Н. С. Шер "Александр Сергеевич Пушкин"




Скачать 456.24 Kb.
НазваниеН. С. Шер "Александр Сергеевич Пушкин"
страница1/5
Дата публикации21.05.2015
Размер456.24 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5

Александр Сергеевич Пушкин



Н.С.Шер "Александр Сергеевич Пушкин"
Рассказы о русских писателях; Государственное Издательство Детской Литературы, Министерство Просвещения РСФСР, Москва, 1960 г.
OCR Biografia.Ru

Летом 1811 года двенадцатилетний Пушкин с дядей Василием Львовичем, известным в то время поэтом, приехал в Петербург. В августе он выдержал приемные экзамены в новое, только что открытое учебное заведение — Лицей, который находился недалеко от Петербурга, в Царском Селе.
19 октября состоялось торжественное открытие Лицея. К парадному крыльцу большого лицейского дома подъезжали гости из Петербурга. По широкой лестнице поднимались они на второй этаж, в актовый зал. Здесь, между колоннами, стоял стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. По правую сторону стола в три ряда выстроились лицеисты — тридцать мальчиков в одинаковых синих мундирчиках, в белых брюках в обтяжку, в высоких сапожках. При них — директор, инспектор, гувернеры. По левую сторону стола сидели преподаватели и служащие Лицея. В зале были расставлены кресла для публики.
Долго и скучно читали манифест об открытии нового учебного заведения, потом длинную речь сказал директор Лицея. И вдруг — словно свежий ветер подул — заговорил молодой преподаватель Куницын:
«К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы общества. Дорога чести и славы открыта перед вами... На какую бы ступень власти ни взошли вы в будущем, помните всегда.. нет высшего сана, чем священный сан гражданина».
Когда кончились речи, мальчиков по списку стали вызывать к столу. Многие уже успели перезнакомиться во время экзаменов, но теперь с новым любопытством разглядывали друг друга. Вот Пущин, спокойный, серьезный; вот милый Дельвиг; вот длинный, смешной Кюхельбекер — Кюхля; Вольховский — Суворочка, как прозвали его потом лицеисты; молчаливый Матюшкин — будущий моряк; веселый Яковлев. А вот и Пушкин — живой, курчавый, быстроглазый.
Разные по характеру, по воспитанию, какое они получили дома, мальчики вступали теперь в Лицей, чтобы провести вместе шесть лет. Пока никто из них не думал о «будущих путях» своей жизни, и вечером, когда разошлись гости, сбросив парадную одежду, они весело играли в снежки — в тот год рано наступила зима. Кругом горели в плошках огни; запушенные первым, легким снегом, стояли деревья в большом, прекрасном царскосельском парке.
Через несколько дней мальчики узнали, что домой отпускать их не будут, и только изредка, по праздникам, разрешаются свидания с родными.
Родные Пушкина жили далеко — в Москве. Он знал, что расстается с ними надолго, но не очень огорчался этим. Сердечной дружбы, семейной ласки, уюта не было в доме Пушкиных. Детей было трое: старшая — Ольга, второй — Александр и младший — Левушка, любимец семьи. Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. Дядя, Василий Львович, брат отца, был известным поэтом того времени. В доме у Пушкиных бывали писатели — Николай Михайлович Карамзин, Иван Иванович Дмитриев, молодой поэт Василий Андреевич Жуковский.
В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией, даже дети пробовали писать стихи.
«Пушкины жили весело и открыто, и всем домом заведовала больше старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина... — вспоминала позднее одна знакомая Пушкиных, которая со своими девочками ездила к ним на танцевальные уроки.— Старший внук ее, Саша, был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет девяти или десяти, со смуглым личиком, не скажу чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались. Иногда мы приедем, а он сидит в зале в углу, огорожен кругом стульями: что-нибудь накуролесил и за то оштрафован, а иногда и он с другими пустится в плясы, да так как очень он был неловок, то над ним кто-нибудь посмеется, вот он весь покраснеет, губу надует, уйдет в свой угол и во весь вечер его со стула никто тогда не стащит: значит, его за живое задели, и он обиделся, сидит одинешенек».
Рассказывают, что Александра не очень любили родители, но очень любила и жалела бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал. Еe беспокоил неровный характер внука; беспокоило, что учился он не всегда прилежно, хоть и был умен не по годам. Мальчик также был нежно привязан к бабушке, учился у нее русской грамоте, а когда стал постарше, то жадно слушал ее рассказы о русской старине, о Петре I, о своем прадеде Ганнибале.
За детьми ходила няня Арина Родионовна — крепостная крестьянка. Она знала много народных русских песен, сказок и была замечательной рассказчицей.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...
— так ласково писал Пушкин много лет спустя в стихотворении, посвященном своей старой няне.
Зимой Пушкины жили в Москве, а на лето переезжали в сельцо Захарово, которое находилось верстах в сорока от Москвы, недалеко от Звенигорода. Иногда Надежда Осиповна с маленькими детьми оставалась в Захарове и на всю зиму.
Очень скромный барский дом с флигелями стоял на холме, к реке спускался сад - старый, запущенный, с тенистыми аллеями. Дети обычно жили во флигеле с гувернантками и няней, а родители располагались в главном доме.
Пушкину было лет семь, когда он в первый раз попал в деревню. Ему все здесь нравилось — просторы полей и лесов, старые клены и липы в саду, первые дни поздней осени и ясное, прозрачное утро зимы...
Нравились ему крестьянские ребятишки, деревенские хороводы, песни, пляски. Но он видел, что жили деревенские дети не так, как он и его родные; избы у них были маленькие, дымные, грязные, и одеты они были по-другому — не так, как он сам, брат Левушка, сестра Ольга. У сестры Ольги были красивые кисейные платьица, открытые башмачки с бантиками; она училась танцевать. А дворовые ребятишки чистили в передней барские сапоги, ходили в лес по грибы и по ягоды для барского стола; с ними ходил часто взрослый слуга, который заставлял их петь, чтобы они не ели ягод. Во время обеда эти дети стояли за барскими стульями и ветками отгоняли мух: никто не спрашивал их, голодны ли они, да никому и в голову бы не пришло посадить их за барский стол. Ведь это были крепостные дети, которых в любое время можно было продать, обменять на щенка, котенка.
Не раз, конечно, слышал маленький Пушкин и от няни и от дворовых людей рассказы о самодурах-помещиках, которые засекали насмерть крепостных детей.
Няня рассказывала и о своей молодости, о своей жизни. Мальчик Пушкин ко всему прислушивался, приглядывался, все примечал — он, казалось, копил все эти впечатления детства для будущей своей работы.
Зимой в Москве жизнь была совсем другая. Няню сменял дядька Никита Тимофеевич Козлов. Крепостной человек Пушкиных, Козлов умел читать, даже сочинял стихи и был очень привязан к своему барчуку. Вдвоем они совершали далекие прогулки по Москве и ее окрестностям, смотрели, как живут люди в городе, узнавали Москву - ее бульвары, площади, закоулки. Иногда заходили в Кремль, проходили мимо старого Кремлевского дворца, видели тюрьму — знаменитую яму,— куда сажали людей, которые не платили своих долгов. Рядом с тюрьмой было здание Монетного двора, в котором два месяца сидел в заключении прикованный к стене Емельян Пугачев, и, может быть, Никита Козлов рассказывал о нем мальчику Пушкину. Весело и страшно было взбираться на колокольню Ивана Великого и смотреть сверху на «белокаменную Москву» — мать городов русских.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
— писал много лет спустя поэт Пушкин.
С самого раннего детства начались для него и первые неприятности — гувернантки и гувернеры, как он вспоминал позднее. В то время в дворянских семьях приглашали к детям иностранных гувернеров-воспитателей, и в семье Пушкиных их перебывало немало. В большинстве это были люди невежественные, плохие воспитатели, и у Пушкина с ними не было никаких дружеских отношений. Но они выучили его французскому языку, на котором говорили в его семье и в других дворянских семьях. К семи годам он уже превосходно говорил и читал по-французски и по-русски. У отца была большая библиотека, и маленький Пушкин очень много времени проводил за чтением.
Незаметно прошло детство, и вот Пушкину уже двенадцать лет. Дядя Василий Львович привез его в Петербург, в Лицей. Отныне Лицей заменит ему дом, семью.
Дом лицейский огромный, четырехэтажный. В нижнем этаже живут преподаватели, служащие; во втором — столовая, больница с аптекой, актовый зал, канцелярия; в третьем — классы, зал для отдыха после занятий, физический кабинет, комната для газет и журналов, библиотека. Наверху, на четвертом этаже, комнаты мальчиков — у каждого своя, маленькая, и все комнаты одинаково обставлены: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, умывальник. На конторке — чернильница и подсвечник со щипцами.
В прекрасных садах Царского Села, под вековыми липами, на зеленых лужайках, у берегов Большого озера лицеисты гуляли, и часто на одной из скамеек парка сидел мальчик Пушкин.
Начались занятия, потекла размеренная лицейская жизнь. «Мы скоро сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье — свои кружки; в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого; близко узнали мы друг друга, никогда не разлучаясь; тут образовались связи на всю жизнь»,— вспоминал позднее Пущин.
Случайно комната Александра Пушкина, номер четырнадцать, оказалась рядом с комнатой Ивана Пущина — Жанно, как называли его лицеисты. Как часто, когда все в Лицее уже спали, мальчики вели вполголоса через невысокую перегородку задушевные разговоры. Они говорили обо всем: о каком-нибудь «вздорном случае» дня, о товарищах, об учителях, о войне, которая началась вскоре после открытия Лицея. Пущин был старше Пушкина на один год. Рассудительный, справедливый, он не раз успокаивал вспыльчивого, быстрого в своих суждениях и поступках Пушкина, которого полюбил душевно, навсегда. А за стеной по коридору шагал дежурный дядька, изредка постукивал в дверь и призывал к порядку.
Среди преподавателей были молодые профессора, такие, как Галич, Куницын. Они держали себя с лицеистами просто, говорили с ними как с равными, как с младшими товарищами, старались внушить им мысли о равенстве людей, о справедливости, о долге гражданина. Недаром обоим вскоре запрещено было преподавать, а лекции Куницына царское правительство приказало сжечь. Пушкин всегда с благодарностью вспоминал Куницына. «Он создал нас, он воспитал наш пламень»,— писал он в своих стихах.
Началась Отечественная война 1812 года. Вся Россия, от мала до велика, поднялась на борьбу с иноземными захватчиками. Лицеисты жадно, с тревогой следили за военными событиями, читали газеты. Они знали, что Василий Андреевич Жуковский — один из самых любимых тогда поэтов — пошел добровольцем в действующую армию. Все они, конечно, читали его стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое было напечатано в журнале и в 1813 году вышло отдельной книжкой.
Лицеисты прислушивались ко всякому известию, связанному с войной. Они знали и, может быть, сами были свидетелями того, как в театре каждый стих, каждое слово о войне вызывало целую бурю рукоплесканий. Так, например, рассказывали, что во время представления один из зрителей, видя, как на сцене приносят в дар отечеству свое имущество, бросил на сцену свои последние деньги. А знаменитая актриса Семенова, узнав во время спектакля о новой победе русских войск, выбежала на сцену и закричала: «Победа! Победа!» Этих слов ни в пьесе, ни в роли ее не было.
Басни Крылова, посвященные войне — «Ворона и Курица», «Кот и Повар», «Обоз»,— переходили из рук в руки, выучивались наизусть, и лицеисты их, конечно, очень хорошо знали. Дошел, вероятно, до лицеистов и специально выпущенный «Подарок детям в память 1812 года». И дети и взрослые тогда с одинаковым увлечением смотрели замечательные карикатуры, читали остроумные подписи к ним художника Теребенева. 0 нем говорили все. Это был тогда один из первых художников, который сделал множество рисунков и карикатур о войне. Среди них были рисунки, особенно волновавшие молодежь. Так, на одном из рисунков Теребенев изобразил русского крестьянина в тот момент, когда он поднял топор, чтобы отрубить себе руку с ненавистным клеймом Наполеона, — это клеймо накладывалось на пленных при зачислении их во французскую армию.
Статьи в газетах, басни Крылова, рисунки Теребенева, пример взрослых, уходивших на войну,— все это глубоко волновало лицеистов, будило в них высокие патриотические чувства. В двенадцать — четырнадцать лет они чувствовали себя настоящими гражданами своего отечества. Каждому из них казалось, что именно там, на поле брани — под Бородином, в Москве, в войсках, которые громили и обращали в бегство французов, — лежит для негo та дорога чести и славы, о которой говорил любимый учитель Куницын.
Мимо Лицея проходили на войну гвардейские полки, в которых у лицеистов были родные и знакомые.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас...

Казалось, что учиться в то время, когда отечество в опасности, невозможно. До лицеистов доходили слухи, что во многих учебных заведениях старшие учащиеся группами подавали заявления о том, что не могут учиться, и часто уходили — вернее, убегали — на войну.
В Лицее занятия продолжались своим чередом. Пушкину все давалось легко, но учился он неровно и очень не любил математику. Как-то в математическом классе вызвали его к доске и задали алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и писал какие-то формулы.
«Что же вышло? Чему равняется икс?» — спросил наконец преподаватель.
«Нулю», — улыбаясь, ответил Пушкин.
«...У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Но случалось, что тот же преподаватель математики изгонял его из класса, когда, забыв об уроке, Пушкин весь углублялся в чтение посторонних книг. По этому поводу лицеисты даже песенку сочинили:
^ А что читает Пушкин?
Подайте-ка сюды!
Ступай из класса с богом,
Назад не приходи!

Читал Пушкин очень много как на русском, так и на французском языке. За это товарищи прозвали его «французом», на что он во время войны особенно сердился. Из произведений русских писателей он увлекался тогда стихами Державина, Жуковского, Ломоносова, Батюшкова, читал комедию Фонвизина «Недоросль», только что вышедший сборник басен Крылова и много других книг. В Лицее была большая, хорошая библиотека.
«Все мы видели,— рассказывал позднее Пущин,— что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это часто бывает в те годы».
В Лицее Пушкин встретил товарищей, которые, как и он, интересовались литературой, писали стихи. У Пушкина страсть к поэзии проявилась очень рано. Еще дома по вечерам, когда он долго не мог заснуть и его спрашивали: «Что ты, Саша, не спишь?» — он отвечал: «Сочиняю стихи». Ему было тогда лет семь-восемь.
Очень скоро среди лицеистов образовались литературные кружки, стали издаваться рукописные журналы, и Пушкин принимал участие во всех лицейских журналах: писал стихи, песни, сочинял эпиграммы. На уроках литературы, или словесности, как тогда говорили, задавались часто сочинения, которые можно было подавать и стихами и прозой. Особенно отличался на этих уроках Пушкин — он, казалось, и думал стихами.
Однажды преподаватель дал тему классного сочинения «Восход солнца», и один из товарищей Пушкина ничего не мог придумать, кроме фразы: Грядет с заката царь природы...
Пушкин, не задумываясь, тут же подсказал ему:
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconПушкин Александр Сергеевич Каменный гость

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconАлександр Сергеевич Пушкин Задание на дом
Задание на дом. Прочитать краткую биографию и стихотворения Пушкина в учебнике. Выполнить в тетради №1 задания 9 13

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconАлександр Сергеевич Пушкин Капитанская дочка
Минихе, и вышел в отставку премьер-майором в 17 году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревни, где и женился на девице Авдотьи...

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconЕще Александр Сергеевич Пушкин говорил: “…уважение к минувшему вот...
Чтобы лучше разобраться в настоящем, чтобы четче определить ориентиры на будущее, мы должны хорошо знать, что было до нас. И сегодня,...

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconАбашин александр (василий) сергеевич
Андр (василий) сергеевич, 1903 г р., русский, м р с. Широкий Карамыш, Карамышский район, Саратовская область, заключенный Интлага...

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconАксаков Иван Сергеевич(1823–1886) Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860)

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconПушкин и мировая культура
У. Стихи Пушкина мы узнаем в детстве и, по мере того как растем, взрослеем, начинаем понимать их все глубже и серьезней. Пушкин становится...

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconI. Отречение Николая II (2 марта 1917 года ст ст.)
Монах Авель, прозванный “прорицателем”, предсказал в 1801 году (при императоре Павле I) такую последовательность российских монархов:...

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconЕ. М. Скитер Александр I: личность и политика
Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов

Н. С. Шер \"Александр Сергеевич Пушкин\" iconКонтрольная работа по литературе(тестирование). Пушкин и Лермонтов
Д. С. Мережковский писал: «Пушкин светило, Лермонтов светило русской поэзии»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница