1. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые вам предстоит использовать при анализе кейса.

2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.

Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах: открытая дискуссия либо индивидуальный или групповой опросом, в ходе которого учащиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации. Метод развивает у учащихся коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

Рекомендуется проведение различного рода интегрированных уроков (литературы и истории, права и биологии – например, антикоррупционная деятельность и охрана природы, истории и обществознания, математики и обществоведения – математическое моделирование коррупции; математики и истории – например, подсчитать ущерб от коррупционной деятельности в конкретный исторический период).

Продуктивными станут беседы с разными людьми (работниками правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими и т.д.). Для реализации подобных проектов необходимо привлекать и социально ответственный бизнес.

Здесь возможно также проведение интернет-уроков по антикоррупционной проблематике, циклов открытых уроков, объединяющих учителей и учащихся различных школ.

Методы и приемы могут быть самыми разнообразными: анализ документов или подготовка текста закона; поиск альтернатив и принятие решения; подготовка вопросов к интервью или к пресс-конференции; изготовление рекламы, плаката, карикатуры; составление кроссворда; составление словаря; выпуск устного журнала.

Антикоррупционная тематика может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов для старшеклассников.

Серьезную роль в формировании антикоррупционной этики и антикоррупционного мировоззрения здесь могут сыграть спецкурсы и факультативы по истории религии, по основам традиционной культуры, основам православной культуры, нравственным и мировоззренческим основам мировых религий.

Примерная тематика спецкурсов и факультативов, включающих антикоррупционную тематику:

«Коррупция и ответственность за коррупционные деяния»

«Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников»

«Остановим коррупцию»

«Как не стать жертвой коррупции»

«Нравственные и мировоззренческие основы мировых религий»

«Антикоррупционный ликбез»

«Права и обязанности несовершеннолетних»

«Ответственность несовершеннолетних»

«Международный опыт по борьбе с коррупцией»

«Коррупции и борьба с ней в мировой истории»

«Нравственные и мировоззренческие основы мировых религий»

«Правовые основы антикоррупционного поведения»

В рамках формального (урочного) подхода особое место в формировании антикоррупционного мировоззрения и поведения школьников занимают социальные дисциплины – история и обществознание (включая экономику и право).

Историческому знанию и историческому и граждановедческому образованию принадлежит в решении проблемы воспитания уважения к нравственным и духовным ценностям важнейшая роль.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconРеферат слушателя курса повышения квалификации группы х-1 учителя...
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) icon«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций»
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кафедра естествознания

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconВычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной...
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования кафедра естествознания

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconУчебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения...
Волгоградский государственный институт повышения квалификации работников образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconМетодические рекомендации гоу доо (повышения квалификации) специалистов...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconМинистерство образования Ульяновской области Ульяновский институт...
Табарданова Т. Б., Шустова Л. П. Образ выпускника общеобразователь­ного учреждения Ульяновской области: от моделирования к реализации:...

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconПрограмма элективного курса по информатике
Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconМетодические рекомендации для педагогических работников общеобразовательных...
Материалы фгаоу дпо «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconСодержание и структура образовательных программ оу
Гоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование (методическое пособие) iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников...
Портфолио учащегося: составление и использование: методические рекомендации./ Автор-составитель: Т. Б. Табарданова – Ульяновск: уипк...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов