Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе




Скачать 281.74 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса литература в 7 классе
страница1/5
Дата публикации23.03.2016
Размер281.74 Kb.
ТипРабочая программа
edushk.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»


Принято на заседании педагогического совета

Протокол №____от
«_____»__________2014 г.

«Согласовано»

Руководитель ШМО

МКОУ «Первомайская СОШ»
______________Пантелеева Л.М.

«____»_________________2014г.

«Утверждено»

Директор МКОУ

«Первомайская СОШ»
__________________Шаповалова Н. Б
Приказ №__от «___»__________2014г.


^ Рабочая программа

учебного курса литература в 7 классе
Украинская Зоя Александровна

Учитель русского языка и литературы ВКК

2014-2015 учебный год.

^ Пояснительная записка.
Модифицированная рабочая программа учебного курса по предмету литература в 7 классе составлена на основе следующих документов:

- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ;

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) ,

- Примерная программа среднего полного общего образования по литературе (2004г);

- Программы по литературе для 5-11 класов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский,

В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2008. Рекомендовано)

- учебного плана МКОУ «Первомайская СОШ».
^ Количество часов

Всего 70 часов

В неделю – 2 ч

Из них 2ч – уроки контроля, 7ч – развития речи.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, к семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей области «Филология. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функцией слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в разных сферах, в том числе, эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература, формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • Овладение умениями


^ Содержание программы.
Введение.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы.
^ Устное народное творчество

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора.

Былины. Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. ПРОславление мирного труда героя-труженика. Сказка и былина. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Киевский цикл былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение родине и народу. Новгородский цикл былин. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Русские пословицы и поговорки. Поговорки народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.
^ Древнерусская литература

Поучение ка жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть временных лет» (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности. Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
^ Русская литература XVII века

М. В Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление).

Г. Р. Державин. Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и творчества.
^ Русская литература XIX века

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений). Автор и рассказчик. Гуманизм Пушкина. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы. «Борис Годунов» (отрывок).

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Своеобразие лермонтовского пейзажа. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. Нравственный поединок героев поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Слово о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Принцип контраста в изображении героев, роль художественной детали. Соотнесенность картин природы с судьбой героев. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести.

И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Русский язык», «Два богача». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины». Историческая основа произведения. Самоотверженность, сила, верность долгу. Развитие понятий о поэме. Образ Родины. «Вчерашний день часу в шестом…». «Размышления у парадного подъезда». Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе.

А. К. Толстой. Слово о писателе. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Князь серебряный» Образ эпохи Ивана Грозного. Трагедия героя, сохранившего честь и верность.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки обществ. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство». История создания. Автобиографичность произведения. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Герой-повествователь (развитие понятия)

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве, живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе. Ситуация непонимания на основе сюжета в рассказе «Злоумышленник». Авторская позиция в рассказе. Смех и слезы в «маленьких рассказах» А. П. Чехова.
^ Русская литература XX века.

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Тема, идея, композиция произведения. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании. «Лапти». Философские размышления писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика.

Стихи русских поэтов XIX о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром…». И. А. Бунин «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского миросозерцания.

Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

М. Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев. Анализ эпизода. «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). Романтический характер легенды. Подвиг во имя людей. Поэтичность языка. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения.

А. П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человеку. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. Труд как основа нравственности. Своеобразие языка Платонова.

Б. Л. Пастернак. «Никого не будет в доме…», «Июль»

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике. «Снега потемнеют синие..», «Июль – макушка лета..», «На дне моей жизни…». Пейзажная лирика. Развитие понятия о лирическом герое.

Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии. Интервью как жанр публицистики.

Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Любовь автора ко всему живому. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Е. И. Носов. Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. «Живое пламя». Мотив памяти в рассказе «Живое пламя». Взаимосвязь человека и природы.

Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Д. С. Лихачев. Слово об ученом, публицисте. «Земля родная» - духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

М. М. Зощенко. Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький)

«Тихая моя родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. В. Я. Брюсов «Первый снег». Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С. А. Есенин «Топи да болота…». Н. А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина». Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Песни на стихи русских поэтов XX века. И. А. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге». А. Н. Вертинский «Доченьки».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Модифицированная программа учебного курса по литературе в 9 классе создана на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа учебного курса ...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Детловская средняя общеобразовательная школа №12

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа учебного курса культура общения в 9 классе
Модифицированная рабочая программа по курсу культура общения в 9 классе составлена на основе следующих документов: Регионального...

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» в 10 классе составлена на основе базового курса и опирается на...

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа по литературе для 9 а класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 9 а классе составлена с учетом

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа по литературе для 8 в класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 8 в классе составлена с учетом

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа по литературе для 8 а класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 8 а классе составлена с учетом

Рабочая программа учебного курса литература в 7 классе iconРабочая программа по родному языку и литературе для 9 а класса на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык и литература» в 9 а классе составлена с учетом

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница