Устаревшие слова




Скачать 171.91 Kb.
НазваниеУстаревшие слова
Дата публикации19.07.2016
Размер171.91 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Литература > Урок
Тема урока. Устаревшие слова.

Цель урока: дать понятие об устаревших словах, познакомить уч-ся с причинами исторических изменений в русском языке; показать, какова роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.

Ход урока.

Учитель:

– Сегодня мы начнем урок с чтения и анализа отрывка хорошо известного вам литературного произведения.

На доске открывается запись и иллюстрация к ней.

«Ты вразумил меня, герой,-

Со в…дохом г…лова ск…зала.-

Твоя десница док…зала

Что я в…новен пред тобой;

Отныне я тебе п…слушен,

Но, витязь, будь великодушен!»

Учитель:

– Из какого произведения прочитанный вами отрывок?

Ученики:

– Из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Учитель:

– Сейчас вам необходимо, записав текст, сделать его орфографический и пунктуационный разбор, а в это время будет работать с толковым словарем, выполняя задание по карточке.

Карточка

Определите лексическое значение слов десница, витязь по толковому

словарю.

После выполнения учениками анализа текста и проверки задания учитель задает вопрос:

– Все ли слова вам понятны в этом отрывке?

Дети спрашивают о лексическом значении слов десница, витязь.

Ученик, работавший со словарем, объясняет:

– Десница – правая рука, а также вообще рука.

Витязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин.

^ Учитель:

– Почему эти слова не смогли сразу объяснить? Встречали вы их в современном русском языке?

Ответы учеников:

– Наверное, потому что эти слова сейчас в русском языке не употребляются, они устарели.

Учитель:

– Правильно, такие слова называются устаревшими.

На доске и в тетрадях записывается тема урока. Учитель объявляет цель и задачи урока.

Затем ученикам предлагается выполнить следующее задание.

На доске записаны слова: палец, щеки, перл, ветрило, ланиты, парус, перст, жемчужина, чело, кафтан, лапти, кибитка. кучер, лоб.

Учитель:

- На сколько групп можно распределить эти слова, по какому принципу?

Ответы:

– Можно выделить два группы слов: те, которые устарели, и слова современного русского языка.

Запись двух групп слов в тетрадях учащихся.

Учитель:

- А теперь устно образуйте пары слов из разных групп. По какому принципу будете подбирать?

^ Ответы:

– Устаревшие слова и слова современного языка: ветрило – парус, перст – палец, ланиты – щеки и т. д.

Вопрос учителя:

– Почему некоторые слова остались без пар?

Ученики:

– Потому что сейчас уже нет тех предметов, которые они называют.

^ Вывод:

– Как вы думаете, почему устаревают слова?

Ответ:

– Язык с течением времени развивается, изменяется, поэтому одни слова сменяются другими. Выходят из употребления предметы, вместе с ними исчезают и слова, которые их называли.

Учитель:

– Среди устаревших слов есть много таких, которые в свое время были заимствованы из старославянского языка. Что вам известно о нем?

Ученик:

– Старославянский язык – это самостоятельный книжный письменный язык, который создан на основе одного из южнославянских говоров. На старославянском языке ни один народ никогда не говорил, так как это язык церковных книг, которые были переведены с греческого, но старославянский язык был понятен всем славянам. Письменные памятники на этом языке принадлежали известным славянским просветителям Кириллу и Мефодию (9 в.), которые при помощи старославянского языка распространяли христианство, создавая различные богослужебные книги.

Учитель:

– Поскольку старославянский язык был во многом понятен русским людям, его стали активно включать в словарный состав русского языка. Использовались старославянизмы в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии, для придания речи торжественности, особой выразительности. Например, слово десница, теперь известное вам, старославянское по происхождению. Живут старославянизмы и в современном русском языке. По каким признакам можно определить старославянизмы?

Чтение уч-ся статьи учебника, стр. 66.

1. Обозначение отвлеченных и научных понятий: благо, великодушие, добродетель, местоимение;

2. Слова с неполногласными сочетаниями: ре-ере (рус.), ра- оро, ле- оло, ла- оло, например: древо – дерево, враг – ворог;

3. Чередование согласных в словах: одежда – одежа (рус.), мощь – мочь (рус.);

4. Приставки: пре-, пред-, чрез-, воз-, из-, низ- (превосходный, чрезвычайный, низвергать);

5. Суффиксы существительных: -ени-, -енств-, -знь, -изн-, -ын(я); суффиксы прилагательных: -айш-, -ейш-, -енн-.

^ Работа с таблицей.

Русский яз. Старославянский яз.

-оро- -ра-

-оло- -ла-, -ле-

-ж- -жд-

начальная о- начальнпя е-

Задание: пользуясь таблицей, подберите к русским словам, используемым в современном языке, устаревшие старославянские, запишите их, рядом напишите те слова, которые имеют тот же старославянский корень, но употребляются в настоящее время

Выполненная запись выглядит так:

^ Русские Старославянские Слова современного русского язы-

слова слова ка со старославянским корнем

ворота врата вратарь

молоко млеко млекопитающее

межа межда между

осень есень Есенин

Учитель:

– Какой вывод можно сделать?

Ученики:

– Мы убедились, что в современном русском языке много слов со старославянскими морфемами.

Учитель:

– Переведите со старославянскоо на русский слово гражданин.

Ответ:

– Горожанин.

^ Вопрос:

– Какое из этих слов устаревшее?

Ответ учеников:

– Оба слова употребляются в современном языке, но имеют разные лексические значения.

Задание: составьте предложения с этими словами, употребляя их в различных лексических значениях.

Ученики записывают предложения.

^ Вопрос учителя:

– Слова плен, шлем – старославянские. Верно ли утверждение: все старославянизмы являются устаревшими словами? Докажите.

Ответы учеников:

– Слова плен, шлем употребляются в современном русском языке, несмотря на старославянское происхождение, а исконно русские слова шелом, полон устарели.

Выполнение уч-ся упр. 163, стр. 87.

^ Перепишите предложения, вставляя слова, данные в скобках. Отметьте признаки старославянизмов.

1) На улице появились … порядка. Он работал … на заводе (сторож, страж). 2) … машина свернула направо. Как только приехал, он сразу пошел смотреть …улицу города (главный, головной). 3) За его решением был прежде всего … смысл. Было приятно смотреть на … загоревшие лица ребят (здоровый, здравый). 4) Перед экзаменами девочку … от всех домашних забот. Надо бы … этот участок (оградить, огородить).

^ Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Теоретический материал, стр. 86, упр. 164.

Урок русского языка для учащихся 5 класса,

обучающихся по системе

общего развития школьников Л. В. Занкова.

Тема. Устаревшие слова.

Учитель Анциферова С. Н.


Тема. «Сокровища зеленого сундучка».

^ Ход занятия.

Ведущий.

Нынче к нам на «Родничок»

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок –

Чудо цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром…

Вот бы знать нам, что таится

В сундучке старинном том! –

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем.

Разворачивает «грамотку» и читает:

Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат.

А какие – угадай.

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь.

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит.

На крышке в сплетениях узора помещены буквы, из которых можно составить слово письменность. Дети разгадывают надпись.

Ведущий. Ребята, я вижу, что кое-кто из вас разочарован: ну и сокровище – письменность! И все же можно с полным основанием утверждать. Что письменность – настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Знаете ли вы, что в древности люди обменивались информацией, посылая с гонцами разные предметы. И громоздко получалось. И не особенно понятно… И постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке… Ой, да мы про него совсем забыли! А он ждет нас. Только сундучок этот не простой. Вот и сейчас крышка его на миг откроется а потом захлопнется. А уж как ее во второй, третий, четвертый раз открыть – сам сундучок подскажет. А пока нам надо загадку успеть отгадать и, когда откроется сундучок – а это произойдет после того, как прозвучит правильный ответ, - надо успеть достать то, что лежит сверху.

Звучит загадка про буквы:

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд – сразу заговорят.

После отгадывания загадки крышка открывается, ведущий быстро достает оттуда конверт и большой лист бумаги с головоломкой.

– Ребята, посмотрите. В конверте – буквы. А на конверте написано:

Эти буковки для тех,

Кто играет лучше всех.

А на листе – тоже какие-то разноцветные буквы.

На листе картона по окружности или по периметру квадрата расположены буквы, окрашенные через одну в два цвета:

М К Е И Ф Р О И Д Л И Л Й

(Эти и другие буквы на листе используются в течение всей игры для составления любых слов.)

– Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись:

Эти буквы – не простые

И секрет в себе таят.

Выбирай из них любые –

Вперемешку и подряд.

Как словечко получилось,

Крышка – раз! – и приоткрылась.

И тогда уж не зевай,

Что успеешь – доставай!

Ребята составляют из букв на плакате различные слова. После того как составлены первые три слова, крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильные ответы на остальных этапах игры ведущий дает детям буквы на карточках из конверта.

Затем из сундука достают лист бумаги с тремя изображениями: 1) вход в пещеру, 2) «отпечатки» стоп ног, 3) значок-символ €.

Ведущий. Этот лист, ребята, напоминает нам, как человек делал первые шаги к созданию письменности. Такое изображение было обнаружено на стене одной из пещер, в которой когда-то обитали древние люди. Когда люди поняли, что обмениваться посланиями-предметами – дело хлопотное, они стали эти предметы изображать.

Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя, 2) в пещеру можно войти. Какое из этих изображений, по-вашему, ученые не смогли понять абсолютно точно?

Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует ни какому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом – скорее всего символом действия.

Ведущий.А какое из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к письменности?

Дети указывают на то же третье изображение, напоминающее не предмет, а отвлеченный символ.

Ведущий. Постепенно рисунки заменялись у людей все новыми и новыми символами слов. Так у древних народов зарождалась письменность, надписи делались на камнях, скале, на доске – о бумаге и речи еще не было. Конечно, переносить на расстояние такие «письма» тоже было неудобно. И тогда многие народы придумали… Но чтоб увидеть, что они придумали, надо составить новое слово и открыть сундучок.

После составления слова достают новый предмет – бечевку, смотанную в клубок, с узелками на ней.

Ведущий. Это узелковое письмо, придуманное в древности народом, живущим в Европе.

Название этого народа – точнее, целой группы народов надо сложить из букв, которые находятся на этих двух столах. Но букв здесь – не один десяток! Это не значит, что слово такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом.

Используя эти подсказки, два игрока за двумя столами соревнуются: кто быстрее составит слово. Это слова славяне, и буквы, его составляющие, должны быть написаны, в отличие от других букв, славянским шрифтом.

Ведущий. Славяне – это мы с вами. Это наши предки придумали такой интересный способ передачи информации. Правда, владели этой «грамотой» избранные люди – волхвы-кудесники.

Но в 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата – ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг. За этот подвиг братья уже после их смерти были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. Имена этих братьев зашифрованы на нашем плакате-«ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их?

Буквами одного цвета записано имя Кирилл, другого – Мефодий. Расшифровывая первое имя, надо читать буквы одного цвета, а сначала – найти, с какой из них начинается слово в круге.

Ведущий. От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки – кириллица.

Так и появилась в славянских странах своя письменность. Шло время, она изменялась, совершенствовалась, исчезли буквы, которые оказались лишними, изменилось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней.

Достает лист со словами буки, есть, добро, азъ.

Ведущий. А теперь ответьте на вопросы:

1. Как вы думаете, сколько букв записано здесь? (Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова.)

2. Какое слово можно составить из этих четырех букв? (Беда.)

3. Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв с этого плаката. Кто первым назовет это слово? (Азбука.)

Буквы на плакате – это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие свои названия сейчас: буки – б, азъ – а …

А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени, исчезли из нее. Посмотрите на буквы тех карточках, что вы получили в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами? Этим ребятам повезло: им предоставляется возможность заработать еще по одной карточке с буквой. Для этого нужно всего-навсего… угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква, карточка с которой оказалась у вас в «арсенале». На стенде даны названия букв. Вы должны карточку со своей буквой поместить рядом с любым названием. Если поместили верно – получите еще одну карточку. (В основу конкурса положен принцип просто везения, угадывания.)

На стенде строки:

В любой старинной книжице

Могли вы прочитать

Такие буквы: «ижица»,

«Фита», «омега», «ять»,

И букву «пси»,

И букву «кси»,

«Зело», а также «ер».

Писали люди на Руси

Их на какой манер?

Правильная расстановка букв:

Ижица –ν ять – ђ зело – ζ

фита – θ пси – ψ ер – ъ

омега – ω кси – ξ
Ведущий. А в старину древние писцы (чаще всего это были монахи) перьями писали и переписывали ценные книги. И буквы у них получались ровные, четкие (это называлось «писать уставом») или замысловатые, затейливые (это называлось «писать вязью»). Конечно и писались тогда книги подолгу по 7-8 лет. Хотите увидеть такую книгу? Она есть в нашем сундучке. Составляем еще одно слово!

Ребятам демонстрируется раскрытая старинная книга (это может быть какое-либо фототипическое издание или страница с фотографией рукописного листа.)

Книг на Руси требовалось все больше и больше, писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались сокращать при письме, ставя над сокращенным словом специальный значок, указывающий на сокращение, - титло.

И опять прослышали ученые люди, что в чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан и на Руси замечательным русским мастером, фамилия которого тоже хранится в этом сундучке. Откроем его нашим способом с помощью составленного слова, и достанем … еще одну шифрованную запись.

(На листе записано слово Федоров, но буквы повернуты на 90° и лежат горизонтально, что делает их трудноузнавемыми.)

После разгадки шифровки и вручения карточки с буквой игроку, расшифровавшему слово первым, ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их и попытаться составить на их основе какое-нибудь слово. За составление слова из своих карточек-букв можно дать игроку еще одну карточку.

Ведущий. Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. А что же там?

Да здесь же целая стопка ярких, интересных книг в красивых обложках! Кому же предназначены эти сокровища? А вот и записка:

В книгах – своя глубина

Кто доберется до дна,

Тот и получит в награду

Слов драгоценные клады.

Ребята, я думаю, вы согласитесь, что этой награды более всего достойны те, кто участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А это те из вас, у кого оказалось больше всего карточек-букв.

Далее идет награждение победителей игры книгами.

Познавательная игра для учащихся 5 класса,

обучающихся по системе

общего развития школьников Л. В. Занкова.

Тема. «Сокровища зеленного сундучка».

Учитель Анциферова С. Н.

Анциферова Светлана Николаевна

Домашний адрес: Воронежская обл., р.п. Кантемировка, ул. Территория СПТУ-46, д. 2, кв. 17

Домашний телефон: 2-11-52

Класс, для которого предназначена разработка: 5 класс.

Тема работы. Роль старославянского языка в развитии русского литературного языка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Устаревшие слова iconТема «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Составьте текст на тему «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова

Устаревшие слова iconКонтрольная работа по творчеству А. С. Пушкина (10 класс) Вариант 1 (базовый уровень)
В каком стихотворении встречаются устаревшие слов «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница»?

Устаревшие слова iconКонспект урока по обучению грамоте 1 класс
«форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса

Устаревшие слова iconВопросы для собеседования по русскому языку
Лексика. Функция слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов

Устаревшие слова icon«Состав слова» «Слова, отвечающие на вопросы что? Кто?»
Электронные пособия к «Азбуке» (для использования при работе с интерактивной доской)

Устаревшие слова iconУрока русского языка № Тема: повторение состава слова
Задачи: отрабатывать умение определять способ образования слов; образовывать слова по заданной модели

Устаревшие слова iconКомпозиция Слова: на какие части можно разделить памятник?
Проблема жанра Слова (Слово как “воинская повесть”, “былина”, “песнь”, произведение ораторского искусства и др.) (по работе И. П....

Устаревшие слова iconОбозначьте главные и зависимые слова. В какой форме употреблены зависимые слова?
Беспокоиться (о) (дочь), тревожиться (за) (брат), пр дупредить (об) (опасность), предостеречь (от) (ошибка)

Устаревшие слова iconДомашнее задание по русскому языку, 9 класс Контрольная работа №1
Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова который. Перепишите,...

Устаревшие слова iconЛексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический...
Науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов