Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о




Скачать 72.33 Kb.
НазваниеПрограмма курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о
Дата публикации08.05.2016
Размер72.33 Kb.
ТипПрограмма курса
edushk.ru > Литература > Программа курса


ПРОГРАММА КУРСА

“История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков”

искусствоведы и культурологи, д/о,

М.Р.Чернышов, 2011/2012

Средние века

Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании средневековой литературы.

Языческий скандинавский и кельтский эпос. Ирландский эпос. Бой Кухулина с Фердиадом (по хрестоматии).

Скандинавский эпос. Исландские саги: Старшая Эдда: «Прорицание вёльвы». Младшая Эдда (по хрестоматии).

Народный героический эпос и. Национальная специфика, образы главных героев в “Песни о Роланде” (Франция) и “Песни о моем Сиде” (Испания). Рыцарские и мифологические элементы в “Песни о Нибелунгах” (Германия). (Все – по хрестоматии)

Понятие о куртуазной литературе. Темы и жанры рыцарской лирики. ^ Поэзия трубадуров (по хрестоматии).

Причины и условия возникновения рыцарского романа. Основные тематические циклы. “Роман о Тристане и Изольде”(читать целиком в переложении Ж.Бедье).

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Возрождение (Ренессанс) как особая эпоха развития европейской культуры. Роль античного наследия, куртуазной традиции и городской литературы средневековья в формировании литературы Возрождения. Понятие “ренессансного гуманизма”.

Италия

Творчество Данте Алигьери. Замысел, композиция, традиционное и новаторское в “^ Новой жизни” и “Божественной комедии” (читать первую кантику «Ад»). Символика и реализм.

Творчество Ф.Петрарки: основные жанры. Образ лирического героя “Канцоньере” (“Книги Песен” – по хрестоматии). Жанр сонета.

Декамерон” Дж.Боккаччо: синтез культурных традиций, значение обрамляющего рассказа. Мастерство Боккаччо-новеллиста. (Читать: Вступление. День 1: новеллы 1 и 3; день 2: нов. 9; день 3: нов. 5, 10; день 4: нов. 1, 5, 9; день 5: нов. 1, 9; день 6: нов. 4, 10; день 7: нов. 2, 7; день 8: нов. 3, 7; день 9: нов. 3, 6; день 10: нов. 8, 10).

Франция

Франсуа Вийон – поэт французского предренессанса. Основные жанры, темы, образ лирического героя. Баллада о дамах минувших времен”. “Баллада истин наизнанку”. “Баллада поэтического состязания в Блуа”. “Баллада повешенных”.

Ф. Рабле. “Гаргантюа и Пантагрюэль”: композиция, система образов, сюжет, проблематика. (Читать 1 и 2 книги).

Северное Возрождение. Нидерланды

Похвальное слово глупости” Эразма Роттердамского (по хрестоматии). Образ Мории, композиция, характер смеха.

Испания

Структура романа П.Сервантеса “Дон Кихот”(Читать: т.1, главы 1-11, 20-26, 30-31, 47-50; т.2, главы 3-4, 9-10, 16-26, 30, 34-35, 42-47, 49, 51, 53, 73-74). Трагическое и комическое в образе главного героя. Дон Кихот и Санчо Панса.

Образ главных героев и конфликт в “психологической” комедии Лопе де Вега “Собака на сене”.

Англия

Периодизация творчества Шекспира. Основные жанры. Шекспировский вопрос. Сонеты Шекспира. Основные черты комедий Шекспира: “Укрощение строптивой”, “Двенадцатая ночь”, “Как вам это понравится”, “Венецианский купец”. Любовные коллизии. Природа и человек. Игровое начало в комедиях. Типы героев. Сказочная фантастика в комедии “Сон в летнюю ночь”. Жанр исторической хроники в творчестве Шекспира. Проблема зла и власти в хронике В.Шекспира “Ричард III”. Историческая хроника В.Шекспира “Генрих IV” (2 части). Композиция, специфика конфликта, проблематика. Образ Фальстафа. Трагедия Шекспира “Ромео и Джульетта”. Образы героев. Движущие силы сюжета. “Гамлет” Шекспира. Образ героя, проблемы его истолкования. Трагедия Шекспира “Король Лир”. Мотивы и характер действий героев. Проблема познания и самопознания. Трагическая коллизия в “Отелло” В.Шекспира. Конфликт в трагедии В. Шекспира “Макбет”. «Римские» трагедии Шекспира: “Юлий Цезарь”, “Антоний и Клеопатра”. Трагикомедия “Буря” как “поэтическое завещание” Шекспира. Характер конфликта, образы главных героев.

XVII ВЕК

Барокко. Испания

Понятие о барокко. Драматургия П.Кальдерона, основные темы и жанры. Проблематика свободы и ответственности в драме “Жизнь есть сон”.

Плутовской роман как жанр: сюжет, тип героя, образ мира, позиция автора (на примере романа Ф.Кеведо “^ История жизни пройдохи по имени Дон Паблос”).

Классицизм. Франция

Эстетика классицизма. Н.Буало и его трактат “Поэтическое искусство” (по хрестоматии).

Трагедия П.Корнеля “Сид”, причина и суть его конфликта с Французской Академией. Проблематика трагедии Корнеля “^ Гораций”.

Своеобразие классицизма Ж.Расина в трагедиях «Андромаха» и “Федра”. Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Биография и общая характеристика творчества Ж.Б.Мольера. Основные принципы “высокой комедии”. Проблематика и поэтика комедий Мольера “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”, «Мещанин во дворянстве». Фарсовая эстетика в комедии Мольера “Плутни Скапена”.

^ XVIII ВЕК. ПРОСВЕЩЕНИЕ

Франция

Личность и творчество Ф.Вольтера. Философская повесть “Кандид”.

Общественная и творческая деятельность Д.Дидро. Роман “Монахиня” как произведение просветительского реализма.

Место Ж.-Ж.Руссо во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “Исповедь” Руссо как психологический документ и литературный жанр.

Образы героя и героини в романе А.Прево “История кавалера де Грие и Манон Леско”.

Драматургическое новаторство П. Бомарше в комедиях «Севильский цирюльник» и “Женитьба Фигаро”.

Англия

Проблематика и поэтика романа Д.Дефо “Робинзон Крузо”.

Особенности творческой личности Дж.Свифта. Памфлет “^ Сказка бочки”. Сатира Свифта в “Путешествиях Гулливера” (читать 1 и 4 части полностью, 2 и 3 по хрестоматии).

Поэтика “комической эпопеи” Г.Филдинга (“^ История Тома Джонса, найденыша”).

Чувствительность и ирония в романе Л.Стерна “Сентиментальное путешествие”(по хрестоматии).

Германия

Немецкое Просвещение. Эстетические идеи Г.Э.Лессинга в трактатах ^ Лаокоон, или о границах живописи и поэзии”, “Гамбургская драматургия”. Драма Лессинга “Эмилия Галотти”: особенности сюжета и конфликта.

Движение “Бури и натиска” в немецкой литературе. Понятие о сентиментализме. Раннее творчество Гете, роман “Страдания юного Вертера” (по хрестоматии). Нравственно-философская проблематика трагедии Гете “Фауст”.

Раннее творчество Шиллера. Штюрмерская поэтика драмы “Разбойники”. “Коварство и любовь” Шиллера как “мещанская трагедия”. Исторические драмы Шиллера “Мария Стюарт”, “Вильгельм Телль”.
^ Произведения, названия которых не подчеркнуты,

читать не обязательно.
Примечание по организации курса

Применительно к курсу действует балльно-рейтинговая система оценки работы студентов.

Баллы начисляются каждому студенту за рубежные контрольные работы по программным текстам. Всего 3 работы: 1) Средние века и Возрождение без Шекспира (5 вопросов, максимум 25 баллов), 2) Шекспир (6 вопросов, максимум 30 баллов), 3) 17-18 века (7 вопросов, максимум 35 баллов). Дополнительные 10 баллов могут быть начислены «за активность», например, за авторское эссе или коллективную постановку. Всего – 100 баллов.

Экзамен проходит в виде письменной работы, состоящей из 14 открытых вопросов на знание теории, программы и текстов. Максимум – 100 баллов.
С вопросами и за консультациями можно обращаться по адресу mrchernyshov@k66.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о iconПрограмма ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»
Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков,...

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о iconЛекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья...
Бердичевский А. М.: Методические материалы к курсу "История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения"

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о iconПрограмма курса “история зарубежной литературы XVII-XVIII веков”
Поэзия барокко. “Поэмы Уединения” (1612–1613) Луиса де Гонгора (Испания) (1561–1627). Стихотворения Джона Донна (Англия) (1572–1631)...

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о icon-
Л. Г. Косулиной по курсу «История России» и примерной программы основного общего образования по «Истории средних веков» и учебника...

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о icon1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы...
Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о iconПрограмма составлена на основе примерной программы по истории на...
Бойцов М. А. Шукуров Р. М. «История средних веков». 6 класс. 11 изд. М.«Русское слово». 2008

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о iconИстория философии Средних веков и Возрождения
Толкование о душе.//Хосроев А. Л. Александрийское христианство. По данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991. С. 205-214

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о iconРабочая программа по истории 6 класс составлена в соответствии с...
Агибалова Е. В., Донской Г. М. «Исто­рия Средних веков»- 2010, ориентированной на использование учебника Агибалова Е. В, Донской...

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о iconРоссия на рубеже XVIII xix веков
Цели и задачи урока: выявить общие закономерности и особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков

Программа курса “История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков” искусствоведы и культурологи, д/о iconРабочая программа по истории 6 класс
Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год, История средних веков 33 ч, История России 36 ч

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов