Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки




НазваниеАннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки
страница1/16
Дата публикации08.06.2015
Размер2.09 Mb.
ТипРабочая программа
edushk.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
f:\грищенко\лит 5-11.jpeg

А Н Н О Т А Ц И Я

Рабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы – документа, рекомендуемого Минобрнауки

РФ, и программы курса литературыдля общеобразовательных учреждений 5,9,10,11классы. Автор: В.Я.Коровина. Рабочая программа учебного курса конкретизирует образовательный стандарт, а также описывает региональный и школьный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. В рабочей программе отражены цели и задачи, а также общая характеристика учебного предмета «Литература». Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста. В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. Данная программа включает контрольные параметры оценки достижений ГОСа учащимися по предмету, требования к уровню подготовки учащихся, основное содержание изучаемого материала, а также материально-техническое и методическое обеспечение программы.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н АЯ З А П И С К А

Настоящая рабочая программа для 5,7,9,10,11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я, Коровиной, - М.: Просвещение, 2007). Опираясь на основополагающие критерии примерной программы основного общего образования по литературе, а также примерной программы среднего (полного) общего образования ( базовый уровень), данная рабочая программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), а также ориентирована на содержание авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной, на учебники – хрестоматии, обеспечивающие процесс обучения.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

В рабочей программе предусмотрены следующие виды контроля:

-промежуточый - пересказ (подробный,сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование и анализ поэтического произведения, характеристика литературного героя, инсценирование;

-итоговый -- тесты, включающие задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико – литературных понятий.

Изучение литературы направлено на достижение следующих

ц е л е й:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;




  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, об разного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;




  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;




  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

з а д а ч:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы, В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и ,ХХ веков).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, познакомиться с отрывком из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносова в 7 классе и изучить оду в 9; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы — это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе (особенно в программе курсов 10—11 классов), к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 105 учебных часов(3 раза в неделю); в 7 классе на 70 учебных часов (2 раза в неделю); в 8 классе – на 70 учебных часов (2 раза в неделю);в 9 классе - на 105 учебных часов (3 раза в неделю); в 10 классе - на 105 учебных часов (3 раза в неделю); в 11 классе – на 105 учебных часов (3 раза в неделю);

В рабочие программы внесены некоторые изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем, что позволит повысить уровень обученности учащихся по предмету, несколько расширит круг чтения, даст возможность познакомиться с некоторыми образцами литературной классики, незаслуженно изъятыми из программы. При этом в планировании предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература»

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения поистории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

Учитывая учебный материал, предусмотренный примерной программой по литературе, реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их духовного и личностного формирования, считаю целесообразным распределить учебный материал в следующем порядке.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconРабочая программа по истории составлена на основе Примерной (типовой)...
Рабочая программа по истории составлена на основе Примерной (типовой) программы, разработанной Министерством образования и по истории...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры "Дерматовенерологии...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconРабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса (базовый...
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconРабочая программа по дисциплине "Дерматовенерология" для специальности 060103 Педиатрия
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconРабочая программа по дисциплине " Дерматовенерология" для специальности 060101 лечебное дело
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconРабочая программа по дисциплине "Дерматовенерология" для специальности...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconРабочая программа По изобразительному искусству Программа разработана...
...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconРабочая программа по истории 5 класс Пояснительная записка Программа...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А,А,Вигасина,...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconПояснительная записка статус документа
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния...

Аннотаци ярабочая программа составлена на основании примерной (типовой) учебной программы документа, рекомендуемого Минобрнауки iconУчебной дисциплины "Экономика" Рабочие программы по учебной дисциплине...
Информацию о примерных программах, на основе которых составлены рабочие программы. Рабочая программа по экономике для 10-11 классов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница