Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры




НазваниеГордость и смирение- полярные категории европейской культуры
Дата публикации08.06.2015
Размер56.6 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Литература > Урок
Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №19

Марцофляк И.В.
Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры
Тема урока Своеволие и смирение в «Слове о полку Игореве».
Цель урока через судьбу героя, князя Игоря, раскрыть мотив воли и христианского смирения..
Задачи урока:

- расширить представление учащихся о идейно- художественном содержании «Слова…», его христианском аспекте

-проследить сюжетную судьбу главного героя с точки зрения его духовного пути.
Иллюстративный материал: презентация репродукций икон, древнерусского архитектурного зодчества.

^ Литературный материал: текст « Слова…» в переводе И.П. Еремина.
Ход урока.
Первый этап урока.

Эпиграф урока

Одна воля Божия и спасительная, совершенная;

вторя воля – человеческая, которая, не будучи обязательно

вредоносной, не является также и спасительной сама по себе;

третья воля – бесовская, ищущая нашей погибели…

Святой преподобный Серафим Саровский
^ Введение в тему урока.

Учитель напомнит учащимся судьбу рукописи.

Необычна судьба этого памятника (памятником в литературоведении называют произведения прошлых веков. Слово полк имело два значения: «рать», «ополчение» и «поход»).

Он оставался неведом широкому кругу читателей до конца 18 века, пока один из собирателей русских древностей граф А.И.Мусин – Пушкин случайно не обнаружил его среди рукописных произведений светского содержания, созданных в прошлые времена.

В 1800 году «Слово…» было издано типографским способом. Но московский пожар 1812 года уничтожил бесценную рукопись и большую часть тиража. Казалось, исследователи навсегда были лишены возможность сверить печатное издание с оригиналом. К счастью, сохранилась копия рукописи, снятая специально для Екатерины Второй. Древнерусский текст А.И.Мусин- Пушкин сопроводил своим переводом не современный русский язык.

В 1803 году был издан первый стихотворный перевод «Слова…»И.Серякова. С тех пор и до наших дней сосуществуют прозаические и стихотворные переводы памятника. Попытка рассмотреть текст с точки зрения христианской морали лучше всего реализуется в прозаическом переводе И.П. Еремина, известного специалиста по истории древнерусской литературы.

^ Выяснение читательского восприятия.

-Что испытывает читатель 21 века, окунувшись в далекое прошлое?
В одной из своих статей, посвященных «Слову о полку Игореве», Д.С.Лихачев писал: «Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они современны».

-Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте свой ответ.

^ Предполагаемый ответ.

В ответах учащихся, безусловно, будет прослеживаться и исторический аспект «Слова…». ( Они выделят роль автора, его призывы к единству Руси. Отметят гражданскую позицию создателя «Слова…»). И поэтический аспект. ( Мы воспринимаем богатство не только мыслей, но и чувств автора. Он восторгается, печалится, иронизирует. благословляет. Он выступает и как мемуарист, и как собеседник слушателя, и как поэт, страстно любящий и одухотворяющий природу).

Второй этап урока

Проблемные вопросы.

-Может ли гениальное произведение, относимое к национальному эпосу, воплощать христианскую картину мира?

-Как связаны слова эпиграфа с судьбой главного героя «Слова…»

^ Дальнейшая работа будет связана с исследованием основных этапов жизни князя Игоря.

Учащимся предлагается понаблюдать над лексическим составом «Слова…», для чего три группы ребят составляют «трехчастный дневник»

Первая группа. Поход князя Игоря и его дружины против половцев

Цель:

- обозначить причины поражения русской дружины и пленения князя Игоря?

-дать оценку сделанному выбору, ( своей воли)

цитаты из текста

комментарии к ним

комментарии к комментариям

«…отвагою закалил себя, заострил сердце свое мужеством, навел свои храбрые полки…»



Автор восхищается мужеством и смелостью князя, его желанием освободить землю Русскую, но при этом автор мотивирует выбор князя как его собственный. Своя воля князя воспринимается как своеволие

в течение урока часто происходит переосмысление тех или иных позиций, нравственных ценностей, поэтому заполняется дома и проверяется на следующем занятии.

«…сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы»

Желание князя - проявление эгоизма. Он выбирает свой путь, путь неправильный, ведущий к гибели русских людей




« хочу копье преломить…,хочу голову свою сложить либо испить шелолом на Дону»

Князь думает только о своем желании, его даже не останавливает недоброе предзнаменование. Его сознание подавляет бесовская воля.




« …ибо сказал брат брату: «Это мое и то мое же»

«А князья сами на себя крамолу куют…»

«Тут князь пересел с седла золотого, а в седло невольньничье»

Автор говорит о губительности «своей» воли и в князьях, о разрушении единства, раздробленности

В лирическом монологе автора заключена прямая оценка походу Игоря. Неволя Игоря оборачивается утратой свободы. Итак, «своя» воля ведет к неволе, рабству.

.





Вторая группа. «Золотое слово» Святослава, плач Ярославны.

Цель:

-рассмотреть образы князя Святослава и Ярославны в свете христианской этики ( толкование сна, слова князя, обращенного к русскому воинству, сыновьям, князьям, осмысление плача – молитвы Ярославны, в которой выражена ее внутренняя воля, но не своеволие )..

Группа учащихся составляет «трехчастный дневник», в котором прослеживается оценка образов, несущих в себе христианскую смиренность, любовь Божию…

Третья группа. Возвращение Блудного сына

Цель:

-рассмотреть, как решается автором проблема спасения души, преображения грешного человека (провести аналогию с притчей о Блудном сыне)

цитаты из текста

комментарии к ним

комментарии к комментариям

«Игорю князю Бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему столу золотому»

Князь как Блудный сын. Из Отчего Дома попал в Чужие страны, по причине сыновьего своеволия, а затем возвратился. Главная победа князя – правильный духовный выбор.




«…велит князю не дремать..» (Овлур)

По пути из плена князь отказывается от «своей» воли и соединяется с волей Бога. Нет слов «Хочу». Он исполняет повеление Овлура, смирив гордыню.




«Приуныли цветы от жалости, и деревья в горе к земле склонились»

«Солнце светит на небе – Игорь князь в Русской земле.»

Русская земля скорбит о погибших. Скорбь и беды как результат неверного выбора, прегрешений, отхода от воли благой – Божьей.

Но возвращение знаково. Человек вернулся в Отчий дом




«Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей»

«Да здравы будут князья и дружина, поборая за христиан против поганых полрков»… «Аминь»

Посещение церкви связано и с покаянием в грехах, и желание встать под знамена Святослава, и с возрождением человека, соединившегося с волей Божественной.




Третий этап урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Ознакомьтесь фрагментами перевода « Слова…»(В.А.Жуковский, А.Н.Майков, Н.Заболоцкий).

Какой поэтический перевод вам кажется более удачным?

Напишите небольшое эссе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconБюрократический рационализм и политический традиционализм
Западной Европы и Северной Америки, подобно тому как культуры Востока изучались для того, чтобы уяснить ре­лигиозную инновацию европейской...

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconШахнович М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская...
Шахнович М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. Спб., 2002

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconПрограмма развития на 2010-2015 г г. «Сельский социокультурный центр...
Учителя -15 ( 2 «Отличника народного просвещения», 2 учителя высшей категории, 9 учителей первой категории, 3- второй категории,1-без...

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconПрограмма курса «древние языки и культуры»
Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории античного общества, истории античной культуры, создание...

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconСтарообрядчество Курской губернии в конце х1х-начале XX в
С одной стороны, очевиден глубокий спад народного самосознания, в обществе утрачивается гордость за своё отечество и ответственность...

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconЗамечания Кэроли Барда (Венгрия), соотнесенные со статьями 6 (части...
Комментарии экспертов Совета Европы и Европейской Комиссии к законопроекту упк российской Федерации

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconРоссийской федерации
Составители: Хисамутдинова З. А. директор Казанского базового медицинского колледжа, Бочкарева Н. В. преподаватель высшей категории,...

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconАнкета заявка На участие в Республиканском профориентационном конкурсе...
На участие в Республиканском профориентационном конкурсе методических разработок «Мое село моя гордость»

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconРоссийской Федерации Российский Государственный Гуманитарный Университет....
Конец тысячелетия отмечен еще большим оживлением эсхатологической проблематики, и это далеко не случайно, а коренится в истоках самой...

Гордость и смирение- полярные категории европейской культуры iconСамарский государственный университет
В этом плане знакомство с художественной культурой западноевропейского средневековья имеет особую значимость, т к именно в недрах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов