Алексеевича Заболоцкого «Оттепель»




Скачать 335.04 Kb.
НазваниеАлексеевича Заболоцкого «Оттепель»
страница1/3
Дата публикации21.05.2015
Размер335.04 Kb.
ТипСочинение
edushk.ru > Литература > Сочинение
  1   2   3
Уроки 39-47

Задание на дом.

У. Выучить наизусть стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Оттепель».

Написать отзыв о стихотворении Давайте вспомним, что является главным в лирическом стихотворении?

Д .Развитие настроения.

Учитель предлагает детям подумать над следующими вопросами:

К какому роду литературы относится это стихотворение?

Кто в этом стихотворении рассказчик?

Есть ли здесь слова, которые прямо называют настроение рассказчика?

Развивается ли настроение? Если «да», то как именно?
^ Урок 39. О стихотворении Н.Заболоцкого «Оттепель»


Текст к уроку

Н.Заболоцкий «Оттепель».



^ Обсуждение сочинений-отзывов
Оттепель после метели.
У. Сегодня мы обсудим ваши отзывы на стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Оттепель». Давайте вспомним текст.

Дети читают стихотворение.

^ У. Вам нравится это стихотворение?

Д. ...

У. А смогли вы его правильно прочитать? Как настоящие читатели-критики? Судя по вашим работам, это удалось немногим. А некоторые ребята не успели закончить отзыв. Им времени не хватило. А стихотворение ведь небольшое – всего пять строф. Значит, у вас были серьезные трудности.

Итак, попробуем разобраться в том, как вы поняли стихотворение. Начнем с определения рода литературы и типа рассказчика.

Д. Это лирическое стихотворение, потому что главное – передать настроение рассказчика, вызванное явлением природы – неожиданной оттепелью после метели. Здесь нет другого героя, кроме рассказчика. И хотя нет личных местоимений, но вполне ясно, что рассказчик описывает не чужие переживания, а свои собственные. Следовательно, здесь рассказчик - лирический герой. Он передает свои впечатления, свое настроение.

У. А теперь попробуем разобраться в том, как вы поняли настроения лирического рассказчика. Вот послушайте сочинение 1.
Сочинение 1

Я много раз прочитала одно и то же стихотворение «Оттепель». Мне кажется, что за первым четверостишием стоит темное, мрачное, мокрое настроение. Потому что в стихотворении есть слова «сугробы осели». Значит, они растаяли и стало мокро, а «потемнели снега» - это мрачное настроение.

Во втором четверостишии настроение тоже мокрое, потому что «сосен тяжелые сучья мокрого снега полны». И еще настроение ночное, но светлое: «блещет осколок луны».

В третьем четверостишии как бы солнечное настроение, потому что «падают, плавятся, льются, льдинки, воткнувшись в сугроб».

В четвертом четверостишии настроение про поля, как они себя чувствуют под снегом «белые дышат поля».

А в пятом четверостишии настроение чисто весеннее: «Скоро проснутся деревья, / Скоро построившись в ряд, / Птиц перелетных хорчевья / В трубы весны затрубят».
^ У. Нравится вам эта работа?

Д. ...

Итог обсуждения. Критик неуважительно относится к тексту, он искажает его: «воткнувшись» вместо «втыкаясь», «хорчевья» вместо «кочевья». Почему-то берет из текста отдельное слово и считает его настроением. Что это за «мокрое» настроение? Мокрый снег какое настроение вызывает у рассказчика? Снег потемнел, а какое настроение у рассказчика? Получается, что настроение ночное - потому что ночь; светлое - потому что блещет; солнечное - потому что льдинки плавятся... Можно ли говорить о солнечном настроении, если дело происходит ночью? И, наконец, что это за "настроение про поля"?

(ЗК) Странности этой работы типичны для многих из вас: читатель-критик берет отдельно взятое слово, характеризующее состояние природы, и считает, что это и есть настроение рассказчика.

Вот примеры:
«В четвертой строфе дремлющее настроение: «Пусть молчаливой дремотой / Белые дышат поля».

«А во второй строфе, по-моему, настроение становится сонным, потому что здесь «блещет осколок луны», и кажется, что уже ночь так и хочется заснуть».

«Ему, наверное, нравится, что «Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся около троп». Если ему это нравится, то, наверно, еще и потому, что ночью не надо будет зажигать фонарей, раз лужи светятся».
Но есть и другие работы, в которых читатели серьезно пытаются проникнуть в настроение лирического героя. И здесь все единодушны: к концу стихотворения настроение рассказчика характеризуется как любование льдинками, ожидание весны.

А вот в первых строфах понять настроение рассказчика вам, как оказалось, было труднее всего. Вот послушайте:
«Грустное настроение, потому что утихла пурга».

«^ Совсем не радостное, потому что "в клочьях разорванной тучи блещет осколок луны».

«В начале рассказчик смотрит и разглядывает то, что его окружает, а потом... он как бы вздыхает облегченно и рад, что сугробы осели».

Главная ваша ошибка - ориентация на отдельно взятое слово, на отдельные предложения, а не на весь текст стихотворения. Отсюда и такие разночтения. Действительно, потемневшие снега и осколок луны в клочьях разорванной тучи могут вызвать у кого-то и грустное, и мрачное настроение.

Но каково же настроение рассказчика? Чтобы это понять, надо внимательно прочитать текст и удерживать целостный образ - переживание рассказчика.

Попробуем это сделать вместе.

Строфа 1
Оттепель после метели.

Только утихла пурга.

Разом сугробы осели,

И потемнели снега.
^ У. «Оттепель после метели» - какое настроение задает эта строка?

Зара. Весеннее.

У. Метель в каком месяце бывает?

Д. Март, конец февраля.

Д. Радостное.

Маня. Грусть - снега потемнели.

Лена. Грусть есть.

У. «Тольк» и «разом» какое задают настроение?

Аня. Быстрое изменение в лучшую сторону - радостное.

У.Давайте это проверим - почитаем дальше.

Строфа 2
В клочьях разорванной тучи

Блещет осколок луны.

Сосен тяжелые сучья

Мокрого снега полны.

У. «Разорванная туча» и «осколок луны» - многие писали, что это грустное, тревожное, мрачное. Если бы эти строки взять сами по себе, то да, есть тревога. Но вы забываете про первые четыре строки и следующие за ними: о чем говорит нам появление луны, если правильно понять первые строки?

^ Таня. Тучи - когда была метель. Туча разрывается и - луну видно.

Ира. Настроение как после болезни, более светлое: уже луна вышла и все успокаивается.

Строфа 3
Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.
^ Ира. Лужи светятся.

У. Как меняется настроение?

Данила. Восхищение.

Павлик. Любование.

У. Изменение в лучшую сторону или в худшую? «Лужи» - «тонкие блюдца»?

Алеша. Неглубокие, небольшие.

У. Все только началось: льдинки плавятся, лужи светятся. А дальше?

Строфа 4
Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

^ У. Какое настроение?

Юля. Дремлющее.

Данила. «Пусть», т.е. несмотря на дремоту она работает.

Маша. Поля еще не проснулись, а земля проснулась.

Аня. Тут как будто пропущено «но» - «неизмеримой работой занята снова земля».

Строфа 5

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.
^ У. Где же началось ожидание в этом стихотворении?

Таня. С первой строки.

У. Это стихотворение - о нарастающем ожидании весны. А кто увидел изменение времени в конце?

^ Маня. Все в будущем.

Дима. Из настоящего в будущее – «скоро».

Митя. Прощание с зимой после метели.

Катя. «Сугробы осели» - прошло уже зимнее время.

Данила. «Блещет» - уже настоящее, то, что сейчас происходит.

^ Катя «Падают, плавятся, льются», «светятся».

У. Это уже весь мир захватили изменения?

Д. Нет еще, все в будущем – «скор»" затрубят.

У. Куда направлено ожидание - в прошлое или в будущее?

Маня. Вперед.

У. Это еще одно доказательство того, что стихотворение проникнуто ожиданием.

Какое настроение задает первая строфа? Вслушайтесь в ее звучание и сравните со звучанием последней строфы

Зара. Последняя строфа как бы свободно звучит, а в первой строфе повторяется звук [ Т ] твердый и мягкий. Эти звуки затрудняют речь, еще не наступила весна.

^ Дина. Там еще повторяется [ Л' ]. Этот звук подчеркивает мягкость и тишину зимы.

Юля. С самого начала настроение радостное.

У. А в последней строфе?

^ Д. Много раз повторяется [ Р ].

Юля. Оно стало сильнее. Как трубы трубят.

У. Начинается преобладанием мягких звуков [ Т' ], [ Л' ], а кончается преобладанием звука [ Р ]. Мягкие, плавные звуки зимы сменяются трубными звуками [ Р ], возвещающими скорый приход весны.

А теперь послушайте еще несколько отзывов. Оцените их.
^ Сочинение Маши

Мне кажется, что Заболоцкий смотрит в окно ночью и видит пейзажи в окне: «Оттепель после метели, / Только утихла пурга, / Разом сугробы осели и / Потемнели снега». Рассказчику надоела зима, но он еще видит много мокрого снега на тяжелых сучьях, он еще видит холодную луну, но понимает, что весна еще не совсем пришла, что в клочьях разорванной тучи [ Л, О, Ч', Р ] - дают тусклые, холодные звуки.

Он видит лужи и вспоминает про весну, про поля, которые начинают глубоко вдыхать весенний воздух, он знает, что осталось совсем немного и проснется земля! «Скоро проснутся деревья, / скоро построившись в ряд, / Птиц перелетных кочевья / В трубы весны затрубят». Он представляет тот прекрасный час, когда деревья проснутся и потянутся к солнцу, когда воздух наполнится голосами птиц.
^ Сочинение Данилы

В этом стихотворении рассказчик-повествователь. Потому что рассказчик не говорит о себе ничего и не участвует в стихотворении. У рассказчика настроение не бодрое, но, по-моему, восхищенное ранней весной: «Падают, плавятся, льются / Льдинки, втыкаясь в сугроб, / Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся около троп». У рассказчика восхищенное настроение, потому что если бы рассказчику не нравилась весна, он бы не написал, «что лужи светятся».

В начале рассказчик смотрит и разглядывает то, что его окружает, а потом, размечтавшись, говорит о том, что будет скоро. Похоже, рассказчик рад оттепели после метели. Он как бы вздыхает облегченно и рад, что сугробы осели: «Оттепель после метели. / Только утихла пурга, / Разом сугробы осели / И потемнели снега».

Во второй строфе Р переводит взгляд на небо, повыше сугробов и видит осколок луны, который блещет уже в разорванной туче...
^ Сочинение Димы

В начале стихотворения у Р настроение чуть-чуть веселое и восторженное, он наблюдает за отепелью «после метели». Снег оседает и темнеет: «Разом сугробы осели / И потемнели снега».

Потом настроение возрастает все выше и выше: «В клочьях разорванной тучи / Блещет осколок луны».

Теперь Р уже чувствует вдохновение и радость, он описывает природу с лучшей точки зрения: «Падают, плавятся, льются / Льдинки, втыкаясь в сугроб. / Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся около троп».

Р видит, что вся земля в движении, и уже ничто не может остановить и уничтожить все движения земли, все живое занято работой, все суетится: «Пусть молчаливой дремотой / Белые дышат поля, / Неизмеримой работой / Занята снова земля».

И в конце Р с романтическим и радостным настроением говорит про свою родную землю: «Скоро проснутся деревья, / Скоро построившись в ряд, / Птиц перелетных кочевья / В трубы весны затрубят».
Задание на дом. Сочинить стихотворение.
Урок 40. Детские стихотворения
Обсуждение детских стихотворений
Минута – и стихи свободно потекут.

А.Пушкин
У. Сегодня мы будем говорить о ваших стихах. Когда вы получили задания сочинить стихотворение, некоторые говорили – «Я не поэт», сомневаясь в собственных силах. Но в журнал, как видите, вошло много ваших поэтических работ.

Сначала почитаем лучшие, а потом те, которые интересно задуманы, но не все в них получилось. И постараемся помочь авторам.
Стихотворение Наташи
Я сижу, смотрю в окно.

Дома пусто и темно.

За окном печальный сад,

Листья мокрые шуршат.
Льется дождик, гремит гром,

А напротив рушат дом.

Очень хочется в кино, -

Но я сижу, смотрю в окно.
Вот и молния сверкает,

И троллейбус проезжает.

А на улице темно.

И я сижу, смотрю в окно.
^ У. Какую задачу ставила Наташа?

Таня. Передать настроение лирического героя.

Павлик. Грустное настроение.

У. Значит, ей удалось передать это настроение, и е работу можно признать удачной.. А вот стихотворение Гриши.
^ МОЯ СЕСТРА

Кто мяучит спозаранок: Лезет всюду, где не просят...

"Няу, няу, Ги-ду-як". Не решу пример никак.

То моя сестренка Даша "Дважды три - быть может 8?"

Фантик не найдет никак. Она смеется: "Ги ду-як".

Хлопает об стол ладошкой, Все тарелки сосчитала,

Идет азартная игра. Их осталось ровно треть,

В стороне лежат матрешки, В результате мне попало:

Их в утиль сдавать пора. Должен я за ней смотреть.

В куклы в год она играла, Дашка - грязная мордашка,

А потом росла, росла, Вымой ручки - и в кровать,

И уже большая стала, Но не слушается Дашка:

Ей теперь уж полтора. На меня ей наплевать.
Дашка, милая сестренка,

Я тебе ужасно рад.

Ты хорошая девчонка,

Я твой старший умный брат.
^ У. Какое отношение к сестренке у рассказчика-героя?

Маня. Она мешает, но он ее очень любит.

Таня. Насмешливая радость.

У. А как называется такая добрая насмешка?. Такое отношение?

Д. Юмор.

У. Добрая улыбка и над собой, и над маленькой Дашей. Наташа хотела грусть передать, Гриша - юмористическое настроение. И вы это почувствовали, значит он решил свою авторскую задачу.

Авторы следующих двух стихотворений пожелали остаться неизвестными.
^ ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Сейчас в окне есть звезды и луна,

А завтра будет солнце, облака.

Сейчас мне холодно, и улицу долой!

А завтра будет жаркий летний зной!
^ Саша. Ничего особенного.

Лена. Не понятно, что он хотел выразить.

Учитель читает второй раз.

Лена. Мечта - вот какое настроение.

Дина. Ожидание.

У. Автор интересно передает настроение своего лирического героя. «Сейчас мне холодно, и улицу долой! / А завтра будет жаркий летний зной!» Эти восклицания помогают выразить чувства, не называя их.

А вот – второе стихотворение.
СИРЕНЬ

Сирень, сирень душистая

Стоит перед окном,

Сирень, сирень ветвистая

Как будто под шатром.
И столько много чистого,

Спокойного, душистого,

Сирень несет с собой

И говорит со мной.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» icon-
Оттепель 50-х годов и зарождение политической оппозиции в СССР в среде интеллигенции

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconЛекция №28 (№63)
Хрущевская оттепель”, ее характеристики. Новая роль – новая миссия Александра Трифоновича Твардовского

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconРазработка урока искусства в 8 классе Тема урока: Человек в зеркале искусства
У ч и т е ль. Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение...

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 а, 6 б класс базовый...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского...

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconСписок публикаций Шпилева Сергея Алексеевича, к т. н., с н. с. Нпф статьи
Вишневский В. М., Семенова О. В., Шпилев С. А. Дуплексная система циклического обслуживания смешанных очередей // issn 0005-2310....

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconДипломная работа студента Торцова Никиты Алексеевича на тему: «совершенствование...
Развитие некредитного сегмента деятельности коммерческих банков в условиях мирового финансового кризиса 7

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 5 а класс базовый...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconУрок 35. Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
Задание на дом. Прочитать «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели в переводе с грузинского Н. Заболоцкого (в сокращении)

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconДневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы,...
Редактируя дневники, я соблюдала особенности правописания авторов и их знаки препинания. Орфо­графия изменена на новую. Подчеркнутое...

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель» iconП. А. Власов – организатор художественной жизни в Астрахани
Павла Алексеевича Власова. Первый профессиональный художник Астрахани, ученик В. Перова и П. Чистякова, мастер, обладавший большими...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов