Комбайновская основная общеобразовательная школа




Скачать 185.88 Kb.
НазваниеКомбайновская основная общеобразовательная школа
Дата публикации20.05.2015
Размер185.88 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Литература > Документы
c:\documents and settings\гл\рабочий стол\сайт-13\методика\методика 2012-2013\направления\титульные листы\кузнецова л.н..jpg
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


1. Наименование опыта.

«Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний учащихся».

2. Условия возникновения опыта.

Я пришла работать в Комбайновскую общеобразовательную школу в 2002 году. Сразу же столкнулась с некоторыми проблемами: не хватало наглядных пособий, необходимого оборудования для преподавания своего предмета. Пришлось немало приложить усилий, чтобы подготовить выпускников к сдаче экзамена. В настоящее время на помощь в решении этой проблемы пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием компьютерных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

^ 3. Актуальность и перспективность опыта.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Я убеждена, что задача каждого учителя – словесника – сделать каждый урок привлекательным и по – настоящему современным. Когда – то И.А. Бунин точно и лаконично определил значение речи, русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана…». Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ способствует процессу обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

^ На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.

На моих уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника); на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.

При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У школьников, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.

В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Помимо перечисленных выше вариантов, я в своей работе применяю программно-методический комплекс по литературе “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” (5–11); компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе; компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор” (9–11).

Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.

^ 4. Теоретическая база опыта.

Я работаю по технологии личностно – ориентированного обучения. Целью обучения этой технологии является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. Также использую проблемное обучение, так как считаю, что эта технология позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент, несёт в себе мощный потенциал развития диалектики мышления.

В своей работе использую различные методы обучения: объяснение, беседа, рассказ, метод наблюдения, метод анализа, самостоятельная работа учащихся, репродуктивный метод, исследовательский метод, рассуждение, работа с печатным источником информации, описание, проблемно – поисковый и другие. Но я, конечно же, понимаю, что не всякий метод приемлем в любых условиях. Не может быть единого, универсального метода обучения.

Для меня, как учителя русского языка, очень важно, чтобы мои дети были грамотными, поэтому существенным приёмом повышения орфографической грамотности является записывание заученного наизусть. Провожу на уроках различные виды диктантов: предупредительные, проверочные, словарные, объяснительные, творческие и другие. Проведение диктантов – логическое завершение работы по освоению того или иного раздела правописания.

Для улучшения теоретических познаний в области русского языка, начиная с 5 класса, я веду с ребятами Банк правил, который существенно помогает им в практической направленности овладения русским языком, ведём с ними тетради работ над ошибками. На своих уроках использую тестовую форму контроля, которая помогает мне обнаружить пробелы знаний у учащихся. Использую на своих уроках и приём дискуссии. Эта форма работы очень нравится ребятам. Уроки в такой форме проходит очень интересно, ребята спорят, подтверждают понимание или выражают недоумение по поводу сказанного. Использую приём «Пятиминутное эссе». Этот вид письменного задания я провожу в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме.

Всё эти приёмы помогают мне активизировать мыслительную деятельность школьников, воспитывать самостоятельность учащихся.

На своих уроках использую такие формы занятий:

- уроки – практикумы;

- уроки – зачёты;

-уроки – семинары;

-уроки – собеседования.

- уроки – игры и другие.

Проверка знаний приучает школьников добросовестно и регулярно выполнять учебную работу, а также формирует внутреннюю положительную мотивацию учащихся к знаниям.

Помимо традиционных форм опроса, проверки домашнего задания, работы у доски, использую систему карточек с различной степенью трудности, что позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ученику.

В некоторых классах создала микрогруппы, где есть сильные дети, которые контролируют домашнее задание, правила, определённые задания, то есть являются лаборантами.

На уроках русского языка использую игровые моменты, так как игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащихся учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. На своих уроках провожу «Операционные игры» (они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения), «Исполнение ролей» (в этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием), «Деловой театр» (В нём разыгрывается какая – либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельности, не прибегая к власти, приказу.) « На уроках провожу такие игры, например, при закреплении темы « Чередующиеся гласные в корне слова»: «Помоги ослику съесть морковку». За 2 минуты необходимо вставить правильно буквы в слова с чередующимися гласными в корне. Если ошибся или замешкался – ослик не получает желанное лакомство. Занимательна игра «Дождик капал», которая проверяет знание словарных слов. Выучил слова из словаря – расцветёт великолепная клумба, нет – вырастет только сорняк и др.

Использую и комбинированные уроки. В своей работе использую опыт Т.И. Павловой, В.Я. Рыбниковой, Л.Я. Куприяновой, интернет ресурсы.

5. Новизна.

Элементом новизны в моём опыте является использование нетрадиционных уроков и заданий на уроке русского языка и литературы.

В своей работе я использую уроки – исследования. Все современные искания учителей и методистов-словесников так или иначе связаны с исследованием как ведущим началом преподавания. Для этого есть очень веская причина. Дело в том, что исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Первым эту закономерность уловил Сократ.

Г.А. Гуковский видел в учителе ученого-исследователя и был убежден, что подлинно захватывающим и воспитывающим на уроках литературы может быть путь ученика под руководством педагога от первоначального, часто наивного, но зато живого восприятия к научному пониманию литературы, к постижению законов искусства – при сохранении живости, эмоциональности восприятия. Только так можно научить читать не одни «программные», но любые произведения, читать в настоящем смысле слова: отличать искусство от подделки, откликаться на мысль и переживание автора, думать над книгой.

Поэтому и методы выстраиваются не в ряд, где последовательность их не столь уж существенна (устное изложение, беседа, работа с книгой и с учебником, наблюдения, упражнения и т.д.), но в виде определенной иерархии: как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идет от восприятия и усвоения готовой информации (объяснительно-иллюстративный метод) – через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод), через знакомство с образцами научного решения проблем (метод проблемного изложения) и участие в коллективном поиске, в эвристической беседе (частично поисковый, или эвристический, метод) – к овладению методами научного познания, к самостоятельному и (в идеале) творческому их применению, которое выражает и внутреннюю потребность, и общественную направленность личности ученика (исследовательский метод).

Что дают такие нетрадиционные занятия учителю и ученикам?

Такие уроки всегда вызывают большой интерес у ребят, так как с первых же секунд урока стимулируется их самостоятельная поисковая активность, а в конце занятия непременно возникает общее ощущение продвижения вперед на пути познания, радостное осознание успеха, обретение новых сил. Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности учащихся, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста. Урок-исследование дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становится источником востребуемых культурой поведенческих привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия: не произносить резких категорических суждений, не подчеркивать интеллектуального превосходства, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях и т.д.

Конечно, при таком понимании процесса обучения меняется и роль учителя. Он уже не носитель и не транслятор готового, единственно правильного знания, а консультант и организатор процесса обучения, направляющий поиск фактов, обращающий внимание детей на ключевые слова и эпизоды. В традиционной педагогике роли учителя в сравнении с ролью ученика придается преувеличенно большое значение.

 Актуальность педагогического метода исследования определяется тем, что он предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного урока. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:

противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся – на скуку, однообразие и непосильность учебы.  Групповые исследования, особенно индуктивные, формируют и развивают мотивацию учеников в сотрудничестве;

противоречие между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные и слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Групповое же исследование как форма коллективной деятельности включает каждого ученика в активную работу на весь урок;

противоречие между психологическим комфортом и дискомфортом: групповое исследование создает условия для живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 45 минут держать в руках весь класс – эту «многоголовую гидру» (А.П. Чехов);

противоречие между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»). На уроке, построенном как групповое исследование, все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

^ Противоречие между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями. На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Групповое исследование превращает каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Исследование – метод, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе. Оно предполагает несколько планов действий:

предметный план действий;

 внешнеречевой план действий;

свернутый, или сокращенный, план действий, т.е. «про себя».

Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, излишне созерцательное, и это обстоятельство – один из источников формализма знаний учащихся. Чтобы организовать внешнеречевую деятельность учащихся, во время исследования предлагается проводить основную часть работы в группах по 4 – 5 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями. Действия «про себя» - это план таких действий, которые сжимают, уплотняют в сознании ребенка информацию в более емкие категории. Реализации такого плана действий способствует оформление результатов работы в схемы, таблицы и т.п.

Грамотно проведенное исследование всегда обеспечивает не только приращение знаний, умений, навыков, но и приращение развития. Для этого учитель ищет возможность построить материал на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. Через создание проблемной ситуации тема, выбранная для исследования, объективно возникает в сознании учащихся, оказывается личностно значимой. По существу, исследование строится на диалоговой основе: вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько в свою очередь вопрос. Вот, например, какие вопросы я задаю ученикам на уроке литературы «То, что было незримо доселе» (Читаем стихи Н.Заболоцкого) (6 класс): «Что было незримо доселе?», «Тема, на которую писал поэт?», «Как возникали его стихи?», «Какая жизнь была у Н.Заболоцкого?», «Как жить в гармонии с окружающим миром?», « Каковы особенности письма поэта?». Или на уроке литературы в 5 классе «Понятие об авторской сказке»: «Что такое авторская сказка?», «Не произошла ли авторская сказка от народной?», «Чем отличаются сказки авторские от фольклорных?», «Что общего между народными сказками и авторскими?». Или на уроке русского языка в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»: «Что такое части речи?», «Что общего между самостоятельными и служебными частями речи?», «Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?», «На какие вопросы отвечают самостоятельные части речи?», «Перечислите самостоятельные и служебные части речи». Итак, ценность такого диалога не только в том, что учебный процесс становится личностно значимым, личностно-ориентированным, но и в том, что субъект-субъектные отношения реализуются как в сфере знаниевой, так и в сфере нравственно-этической.

Сегодня очень важно последовательно использовать методы, активизирующие познавательную активность учеников, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, инициировать активный диалог, анализ проблемных ситуаций, самостоятельную работу на уроке и др. Грамотно организованное и проведенное исследование отвечает всем этим требованиям к современному уроку.

^ 6. Ведущие идеи опыта.

Я пытаюсь привить ребятам любовь к родному языку, ведь русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока. « Ни один предмет школьного образования не имеет более важного значения: успешное овладение предметами школьного образования непосредственным образом зависит от степени владения языком образования». Только познание языка создаёт условия для интеллектуального, эмоционального, нравственного и духовного развития подрастающего поколения, подготавливает его к активному, деятельному участию в общественной жизни страны. И в этом мне помогают ИКТ. С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во – первых, значительно сэкономить время на уроке, во – вторых, увеличить яркость восприятия материала за счёт предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в – третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. И только тогда, когда ученики осознают и заинтересуются, что им просто необходимо в совершенстве овладеть родным языком, можно осуществить образовательный процесс, который будет способствовать улучшению качества знаний учащихся.

^ 7. Технология опыта или отдельных компонентов.

ИКТ целесообразно использовать во – первых, при изложении нового материала ( демонстрационно – энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска); во – вторых, на этапе закрепления изученного материала ( программы – тренажёры); в – третьих, при контроле и проверке изученного ( программы для тестирования и контроля); в – четвёртых, при самостоятельной работе учащихся ( программы – репетиторы, электронные энциклопедии). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам, проектам.

Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. К сожалению, в нашей школе не кабинетная система, но в каждом классе установлены компьютер, мультимедийный проектор, в некоторых классах установлена интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе и т.д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Я убеждена, что задача каждого учителя – словесника – сделать каждый урок привлекательным и по – настоящему современным. Когда – то И.А. Бунин точно и лаконично определил значение речи, русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана…». Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ способствует процессу обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
Мои ребята принимают самое активное участие в инсценированных представлениях. Для этого учат слова произведений. Самые способные учащиеся играют большие роли, а учащиеся со слабыми возможностями играют эпизодические роли, но принимают активное участие в спектаклях.


Своеобразие моих уроков заключается в том, что для достижения наилучших результатов я выбираю такие формы работы, которые заинтересуют ребят: это применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы, причём презентации к урокам мы часто готовим вместе с ребятами, это инсценирование произведений, это проведение уроков в форме викторины. Такие формы работы очень нравятся детям, они повышают интерес у ребят к моим предметам.

К тому же, на своих уроках я стараюсь использовать различные формы работы, а именно, объединяю индивидуальную работу и коллективную. Индивидуальная работа предполагает ответ по очереди, опрос учеников. Коллективная форма – это работа в группах. Такие формы работы увеличивают время активности учеников и уменьшают

состояние тревоги, помогают преодолеть страх. Поэтому общение проходит в благоприятных условиях, при доброжелательном отношении друг к другу.

Конечно, цели и задачи к определённому уроку мы ставим различные, но все они включают важнейшие аспекты: чтобы ребёнку было интересно на уроке, чтобы он с лёгкостью запомнил тот материал, который был отобран учителем для данного урока.

В этом учебном году ребята 9 класса сдавали экзамен по русскому языку в новой форме, показали хорошие результаты. Из 12 человек, писавших работу, 4 чел. получили «5», 6 чел – «4», 2 чел. – «3», качество составило 83% при 100% успеваемости. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают активное участие в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», и в этом году ребята показали неплохие результаты.

Для повышения своего профессионального мастерства я посещаю курсы по своему предмету, семинары, конференции, участвую в различных конкурсах, принимаю самое активное участие в жизни нашей страны.

8. Результативность.

Процент качества обучения на конец 2011 учебного года составляет от 29% до 69% по русскому языку в зависимости от условия подготовленности классов, от 44% до 93% по литературе.

Предмет

Класс

Кол-во уч-ся

Уровень успеваемости % (конец года)

Качество знаний % (конец года)

русский язык

5

14

100

43

литература

5

14

100

93

русский язык

7

18

100

28

литература

7

18

100

44

русский язык

9

13

100

69

литература

9

13

100

71

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают активное участие в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», и в этом году ребята показали неплохие результаты.

^ 9. Адресная направленность.

Данный опыт можно использовать учителям русского языка и литературы из других школ, а также для проведения интегративных уроков, таких как литература, иностранный язык, история, география, биология.

^ 10. Трудоёмкость, сложность.

Для того, чтобы овладеть данным опытом, обязательно нужно изучить теоретическую базу опыта (см. раздел Библиография), необходима систематическая подготовка к каждому уроку с постановкой конкретных целей и задач.

Библиография:

1.ГИА – 2011,2012. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в новой форме, Москва, 2010 г, 2011 г.

2.Н.А. Сенина. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2012 г., Москва, 2011 г.

3.Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 кл., Ростов – на – Дону, 2009 г.

4.Т.И. Павлова, С.И. Гаврилова. Контроль на уроках русского языка в 5 – 7 кл как этап подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 кл. Ростов – на – Дону, 2009 г.

5.Т.Н. Роговик. ГИА. Русский язык. Учебно – справочные материалы для 9 класса., Москва, Санкт – Петербург, 2011 г.

6. М.П. Филипченко. Загадки – шарады И не только…Занимательные материалы по русскому языку и внеклассных занятиях. Волгоград.

7. Работы Л.Я.Куприяновой, В.Я. Рыбниковой при подготовке выпускников к итоговой аттестации.

8. Ресурсы Интернет. Сайты: openklass.ru, proshkolu. ru, metodisty.ru и другие.

9.Урок в современной школе. Игровые технологии на уроках русского языка для 5 – 9 кл., Волгоград – 2009 г.

c:\documents and settings\гл\рабочий стол\сайт-13\методика\методика 2012-2013\направления\применение и распространение опыта\кузнецова л.н..jpg


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconКомбайновская основная общеобразовательная школа рассмотрено и принято

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconКомбайновская основная общеобразовательная школа рассмотрено и принято

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconКомбайновская основная общеобразовательная школа
Трансформирование учебного процесса с помощью цифрового содержания и сетевых приложений

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconКомбайновская основная общеобразовательная школа
Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconОсновная образовательная программа ноо муниципального бюджетного...
Данная основная общеобразовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов мбоу «Красноалександровская...

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconИнн 5919016863 кпп 591901001
«Основная общеобразовательная школа №4» (далее Положение) является локальным нормативным актом, регулирующим порядок и условия выплат...

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconДиректор моу краснослободская основная общеобразовательная школа
Муниципальное образовательное учреждение Краснослободская основная общеобразовательная школа Борского района Нижегородской области...

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconИнформационная карта Муниципального казенного общеобразовательного...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Платинская основная общеобразовательная школа»

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconОбразовательная программа основного общего образования муниципального...
«Основная общеобразовательная школа п. Анисовский» Энгельсского муниципального района

Комбайновская основная общеобразовательная школа iconЗакон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»
Администрация мбоу «Основная общеобразовательная школа №13» в лице директора Часовских М. А и профсоюзным комитетом учреждения мбоу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов