Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория




Скачать 75.11 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория
Дата публикации02.06.2015
Размер75.11 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Литература > Урок
МОКУ «В-Дубовецкая ООШ»

Конспект урока литературы в 8 классе.

Учитель: Грибкова Валентина Михайловна – 1 квалификационная категория.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин"

Цели:

Образовательные:

  • произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы;

  • показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа;

  • проследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период;

Воспитательные:

  • вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты;

  • показать боевую направленность, политическую остроту произведения;

  • увлечь прочтением текста поэмы;

  • убедить в целесообразности изучения "полного", "неурезанного" творчества Твардовского.

  • показать высокий патриотизм советской поэзии.

Развивающие:

  • развивать умение находить нужный материал из разных источников;

  • развивать умение работы с текстом;

  • учиться сопоставлять литературный материал одной тематики;

  • учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы;

  • формировать квалифицированного читателя, способного понять авторскую позицию и увидеть характерные черты героев;

  • способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины;

  • развивать коммуникативные навыки

Эпиграф:

  • К вам, павшие в той битве мировой
    За наше счастье на земле суровой,
    К вам, наравне с живыми, голос свой
    Я обращаю в каждой песне новой… А.Твардовский

^ Ход урока.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

^ 2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский – твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 3-4 ученика.

1. Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье (ныне Починковский район Смоленской области) в семье сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского “Путь к социализму” (1931) и “Вступление” (1933), “Сборника стихов 1930 – 1935” (1935), повести “Дневник председателя колхоза”(1932), поэмы “Страна Муравия” (1936). В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940).

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки. В поэме “Василий Тёркин (Книга про бойца)” (1941-1945) фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени. Поэма “Василий Тёркин” - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи В.О.В. Богатству натуры героя отвечает гибкость избранного поэтом жанра; картины, исполненные огромного трагизма, перемежаются проникновенными лирическими отступлениями или лукавой, сердечной шуткой. 2. “Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!” Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные “продолжения”.

3. В послевоенные годы Твардовский всё глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, “мир большой и трудный”. Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма “За далью – даль” (1953-1960), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Напряжённые раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского (книга “Родина и чужбина” (1947);рассказ “Печники” (1958) и др.) Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя Твардовский в книгах “Статьи и заметки о литературе”(1961), “Поэзия Михаила Исаковского”(1969), в статьях о творчестве С.Я.Маршака, И.А.Бунина.

4. Народность и доступность поэзии Твардовского, правдиво и страстно запечатлевший многие ключевые события народной истории, достигаются богатыми и разнообразными художественными средствами. Простой народный слог органически сплавлен в поэзии Твардовского с высокой языковой культурой, идущей от традиции А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова, лучших достижении русской прозы XIX-XX вв. Реалистическая чёткость образа, интонационная гибкость, богатство и смелое варьирование строфического построения стихов, умело и с тонким чувством меры применяемая зукопись – всё это сочетается в стихах Твардовского экономно и гармонично, делая его поэзию одним из самых выдающихся явлении советской литературы.

Твардовский обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии. Журнал “Новый мир”, в котором Александр Трифонович был главным редактором (1950-1954 и 1958-1970), стал символом “шестидесятничества”, духовным оазисом тех лет. Поэт награждён 3 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями; неоднократно становился лауреатом Государственной премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).

5. В далёком прошлом остались суровые годы Великой Отечественной войны, полные горя и страдании миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?” Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

6. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

7. Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского, прошедшего Финскую и Великую Отечественную войны. Уже в записях “С Карельского перешейка” обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной.

8. Сжималось сердце при виде своих убитых. Причём особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают.

9. Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

10. Так писал Твардовский в стихотворении “Две строчки” в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского. Сам автор впоследствии определил владевшее им во время войны и после неё мысли и чувства как “навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе”.

IV. Прослушивание песни “Он не вернулся из боя” в исполнении Владимира Высоцкого.

^ 3. Переход к анализу поэмы «Василий Теркин» .

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. Представьте, что на урок вы перенеслись в то время. О чем бы вы стали писать? О войне. Как , что и для чего?

Обратимся к учебнику. Глава «От автора» Без чего нельзя прожить на войне? (Проблемно-поисковый метод, метод выборки). Учащиеся ищут ответы в тексте, затем эти ответы выводятся на слайде.

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать?

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин – лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин – один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Имя.

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без пищи

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество – Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым – героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя – распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? – в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) . Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Итог главы – авторская характеристика Теркина. Как от частного лица автор переходит к обобщенному образу? Найдите подтверждения в тексте.

Задачи, стоящие перед автором. Верно воплотить замысел. На кого рассчитана книга? Каким должен быть язык? ( «Вот стихи…»).

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

^ Итог урока.

Вернемся к эпиграфу. Мы доказали или опровергли его мнение? Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? Нужно читать дальше.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа». Отрывок выучить наизусть.

Возвращаемся в наше время

Используемая литература:

  1. . Егорова Н.В., Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 8 класс. – М.:ВАКО, 2007.

  2. Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М., 1998

  3. Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М., 1989.

  4. Турков А. М. Твардовский – М., 1970.

Презентация.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2013-2014 уч год
Хлопкова С. А.( без категории), инструктор по плаванию Искрастинская И. А. (первая квалификационная категория); учитель-логопед Хромова...

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconКонкурс «Подготовка к егэ» Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского...
Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconКонспект урока внеклассного чтения в 4 классе тема «Моя Родина Стекольный край»
Подготовила: Зобанова Лариса Викторовна, учитель начальных классов, 1 квалиф категория, стаж 23 года

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconТема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь»
Урок литературы, 11 класс Учитель Скосырева Л. В. Первая квалификационная категория

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconУрок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова...
Методы работы: наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций через “погружение” в текст

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение...
Учитель русского языка и литературы моу гимназии №2 Климанова Елена Алексеевна. Урок проведён 21. 12 2009

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория icon2. Конспект урока стр. 4 6
Автор учитель русского языка и литературы II категории моу «Новошимкусская сош яльчикского района Чувашской Республики»

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconПояснительная записка Программа курса «Экология нашего города»
Автор: Молостова Лилия Федоровна, учитель географии, высшая квалификационная категория

Конспект урока литературы в 8 классе. Учитель: Грибкова Валентина Михайловна 1 квалификационная категория iconРазработка урока по литературе в 9 классе
Александрова Н. Е., учитель русского языка и литературы моу сош №19 гор. Твери

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов