Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна




Скачать 399.31 Kb.
НазваниеУроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна
страница1/2
Дата публикации14.06.2015
Размер399.31 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Литература > Урок
  1   2



Практико - ориентированный проект

«Развитие познавательного интереса на уроках литературы».

Выполнила Мухина Елена Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МОУ Братовщинская СОШ

Пушкинского муниципального района

План реферата.
1. Актуальность темы исследования.
2. Уровни развития познавательных интересов школьников.
3. Основные направления и методы активизации познавательных интересов учащихся на уроках литературы:


  • создание ситуации успеха;




  • элементы проблемного и программированного обучения;




  • обобщения в процессе изучения материала;




  • исследовательская деятельность;




  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;




  • самостоятельная работа.


Список используемой литературы.
1. О.И.Любимов. Путь к творчеству: Русский язык и литература в сред. учеб. Заведениях УССР, №1,1990.

2. Воспитание учащихся при изучении литературы. В сб. Из опыта преподавания литературы в школе. - М.: АПН РСФСР, 1962.
3. Нина Константинова.

Развитие творческой фантазии и творческого мышления на уроках литературы – путь к свободе и нравственному самосовершенствованию...
4. Качурин Н.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

5. Фогельсон И.А. Литература учит: 10 кл.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.

6. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
1. Актуальность темы исследования.
Наличие развитых познавательных интересов – важное условие усвоения программного материала учащимися. Положительных результатов в обучении можно добиться только учитывая интересы детей, формируя у них положительное эмоционально-познавательное отношение к изучаемому материалу, когда ребенок стремится узнать новые сведения о предмете своей деятельности и преодолевает трудности на пути к осуществлению цели. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны, формировать стремление к поиску в открытии мира — это благороднейшая и необходимейшая задача учителя.

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Средневековая, педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей, считала проявления интереса греховным началом в человеке. Обучение, отягощенное догматизмом, схоластикой, атмосферой мистицизма, умерщвлением человеческих желаний, было мучительным испытанием для обучающихся.

В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном обучении, об учете интересов детей. Ян Амос Коменский указывал, что организация и способы обучения должны доставлять детям радость, воспламенять жажду знания и пылкое усердие к учению. Хороший ученик, считал он, будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой. Он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжения и усилий, будет ставить себе целью самое высшее, стремиться чему-нибудь научиться, подражая учителям и соревнуясь с товарищами. Эта прекрасная, удивительно точная трактовка Коменским роли интереса в обучении прошла через века, не утратив своей педагогической силы.

Другое освещение получил интерес в теории естественного, свободного воспитания.

Ж.--Ж. Руссо рассматривал интерес как одно из естественных желаний и стремлений ребенка, опираясь на которое можно обеспечить эффективное обучение детей.

Полтора века спустя идеи свободного воспитания нашли свое выражение в педагогической системе Л. Н. Толстого, восставшего против современной ему школы. Он считал ее учреждением для мучения детей, которое лишает их главного удовольствия и потребности свободного движения. Школа коверкает ребенка, превращая его из существа жизнерадостного и любознательного, ищущего поучения как радости в измученное, сжавшееся существо с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке. Л. Н. Толстой считал, что воспитание не исправляет, а портит людей, поскольку ребенок ближе каждого взрослого к тому идеалу гармонии правды, красоты и добра, до которого взрослый в своей гордости хочет возвести его. Идеализация природы ребенка приводила Л. Н. Толстого к фетишизации интересов детей в процессе обучения. Теория свободного воспитания была исторически оправдана как борьба за права ребенка, за свободу личности, но подчинение процесса обучения интересам детей, отказ от системы знаний нередко вызывали отрицательное отношение к педагогическим взглядам Л. Н. Толстого.

В русской педагогике девятнадцатого века интерес в обучении рассматривался как важное средство воспитания и учебной деятельности. Руководимые идеями гуманизма, известные русские педагоги выступали против схоластики в обучении и засилья скуки в школьной жизни. Они развенчали идеи педоцентризма, оправдывающие теории стихийности в воспитании, идеи потешающей педагогики, принижающие достоинство и возможности личности ребенка. Считая учение серьезной деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, они признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга, ответственности.

Проблему интереса в индивидуальном развитии человека рассматривали В.Г.Белинский и А. И. Герцен. Они считали, что нужно хорошо знать детскую природу, поддерживать запросы детей, удовлетворять их стремление к фантазии, образному изображению событий и явлений, их любопытство, при помощи которого они ищут с удивительной настойчивостью истину. Одна из главных забот воспитания, считал В. Г. Белинский, в том, чтобы приятное было полезно. Охота к чтению — хорошая наклонность, но и она может сделаться вредной, приучая детей к мечтательности и похищая время учения. Поэтому чтение должно расширять круг знаний о природе и обществе.

Вопрос о необходимости развивать в обучении интерес детей к знаниям о предметах и процессах действительности, о жизни народа, социальных явлениях настоятельно поднимался в педагогических воззрениях Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В их работах можно найти советы о том, как интересно строить обучение: образовательный материал должен будить интерес к реальной жизни; изображать природу страны нужно живо; о естественных произведениях говорить подробно, говоря о жителях, нужно указывать их нравы и обычаи; подробности давать исторические, литературные, примеры из наук естественных и нравственных; нужно учить и способам выражения; следует заставлять учеников самих делать разборы; делать замечания о слоге, о духе языка, о синтаксисе, о значении форм изменения слова и т. д. Педагогические взгляды Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского основаны на том, что интерес в обучении развивается на основе природосообразного подхода к ребенку, ценность же интереса состоит в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мыслительные способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений. От интереса в учении к интересу социальному — вот путь, который намечали они в развивающем и воспитывающем обучении. Их главная идея состояла в том, что недостаточно находить удовольствие в размышлениях над книгами, даже отражающими жизнь, важно активно вмешиваться в жизнь.

Интерес, по К. Д. Ушинскому, не только средство успешного обучения, это и важный стимул нравственного воспитания. Пустые интересы, отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности, препятствуют целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства.

Последовательным развитием прогрессивных идей о роли интереса в обучении являются взгляды Д. И. Писарева, который отвергал искусственную занимательность обучения и утверждал необходимость развития подлинного интереса на основе активной мысли. Ощутив свое продвижение в учении, радуясь этому, ученик будет смело подходить к каждой новой трудности, с воодушевлением работать над ее усвоением и, одержав над ней победу, выносить из этой победы новый запас силы и веселой энергии. Проникая в психологию детей, Д. И. Писарев особенно ценил тот психологический настрой, те психические состояния, которые побуждаются интересом в учении. Он советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников. Для Д. И. Писарева интерес является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные трудности. Но эти трудности окупаются высоким результатом учения, все то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае. Средствами воспитания интереса как мотива учения Д. И. Писарев считал раскрытие закономерностей науки, связь знаний с жизнью, общение со взрослыми, подлинное уважение воспитателей и учителей к ученикам.

Предпринятый экскурс по проблеме интереса в обучении далеко не полон. Прогрессивные деятели прошлого использовали интерес в борьбе с рутиной, косностью обучения в школах своего времени. Они показали, что интерес в обучении нельзя сводить к подмене сложной учебной деятельности развлекательными приемами, лишь облегчающими деятельность учащихся. Использование интереса необходимо для обогащения подлинно сложного труда в школьные годы — учения.

^ 2. Уровни развития познавательных интересов школьников.

На развитие познавательных интересов оказывает влияние возрастной аспект, а также индивидуальные особенности учащихся. Познавательные интересы подростков определяются возрастными новообразованиями — стремлением к взрослости и развитием самостоятельности; они развиваются, усложняются, обогащаются. Познавательные интересы подростков неоднородны.

Выделяют три уровня развития познавательных интересов подростков:

  • высокая самопроизвольная познавательная активность, интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям, стремление разобраться в трудных вопросах, интенсивно, с увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей, корреляция интереса и склонности),

  • средний (познавательная активность требует систематических побуждений учителя; интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания, постижение сущности познания только при помощи учителя; зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений; преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи; эпизодические занятия предметом интереса) и

  • низкий (познавательная инертность, эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности; мнимая самостоятельность действий, частые отвлечения; полная бездеятельность при затруднениях; отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности).

^ 3. Основные направления и методы активизации познавательных интересов учащихся на уроках литературы.

Основными направлениями активизации познавательных интересов учащихся на уроках русской литературы являются максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся.

Интерес поддерживают занимательность, наглядность, технические средства, дискуссии, постоянное обновление содержания, способов, форм самостоятельной работы, вызывающее у учащихся состояние ожидания от обучения чего-то нового, особенного.


Повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют:


  • создание ситуации успеха;




  • элементы проблемного и программированного обучения;




  • обобщения в процессе изучения материала;




  • исследовательская деятельность;




  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;




  • самостоятельная работа.


Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.

Создание ситуации успеха.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным можно считать создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.

Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практико ориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

Элементы проблемного и программированного обучения.

Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.

Итак, основная цель - обучая, развивать, воспитывать, то есть способствовать формированию коммуникативной, социальной и информационной компетенции. Грамотное воспитание способно предотвратить формирование отрицательных свойств личности и стимулировать формирование положительных, обеспечить устойчивость ребенка к неблагоприятному влиянию среды. Изучение литературы дает возможность приобщиться к духовной культуре человечества, ведь общение с литературным произведением требует не только работы разума, но и работы души. Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность. По мнению Евгения Ильина, "изучать литературу - это воспитывать ею". Поэтому сделать уроки литературы максимально интересными - одна из главных задач, стоящих учителем.

Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, но так же важно относиться к обычному ученику как к одаренному. Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко всему окружающему нас. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.
Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одни из самых действенных и распространенных средств побуждения учеников к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания. Эти приемы используют на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности обучающихся. Задавая вопросы, можно научить школьников находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты, подтверждающие правило, находить причину явления, видеть явление во всех связях и в развитии. С помощью вопросов можно получать информацию о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового материала, вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности школьников, являются структурным элементом в педагогической конструкции проблемной ситуации, они служат средством контроля и применяются как логическая связка в ходе изучения нового материала. Вопросы могут быть использованы на занятиях как самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий, именно поэтому их невозможно рассматривать отдельно от адекватных им заданий.

Особое внимание уделяется таким видам заданий, которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам, заданиям на моделирование, алгоритмизированным упражнениям. Можно предложить карточки с репродуктивными, поисковыми или проблемными вопросами и заданиями по изученному материалу, заранее проставить балл сложности или ту оценку, которую могут получить ученики в ходе выполнения каждого задания карточки. Затем ученики в паре выбирают задания и начинают совместно готовиться к ответу, они обсуждают и решают возникшие проблемы. Наконец, каждый из них готовит вопросы для своего товарища, на которые тот должен дать ответ. После чего они обсуждают, какую оценку заработал каждый из них или они вместе, и передают лист анализа совместной деятельности.

Достигнуть развития познавательной активности можно и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты). Все это позволяет мне не только познакомить обучающихся с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками, но и расширить представление о личности писателя, попасть в его творческую лабораторию, совершить заочные литературные экскурсии (например, экскурсия по Петербургу при изучении творчества Достоевского). Можно познакомиться с интерпретациями литературного произведения в других областях искусства: живописи, графике, архитектуре, музыке.

Одним из преимуществ использования информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

Информационные технологии можно использовать на всех типах уроков:

изучение новых знаний и формирование новых умений;

практического применения знаний, умений;

обобщения и систематизации изученного;

контроля и коррекции знаний, умений;

комбинированные (смешанные)

Исследовательская деятельность учащихся.

Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать исследовательская работа обучающихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода деятельность обучающихся направлена на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.

Тематика и характер исследовательских работ учеников обычно бывают различными. Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Что за прелесть эти сказки», «Секреты рекламы», «Имеет ли право на жизнь теория Раскольникова?» и другие. Интерес ребят к исследованию всегда тем выше, чем актуальнее их работа и чем более практическое значение она имеет.

Желательно, чтобы каждый поиск включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми проблемами, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта ученика, основой для получения новых знаний. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.

^ Исследовательская работа имеет огромное значение, так как:

  • способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;

  • вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;

  • формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

  • развивает личностные качества ученика;

  • влияет на выбор будущей профессии учеников.

Использование исследовательского метода изменяет позицию школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а становятся творческими участниками учебного процесса. Основу такой его организации составляет совокупность методов и приемов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности: индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский метод (приемы и средства стимулирования учения), а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования). Их реализации способствуют учебные ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, требующих от учеников чтения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования. Можно предложить обучающимся ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера, пробуждать их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу, оценке собственных работ. Исследовательская работа помогает нацелить школьников на выработку навыков применения методов научного познания при изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ. Она ставит ученика в роль исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности обучающихся: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность.

      Произведения для изучения на уроках и во внеурочное время, способствующих развитию творческого воображения:
      1О к л а с с: романы-притчи Ч.Айтматова "Белый пароход", "Плаха", "И дольше века длится день",романов братьев Стругацких "Трудно быть Богом", "Хромая судьба" и др.
      11 к л а с с: подробное изучение повести А.Платонова "Котлован", романа

Е. Замятина "МЫ", произведений Д. Хармса.
      Можно включить в программу произведения, стимулирующих познавательную активность учащихся в связи с близостью (актуальностью) проблем, затрагиваемых в них.
      10 к л а с с: А.Лиханов "Благие намерения " . 11 к л а с с: А Лиханов "Высшая мера" (проблемы семейных отношений).
      Изучение сложный произведений, сложных как с точки зрения всеохватности и глобальности поднимаемых в них проблем, так и с точки зрения художественного их воплощения, объемности произведений.
      10 - 11 к л а с с ы: Б. Пастернак "Доктор Живаго", В.Каверин "Скандалист, или Вечера на Васильевском острове".
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся.

Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы, для учения с увлечением, таковым может быть интересная форма урока. Среди нестандартных уроков можно отдать предпочтение играм, пресс-конференциям, творческим отчетам, соревнованиям, конкурсам, театрализованным фантазиям, инсценировкам, диалогам, аукционам, диспутам, общественным смотрам знаний, турнирам, эстафетам, семинарам, путешествиям, зачетам и др.
Развитию познавательной активности учащихся способствуют активные формы и методы обучения, в частности игровые.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .

Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть  уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, ее содержание, составляет план ее про ведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников.

Развиваются умения применять знания в нестандартной ситуации, умение выделять главное в изучаемой теме, учащиеся выходят к доске и, наконец – то отрываются от тетради. Наконец, активные формы обучения действительно активизируют самостоятельное мышление учащихся.

«Игра – путь детей к познанию мира», - писал А.М.Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:


  • стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;




  • поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: фактов, образа, расширенного осознания различных возможностей и проблем;




  • развитие навыков критического мышления и анализа;




  • принятия решений;




  • взаимодействия, коммуникации;




  • конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов и др.);

  • готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);




  • изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество);




  • восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;




  • саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем тех же умений участника;




  • осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.


С помощью игры можно снять психологическое утомление; иногда используют её для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, создания обстановки радости на уроке.

Так как для участия в игре не требуется репетиций, то не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса к происходящим событиям. А.С.Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, её надо удовлетворять».

Игрой может стать и учебное исследование, например, при изучении «Кладовой солнца» в 6 классе.

Главную идею всех игр, применяемых при изучении «Кладовой солнца», подсказала, как и во многих других случаях, программа – её требование раскрыть детям сущность художественного олицетворения. Потом стало ясно, что и тут своя закономерность: «играючи», можно решать наиболее трудные задачи преподавания.

^ Главный вопрос, на который мы пытались ответить: «Почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?»

Чтобы решить эти важные задачи, которые соединяют в себе учебный и научный смысл, нужно прежде всего накопить побольше наблюдений, как это делается в науке. Известно, что читатели этого возраста скользят глазами по страницам, спеша за событиями.. Поможем им остановить внимание на том, мимо чего они пробегают, - на детали.

^ Читательская игра №1. Имена и названия.

Предлагаем ребятам ответить на вопросы:

- Почему про Настю сказано, что она была «как золотая курочка на высоких ножках»?

- А как учителя называли между собой Митрашу? Почему, как вы думаете, его называли «мужичок в мешочке»?

- Как звали Травку до того, как она стала Травкой? А почему Антипыч мог назвать её Затравкой, как вы считаете?

- Какое прозвище дали в деревне волку? Как же возникло это прозвище – «серый помещик»?

- Какие прозвища были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши? Что можно узнать о семье, где корову называли Зорькой, телушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросёнка – Хреном?

- Вы догадались, почему болото, куда отправились дети, местные жители называли Блудовым? А что такое елань? И почему она слепая?

Ответы на эти и подобные вопросы не очень-то просты: требуется внимание, воображение, догадливость. Нередко возникают споры. Например, о том, почему Митраша – «мужичок в мешочке».

^ Игра №2. По следам неназванных героев (Кого в сказке-были нет и кто в ней тем не менее присутствует?)

Игра « в имена» повлекла за собой другую: мы отправились по следам тех, кого в сказке-были нет и кто в ней тем не менее присутствует. Ведь дети узнали уже кое-что о семье, где росли Настя и Митраша. Видно, мемья была весёлая и добрая. По кличкам животных понятно, что там любили четвероногих помощников, ценили шутку, меткое слово, знали сказки.

- Но что ещё можно сказать о родителях Насти и Митраши?

- Кто больше найдёт сведений о них?

^ Игра №3. Хорошо ли мы знаем природу? Соревнование «Знатоки леса».

Не отправиться ли нам в лес вслед за Настей и Митрашей? Конечно! Но герои «Кладовой солнца» хорошо знают лесную природу. А мы? Сейчас убедимся...

- ^ Какие деревья селятся в «приболотице» - на краю болота?

- Какие - на сухих островах в болотном море?

- Почему эти острова называются боринами?

- Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?

- Где и как растёт клюква, черника, брусника, голубика, костяника?

- Как цветёт «волчье лыко»?

- Как возникает болото и почему оно так называется?

- Правда ли, что болото – кладовая солнца, и как это понять?

Но растения – это всего лишь часть живого лесного мира.

- ^ Каких зверей и птиц леса мы встречаем в сказке-были?

Накопив наблюдения, класс подходит к понятию олицетворение. Все олицетворения в сказке-были ведут к постижению того, что человек осмысляет и овеществляет природу. Эта способность человека не всегда им реализуемая, есть его предназначение, есть в идеале великое благо для него самого и для всего живого на Земле. Шестиклассники вряд ли могут полностью понять и освоить эту ведущую идею творчества Пришвина, но самая суть им вполне доступна.

^ Игра №4. Маленькие инсценировки.

Найти ответы на очень трудные вопросы помогает другая игра – уже не читательская, а исполнительская: маленькие инсценировки – либо по тексту «Кладовой солнца», либо по собственным сценариям. Какие события отобрать из приключений Насти и Митраши? После небольшой дискуссии договариваемся: поставим такие сцены, чтобы всем было ясно, - какие дружные были брат и сестра, как поссорились, почему поссорились, как Митраше удалось спастись и т.д.

Игры, включённые в изучение «Кладовой солнца», оказались уместны и полезны. Важнейший результат игр проявился в самих играх – в увлечённой художественной работе, протекающей как бы на грани реальности и сказки. Суждения, к которым мы пришли, были достаточно содержательны: «сказка и быль у Пришвина вместе, поэтому он так и назвал – сказка-быль. Быль – это что бывает. А сказка – это о чём люди мечтают. У Пришвина все мечтают. Митраша – чтобы стать охотником, как отец. Настя - чтобы стать хозяйкой, как мать. Ещё Настя и Митраша хотят найти в лесу палестинку, про которую говорил отец. Антипыч мечтает найти своего Антипыча. Разведчики болотных богатств хотят, чтобы всем досталось солнечное тепло, - оно есть в торфе. Пришвин написал сказку-быль, чтобы мечты исполнились и стали правдой».
Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды…), где можно использовать информационные технологии, методики диалогового общения.
^ Работа с учебником.

 За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником, с текстом:
Организация работы над заголовком (назвать, придумать заголовок к данному тексту, дать заголовок без текста, предложить истолковать, о чем будет текст).
Умение задавать вопросы к тексту (диалог с текстом).
Умение выделять главную мысль текста.
Выдвижение и проверка гипотез.
Восполнение пробелов текста. Замена исходных данных.
Организация словарной работы.
Использование иллюстраций.
Конструирование текста по данным предложениям.

Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у учащихся лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.

^ Работа с опорными схемами-конспектами.

Урок, построенный на литературоведческом материале, когда ни одна мысль не доказывается ребятами самостоятельно и аргументировано с помощью первоисточника, нельзя назвать удачным. Только художественный анализ художественного текста вместе с ребятами помогает избежать авторитарности в работе учителя и догматизма в трактовке того или иного произведения. Давая ученикам право на собственное мнение, мы открываем перед ними безграничные возможности для самостоятельного поиска истины, для научного мышления и даже открытия. В своей работе над литературными произведениями я часто использую опорные схемы-конспекты, которые выполняют функцию ориентира и стимулятора творческого мышления. Ученик при этом не станет блуждать, нащупывая дорогу, по которой следует пойти в своём анализе произведения (что часто оказывается самым трудным для большинства из ребят и поэтому они отказываются читать книгу). Таким образом вовлечённое в работу мышление школьников творчески поведёт их в глубину художественного мира произведения по пути, намеченному конспектом, или заставит их отказаться от него, предложив свой... в начале изучения темы ОСК вывешивается на доске и в течение 5-10 минут предъявляется ребятам с описанием, которое является минимальным, но обязательно сюжетно оформленным исходным значением для последующей работы. В течение следующих уроков этот конспект продолжает оставаться на доске, т.к. он не только высвечивает примерную перспективу работы над произведением, но и создаёт в сознании учеников зрительный образ темы в целом, который, надёжно отпечатываясь в памяти, выстраивает цепочку последующих знаний-ассоциаций. Важность этого процесса особенно важна при повторении пройденного.

После того, как работа над ОСК завершилась, эта схема с доски не снимается и вместе со следующей продолжает использоваться в работе. И так до последнего конспекта. Так создаётся целостный образ изучаемого произведения, что является одной из главных целей использования ОСК.

Блочная структура опорной схемы-конспекта может быть сложной и простой. Это зависит не только от объёма изучаемого материала, но и от количества отводимых на работу с ОСК учебных часов. Например, ОСК, построенные для работы над романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» («Родион Раскольников», «Соня Мармеладова», могут быть определены как сложные, а ОСК «Три портрета», «Раскольников и Соня» - простые. Важно закодировать в ОСК магистральные темы, но с чётко выраженными в них сопутствующими направлениями мысли писателя. Каждая стрелка в ОСК – это минимальное знание, которое обязательно должно быть развито аргументированным доказательством или опровержением во время анализа текста. Но как сформулировать умения ребят аргументировано, опираясь на текст первоисточника, вести диалог и полилог? Ответ прост: через художественную деталь.

На уроках литературы сложно обойтись без межпредметных связей (театр, живопись, музыка, русский язык, киноискусство, история, география, археология, психология и т.д.). По мнению В.Г. Маранцмана, "включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущения того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора". Они привлекают внимание, создают разрядку, пробуждают интерес. В своей практике на уроках литературы я отдаю предпочтение методу эвристической беседы с привлечением текста произведения как наиболее эффективному методу для усвоения новых знаний. Обязательно учитываю возможность повторения изученного ранее. В процессе такой беседы, опираясь на полученные ранее знания, через промежуточные выводы обучающиеся приходят к осознанию идеи произведения, какого-либо литературоведческого понятия. Также беседа позволяет заложить основы анализа текста, закрепить знания литературоведческих терминов, способствовать пробуждению положительных качеств у школьников.

Подобная работа проводится мною систематически. Особый интерес у учащихся вызывают уроки внеклассного чтения по современной литературе. Так к открытому уроку для районного семинара зам . директоров по УВР мною был разработан и проведён урок «Как здорово жить на земле! Как непросто...» по рассказу Тамары Крюковой «Единожды солгавши» .

Цели урока.

  1. Познакомить учащихся с современной детской писательницей Т.Крюковой, её рассказами.

  2. Формировать средствами литературы способность понимать себя и своих родителей, любить жизнь.

  3. Воспитывать читательский вкус.

  4. Чтение и идейно-художественный анализ рассказов.

  5. Выявить основные проблемы рассказа.

  6. Дать понятие о конфликте и способах выхода из него ( информация психологического

  7. характера).

  8. Осуществить личностно-ориентированный подход в изучении произведения.

Оборудование урока.

  • Тексты рассказов на каждой парте.

  • Фотовыставка «Моя семья».

  • Видеозаписи – рассказы учащихся на тему «Как я поссорился с мамой».

  • Эпиграфы к уроку, взятые из рассказов Тамары Крюковой.

  • Портреты главных героев рассказа, сделанные учащимися.

  • Вопросы для анализа рассказов.

  • Анкета для родителей. Анкета для подростков (заполняется заранее).

  • Результаты анкетирования.

Предварительная подготовка урока.

  1. Чтение рассказов Т.Крюковой.

  2. Ответы на вопросы анкеты.

  3. Опрос-анкета для родителей «Хорошие ли вы родители»?

  4. Обработка анкет, заполненных родителями и учениками.

  5. Оформление фотовыставки «Моя семья».

  6. Вопросы для самостоятельной подготовки к уроку.

  7. Работа над иллюстрациями к повести, создание портретов героев.

Ход урока.

  • Вступительное слово учителя.

  • Анализ идейно-художественного своеобразия рассказов «Единожды солгавши»:

а) знакомство с героями;

б) беседа с классом по вопросам.

  • Просмотр видеосюжетов («Как я однажды поссорился (лась) с мамой»)

  • Психологическая справка о проблемах подросткового возраста. Информация о вариантах завершения конфликтов.

  • Проблемная ситуация: определение типов конфликтов в анализируемом рассказе.

  • Знакомство с результатами опроса родителей.

  • Экскурсия по « древу жизни».

  • Выводы учителя, выставление и комментирование оценок.


Особый интерес у ребят вызвала психологическая справка о проблемах подросткового возраста, т.к. подросткам свойственна повышенная критичность. Если, будучи детьми, они на многие события в своей семье не обращали внимания или были снисходительны в своих оценках, то став подростками, начинают переоценивать давно знакомое и привычное – взаимоотношения родителей, особенности их личности и поведения, происходящие в мире события. Оценивают всё заново и выносят свои собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. И возникает конфликт, т.е. разногласия между членами семьи. В конфликте нет ничего страшного, если он обладает созидательной, а не разрушительной силой.

Психологи выделяют следующие типичные варианты завершения конфликта:
Вариант №1 – принуждение волевое навязывание такого решения, которое устраивает лишь инициатора. Такой авторитарный приём имеет самые неблаговидные последствия.
Вариант №2 – конфронтацияникто из участников конфликта не принимает во внимание позицию другого, накапливается негативизм отношений, дело доходит до личных оскорблений.
Вариант №3 – уход от разрешения возникшего противоречия. Конфликт остаётся, а развязка лишь оттягивается. Однако положительно здесь то, что появляется время для обдумывания претензии, для принятия решения.


Вариант №4 – сглаживание конфликта. Это позволяет снять напряжённость, добиться нормальных отношений, но далеко не всегда.
Вариант №4 – компромисс. Это открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения: управление отрицательными эмоциями, стремление понять позицию другого человека, осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; недопустимость «приклеивания» ярлыков друг другу. Традиционный вопрос: «Кто виноват?», разрешая конфликт, следует заменить другим: «Как нам быть?»; всегда помнить, во имя чего спор – во имя единения.

Затем ребятам предлагается определить типы конфликтов, которые возникали между героями рассказа Т.Крюковой.

^ Между мамой и дочкой конфликт проходит несколько этапов своего развития:

1) принуждение (со стороны мамы Светланы Павловны);

2) конфронтация (дочка негативно относится к матери);

3) уход от разрешения конфликта (мама не выходит вечером к дочери, так сказать «читать мораль»;

^ 4) компромисс достигается тогда, когда мама и дочка стремятся понять друг друга.

Мы должны стремиться к компромиссам в разрешении конфликтов. Наши родители – это наши друзья, союзники, это наша опора, тот тыл, который необходим человеку в любом возрасте. Готовясь к уроку, я подготовила анкеты для ваших родителей, из которых мы должны узнать о том, как взрослые к вам относятся, какие они родители.
^ Вопросы анкеты для родителей.
1. На некоторые поступки ребёнка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами детей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребёнка?

3. Ваша интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании вашего ребёнка?

4. Иногда вам случается доверять ребёнку секрет, который вы никому другому не рассказали бы?

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребёнке других людей?

6. Вам случается просить у ребёнка прощения за своё поведение?

7. Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей?

8. Вы замечаете между характером ребёнка и своим характером различия, которые иногда удивляют и радуют вас?

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи своего ребёнка?

10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребёнка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом?

11. Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный аргумент для ребёнка – физическое наказание.

12. Ваш ребёнок именно таков, о каком вы мечтали?

13. Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости?

14. Иногда вам кажется, что ваш ребёнок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликт с собственным ребёнком?
Анкета для подростков.
1. Понимают ли тебя окружающие так, как тебе бы этого хотелось?

2. Способны ли вы уважать человеческое достоинство даже тех людей, которых не понимаешь?

3. Являются ли твои родители для тебя образцом понимания окружающих людей?

4. Оцени по пятибалльной шкале свою способность понимать и принимать окружающих людей?

5. Можешь ли ты нормально общаться с теми сверстниками, которых недолюбливаешь? Если нет, то почему?

6. Ты конфликтный человек? С кем и почему возникают конфликты?
Результаты анкетирования обрабатываются учителем и доводятся до сведения подростков.

На вопросы теста ответили 16 человек.^ Максимальное количество (100-150) баллов набрали 6 родителей.

По результатам теста видно, что наши родители располагают большими возможностями правильно понимать собственного ребёнка. Взгляды и суждения ваших родителей – союзники в решении различных воспитательных проблем. Подобных родителей можно считать примером, достойным подражания. Для идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать ваше мнение.

^ От 50-99 баллов набрали 10 родителей.

Они находятся на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребёнка. Свои временные трудности и проблемы с ребёнком можно разрешить , начав с себя. И пусть родители не стараются оправдаться нехваткой времени или натурой своего ребёнка. Есть несколько проблем, на которые ваши родители имеют влияние.

^ От 0-49 баллов не набрал никто. И слава богу. У нас нет таких родителей!
Вызывают интерес ответы родителей на некоторые вопросы:

2-е родителей из 14 считают, что до определённого возраста лучший воспитательный аргумент – это ремень.

11 человек из 16 ответили утвердительно, что их ребёнок именно такой, о каком они мечтали.

13 человек из 16 в воспитании детей опираются на свою собственную интуицию и жизненный опыт.

12 родителей из 16 просили прощения у детей за своё поведение.

13 человек из 16 слишком сильно переживают неприятности и неудачи детей.
Самостоятельная работа.

В Мой Мир 









  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconНа уроках литературы и внеклассной деятельности
Ез анализ художественного текста на уроках литературы и внеклассных мероприятиях», но охватывает более широкий диапазон. Диапазон...

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconПолка Нормандии –Неман ул д. 80 г. Иваново 153024 тел/факс. 8(4932)37-32-82
Зайцева Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры экономики и управления образования Института развития образования Ивановской...

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconТворческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:...
I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconВоспитатели: Якушева Елена Анатольевна
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по основной образовательной программе муниципального дошкольного образовательного...

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconНа уроках литературы как средство развития творческой личности учащихся
Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Вейделевская сош»

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconГерменевтический подход к преподаванию литературы при изучении художественных...
Стратегия модернизации содержания общего образования одними из важнейших целей называет следующие

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconЕвстифеева Екатерина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Урицкая средняя общеобразовательная школа» Олекминского района Республики...

Уроках литературы. Выполнила Мухина Елена Анатольевна iconКомпьютерный эксперимент на уроках физики в условиях сельской школы
Морозова Елена Александровна, учитель математики и физики, заместитель директора по увр

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов