Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения»




Скачать 314.95 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения»
страница1/4
Дата публикации05.07.2016
Размер314.95 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ


КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры


Утверждаю

Теории и истории международных отношений

Декан факультета

Протокол №________




дата________________

______________________

зав. кафедрой _______________

К.К. Худолей

С.М. Виноградова





Программа учебной дисциплины
^ ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Направление «международные отношения» (522900), направление «регионоведение» (521300)

Федеральный компонент, цикл «Общепрофессиональные дисциплины» (ОПД.Ф)


Разработчики:

канд. ист. наук С. В. Лобачев,

канд. ист. наук А. Ю, Павлов

Рецензенты:

Доктор полит. наук С.М.Виноградова




Канд. ист. наук И.В.Чернов

Санкт-Петербург

2004

^

Пояснительная записка



Теория международных отношений - одна из основных профессиональных дисциплин для студентов-международников. Изучение теории позволяет сформировать научный подход к исследованию международных отношений. Курс предусматривает изучение процессов зарождения научно-теоретической мысли в области международных отношений, формирования основных традиций исследований. Основное внимание уделяется рассмотрению современных теоретических концепций в их развитии. Наряду с изучением теории настоящий курс предусматривает освоение студентами методологии исследований в области международных отношений.
^ I. Организационно-методические указания
Курс «теория международных отношений» преследует две основные цели: во-первых, создать у студентов представление о существующих научных концепциях и подходах к исследованию международных отношений; во-вторых, познакомить с основами существующих методик внешнеполитического анализа.
^ Основные задачи курса:


  • Ознакомить студентов с основными этапами развития теории международных отношений.

  • Проследить формирование основных традиций и концепций в области международных отношений.

  • Сформировать понимание о базовых различиях основных традиций и концепций в области международных отношений.

  • Ознакомить студентов с основными современными направлениями политической мысли в области международных отношений.

  • Изучить фундаментальные труды, ставшие основой теоретических концепций в международных отношениях.

  • Проследить эволюцию классических идей в современной теории международных отношений.



^ Построение курса: Курс состоит из лекций и семинаров. В лекционном материале дается информация о теоретических школах и направлениях, на семинарских занятиях рассматриваются основные проблемы, являющиеся предметом исследований в современных теоретических концепциях.
^ II. Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий. Формы контроля.
Продолжительность изучения 1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

Всего аудиторных занятий 68 часов

Из них:

Лекций 34 часа

Семинарских занятий 34 часа

Форма итогового контроля знаний экзамен

Форма промежуточного контроля знаний

Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр: 34 часа лекций, 34 часа семинарских занятий, экзамен.


№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час.)

Самосто-ятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

Основные этапы развития теории международных отношений.

6

2

2

2

2

Классическое наследие теории международных отношений.

6

2

2

2

3

Либеральное направление в теории международных отношений.

6

4

4

2

4

Основы реалистической концепции в теории международных отношений.

6

4

4

2

5

Бихевиоризм и формирование модернистских направлений.

6

2

2

2

6

Радикальные направления в теории международных отношений.

6

2

2

2

7

Неореализм и неолиберализм.

5

2

2

2

8

Участники международных отношений.

6

2

2

2

9

Мораль и право в теории международных отношений.

6

2

2

2

10

Системный подход в теории международных отношений.

6

2

2

2

11

Конфликты в международных отношениях.

6

2

2

2

12

Теория международных отношений и проблема безопасности.

6

2

2

2

13

Мета-теоретические основы современных теорий международных отношений.

5

2

2

2

14

Основы анализа внешней политики.

6

4

4

2

15

Современное развитие теории международных отношений.

6

2

2

2




ИТОГО

88

34

34

30

^ Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Текущий контроль за работой студентов осуществляется на семинарах. Каждый студент в течение семестра должен выступить с небольшим докладом по одной из предложенных тем.

^ 1. Работа на семинарах. Участие в работе семинаров учитываетсяпри выставлении итоговой оценки. В конце каждого семинара преподаватель оценивает работу студента, исходя из следующей шкалы оценок:

0 баллов – студент никак не проявил себя на семинаре, не участвовал в дискуссии, не отвечал на вопросы преподавателя.

1 балл – студент принимал активное участие в семинаре, отвечал на поставленные преподавателем вопросы, задавал вопросы докладчику, участвовал в дискуссии.

В конце семестра каждый студент получает итоговую оценку за работу на семинарах, которая состоит из суммы баллов, полученных в течение семестра. Максимальная оценка – 15 баллов, минимальная – 0 баллов.

^ Устный доклад на семинаре по одной из предложенных тем. В течение 15-20 минут студент должен изложить суть изучаемой теоретической концепции, ее основные положения, систему аргументации и метод исследования.

Доклад оценивается по следующим критериям:

  • умение связно изложить материал, в данном случае оценивается культура речи, умение привлечь внимание аудитории;

  • умение анализировать литературу по теме доклада;

  • умение сосредоточиться на главном аспекте проблемы;

  • умение правильно построить структуру доклада (введение, основная часть, выводы);

  • умение уложиться в отведенное для доклада время (15-20 минут);

  • умение привлечь внимание аудитории;

  • умение правильно сделать выводы, связав конкретное историческое событие с изменениями в международной системе;

Каждый из указанных аспектов оценивается максимум в ^ 2 балла. Максимальная оценка за качество доклада – 14 баллов.

За выступление на семинаре с докладом, независимо от его качества, студент получает дополнительные 9 баллов.

Общая максимальная оценка за доклад на семинаре – 25 баллов, минимальная – 0 баллов.
^ 2. Итоговый экзамен проводится в форме теста. Ниже приводятся примеры тестовых заданий:

Пример 1.

Выберете один правильный вариант ответа из четырех предложенных.

1. Основной интерес любого государства с точки зрения неореализма это:

а) Экономическое процветание

б) Безопасность

в) Увеличение собственного могущества

г) Увеличение территории

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.
Пример 2.

Дайте краткое определение следующим понятиям (2-4 предложения):

1. Политический реализм.

2. Неомарксизм.

За каждый ответ студент получает ^ 0, 1 или 2 балла.

Критерии оценки:

0 – ответ неправильный, или ответа нет.

1 – ответ неполный, понятие раскрыто не до конца.

2 – ответ правильный, полный.
Пример 3.

Оцените согласно критерию «истина—ложь».

^ 1. Основным актором международных отношений с точки зрения неолиберализма является государство

2. Неомарксизм относится к радикальному направлению теории международных отношений

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл.
Пример 4.

Пример 3.

  1. Сравните содержание понятие «безопасность» в неореализме и неолиберализме.

  2. В каких теориях и как используется структурный подход?

За каждый ответ студент получает от ^ 0 до 5 баллов.

Критерии оценки:

0 – ответа нет.

1 – ответ несвязный или ошибочный, студент имеет только самое общее представление о предмете.

2 – ответ фрагментарный, студент располагает частичными знаниями о предмете, но эти знания не конкретны, студент знает некоторые факты, но не умеет их анализировать.

3 – ответ неполный или частично правильный, студент располагает знаниями о предмете, приводит факты, но анализирует их плохо.

4 – ответ правильный, но не исчерпывающий, студент обладает хорошими знаниями о предмете, умеет анализировать факты, но допускает незначительные ошибки (в хронологии, терминах)

5 – ответ правильный, полный, исчерпывающий.
Пример 5.

Выберете один или несколько правильных ответов.

^ Основные методы анализа в международных отношениях:

А) Наблюдение

Б) Сравнение

В) Эксперимент

Г) Контент-анализ

Д) Моделирование
Максимальное количество баллов, которые студент может получить во время итогового теста – ^ 60.

Итоговая оценка выставляется с учетом результатов промежуточной аттестации.
Итоговая оценка выставляется по следующим критериям:

Участие в работе на семинаре

Максимум 15 баллов

Доклад на семинаре

Максимум 25 баллов

Итоговый тест

Максимум 60 баллов

Всего

Максимум 100 баллов




^ 85-100 баллов

Отлично

70-84 балла

Хорошо

40-69 балла

Удовлетворительно

39 и менее баллов

Неудовлетворительно


В случае, если студент по уважительным причинам не мог посещать семинарские занятия, ему, в порядке исключения, предлагается пройти дополнительный итоговый тест, который оценивается максимум в 35 баллов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconПрограмма учебной дисциплины история международных отношений
Сосредоточить внимание студентов на понимании причин возникновения и развития новых систем международных отношений во второй половине...

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconПрограмма учебной дисциплины история международных отношений часть II
В конечном счете, курс истории международных отношений должен способствовать расширению и углублению знаний, полученных из общего...

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconПрограмма учебной дисциплины история международных отношений часть III
Имо – лекционный курс “История международных отношений 1918-1945” (34 час.) предоставит студенту кафедры истории нового времени исторического...

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconТема I. Международные отношения и международное право
Влия­ние научно-технического прогресса, международной инте­грации, роста международных организаций, возникнове­ния общечеловеческих...

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconНекоторые геополитические аспекты теории международных отношений александр Челядинский
Челядинский Александр Александрович — доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений факультета международных...

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Современные международные отношения»
Распад конфронтационной модели и формирование новой системы международных отношений

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconМеждународная торговля в системе международных экономических отношений....
Некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отнбшений. Современные...

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconПрограмма учебной дисциплины
Показать основные черты и особенности формирования и развития системы международных отношений на начальном этапе нового времени в...

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconРабочая программа дисциплины сд. 10. 07. 4 «международные валютно-кредитные...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности...

Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений направление «международные отношения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы социального государства и гражданского общества»
108 «Основы социального государства и гражданского общества». Общий объем – 72ч. (2 з/е). Направление 040400. 62 – Социальная работа....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов