Сочинение «Слово о русском языке»




Скачать 72.77 Kb.
НазваниеСочинение «Слово о русском языке»
Дата публикации01.09.2016
Размер72.77 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Литература > Урок
Тема: Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.

Цель урока: расширить и углубить общие сведения о русском языке, о его месте среди языков народов мира; дать понятие "мировые языки".

Ход урока

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания


  • Беседа:

-каким образом сложился современный русский язык?

-какой диалект выделился в 3 тысячелетии в индоевропейской языковой системе?

- в какой язык трансформировался этот диалект?

- на какие группы распался праславянский язык?

- когда была создана славянская азбука?

- когда и на основе какого языка сложился современный русский язык?


  • ^ Сочинение «Слово о русском языке»

Русский язык - один из богатейших языков мира, он имеет огромный лексический запас. Я очень люблю свой родной русский язык и считаю очень важным его изучение. Если мы посмотрим вокруг, то увидим много удивительных вещей, созданных умом и руками человека: радио, телефон, компьютер, автомобили, ракеты... Но самое мудрое, что создало человечество, - это язык.

Говорить могут все люди на Земле. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества, развитие искусства, науки. Значение языка отмечают русские пословицы. Например, "Человеческое слово стрелы острее".

Мне кажется, нет языка красивее и богаче русского. Это подтверждает К.Г. Паустовский: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". И мы должны это всегда помнить. Надо хорошо знать свой язык. Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые нужные слова для выражения мысли. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.
^ 3. На доске записаны слова А.Н.Толстого: "Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара". Учащиеся читают высказывание А.Н.Толстого.

Вопрос: "Сбылись ли пророческие слова А.Н.Толстого?"

-Какова тема нашего урока?

-Каковы цели?
^ 4.Запись темы и целей урока

5. Чтение истории

Всем понятный
Маленький чукча собирался в Артек. Он спросил отца: « Как же я буду говорить там с грузином? Ведь я же не знаю по-грузински ни слова». « Не беспокойся, - ответил отец,          ты знаешь язык, который понятен грузину».
Маленький грузин тоже собирался в Артек. Он тоже спросил отца: « Как же я буду говорить там с латышом? Ведь я не знаю по-латышски ни слова». И ему ответил отец: « Не
беспокойся, ты знаешь язык, который понятен башкиру».



^ Вопрос. Как называется этот всем понятный в СНГ язык? ( Русский язык)
Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве
^ 6.Чтение слов Абая «Слова назидания»

7.Слова учителя

Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы

.

По данным ученых, в конце XX века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек. Русский язык вместе с английским, французским, испанским, китайским, японским является рабочим и официальным языком Организации Объединенных Наций. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют ученые разных стран. Русский язык. Мы можем гордиться работами великих людей, написанными на русском языке. Это произведения великой русской литературы, труды ученых, хорошо известных в других странах. Многие изучают русский язык, чтобы читать в оригинале произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских писателей.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Словарь В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов.

Сообщение

Словарный запас великих мастеров художественного слова: ) Пушкин - более 21тысяч слов;

Есенин - 18 890 слов;

Сервантес - около 17 тысяч слов:

Шекспир - около 15 тысяч слов;

Гоголь - около 10 тысяч слов.

К.Г.Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе - воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Богатство языка.
Комплексный анализ текста.15-17 минут.

1.Работа с исходным текстом.

Учитель:

Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

2. Чтение текста учителем. (Приложение 1)

Активное слушание и выполнение задания:

-Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются)
Беседа по тексту.

1.О чем говориться в тексте?

2.Зачем автор написал его?

3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение).

^ 3. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.

Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку.

– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).

Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте найти те, которые автор поднимает в этом тексте. ( Приложение 2)

  • Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.

  • Изменение языка и его причины.

  • Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.

  • Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует.

  • Процессы, происходящие в современном русском языке.

  • Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

«Месиво проблем» - на доске выведены проблемы, ученики должны найти те, которые истинные.

( Их три. Но комментировать будем одну!) Выводятся на доску.

Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:

  • изменение языка и его причины;

  • процессы, происходящие в современном русском языке;

  • меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка;

Будем говорить о первой проблеме.

- Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.

( Социальная, актуальная, общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).

-Традиционна она или нова?

- Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

- На что нацелила нас, читателей, данная проблема?

( глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)

- Как характеризует автора выбор данной проблемы? ( Настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции).

^ 4.Определение позиции автора и способа её выражения.

- Какова же авторская позиция по поднятой им проблеме?

-Для того чтобы выяснить авторскую позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения, которые её доказывают. Зачитайте предложения.

Авторская позиция:

1) язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;

2) в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;

3) специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;

4) язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.
Тестовые задания по тексту.
1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

  1. Нужно оберегать язык от каких бы то ни* было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.

  2. Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.

  3. Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

2.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33-40?

  1. повествование

  2. описание

  3. рассуждение

  4. рассуждение и описание

3.Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

  1. бесцельные 3) старательные

  2. безуспешные 4) вредные

4.Из предложений 26—29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

5. Среди предложений 2—11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений. 7,11

6. . «Статья известного языковеда В.Г. посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такие приёмы, как _9__ (например, в предложениях 36—37), _2__ (в предложениях 1—4).

Выразить же авторскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как__6__(«сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13),__5___(«поносить», «что ни говори», «бог знает что»), риторический вопрос и другие».

Список терминов:

1) метонимия

2) сравнение

3) диалектизмы

4) ирония

5) разговорные слова и фразеологизмы

6) заимствованные слова

7) литота

8) риторическое обращение

9) синтаксический параллелизм

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение «Слово о русском языке» iconФилология
Общие сведения о русском языке. Русский язык государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы...

Сочинение «Слово о русском языке» iconВопросы: Понятие переговорного процесса
Слово "переговоры" в русском языке имеет два значения: 1 об­суждение для заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу;...

Сочинение «Слово о русском языке» iconСегодня на уроке новость, или несколько слов о новелле.
Новелла – слово итальянское, в переводе оно означает «новость». В русской литературе такие произведения называются рассказами. Оно...

Сочинение «Слово о русском языке» iconИнтернет-ресурсы для родителей
Украинский семейный ресурс. Посвящен вопросам рождения, развития и воспитания детей. Сайт сделан на русском языке

Сочинение «Слово о русском языке» iconInternational Academy of Sciences “Problems of intellectual development”...
Полное официальное собственное наименование Организации-учредителя филиала (нерезидент) на русском языке

Сочинение «Слово о русском языке» iconСочинение по заданному тексту это сочинение-рассуждение о смысле отрывка
Как писать сочинение-рассуждение по заданному тексту (подготовка к заданию 2)

Сочинение «Слово о русском языке» iconУстаревшие слова
Цель урока: дать понятие об устаревших словах, познакомить уч-ся с причинами исторических изменений в русском языке; показать, какова...

Сочинение «Слово о русском языке» iconРассказать, что в русском языке букв меньше, чем звуков
Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста

Сочинение «Слово о русском языке» iconК спорам о „русском национальном сознании
«Почти все (чтобы не сказать все) русские идеи пришли к нам с Запада», — если и не от иностранцев, то по край­ней мере от эмигрантов....

Сочинение «Слово о русском языке» iconУрокам 2 Русский язык
Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов