Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк




Скачать 173.48 Kb.
НазваниеУрока: семинар Оборудование: плакаты по мхк
Дата публикации25.07.2016
Размер173.48 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Литература > Урок
Колесникова В.Ю.,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гора-Подольская СОШ»
Урок литературы в 11 класс
Тема урока: «Основные потоки русской литературы ХХ века после Октябрьской революции»(2 часа)
Форма урока: семинар

Оборудование: плакаты по МХК (репродукции картин, отражающие направления «авангард», «символизм», «модерн», «реализм»); таблица «Основные направления в развитии литературы и искусства в начале ХХ века»; портреты писателей и поэтов ХХ века; раздаточный материал (основные черты реализма, романтизма и символизма). На доске – план семинара.
План семинара

  1. Введение. «Двадцатый век…Ёще страшнее, ещё бездонней жизни мгла…»

  2. Исторические предпосылки духовно-культурного возрождения России начала ХХ века.

  3. Новые направления в русском искусстве начала ХХ века:

А) реализм

Б) символизм и модерн

В) авангардизм

4. Значение новых направлений в духовно-культурном возрождении России.
Интеграция: история, мировая художественная культура.

Основные понятия: серебряный век, реализм, модерн, символизм, авангардизм, футуризм.
^ Цели и задачи:

- раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве начала ХХ века;

- развивать умение находить необходимую информацию в справочной литературе, применять её при составлении сообщения;

- совершенствовать коммуникативные навыки, а также навыки работы в сотрудничестве (в малых группах);

- прививать бережное отношение к русской национальной культуре.
^ Ход урока


  1. Объявление темы и целей урока.

Чтение отрывка из поэмы А.Блока «Возмездие» («Двадцатый век…»).
Двадцатый век… Ещё бездонней,

Ещё страшнее жизни мгла

(Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине.

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлёт аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне…

И чёрная, земная кровь

Сулит нам, раздувая, вены,

всё разрушая рубежи,

неслыханные перемены,

невиданные мятежи…

Что ж, человек? – За рёвом стали

В огне, в пороховом дыму,

Какие огненные дали

Открылись взору твоему?

^ Подготовительная беседа с классом:
- Определите по звучанию стихотворения, о чём мы будем говорить сегодня на уроке (о переломном времени в истории нашей Родины - начале ХХ века)

- Люди, жившие столетие назад, возможно, были чем-то похожи на нас. Ведь мы тоже живём на рубеже веков. На наших глазах произошло множество изменений в жизни, мировоззрении людей, системе ценностей. Время ускоряет свой бег, и людям всё труднее осознавать, осмысливать происходящее.

Те же чувства владели людьми столетие назад, порождали во многих не столько желание идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед надвигающейся катастрофой. Чем же были порождены подобные чувства?

Сегодня у нас на уроке есть ассистенты, выполняющие роль историка и специалиста по МХК. ^ Слово предоставляется ассистенту-историку

  • Учащийся знакомит с основными событиями в истории России века первых десятилетий ХХ века (идивидуальное задание).


Учитель: Литература – зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ века вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых, необычных форм в искусстве.

И сегодня на уроке мы должны получить представление о феномене Серебряного века, раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве конца 19 - начала 20 века. Для этого вы были поделены на три творческие группы, которые подготовили сообщения о новых явлениях в литературе и искусстве.

2. Работа с учебником. Введение понятия Серебряный век. Мечта о возрождении человека (учебник, стр.7-8). ^ Зачитывает «историк».

В тетрадях (после темы) делаются записи:

- определение «Серебряный век», его границы (от начала 90-х гг.19 столетия до революционных катаклизмов 1917 года), автор (Н.А.Оцуп).
3. Работа со схемой «Основные направления в развитии литературы и искусства в начале ХХ века». Что отражает данная схема? (направления в литературе и искусстве). Обратите внимание на плакаты с репродукциями картин, а также на импровизированную картинную галерею – плеяду замечательных художников слова ХХ века. Они составят нам фон в восприятии материала.



  1. Заслушивание сообщений по теме семинара.


1-я группа. «Реализм».
Реализм – это направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Но реализм к началу ХХ века почти утратил героя, возвышавшегося над толпой. Заложенная в героя «собственная (авторская) логика», характерная для золотого века, уступила место чеховскому подходу к изображению времени и выбору персонажей. А.П.Чехов утверждал, что в жизни нет сюжетов, в ней всё смешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагичное со смешным.

Писатели-реалисты сумели показать «смешанный» внутренний облик людей. Целая плеяда великолепных младших современников Чехова (Иван Бунин, Александр Куприн, Максим Горький, Леонид Андреев и другие) по-разному, но одинаково проникновенно описали зыбкость мироощущений, отношений и чувств людей того бурного времени. В их произведениях идеальный герой, в котором легко виделся автор, уступил место человеку из толпы, из реальной жизни.
Чтение стихотворений Ивана Бунина:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.
Произведения Бунина отличает удивительная поэтичность и художественная отточенность. Главная черта его поэзии – преданность классической традиции. Картины природы у Бунина складываются из запахов, остро воспринимаемых красок, звуков.

Ярчайшее явление на поэтическом олимпе начала ХХ века – поэзия Есенина. В его ранних стихах складывается особый есенинский синтез животных, растений, явлений природы, очеловеченный автором. Чтение стихотворения «Но люблю тебя, родина кроткая…»
Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что, разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гул комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как чёрна смородина, угли-очи в подковах бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.



    • ^ Слово предоставляется ассистенту по мировой художественной культуре (учащийся)

Тема Родины является ведущей не только в произведениях поэтов и писателей, но и в творчестве художников-реалистов: Сурикова, Репина, Кустодиева, Серова.

Стержнем русского реализма в изобразительном искусстве конца 19 века являлось передвижничество. Передвижники были очень популярны в стране и уже достаточно известны в мире. Главным принципом художников реалистов было изображение повседневной жизни и истории народов России, её природы, социальных конфликтов, обличение общественных порядков. Однако в 1880-е гг. русская живопись стала постепенно отходить от принципов передвижничества. Следовательно, и реализм в целом стал терять свои позиции.

На смену реалистическому изображению действительности в адекватных формах этой же действительности приходило главенство художественных форм, отражающих реальность косвенно, опосредованно – через авторское восприятие. Реальность служила лишь базой для выражения идеи.

Особенно ярко эти тенденции выражены в творчестве Валентина Александровича Серова. Ранние произведения отличаются жизненной свежестью, богатством колорита. Свобода самовыражения достигает особой непринужденности в женских и детских портретах. В 1905-1907 годы мучительно гнетёт «тупая мгла» «российского кошмара». Эти чувства выплёскиваются в антимонархических карикатурах. В портретах чувствуется влияние модерна: всё заметнее культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы в портретах.

Ярчайшим представителем реализма в музыке конца 19 века был Михаил Мусргский, создавший монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина». Среди гениальных его сочинений опера «Сорочинская ярмарка», фортепианный цикл «Картинки с выставки» и другие произведения.
Учитель:

- Искусство реализма вечно. В чём его сила? Пожалуй, в том, что реалистические произведения всегда были и будут близки простым людям, так как в них – отражение самой жизни. Реалистическое направление существует и сейчас, в веке 21-м.

^ Выразительное чтение стихотворения Андрея Дементьева «Всё будет так же после нас…»


  1. Заслушивание сообщений 2-й творческой группы по теме семинара


^ 2-я группа. Символизм и модерн.

Наша творческая группа представляет два схожих направления – символизм и модерн. Они были самыми значительными и крупными течениями в культуре Серебряного века: Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, ранний Блок, Дмитрий Мережковский, Владимир Соловьёв, Константин Бальмонт, ранняя Ахматова – вот самые яркие литературные имена символизма.

Как известно, это направление в развитии искусства конца 19-начала 20 века было общеевропейским, однако именно в России символизм обрёл глубоко духовный, религиозно-философский смысл, отражённый в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки. Русский модернизм был представлен разными литературными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Символисты защищали искусство, пробуждающее в человеческой душе божественное начало. От мистических прогнозов своих предшественников акмеисты отказались. Футуристы эпатировали публику антиэстетическими лозунгами.

Освоение новейших, современных форм поэзии (отсюда название – модернизм) приобрело особое значение именно потому, что они были призваны выразить дотоле неведомые возможности человеческого слуха, зрения, воображения, чувства, активизировать в них силу, творящую новое бытие. Такой идеал оказался недостижимым, но влечение к нему привело к удивительным художественным свершениям, к развитию поэтической культуры.

.
^ Послушайте стихотворение Дмитрия Мережковского.



1.Что это: утро, вечер?

Где это было, не знаю,

Слишком ласковый ветер.

Слишком подобное раю,

Всё неземное-земное.

Только бывает во сне

Милое небо такое,-

Синее в звёздном огне.


2.Тишь, глушь, бездорожье.

В алых маках межи.

Русское, русское – Божье

Поле зреющей ржи.

Господи, что это значит?

Жду, смотрю, не дыша…

И от радости плачет,

Богу поёт душа.


^ Зачитывание краткой справки о Д.С.Мережковском из учебника «Мировая художественная культура. 11 класс», стр.198.
Чтение отрывка из стихотворения Д.Мережковского «И жизнь, как смерть, необычайна…»
И жизнь, как смерть, необычайна…

Есть в мире здешнем – мир иной.

Есть ужас тот же, та же тайна –

И в свете дня, как в тьме ночной.
И смерть, и жизнь – родные бездны:

Они подобны и равны,

друг другу чужды и любезны,

Одна в другой отражены.

Поиск ускользающей духовной гармонии, «знаков иного мира в этом мире» открыл для них неисчерпаемые возможности эксперимента в области художественного языка. Символисты свято верили в мистическую силу искусства, в его способность стать «новой религией», преобразующей человека. Многим из них грезилось, что искусство способно раскрыть извечную «вселенскую тайну» - музыкальную сущность мироздания. Иначе говоря, звучание музыки, пронизывающей весь микро- и макрокосмос, воспринималось как вечный зов, что вдохновляет художника и дарит ему поэтическое вдохновение.

^ Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Страшное, грубое, липкое, грязное…» (выразительное чтение учащимся)
Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жёстко тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое.

Вязко, болотно и тинно-застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, чёрное.

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное,

Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко ничтожное,

Непереносное, ложное, ложное!

Но жалоб не надо; что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
Вот таким образом в стихах Зинаида Гиппиус выразила своё отношение к современной ей действительности.
^ Анна Ахматова. Из раннего. «Так беспомощно грудь холодела…» Выразительное чтение стихотворения.

Так беспомощно грудь холодела.

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки,

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!»

Я обманут моею унылой,

Переменчивой, злой судьбой»,

Я ответила: «Милый, милый!»

И я тоже. Умру с тобой»

Это песня последней встречи,

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.

Здесь Анна Ахматова пишет о вечном. А что вечно? Смерть и жизнь. Любовь. Но поэту не дано постичь до конца смысл вечных символов. Они во мгле.

^ Слово предоставляется ассистенту по мировой художественной культуре (учащийся):
Творцами Серебряного века нельзя назвать всех его современников; к ним принадлежат те, чьи произведения несут печать нетрадиционного для предшествующей эпохи мировосприятия. На этом фоне рождались художественные течения и индивидуальные стили, в которых были провозглашены новые идеалы и сместился смысл привычных понятий.
^ Самый яркий представитель символизма в живописи - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Для теоретиков символизма Врубель был идеальным типом творца, отрёкшегося во имя искусства от повседневности. Его завораживающая живопись воплотила в красках провозглашённые символистами «музыкальные начала» мировой гармонии. «Музыка его полотен соткана с помощью изысканных приёмов. Образы Врубеля дробятся на многочисленные грани, осколки, мелкие плоскости. Резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов, расчленение их объёмов превращают картину в своеобразный объёмно-плоский узор. Положенные рядом мазки, словно музыкальные созвучия, имеют и собственные «голоса», и одновременно сливаются с другими «голосами» в мощное звучание «симфонических» красок (перечислить названия картин).

^ Общий вывод. Что же пытались высказать символисты в своём творчестве? Стремясь поникнуть в тайны бытия и сознания, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Символистами была избрана цель – создание поэтической культуры, которая должна содействовать духовному совершенствованию общества.


  1. Заслушивание сообщений 3-й творческой группы.

Авангард в живописи
Наша творческая группа представляет авангардизм.

Новаторство во всех областях искусства – вот основной лозунг авангарда. ^ Авангард – собирательное понятие самых экспериментальных творческих направлений в искусстве Серебряного века. В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими была новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одарённости и эталоном современности. Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эры чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой.

^ А) Велимир Хлебников.

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Премного разных трав и вер.

Пинь-пинь-пинь – тарарахнул зензивер.

О неждарь вечерней зари!

О неждал! Озари!

- Как вы думаете, о ком или о чём это стихотворение? Это описание кузнечика. Образы его стихотворений – не фотографии, не традиционные слепки. Главное для него – передать душу образа. И тем не менее его стихи отказывались печатать.
^ Б) чтение стихотворения Алексея Крученых «Мокредная Мосень»
Сошлися чёрное шоссе с асфальтом неба

И дождь забором встал

Нет выхода из брёвен ледяного плена

-С-с-с-ш-ш-ш-

Сквозят дома

Шипит и ширится стальной оскал!

И молчаливо сходит всадник с неба

Надавит холод металлической души

И слякотной любовью запеленат

С ним мир пускает

Смертельной спазмы

Пузыри!

^ В) Чтение стихотворения Велимира Хлебникова
Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то оответствий

Вне протяжения жило Лицо.
Подведём некоторые итоги. Авангардизм, прежде всего, - это экспериментирование в языке. Будь то язык стиха, язык изобразительного или музыкального искусства. Художники-авангардисты отказываются от традиций, пытаясь создать совершенно новый мир.
_- Всем понравились последние прочитанные стихотворения?

Выбрали ли вы их для анализа или заучивания наизусть? Тогда слушайте ещё.
^ Дмитрий Бурлюк. «Каждый молод, молод, молод…» (читаю я, стр.55 брошюры).
Велимир Хлебников. «Заклятие смехом»

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, расмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!
6) Да, когда видишь и слышишь подобное, то

От тоски ты готова повеситься,

Отравиться иль выстрелить в рот.

Подожди три оснеженных месяца, -

И закрутит весна хоровод -

Так писал ещё один представитель авангарда ^ Игорь Северянин. «Не нужно всех этих заумей в искусстве. Нужно уметь просто играть стихом, звукописью, создавать новые языковые единицы: безгрёзье, чернобровье, равнокровье, цветочье, замужница, гениалец.

Современные критики упрекали Игоря Северянина в мучительной пошлости, дурном вкусе, бахвальстве. А он… называл себя гением и создавал будущие шедевры:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропосвист экспрессов! Кралолёт буэров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили1

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!



    • ^ Слово предоставляется ассистенту по мировой художественной культуре:


Одно из наиболее известных художественных объединений авангарда – союз московских живописцев с дерзким названием «Бубновый валет». Члены этой группы – Пётр Петрович Кончаловский, Илья Иванович Машков, Василий Васильевич Кандинский и другие. Я бы хотела немного остановиться на творчестве Казимира Севериновича Малевича (1878-1935 гг).

Он был одним из теоретиков живописи. Его теория отражала глубокую веру мастера в «победу над предметностью», над трёхмерным земным пространством с его верхом и низом, с его представлениями о правом и левом ориентирах. В геометрических моделях художник видел «зародыш всех возможностей» нового искусства. Он отказался от всякой изобразительности, даже от раздробленных или перетасованных элементов предмета (как, например, в кубизме) и оперировал сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона. Самое знаменитое произведение Малевича – «Чёрный квадрат» (1913), где, по мысли автора, живопись обращена в «нуль форм».


^ Подведение итогов. Несмотря на то, что искусство авангарда вызывало много споров, оно являлось свежей струёй в развитии культуры начала века.

Авангардисты-бунтари ввели новые жанры в литературе, живописи, музыке.

Они сумели модернизировать лексику русского языка, расширили его словарь. Они внесли огромный вклад в развитие культуры России.
Подведение итогов.

- Почему же конец 19 - начало 20 века названо Серебряным веком русского искусства?

- Назовите новые явления в культуре России начала ХХ века.
^ Домашнее задание.

  1. В.Брюсов. Осмысление, выразительное чтение стихотворений, анализ одного из них – по выбору учителя и учащихся.

  2. Учебник, стр.23, вопросы 1-3 или задание 1


Приложение №1
Ориентировочный материал для выступления

учеников - ассистентов

Ассистент по мировой художественной культуре


    1. ^ Реализм в живописи.

Тема Родины является ведущей не только в произведениях поэтов и писателей, но и в творчестве художников-реалистов: Сурикова, Репина, Кустодиева, Серова.

Стержнем русского реализма в изобразительном искусстве конца 19 века являлось передвижничество. Передвижники были очень популярны в стране и уже достаточно известны в мире. Главным принципом художников реалистов было изображение повседневной жизни и истории народов России, её природы, социальных конфликтов, обличение общественных порядков. Однако в 1880-е гг. русская живопись стала постепенно отходить от принципов передвижничества. Следовательно, и реализм в целом стал терять свои позиции.

На смену реалистическому изображению действительности в адекватных формах этой же действительности приходило главенство художественных форм, отражающих реальность косвенно, опосредованно – через авторское восприятие. Реальность служила лишь базой для выражения идеи.

Особенно ярко эти тенденции выражены в творчестве Валентина Александровича Серова. Ранние произведения отличаются жизненной свежестью, богатством колорита. Свобода самовыражения достигает особой непринужденности в женских и детских портретах. В 1905-1907 годы мучительно гнетёт «тупая мгла» «российского кошмара». Эти чувства выплёскиваются в антимонархических карикатурах. В портретах чувствуется влияние модерна: всё заметнее культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы в портретах.

Ярчайшим представителем реализма в музыке конца 19 века был Михаил Мусргский, создавший монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина». Среди гениальных его сочинений опера «Сорочинская ярмарка», фортепианный цикл «Картинки с выставки» и другие произведения.

^ 2. Символизм и модерн в живописи

Творцами Серебряного века нельзя назвать всех его современников; к ним принадлежат те, чьи произведения несут печать нетрадиционного для предшествующей эпохи мировосприятия. На этом фоне рождались художественные течения и индивидуальные стили, в которых были провозглашены новые идеалы и сместился смысл привычных понятий.
^ Самый яркий представитель символизма в живописи - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Для теоретиков символизма Врубель был идеальным типом творца, отрёкшегося во имя искусства от повседневности. Его завораживающая живопись воплотила в красках провозглашённые символистами «музыкальные начала» мировой гармонии. «Музыка его полотен соткана с помощью изысканных приёмов. Образы Врубеля дробятся на многочисленные грани, осколки, мелкие плоскости. Резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов, расчленение их объёмов превращают картину в своеобразный объёмно-плоский узор. Положенные рядом мазки, словно музыкальные созвучия, имеют и собственные «голоса», и одновременно сливаются с другими «голосами» в мощное звучание «симфонических» красок (перечислить названия картин).
^ 3. Авангард в живописи

Одно из наиболее известных художественных объединений авангарда – союз московских живописцев с дерзким названием «Бубновый валет». Члены этой группы – Пётр Петрович Кончаловский, Илья Иванович Машков, Василий Васильевич Кандинский и другие. Я бы хотела немного остановиться на творчестве Казимира Севериновича Малевича (1878-1935 гг).

Он был одним из теоретиков живописи. Его теория отражала глубокую веру мастера в «победу над предметностью», над трёхмерным земным пространством с его верхом и низом, с его представлениями о правом и левом ориентирах. В геометрических моделях художник видел «зародыш всех возможностей» нового искусства. Он отказался от всякой изобразительности, даже от раздробленных или перетасованных элементов предмета (как, например, в кубизме) и оперировал сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона. Самое знаменитое произведение Малевича – «Чёрный квадрат» (1913), где, по мысли автора, живопись обращена в «нуль форм».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconТема урока: тарас григорьевич шевченко и русская культура
Оборудование Плакаты с высказываниями русских писателей, иллюстрации учащихся на стихи Шевченко, репродукции картин Тараса Григорьевича,...

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconУчебно-наглядный комплекс: плакаты, иллюстрации по теме, таблица. Ход урока
Цель: познакомить учащихся с орденом как символом и почетной наградой за воинские отличия

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconУрока Начало урока
Оборудование: 1 карточки с названиями станций, 2 поезд, 3 карточки с буквосочетаниями, 4 рисунки к стихотворениям, 5 рисунки с изображением...

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconУрока: Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
...

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconКрестово-купольный храм и его архитектурно- художественные особенности
Курсе мхк. Эти знания являются опорными и пролонгируются при изучении темы урока. Материалы урока также могут быть разделены на две...

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconПланы семинарских занятий для студентов факультета магистратуры Семинар 1
Семинар Политико-правовая мысль в эпоху Средневековья. Идеи Возрождения и Реформации

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconУрока. Организационный момент
Оборудование: слайды, музыка Антонио Вивальди. Времена года. Зима. Творческие работы учащихся

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconУрока по сельскохозяйственному труду в 7 классе Тема: Картофель
Оборудование: таблица «Строение картофеля», тест, технологическая карта «Уход за картофелем», кроссворд

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк iconРазработка урока «Семья и семейные ценности» (внеклассное мероприятие)
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по материалам мероприятия, фотоаппарат для фотоотчёта

Урока: семинар Оборудование: плакаты по мхк icon«Пусть бьётся зелёное сердце природы»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов