Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания




НазваниеИван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания
страница1/5
Дата публикации20.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
edushk.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Иван Александрович Гончаров

(1812-1891)

Вопросы и задания

1.Прочитайте в учебнике раздел об И. А. Гончарове. Вспомните известные вам произведения писателя. Попытайтесь охарактеризовать личность И. А. Гончарова. Составьте план ответа.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве И. А. Гончарова.

3.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества И. А. Гончарова».

4.Как бы вы определили жанровое своеобразие романа «Обломов»? В чем проявляются эпичность его формы и композиционные особенности?

5.Чем примечательны портрет Обломова и обстановка в его доме?

6.В чем причина беспомощности, болезней и безволия Обломова?

7.Есть ли у героя романа положительные качества? Если да, то какие?

8.Каковы различные функции, которые выполняют в романе гости Обломова?

9.Почему слуга Захар так похож на своего барина?

10.Какую композиционную роль играет девятая глава первой части? Что составляет содержание одного дня в Обломовке?

11.В каких условиях формировался характер Штольца? В чем проявляются его деловитость, практицизм и размах?

12.Как меняются ритм и темп второй части по сравнению с первой?

13.Чем привлекательна Ольга Ильинская и в чем состоит пафос ее любви к Обломову?

14.Можно ли видеть в этой героине новый психологический тип, в котором нуждалось российское общество 1850-1860-х годов?

15. Какую новою Обломовку и как создает для барина Пшеницына? Что значит для самой вдовы сближение с Обломовым?

16.*Вспомните образы «лишних людей» в русской литературе. Правомерно ли называть Обломова «лишним человеком»? Чем отличается он от героев этого типа?

17.*В каких сферах жизни можно встретить новоявленного Обломова? Вчем состоит обобщающий смысл понятия «обломовщина»?

18.*Прочитайте, анализируйте и законспектируйте статью Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».

19.*Критик А. А. Григорьев считал, что сердце автора «лежит гораздо больше к Обломову и к Агафье, чем к Штольцу и Ольге». Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данное суждение, используя текст романа, а также факты биографии И. А. Гончарова.

20.Составьте понятийный словарь темы «И. А. Гончаров».

^ Рекомендуемая литература

Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Собрание сочинений: в 9 т. / В. Г. Белинский. – М., 1982. – Т. 8 (и другие издания).

Добролюбов Н. А Что такое обломовщина? // Статьи по литературе / Н. А. Добролюбов. – М., 1979.

Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова / А. В. Дружинин. – М., 7988 (и другие издания).

Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров / В. А. Котельников. – М., 7993.

Лошиц Ю. М. Гончаров / Ю. М. Лошиц. – М., 1986 – (Серия «ЖЗЛ»).

Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова / В. А. Недзвецкий. – М., 1996.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике / сост. М. В. Отрадин. – Л., 1991.

Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883)

Вопросы и задания

1.Прочитайте в учебнике раздел об И. С. Тургеневе. Вспомните известные вам произведения И. С. Тургенева. Попытайтесь создать портрет писателя, охарактеризовать особенности его характера, личности, творчества.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве И. С. Тургенева.

3.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества И. С. Тургенева».

4.*Составьте план ответа и подготовьте сообщение на одну из тем:
«Слово о Тургеневе»;

«Роль В. Г. Белинского в судьбе И. С. Тургенева»;

«Полина Виардо в жизни И. с. Тургенева»;

«Как И. С. Тургенев изображает природу в ”Записках охотника”»;

«Красота и сила крестьян, их единство с природой (на примере двух-трех рассказов из цикла “Записки охотника”»;

«Почему Б. К. Зайцев назвал “Записки охотника” “любовной книгой”»;

**«“Герой цели” в романах И. С. Тургенева (на примере одного из романов: “Рудин”, “Накануне”, “Дворянское гнездо”)»;

**«Роль пейзажа в романах И. С. Тургенева (на примере одного из романов: “Рудин”, “Накануне”, “Дворянское гнездо”)»;

**«Финал одного из романов И. С. Тургенева (“Рудин”, “Накануне”, “Дворянское гнездо”)»;

5.Какова творческая история романа «Отцы и дети»?Как вы понимаете смысл названия романа «Отцы и дети»?

6.Найдите в словаре объяснение понятия «нигилизм». Запишите в тетрадь. Сопоставьте с трактовкой этого понятия, сделанной И. С. Тургеневым и героем романа Аркадием Кирсановым.

7.*Охарактеризуйте композицию романа «Отцы и дети». Случайно ли в романе повторяются «путешествия Базарова»? Имеет ли такой композиционный прием отношение к конфликту «Отцов и детей» и внутреннему конфликту между чувством любви и долга у Базарова и его потребностью освободиться от этого чувства? Аргументируйте свой ответ приемами из текста. Составьте план ответа.

8.Прочитайте описание деревень, которые видит Аркадий, возвращаясь из Петербурга домой. Обратите внимание, что в этом описании Тургенев использует особую лексику. Какую? Отметьте ее. К какому выводу приходит Аркадий, наблюдая эти картины?

9.Как вы думаете, почему разошлись Базаров и Аркадий? В критической литературе взгляды Аркадия относятся к взглядам «отцов». Докажите или опровергните эту точку зрения примерами из текста романа.

10.Какова роль эпилога в идейно-филосовской системе романа «Отцы и дети»? Почему роман не заканчивается со смертью Базарова – Тургенев рассказывает о судьбе Аркадия, Кати, Николая Петровича и Фенечки, Одинцовой, Кукшиной?

11.Сопоставьте портретные характеристики Павла Петровича и Базарова. Отметьте художественные средства, с помощью которых И. С. Тургенев создает эти портреты.

12.Почему биографические сведения о Базарове даны скупо, без подробностей?

13.Почему И. С. Тургенев не отвечает прямо на вопрос «что надо делать, чтобы вывести страну из кризиса?», а указывает на лучших представителей дворянства («Если таковы сливки, то каково же молоко?»)?

14.Прочитайте (перечитайте) главы 1 и 2 романа. Объясните, в чем суть конфликта «Отцов и детей».

15.Как И. С. Тургенев выражает свое отношение к героям и событиям романа?

16.Какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой? Проанализируйте описание душевного состояния героя после его встречи с Одинцовой и увлечения ею (глава XVII). Выдержал ли Базаров «испытание любовью»? Поставила ли любовь под сомнение нигилистическую позицию Базарова? Докажите примерами из текста романа.

17.Перечитайте главы XX-XXI. Каковы отношения Базарова и его родителей? Какой жизненный урок получает Базаров в родительском доме?

18.Проанализируйте отношения отца и матери к Базарову, отношение к ним Базарова. Осуждает ли автор героя? Какое чувство вызывают у вас взаимоотношения Базарова с родителями?

19.Какова эволюция взглядов Базарова на протяжении романа? Подтвердите примерами из текста. Составьте план ответа.

20.Роман «Отцы и дети» завершается так: «Какое бы странное, грешное бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…». Какие ключевые философские идеи заключены в этой фразе?

Сопоставьте этот отрывок с пушкинскими строками:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Что объединяет их? Составьте план ответа.

21.*Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенев (по выбору), попытайтесь выделить тему, сформулировать особенности жанра. Выучите его, подготовьтесь выразительно прочитать.

22.Составьте понятийный словарь темы «И. С. Тургенев».

Рекомендуемая литература

*Зайцев Б. К. Жизнь И. Тургенева / Б. К. Зайцев. – М., 2000.

Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» / Ю. В. Лебедев. – М., 1982.

Лебедев Ю. В. Тургенев / Ю. В. Лебедев. – М., 1990. – (Серия «ЖЗЛ»).

*Маркович В. М. И. С. Тургенев и русская реалистический роман XIX века / В. М. Маркович. – Л., 1982.

Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» : комментарий / П. Г. Пустовойт. – М., 1991.

Троицкий В. Ю. Через искусство – к духовности // Словесность в школе : книга для преподавателя русской филологии / В. Ю. Троицкий. – М., 2000.

Якушин Н. И. И. С. Тургенев в жизни и творчестве / Н. И. Якушин. – М., 1998.

Федор Иванович Тютчев

(1803-1873)

Вопросы и задания

1.Прочтайте в учебнике раздел о Ф. И. Тютчеве. Вспомните известные вам стихотворения Ф. И. Тютчева. Попытайтесь охарактеризовать личность поэта. Составьте план ответа.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева.

3.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества Ф. И. Тютчева».

4.Как проявились традиции Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина в поэзии Ф. И. Тютчева?

5.В чем состоит своеобразие подхода Тютчева к природе?

6.Каковы ведущие мотивы тютчевской пейзажной лирики?

7.Какими художественными средствами пользуется Ф. И. Тютчев, стремясь одухотворить мир природы?

8.*Проанализируйте одно из пейзажных стихотворений поэта, прочитав его наизусть.

9.Какое место в лирике Ф. И. Тютчева занимают его размышления о человеке?

10.Как мысль о драматизме существования личности выражена в стихотворении «Silentium!»? Какие чувства и мысли вызывает у вас это стихотворение?

11.В чем вы видите своеобразие любовной лирики Тютчева?

12.*Сделайте самостоятельный анализ стихотворения «Я встретил вас…» в единстве его содержания и поэтической формы.

13.*Кто виновен в том, что опьяненность счастьем любви сменилась драматическим отрезвлением, как об этом говорится в стихотворении «О, как убийственно мы любим…»? Каковы итоги «губительной любви»?

14.Прав ли поэт, считающий, что «умом Россию не понять»? Почему «у ней особенная стать», не измеряемая «аршином общим»?

15.*Что дает Тютчеву основание для оптимистической веры в свою страну?

16.Составьте понятийный словарь темы «Ф. И. Тютчев».

Рекомендуемая литература

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей / Ю. Айхенвальд. – М., 1994.

Берковский Н. Я. Тютчев // Полное собрание стихотворений / Ф. И. Тютчев. – Л., 1987.

*Кожинов В. Тютчев / В. Кожинов. – М., 1988. – (Серия «ЖЗЛ»).

*Петров А. Личность и судьба Федора Тютчева / А. Петров. – М., 1992.

Русские писатели. Библиографический словарь : в 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. – М., 1990. – Ч. 2.

Шайтанов И. О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / И. О. Шайтанов. – М., 1998.

Афанасий Афанасьевич Фет

(1820-1892)

Вопросы и задания

1.Прочитайте раздел учебника об А.А.Фете. Вспомните известные вам стихотворения А.А.Фета. Попытайтесь охарактеризовать личность поэта. Составьте план ответа.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А.А.Фета.

3.

4.К каким жанрам чаще всего обращается А.А.Фет в ранний период своего творчества?

5.Чем достигается музыкальность лирики А.А.Фета? Подтвердите на примере двух-трех стихотворений.

6.**Под каким впечатлением родилось стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и кому оно посвящено?

7.В чем вы видите живописную изобразительность этого шедевра? Какие картины открываются вашему воображению?

8.*Как соединяются живописность и музыкальность стихотворения «Синяя ночь. Луной был полон сад…»? В связи с чем возникает и развивается в нем тема музыки?

9.*Сопоставьте стихотворение «Сияла ночь…» А.А.Фета с любовным посланием А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».Что сближает эти творения лирической поэзии? Как передано в них реальное движение времени?

10.Как переданы меняющиеся отношения влюблённых в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…»?

11.Имеется ли логическая связь и непрерывность в цепи нарисованных картин в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…»?

12.В чём, на ваш взгляд, состоит необычность формы стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»?

13.*Как поэту удается передать слитность изменений в природе и душевном состоянии человека в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…»?

14.*В чем вы видите своеобразие лексического, грамматического и синтаксического строя стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»?

15.*Какую роль в этой миниатюре играют долгие и краткие паузы? Где вы могли бы их расставить?

16.*Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»?В чем заключается многозначность повторяющегося слова «заря»?

17.В чем особенность зрелой лирики Фета? Составьте план ответа.

18.*Подумайте, в чем особенность жанра романса? Как проявляется романсная основа стихотворения «Я тебе ничего не скажу…»? Первый стих произведения повторяется в конце стихотворения. Как называется такой композиционный прием? Как помогает он ощутить гармонию, живущую в тексте?

19.Составьте понятийный словарь темы «А. А. Фет».

Рекомендуемая литература

Биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. – М., 1996. – Ч. 2.

*Ачкасова Г. Л. Афанасий Афанасиевич Фет / Г. Л. Ачкасова – Курск. 1999.

Баевский В. С.История русской поэзии: 1730 – 1980 / В. С. Баевский. – Смоленск., 1994.

*Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета // Литературная критика. Публицистика. Письма. / В. П. Боткин. – М., 1984.

Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества / Б. Я. Бухштаб. – Л., 1990.

Дружинин А. В. Прекрасное и вечное / А. В. Дружинин. – М., 1988.

А. А. Фет и русская литература : материалы Всероссийской научной конференции «XV Фетовские чтения» - Курск, 2000.

Алексей Константинович Толстой

(1817-1875)

Рекомендуемая литература

Жуков Д. А. Алексей Константинович Толстой / Д. А. Жуков. – М., 1982. – (Серия «ЖЗЛ»).

Колосова Н. П. А.К. Толстой / Н. П. Колосова – М., 1984.

*Тургенев И. С. Письмо к редактору по поводу смерти А. К. Толстого // Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / И. С. Тургенев. – М., 1983. – Т. 11.

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Вопросы и задания

1.Прочитайте раздел учебника о Н. А. Некрасове. Вспомните известные вам произведения Н. А. Некрасова. Попытайтесь охарактеризовать личность поэта. Составьте план ответа.

2.*Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве Н. А. Некрасова.

3.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества Н. А. Некрасова».

4.Назовите основные темы и проблемы, которые затрагивал Н. А. Некрасов в своем творчестве.

5.В чем особенности построения стихотворения «В дороге»? Почему ямщик предпочел поведать барину не смешную небылицу, а свой скорбный рассказ? Какие безобразные стороны крепостнической деятельности особенно обнаженно выступают в его повествовании? Кто виновен в драме ямщика?

6.*Вспомните стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, посвященные теме поэта и поэзии. Сопоставьте их со стихотворением Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». Чьи традиции наследует Н. А. Некрасов в творческой декларации «Поэт и гражданин»? Какие художественные средства использовал поэт в этом стихотворении? Приведите примеры.

7.Как вы думаете, почему Н. А. Некрасов придавал большое значение стихотворению «Поэт и гражданин»?

8.*В чем Гражданин упрекает Поэта и что требует? Какие чувства владеют поэтом? Чем он объясняет свою пассивность? Как следует понимать слова Н. А. Некрасова: «Будь гражданином!»?

9.Вспомните, что вы знаете о жанре элегии. У кого из поэтов вы встречали стихотворения этого жанра? Что нового привнес Н. А. Некрасов в разработку жанра элегии?

10.Почему Н. А. Некрасов в «Элегии» отвергает «изменчивую моду» в поэзии? На каких позициях он намерен оставаться?

11.Что и как говорит поэт в «Элегии» о положении народа в пореформенную пору? Подтвердите примерами из текста.

12.*Сопоставьте стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» со стихотворением А. С. Пушкина «Деревня». Какие общие поэтические образы вы находите в этих произведениях? О чём эти переклички говорят?

13.Как осмысляться в «Элегии» тема поэта, его «лиры» и Музы?

14.*Сравните стихотворение А. С. Пушкина «Эхо» и концовку «Элегии» Некрасова. В чем состоит перекличка двух поэтов и различие в их трактовке темы? Приведите примеры из текста.

15.*Как в «Элегии» и другом некрасовском стихотворении – «Музе» (1876) передается идея слитности поэта со своим народом?

16.Самостоятельно проанализируйте стихотворение «Вчерашний день в часу шестом…».

17.*В чем вы видите своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова? Чем отличается она от страниц любви, созданных А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым?

18.Почему поэт предпочитает не прекрасные мгновения любовного чувства, а прозу интимных отношений? (Стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…»).

19.Как проявляется новаторство поэта в лирическом признании «Мы с тобой бестолковые люди…»?

20.Каков был авторский замысел Н. А. Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

21.В чем состоит своеобразие композиции этого произведения?

22.Как в поэме показан кризис верхов в пореформенную эпоху?

23.Что рассказывает поэт о положении народа в дореформенное и послереформенное время?

24.Как можно подойти к группировке многообразных народных типов?

25.Как решает Некрасов вопрос, вынесенный в заголовок поэмы?

26.С какой точки зрения рассматривается Н. А. Некрасов проблему счастья в своем произведении?

27.Охарактерезуйте образ Гриши Добросклонова. Каковы его идеалы и стремления? Какова тематика «песен» Гриши? Близок ли по духу Григорию Добросклонову Гражданин из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»? Какой выбор в жизни сделал Гриша Добросклоонов?

28.Почему образ Гриши Добросклонова во многом итоговый для Некрасова?

29.В чем состоят художественное своеобразие, особенности языка и стиха поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Составьте план ответа.

30.Составьте понятийный словарь темы «Н. А. Некрасов».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconИван Александрович Гончаров (1812-1891) Роман «Обломов» (1858) История создания
В. Г. Белинский отметил неубедительность его финала: «Автор имел бы право скорее заставить своего героя заглохнуть в деревенской...

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconМатериалы электронного учебника «русская литература». Автор максим...
Материалы электронного учебника «русская литература». Автор – максим владимирович осмоловский

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconЖители Саратовской губернии – участники Отечественно войны 1812 года
Аблов Иван Гаврилович, дворянин, вступил на службу унтер-офицером в 1801 г. Уволен с чином майора

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconI. Контрольные вопросы Предмет информатики. Информационные технологии
Сборник дидактических материалов по курсу оивт состоит из двух разделов: “Контрольные вопросы” и “Практические задания”. При составлении...

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconИван Александрович Ильин о россии. Три речи
И потому возрождение и перерождение ее совершается в нас, в наших душах, в их горении, творческом напряжении и очищении. Очистившиеся...

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconТема: Отечественная война 1812 года
Отечественной войны 1812 года, определить влияние войны на экономическую, политическую и культурную жизнь страны

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconNew!!! «Сказ про войну, старину, русского солдата и людское милосердие....
Патриотическая программа, подготовленная к Юбилею празднования победы в Отечественной войне 1812 года

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconВопросы и ответы
Северухин Владимир Александрович — кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания iconКонспект урока Тема: "Отечественная война 1812 года."
Цель урока: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Вопросы и задания icon1 (контрольные вопросы и задания)
При ответах на вопросы необходимо делать ссылки на использованную литературу и нормативные акты

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов