Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков




НазваниеРассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков
страница1/11
Дата публикации17.06.2015
Размер1.45 Mb.
ТипРассказ
edushk.ru > Литература > Рассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

1. 1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Назначение текста:

Текст

Возьмем ряд слов: мол, угол, вес, ясен, дан. Присоединяя к ним Ь, получим совершенно новые слова: моль, уголь, весь, ясень, дань. Что же произошло? Как мог Ь, не обозначая никакого звука, образовать новые слова?

Здесь кроется одна из замечательных особенностей русской азбуки: в ней букв меньше, чем звуков. Это соответствует закону экономии. В русском языке согласные бывают твердыми и мягкими, но специальных букв, которые бы их обозначали, нет. Для показа мягкости согласных используются буквы Е, И, Я, Ю и Ь.

Новые слова, которые мы получили, присоединив к ним Ь, возникли потому, что в них изменился согласный, вместо твердого согласного стал мягкий. Указание на мягкость – это одна из главных задач Ь в русском языке. Меняя твердый согласный на мягкий, мы будем получать различные слова.

Но Ь выполняет и еще одну роль: он используется для того, чтобы передать на письме сочетание согласного с j (йотом) и последующего гласного. Это наблюдается в словах вьюга, вьюн, семья. В этом случае Ь указывает на наличие j (йота), а также на мягкость предшествующего согласного. В этой роли он и называется разделительным знаком.

^ Сообщить о двойной роли Ь в русском языке

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков

Сообщить, что для показа мягкости согласных используются только буквы Е, И, Я, Ю

Показать, что указание на мягкость – главная задача Ь в русском языке.

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Основная мысль текста:

Текст

Кавказский заповедник – царство высоких гор, дремучих лесов, зарослей альпийских роз и зеленых долин, покрытых высокой, сочной травой.

Красивы и величественны горы Кавказа. В погожий день острые гребни хребтов четко вырисовываются на безоблачном небе. Но нередко темные тучи окутывают ледяные вершины гор. Тогда все кругом становится хмурым, угрюмым и неприветливым.

Кавказский заповедник основан в 1924 году. Он расположен по северному и южному склонам Кавказского хребта.

Это чудесные места, которые поражают разнообразием пейзажа и богатством растительности.

Поднимаясь в горы с северной стороны и переходя на южную, вы попадаете в леса из пихты, бука и ели. Вы проходите через долины с такой высокой травой, что человека в ней совсем не видно.

Среди густых зарослей кустов и травы тут и там виднеются звериные тропы. По ним бродят стада кабанов, проходит осторожный олень, а иной раз можно увидеть и обычного обитателя кавказских лесов – медведя.

На склонах гор раскинулись альпийские луга. Весной они пестреют яркими цветами. В зарослях кустарника встречается редкая птица – горный тетерев

(По Г. Скребицкому)

^ Кавказский заповедник - это чудесное место, поражающее разнообразием пейзажа и богатством растительности

Кавказский заповедник основан в 1924 году

Кавказский заповедник – царство дремучих лесов

Красивы и величественны горы Кавказа

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Тезис, выражающий основную мысль текста:

Текст

В шестнадцатом веке появилась на Руси первая типография. Основал ее в Москве Иван Федоров вместе со своим другом и советчиком Петром Мстиславцевым. Иван Федоров был на все руки мастер. Он слыл замечательным рассказчиком, переводчиком. И в книгах хорошо разбирался, и разные ремесла знал. Был столяром, чеканщиком, литейщиком, копировальщиком, резчиком, переплетчиком, резальщиком. Первые книги печатались долго, но они были очень большими и красочными. Заказчиком книг являлась в основном церковь.

Сегодня книги печатаются на новейшем оборудовании. Современные машины нельзя сравнивать с первопечатным станком, но основы книгопечатания сохранились. Книги есть и будут важной частью духовной жизни народа. Книга – разумный советчик человека. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.

^ Книги – важная часть духовной жизни народа.

Первая типография появилась в шестнадцатом веке.

Иван Федоров был на все руки мастер.

Основы книгопечатания не сохранились.

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Тема текста:

Текст

Кавказский заповедник – царство высоких гор, дремучих лесов, зарослей альпийских роз и зеленых долин, покрытых высокой, сочной травой.

Красивы и величественны горы Кавказа. В погожий день острые гребни хребтов четко вырисовываются на безоблачном небе. Но нередко темные тучи окутывают ледяные вершины гор. Тогда все кругом становится хмурым, угрюмым и неприветливым.

Кавказский заповедник основан в 1924 году. Он расположен по северному и южному склонам Кавказского хребта.

Это чудесные места, которые поражают разнообразием пейзажа и богатством растительности.

Поднимаясь в горы с северной стороны и переходя на южную, вы попадаете в леса из пихты, бука и ели. Вы проходите через долины с такой высокой травой, что человека в ней совсем не видно.

Среди густых зарослей кустов и травы тут и там виднеются звериные тропы. По ним бродят стада кабанов, проходит осторожный олень, а иной раз можно увидеть и обычного обитателя кавказских лесов – медведя.

На склонах гор раскинулись альпийские луга. Весной они пестреют яркими цветами. В зарослях кустарника встречается редкая птица – горный тетерев

(По Г. Скребицкому)

^ Кавказский заповедник

Обитатели Кавказского заповедника

Красота природы Кавказа

Кавказский заповедник - это чудесное место, поражающее разнообразием пейзажа и богатством растительности

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Тема текста:

Текст

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книги? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(Д. Лихачев)

Книга в жизни человека

Телевизор отвлекает от забот

Почему телевизор частично вытесняет книги?

Без книг можно жить

Задание: Отметьте правильный ответ

  1. Тезис, отражающий основную мысль текста:

Текст

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книги? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(Д. Лихачев)

^ Читайте больше и с величайшим выбором

Телевизор отвлекает от забот

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книги?

Роль книги в истории человеческой культуры

  1. ^ 3. Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Заголовок, наиболее точно отражающий тему текста, представлен в ряду:

Текст

Ландыш – растение класса однодольных, произрастающее в лиственных лесах. Цветет в апреле – июне, цветы белые. Ягоды созревают в августе – сентябре, окрашены в красный цвет. Листья гладкие, кожистые. Размножается делением корневищ. Растение широко используется в медицине, потому что в нем содержатся ядовитые гликозиды, смесь сапонинов с эфирными маслами и органические кислоты. Настойка ландыша оказывает сильное кардиотоническое влияние. В России ландыш широко распространен в Европейской ее части.

Ландыш

Самый красивый цветок

Подарок весны

Душистый цветок

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Заголовок, наиболее точно отражающий содержание текста, представлен в ряду:

Текст

На околице деревни стоит старый дуб. Много легенд сложено об этом богатыре. Густые листья при ветре колышутся, словно в волнении ждут кого-то. На этом великане ребята пристроили скворечник. Много лет висит птичий домик, выгорел на солнышке. Весной и летом живет в скворечнике семья скворцов. А поздней осенью, когда наступают холода, в нем прячется от стужи воробей. Для него ребята на дереве сделали кормушку. Зимой каждый день в кормушке лежат крошки хлеба и зерно. Выше скворечника удобно примостилось гнездо. Каждую весну на свое старое гнездовье прилетает грач. Могучий дуб для птиц – добрый друг.

^ Старый дуб – друг птиц.

Дуб-богатырь

Скворечник

Домик для птиц

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Заголовок, соответствующий той части текста, в которой говорится о происхождении слова «клоун», представлен в ряду:

Текст

С нетерпением и радостью мы ждем появления на арене клоуна. С легкостью он выполняет самые сложные трюки. Это результат мастерства и умения.

А знаешь ли ты, как произошло слово «клоун»? В латинском языке было слово «колонус», то есть сельский житель. Горожане постоянно смеялись над неловкостью и наивностью деревенских жителей. К нам это слово пришло из английского языка. Так англичане называли шута.

^ История слова «клоун»

Клоун

Шут – это клоун

Заимствованное слово

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Заголовок, наиболее точно отражающий главную мысль текста, представлен в ряду:

Текст

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

За всю жизнь с ружьем и записной книжкой не раз побывал Михаил Михайлович на Урале, в Сибири и в Карелии. Великий писатель открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

^ Михаил Пришвин – певец русской природы

Детство писателя

Творческий путь Пришвина

Загадка творчества писателя

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Заголовок, наиболее точно отражающий главную мысль текста, представлен в ряду:

Текст

Доктор зубы лечит, а знахарь или бабка-ворожея их «заговаривают». Они пошепчутся около больного, потом начинают подпрыгивать возле него, пританцовывать, попрыскивать его наговоренной водицей, потчевать разными травками, и зубная боль затихает… Многие веровали в эти заговоры, но не все. Иначе как могло случиться, что уже несколько веков русский человек, заметив, что его пытаются обманывать, сердито говорит: «Брось ты мне зубы заговаривать! Все равно не поверю!»

Заговаривать зубы в переносном смысле и значит «умасливать» кого-нибудь многословными доказательствами, заставлять соглашаться с несомненной чепухой.

^ Что означает выражение зубы заговаривать

Зубы заговаривать

Устойчивые выражения

Это интересно знать

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Заголовок, наиболее точно отражающий содержание текста, представлен в ряду:

Текст

У неширокой переправы столпились танки, артиллерия, непрерывным потоком шли автомашины. Светало. Загудели в воздухе самолеты врага, и со скрежетом разорвалась авиабомба. Начальник переправы приказал принести камни для заделки ямы. К куче камней подошел немолодой боец, взял один кусок да так и замер. Под камнем находилось небольшое гнездо, а в гнездышке сидела птичка. Боец почесал затылок, решая, как быть дальше. В это время подошел молодой солдат и заглянул под камень. Первый негромко сказал: «Птичка в гнезде сидит. Быстренько сбегай и принеси оградительный колышек или кусок доски». Через несколько минут молодой солдат вернулся с куском неровной белой доски. Пожилой боец четко и красиво вывел надпись: «Минировано», и поставил доску между камнями, а молодой солдат хитро улыбнулся.

Случай на переправе

На рассвете

Находка

Птичка

^ 1. 4. Объяснять порядок частей, инструкций, содержащихся в тексте.

  1. Задание: Дополните

Номера предложений, между которыми должна быть расположена данная часть текста: «По ним бродят стада кабанов, проходит осторожный олень, а иной раз можно увидеть и обычного обитателя кавказских лесов – медведя» …

Текст

(1)Кавказский заповедник – царство высоких гор, дремучих лесов, зарослей альпийских роз и зеленых долин, покрытых высокой, сочной травой.

(2)Красивы и величественны горы Кавказа. (3)В погожий день острые гребни хребтов четко вырисовываются на безоблачном небе. (4)Но нередко темные тучи окутывают ледяные вершины гор. (5)Тогда все кругом становится хмурым, угрюмым и неприветливым.

(6)Кавказский заповедник основан в 1924 году. (7) Он расположен по северному и южному склонам Кавказского хребта.

(8)Это чудесные места, поражающие разнообразием пейзажа и богатством растительности.

(9)Поднимаясь в горы с северной стороны и переходя на южную, вы попадаете в леса из пихты, бука и ели. (10) Вы проходите через долины с такой высокой травой, что человека в ней совсем не видно.

(11)Среди густых зарослей кустов и травы тут и там виднеются звериные тропы.

(12)На склонах гор раскинулись альпийские луга. (13) Весной они пестреют яркими цветами. (14) В зарослях кустарника встречается редкая птица – горный тетерев

Правильные варианты ответа: 11, 12; 11 - 12; 11 12

  1. Задание: Дополните

Номера предложений, между которыми должна быть расположена данная часть текста: «Но скоро выход нашелся. Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок. Их любят поедать киты » …

Текст

(1)В Калифорнии на океанологической станции находилось множество китов. (2)Во время эпидемии гриппа они тоже заболели. (3)Киты очень страдали, но не хотели принимать лекарства. (4)Животные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. (5)Врачи боялись, что киты погибнут. (6)Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. (7)Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. (8)Не желали они и глотать таблетки.

(9)Врачи растерялись. (10)Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием.

(11)Скоро животные стали выздоравливать.

Правильные варианты ответа: 9, 10; 9 – 10; 9 10

  1. Задание: Дополните

Номера предложений, между которыми должна быть расположена данная часть текста: «Потому что его выращивают главным образом на его родине – в странах Юго-Восточной Азии: в Индии, Индонезии, Вьетнаме, Китае, Японии. Рис сеют также и в России – в Приморском крае, в низовьях Волги и Кубани, а также в Казахстане, на юге Украины » …

Текст

Рис

(1)Половина человечества питается рисом. (2)Рис выгоден: в тропиках можно трижды в год собирать урожай. (3)Пока зерно поспевает, уже готовится рассада для нового посева. (4)И так ежегодно. (5)Для риса не страшна и засуха: он растет в воде. (6)Его корни пронизаны целой сетью воздухоносных каналов. (7)С помощью таких каналов хорошо проветривается все растение.

(8)Рис теплолюбив. (9)В этих районах достаточно жаркое для этого растения лето, а воду для орошения берут из рек. (10)Старые районы рисосеяния находятся и в Средней Азии.

Правильные варианты ответа: 8, 9; 8 – 9; 8 9

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Правильный порядок расположения частей текста представлен в ряду:

Текст

  1. Мальчику задали в школе сочинение на тему: «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое?» Ему казалось, что самое красивое – цветок сирени. А самое уродливое – лягушка.

  2. Пошел мальчик. Видит пшеничное поле, желтеет нива колосок к колоску. «Вот это самое красивое. Ведь это человеческий труд», - подумал мальчик.

  3. Он вернулся домой и все рассказал дедушке.

  4. Пошел он к дедушке и спросил, так ли это. Дедушка сказал: «Иди походи несколько дней по земле, ты увидишь все своими глазами и поймешь».

  5. Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Видит: девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила хлеб на землю, побежала к подружкам. «Это самое уродливое. Ведь она пускает на ветер то, что сделали руки человеческие», - решил мальчик.

1, 4, 2, 5, 3

1, 2, 3, 4, 5

1, 5, 2, 4, 3

1, 2, 4, 5, 3

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Правильный порядок расположения частей текста представлен в ряду:

Текст

(1)Возьмем ряд слов: мол, угол, вес, ясен, дан. Присоединяя к ним Ь, получим совершенно новые слова: моль, уголь, весь, ясень, дань. Что же произошло? Как мог Ь, не обозначая никакого звука, образовать новые слова?

(2)Здесь кроется одна из замечательных особенностей русской азбуки: в ней букв меньше, чем звуков. Это соответствует закону экономии. В русском языке согласные бывают твердыми и мягкими, но специальных букв, которые бы их обозначали, нет. Для показа мягкости согласных используются буквы Е, И, Я, Ю и Ь.

(3)Но Ь выполняет и еще одну роль: он используется для того, чтобы передать на письме сочетание согласного с j (йотом) и последующего гласного. Это наблюдается в словах вьюга, вьюн, семья. В этом случае Ь указывает на наличие j (йота), а также на мягкость предшествующего согласного. В этой роли он и называется разделительным знаком.

(4)Новые слова, которые мы получили, присоединив к ним Ь, возникли потому, что в них изменился согласный, вместо твердого согласного стал мягкий. Указание на мягкость – это одна из главных задач Ь в русском языке. Меняя твердый согласный на мягкий, мы будем получать различные слова.

1, 2, 4, 3

1, 2, 3, 4

2, 4, 3, 1

4, 2, 1, 3

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Правильный порядок расположения частей текста представлен в ряду:

Текст

(1)Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею.

(2)На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.

(3)Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость: прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка.

(4)Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.

1, 4, 3, 2

1, 2, 3, 4

2, 1, 4, 3

2, 1, 3, 4

  1. ^ 5. Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Чувство, которое испытал Коля, услышав, что Вовка назвал его лучшим другом:

Текст

Лучший друг

Оставил Коля свой самокат на дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит, что на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

Думает мальчик: «Сейчас отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который стоял рядом: «Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля».

Коля разжал кулаки и неожиданно для себя сказал: «Что же вы на самокате-то не катаетесь?»

Смущение

Гордость

Обида

Недоумение

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Чувство, которое испытал мальчик при виде брошенного на землю хлеба:

Текст

Мальчику задали в школе сочинение на тему: «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое?» Ему казалось, что самое красивое – цветок сирени. А самое уродливое – лягушка.

Пошел он к дедушке и спросил, так ли это. Дедушка сказал: «Иди походи несколько дней по земле, ты увидишь все своими глазами и поймешь».

Пошел мальчик. Видит пшеничное поле, желтеет нива колосок к колоску. «Вот это самое красивое. Ведь это человеческий труд», - подумал мальчик.

Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Видит: девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила хлеб на землю, побежала к подружкам. «Это самое уродливое. Ведь она пускает на ветер то, что сделали руки человеческие», - решил мальчик.

Он вернулся домой и все рассказал дедушке.

Возмущение

Безразличие

Восторг

Удивление

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Душевное состояние героя, которое передано с помощью пейзажа:

Текст

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Свет шел из окна и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро… Осень пришла врасплох и завладела землей. Все сразу стало осенним.

^ Удивление и грусть

Трепет и сомнение

Радость и восхищение

Уныние и разочарование

1.5.Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.

1. Задание: Отметьте правильный ответ

Основная мысль текста

Текст

Удивительная птица этот воробей, и везде он одинаков – на севере Норвегии и на Азорских островах: юркий плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал. Проведет он всю зиму, нахохлившись под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдет на дороге, а чуть весна – лезет в чужое гнездо, что поближе к дому, - в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чем не бывало… Ерошится, прыгает, блестит глазенками и кричит на всю вселенную: «Жив!Жив!Жив!» Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира!

(А.Куприн)

^ Удивительная птица этот воробей.

Какое приятное известие для мира!

Везде он одинаков.

Воробей- плут, воришка, забияка, драчун, сплетник, нахал

2. Задание: Отметьте правильный ответ

Номер абзаца, в котором выражена основная мысль текста

Текст

Попал в песню, да ещё вором. Так и народ смотрит на беднягу, как на завзятого вора. Но вор ли действительно воробей – вот вопрос!

Как хотите, но я с этим не согласен. Воробей – честный работник. Он исправно трудится на своего хозяина. Он приносит ему много пользы. И за это-то его гонят везде, бранят вором и не любят!. Виноват ли он, что его труды не хотят ценить и что его вынуждают воровать? Да он и не ворует, а берет только свое. Если не верите, узнайте поближе жизнь воробья.

второй; 2

первый; 1

3. Задание: Отметьте правильный ответ

Предложение, в котором выражена идея текста

Текст

1. Лучше всего было по вечерам. 2. Мы затапливали печи. 3.Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах. 4. Ярко горели лампы, и всё пел и пел нехитрую песню медный самовар- инвалид. 5. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно березовой ветки, день и ночь стучащей в окно.

(По К. Паустовскому)

первое, 1.

второе,2

четвертое,4

пятое, 5

1.6. Находить в тексте требуемую информацию(пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).
1. Задание: Отметьте правильный ответ:

Количество микротем в тексте

Текст

''Как получаются легенды''.

Это было в больнице. Девочки решили вызвать пиковую даму. Сделали всё,

как полагается: протерли зеркало одеколоном, нарисовали куском мыла сердце

и ступеньки и три раза сказали: ''Пиковая дама, появись!''

И она к ним пришла. Одна девочка успела загадать желание: она

попросила жвачку. Дама протянула ей блок, и только она дотронулась до нее,

как рука ее почернела и вся скрючилась. Остальные испугались и быстро

включили свет. Пиковая дама исчезла, но рука у девочки так и осталась

черной и скрюченной. К чему бы она ни прикасалась – все обугливалось.

Девочка очень боялась, что заденет маму рукой. Однажды это все-таки

случилось. И что же? Рука у девочки опять стала нормальной.

(По Г. Б. Остеру)

три, 3

одна, 1

две, 2

четыре, 4

2. Задание: Отметьте правильный ответ

Смысловая часть текста, в которой представлена кульминация

Текст

Глоток молока

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась. Позвали меня.

- Лада, - сказал я, - надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.

- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе.

Она протянула нос к молоку и залакала.

Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно несколько глотков молока спасли её жизнь.
третья, 3

первая, 1

вторая, 2

четвертая,4

3. Задание: Отметьте правильный ответ

Высказывания, которые продвигают информацию вперед

Текст

Детская сказка

В очень известном и большом городе жил царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом и умом, и поэтому многие весьма хорошие люди желали сосватать ее. Среди этих женихов были князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить

(Н.Рерих)

жил старый царь-вдовец - у царя была дочь-невеста – желали сосватать её

город – люди – женихи

жил – славилась – были

царь – дочь - воеводы
4. Задание: Отметьте правильный ответ

Зачин в тексте находится в следующем предложении

Текст

1. Погода мучила. 2. С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами, насыщенными водою, легшими на землю. 3.С утра Аверкий, порою покидавший свою телегу и добредавший до избы, обещал старухе, что опогодится. 4. Но к обедам опять заходили тучи, казавшиеся еще чернее от блеска солнца, меняли облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный дождь (И. Бунин).
первом, 1

втором, 2

третьем, 3

четвертом, 4.
5. Задание: Отметьте правильный ответ

Опорные слова для понимания главной мысли текста

Текст

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно

(К.Паустовский)

улица – кисти винограда – ослик с фонариком на шее

улица – навес – фонарик

улица – лозы – шея

горы – жерди - фонарик
6. Задание: Отметьте правильный ответ

Развязка в тесте находится в следующем предложении

Текст

Глоток молока
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвёртывалась. Позвали меня.

- Лада, - сказал я, - надо поесть.

Она подняла голову и забила хвостом. Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.

- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе.

Она протянула нос к молоку и залакала.

Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно несколько глотков молока спасли ей жизнь.
Она протянула нос к молоку и залакала

Лада заболела

От ласки жизнь заиграла в её глазах

Значит, через мою ласку ей силы прибавилось
^ 1.7.Определять назначение разных видов текстов.

1. Задание: Отметьте правильный ответ

Тип текста следующий:

Текст

На черной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.

(По К. Паустовскому)

описание

рассуждение

описание с элементами рассуждения

повествование


2. Задание: Отметьте правильный ответ

Тип текста следующий

Текст

Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой

(По К.Паустовскому)

повествование

описание

повествование с элементами описания

рассуждение
3. Задание: Отметьте правильный ответ

Тезис в рассуждении находится в следующем предложении:

Текст

У нас в саду была клумба. На ней мама ещё весной посадила много разных цветов. Больше всего из них мне понравился душистый табак.

Нравился прежде всего потому, что это были не совсем обыкновенные цветы. На день, и особенно в жару, сами цветы свертывали свои лепестки, превращались в зеленоватые трубочки. Они поникали на своих стеблях головками вниз и казались совсем увядшими. Но как только заходило солнце, наступал вечер, цветы табака раскрывали нежные лепестки и поднимали головки. В темноте они походили на крупные белые звезды, и от них шел сильный, очень приятный запах. Этот запах разливался по всему саду и вместе с вечерней прохладой проникал в дом через настежь открытые окна.

(Г.Скребицкий)

^ Это были не совсем обыкновенные цветы

У нас в саду была клумба

Больше всего мне понравился душистый табак

Этот запах разливался по всему саду
4. Задание: Отметьте правильный ответ

Стиль текста следующий:

Текст

В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем плюс 15-17 градусов
официально-деловой

художественный

научный

публицистический
5. Задание: Отметьте правильный ответ

Стиль текста следующий

Текст
- А какая Италия?

- Италия,сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут, сладкие да вкусные. Все там черные от солнца ходят, а зимы вовсе нет

разговорный

научный

официально-деловой

художественный
6. Задание: Отметьте правильный ответ

Стиль текста следующий:

Текст
Тигр – самый хищный зверь. Живет он в зарослях, в густой чаще. Шкура у него рыжая, полосатая. Выходит тигр на охоту ночью.
научный

разговорный

художественный

официально-деловой
7. Задание: Отметьте правильный ответ

Тема и основная мысль текста совпадают, не совпадают
Текст

У нас свиристель – одна из самых красивых птиц. Величиной она со скворца или дрозда, на голове широкий бурый хохол, зачесанный назад, на крыльях ярко-красные пятна и желтая оторочка на хвосте. Ничего не скажешь, очень нарядна эта птица.
совпадают

не совпадают
8. Задание: Отметьте правильный ответ

^ Основная мысль словами автора выражена, не выражена

Текст

С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
^ Не выражена

выражена

9. Задание: Отметьте правильный ответ

Озаглавить текст по основной мысли правильно так:

Текст

Светел и прекрасен был этот веселый и зеленый город. Росли на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны. Раскинулись на площадях яркие цветники. Били сверкающие под солнцем фонтаны. Да как ещё били! Рвались до вторых, до третьих этажей, переливались радугой, пенились, шумели и мелкой водяной пылью падали на открытые и загорелые плечи прохожих. А на горе, над обрывом, громоздились белые здания, светлые, величавые…
веселый и зеленый город.

тополя и каштаны

цветники и фонтаны

здания
^ 1.8.Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

1. Задание: Отметьте правильный ответ

Человек должен был бежать впереди автомобиля с красным флажком, чтобы
Текст

Появление автомобиля вызвало большие споры среди людей. Ещё на заре его рождения у него было много врагов – одним мешал шум, другим – грязь, летевшая из – под колёс. Первым автомобилям запрещалось ехать со скоростью больше 3км/час. В Англии был издан закон «о человеке с красным флагом». Он должен был бежать впереди автомобиля.
предупреждать окружающих об опасности

автомобиль не сбился с дороги

автомобиль не увеличивал скорость

охранял автомобиль
2. Задание: Отметьте правильный ответ

Основная мысль текста находится в следующей микротеме:

Текст

Семь дочек

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды»,- проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,-сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчелке без цветка»,- щебетала четвертая.» «Ты снилась мне, как розе снятся капли росы,»- промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья»,- прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)
третьей, 3

первой, 1

второй, 2

четвертой,4
3. Задание: Отметьте правильный ответ

« Настроение» текста определяется по словосочетанию
Текст

Осенняя сказка

Взгляни в окно. Одинокий лист кружится на ветке.

Когда-то он был зеленый. И тогда он сидел на ветке. Рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сердцем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. Ведь рядом с ним была самая прекрасная Вишенка.

А потом счастье его оборвалось – Вишенка вдруг пропала.

Стояла ненастная осенняя пора. Все листья с деревьев уже облетели. Только один пожелтевший от горя Листик оставался на своей ветке.
пожелтевший от горя

одинокий лист

прекрасная Вишенка

ненастная пора
4. Задание: Отметьте правильный ответ

Главная мысль автора заключена в следующем предложении

Текст

1. Книга – наш советчик и друг.2. Из книг мы узнаем много интересного. 3.Над созданием их трудятся писатели, художники, печатники. 4. Труд их важен и почетен. 5.Помни об этом и береги книги! 6. Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. 7.Старайся читать разные книги: фантастику, приключенческую литературу, книги о путешествиях и открытиях.
первом, 1

втором, 2

пятом, 5

седьмом, 7
5. Задание: Отметьте правильный ответ

Микротема, в которой можно охарактеризовать поступок героя

Текст

Солнце светило ярко и снег быстро растаял. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.

Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. Утром вода спала, я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
вторая, 2

первая, 1
6. Задание: Отметьте правильный ответ

^ Автор на стороне Оли, Наташи, мамы
Текст

Два пирожных

Мама вошла в комнату и сказала:

- Помогите мне, девочки, вымыть посуду.

Оля пошла на кухню, а Наташа, не отрываясь от книги ,которую она читала, проговорила:

- Меня здесь нет, я путешествую сейчас в долине реки Конго.

Через несколько минут Оля принесла чистые тарелки и занялась своим делом. Наташа взглянула на неё и рассмеялась:

- Чем это ты губы вымазала?

- Я съела два пирожных, одно за себя, другое за тебя.

- Зачем же за меня?

- Мама сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернешься из Африки, а пирожное с кремом может испортиться.
Оли, мамы

Оли, Наташи,

Мамы, Наташи

Оли, мамы, Наташи
^ 1.9. Различать темы и подтемы специального текста.

Задание 1 : Отметьте правильный ответ

Основная мысль текста:

Текст

Жил в Древней Греции философ Сократ. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Сократ жил бедно, потому что больше всего ценил свободное время и беседы с друзьями. Жена Сократа – Ксантиппа – не уставала бранить его за это.

Сократ не писал никаких ученых сочинений. Тем не менее до нас дошло много его изречений. Смеясь над теми, кто заботится только о своих материальных потребностях, Сократ сказал:

- Я ем, чтобы жить. А некоторые живут, чтобы есть.

Проходя по базару, он говорил:

- Как же много на свете вещей, без которых можно обойтись!

Или:

- Люди покупают себе дорогие удовольствия на рынке, а я бесплатно добываю себе удовольствия из своей души.

Ученики и друзья Сократа старались запомнить и записать все его слова, и мудрые изречения сохранились, став крылатыми фразами.

Но кроме друзей и учеников, у Сократа были еще и враги. Они обвинили философа в том, что он учит плохому собирающуюся вокруг него молодежь. Суд приговорил его к смертной казни.

Смерть Сократа стала позором для Афин. А имя Сократа навсегда осталось символом мудрости и философии.

Жители Афин поступили по принципу «Что имеем не храним, потерявши плачем»

Ученики и друзья Сократа старались запомнить и записать все его слова

Сократ не писал никаких ученых сочинений

Сократ жил бедно
Задание 2 : Дополните

В данном тексте представлено……….микротем:
Текст

Жил в Древней Греции философ Сократ. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Сократ жил бедно, потому что больше всего ценил свободное время и беседы с друзьями. Жена Сократа – Ксантиппа – не уставала бранить его за это.

Сократ не писал никаких ученых сочинений. Тем не менее до нас дошло много его изречений. Смеясь над теми, кто заботится только о своих материальных потребностях, Сократ сказал:

- Я ем, чтобы жить. А некоторые живут, чтобы есть.

Проходя по базару, он говорил:

- Как же много на свете вещей, без которых можно обойтись!

Или:

- Люди покупают себе дорогие удовольствия на рынке, а я бесплатно добываю себе удовольствия из своей души.

Ученики и друзья Сократа старались запомнить и записать все его слова, и мудрые изречения сохранились, став крылатыми фразами.

Но кроме друзей и учеников, у Сократа были еще и враги. Они обвинили философа в том, что он учит плохому собирающуюся вокруг него молодежь. Суд приговорил его к смертной казни.

Смерть Сократа стала позором для Афин. А имя Сократа навсегда осталось символом мудрости и философии.
6

4

3

2
Задание 3 : Отметьте правильный ответ

Тема текста:

Текст

Через лес была проторена тропа. Много людей ходило по ней, и все любовались густым тенистым лесом.

Однажды шел по тропинке охотник. Сел недалеко от тропы и стал разглядывать камешки. По ним ползали букашки, жуки, муравьи. Охотник спустился на дно оврага, взял горсть камешков. Они были холодные и влажные. Земля под ними была сырая и холодная. Он взял в валежнике сук и стал рыть землю. Работал долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в нее. Ямка медленно наполнялась водой. Когда она наполнилась водой до краев, из нее потекла тоненькая струйка.

Вода все светлела и сделалась прозрачной, чистой. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и жадно пил эту вкусную воду. А на дне родника, в песке, били крохотные фонтанчики, как в кипящем чайнике.

Напившись досыта, охотник ушел, а родник стал жить.
Рождение родника

Охотник спустился на дно оврага

Охотник работал долго

Напившись досыта, охотник ушел
Задание 4 : Отметьте правильный ответ

Основная мысль текста:

Текст

Через лес была проторена тропа. Много людей ходило по ней, и все любовались густым тенистым лесом.

Однажды шел по тропинке охотник. Сел недалеко от тропы и стал разглядывать камешки. По ним ползали букашки, жуки, муравьи. Охотник спустился на дно оврага, взял горсть камешков. Они были холодные и влажные. Земля под ними была сырая и холодная. Он взял в валежнике сук и стал рыть землю. Работал долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в нее. Ямка медленно наполнялась водой. Когда она наполнилась водой до краев, из нее потекла тоненькая струйка.

Вода все светлела и сделалась прозрачной, чистой. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и жадно пил эту вкусную воду. А на дне родника, в песке, били крохотные фонтанчики, как в кипящем чайнике.

Напившись досыта, охотник ушел, а родник стал жить.
Открытый охотником родник будет поить вкусной водой всех прохожих

Охотник сделал родник для себя

Только охотник сделал доброе дело

Ямка медленно наполнялась водой
Задание 5 : Дополните

В данном тексте представлено……….микротемы:
Текст

Через лес была проторена тропа. Много людей ходило по ней, и все любовались густым тенистым лесом.

Однажды шел по тропинке охотник. Сел недалеко от тропы и стал разглядывать камешки. По ним ползали букашки, жуки, муравьи. Охотник спустился на дно оврага, взял горсть камешков. Они были холодные и влажные. Земля под ними была сырая и холодная. Он взял в валежнике сук и стал рыть землю. Работал долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в нее. Ямка медленно наполнялась водой. Когда она наполнилась водой до краев, из нее потекла тоненькая струйка.

Вода все светлела и сделалась прозрачной, чистой. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и жадно пил эту вкусную воду. А на дне родника, в песке, били крохотные фонтанчики, как в кипящем чайнике.

Напившись досыта, охотник ушел, а родник стал жить.
4

2

3

1
Задание 6 : Отметьте правильный ответ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconНаука о русском языке. Русистика и ее разделы
Классификация звуков. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных звуков. Слог. Ударение словесное и логическое. Интонация и...

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconФилология
Общие сведения о русском языке. Русский язык государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы...

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков icon№ Правила чтения гласных букв. Типы слога
В английском языке существует 3 типа слогов. Чтение гласных букв зависит от типа слога, в котором они стоят. Слог бывает открытым,...

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconВикторина «Знаешь ли ты русский язык?». 11 класс
Определите, сколько букв и звуков в каждом слове: модель, местность, гладкий, инженер, ружьё, съёмка, яма, косьба

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconКнига Арона не легкое публицистическое чтиво из числа тех, что в...
Почему Арон? Почему мы сочли нужным представить нашим читателям научный труд более чем четвертьвековой давности? Почему из огромного...

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconС чего начинается воспитание?
Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ....

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconА. Н. Блашенков, В. П. Галкин
В тоже время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действий политиков, позволяют...

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconУрок русского и немецкого языков на тему “Заимствованные слова”6класс
Цели: после изучения темы учащиеся должны знать Почему слова из одного языка проникают в другой? Что происходит со словами- иностранцами”в...

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconСочинение «Слово о русском языке»
Тема: Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении

Рассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков iconРечь как инструмент мышления и средство общения
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов