Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века»




Скачать 100.33 Kb.
НазваниеРабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века»
Дата публикации30.03.2016
Размер100.33 Kb.
ТипРабочая программа
edushk.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО
Л.Н. Морозова
Протокол № ___ от

«____»________2014 г


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

МОУ «Дмитриевская СОШ»
_______Е.В. Кисленко
«____»____________2014 г.


Рассмотрено
на заседании

педагогического совета.

Протокол № ___ от

«__» ___________ 2014 г

«Утверждено»

Директор

МОУ «Дмитриевская СОШ»

__________А.И. Бабынин
Приказ № ___ от

«___»__________2014 г.



^ Рабочая программа

среднего общего образования

по элективному курсу

«Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века»


2014 год
I. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы (Автор-составитель Н. В. Васильченко. Волгоград, «Учитель», 2009 г) и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)

Цель курса - познакомить учеников с особенностями литературы как поэтической памяти народа, раскрыть диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, расширить кругозор обучающихся, повысить интерес к гуманитарному образованию.

Цель определяет характер конкретных задач:

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • обучение навыкам сравнительного и сопоставительного анализа литературного произведения;

  • развитие исследовательских навыков обучающихся в работе с художественным текстом.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методические рекомендации к элективному курсу. Резервные часы, предлагаемые автором, использованы для проведения творческих работ и тестирования. Другие изменения в рабочую программу не внесены.

Всего на изучение элективного курса в 11 классе отводится 34 часа из расчёта 1 часа в неделю. Реализация программы потребует использования активных форм деятельности обучающихся, направленных на практическую работу с текстом, а также лекций, семинаров, творческих практикумов, конференций. Преобладающими формами текущего контроля являются тесты и творческие работы.
^ II. Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:

-литературные направления конца 19 начала 20 века и особенности литературного процесса

- ярких представителей серебряного века и отчетливо представлять себе их роль в развитии мировой литературы;

- содержание изученных произведений,
^ Обучающиеся должны уметь:

--интерпретировать самостоятельно прочитанные произведения;

-анализировать и сопоставлять тексты различных жанров;

-готовить материалы к семинарам и конференциям
^ III. Учебно-тематическое планирование

1

Введение

Проблема культурной памяти у поэтов начала XIX века

2

2

Духовная связь поколений

Поэты начала двадцатого столетия о Пушкине

2

3

Лермонтов в восприятии поэтов Серебряного века

2

4

Творчество писателей XIX столетия в восприятии читателей Серебряного века

Литературное наследство: о влиянии И. Тургенева, Ф. Достоевского, С. Аксакова, А. Фета на творчество Константина Бальмонта

2

5

Особое отношение поэтов Серебряного века к творчеству А. С. Пушкина. (А. Ахматова и М. Цветаева о Пушкине.)

2

6

Поэты Серебряного века - почитатели таланта М. Лермонтова

2

7

Проверочный тест

1

8

Взаимодействие традиций и новаторства в поэзии Серебряного века

Традиция романтизма в лирике начала XX столетия. Фет и русский символизм

2

9

Поэты--модернисты - преемники Пушкина в процессе преобразования сонета

2

10

«Петербургский миф» - традиция художественного осмысления Петербурга

2

11

Традиция и новаторство в изображении Царского Села поэтами 18-19 веков

2

12

Иррациональная любовь к Отчизне у А. Блока и М. Лермонтова

2

13

Художественное своеобразие в изображении русской деревни в лирике Н. Некрасова и А. Ахматовой

2

14

Традиция лермонтовского романтизма в разработке образа Демона

2

15

Наследие чеховских традиций в становлении Блока-реалиста

2

16

Философская лирика Тютчева и Мандельштама. Развитие мотива «невыразимости» в произведениях писателей разных эпох

2

17

Творческая работа

1

18

Читательская конференция «Традиции русской литературы в поэзии Серебряного века. Связь времён -закон»

2

19

Итоговое тестирование

1

^ IV.Содержание программы

Введение (Приложение 1)

Взаимовлияние произведений художественной литературы. Проблема традиций как идея культурного наследия у поэтов-модернистов.

Опорные понятия: модернизм, эпиграф, цитата, реминисценция, аллюзия, литературная стилизация.

^ Духовная связь поколений

Поэты начала двадцатого столетия о Пушкине

(Приложение 2)

Александр Александрович Блок. «Пушкинскому Дому» (1921). Верность идеалам Пушкина, гармонии, красоте. Связь времён.

Михаил Алексеевич Кузьмин. «Пушкин» (1921).

^ Образ поэта, близкий и понятный каждому читателю.

Владимир Владимирович Маяковский. «Юбилейное» (1924). Программное произведение, где Маяковский выдвигает задачу сегодняшнему дню, выказывает уважение к Пушкину.

Сергей Александрович Есенин. «Пушкину» (1924). ^ Пушкин для Есенина является идейным вдохновителем служения своему народу.

Марина Ивановна Цветаева. Цикл «Стихи к Пушкину» (1931). Молитвенное признание в любви, преклонение перед гением. Цветаева - достойная ученица Пушкина.

Лермонтов в восприятии поэтов Серебряного века

(Приложение 3)

Константин Дмитриевич Бальмонт. «К Лермонтову» (1899). Бальмонт разделяет с поэтом чувство одиночества.

Цикл «Лермонтов» (1917). Высокий романтизм Лермонтова близок и понятен К. Бальмонту.

^ Борис Леонидович Пастернак. «Сестра моя жизнь» (1922).

«Памяти Демона». Герой одноимённой поэмы Лермонтова близок Пастернаку.

«Про эти стихи». Приметы бытовой лексики и языковые средства, которыми закрепляются выходы за пределы быта

Опорные понятия: катрен, терцет, «сонетный замок», сравнение, антитеза, «хвостатый», «безголовый» сонет; гекзаметр, «шекспировский сонет».

Традиция художественного осмысления Петербурга поэтами Серебряного века

(Приложение 7)

А. Пушкин. «Медный всадник» (1833,). Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны.

Тема города и городской цивилизации в изображении поэтов Серебряного века.

^ И. Анненский. «Петербург». Тема исторической вины русской монархии и исторической обречённости российской государственности.

О. Мандельштам. «Петербургские строфы» (1913). Тема -«петербургский миф» (Традиция художественного осмысления города Пушкиным). Тема малой родины и величия государства.

Восприятие и изображение Царского Села в русской поэзии 19-20 веков

(Приложение 8)

Исторический и литературный образ Царского Села.

М. В. Ломоносов. «Ода, в которой благодарение от сочинителя приносится за милость, оказанную в Царском Селе, 1750 года». ^ Тема божественной красоты Царского Села.

Г. Р. Державин. «Прогулка в Царском Селе 1791», «Развалины» (1797). Уподобление Царского Села памятнику истории.

А. С. Пушкин. «Воспоминание в Царском Селе» (1829), «19 октября» (1825), «Царское Село» (1823).

^ А. А. Ахматова. «Царскосельская статуя» (1916). Царское село - отечество для русской литературы, сокровищница искусств, источник вдохновения.

В. А. Жуковский. «Царскосельский лебедь» (1815).

Ф. И. Тютчев. «Осенней позднею порою» (1858).

А. А. Ахматова. «Первое возвращение» (1910). ^ Мотивы увядания, одиночества, смерти и забвения - новое в изображении Царского Села.

А. А. Ахматова. «В Царском Селе» (1911).

О. Э. Мандельштам. «Царское Село» (1912). Царское село как город Пушкина.

Лермонтовские традиции изображения образа родины в поэзии Серебряного века

(Приложение 9)

М. Ю. Лермонтов. «Родина» (1841).

А. А. Блок. «Осенняя воля» (1905). Иррациональная любовь к отчизне, как и у Лермонтова, но в то же время более интимная, более личная.

Художественное своеобразие в изображении русской деревни в лирике Н. А. Некрасова и А. А. Ахматовой

(Приложение 10)

Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса» (1854). А. А. Ахматова. «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (1913). Образ России, любовь к ней и тревога за неё.

Традиция лермонтовского романтизма в разработке образа Демона

(Приложение 11)

М. Ю. Лермонтов. «Демон» (1829 - 1839). А. А. Блок. «Демон» (1910), «Демон» (1916). Герой, утративший душу. Величие и трагизм образа Демона.

Наследие чеховских традиций в становлении Блока-реалиста

(Приложение 12)

А. П. Чехов. «Вишнёвый сад» (1903).

А. А. Блок. «Соловьиный сад» (1915). Образ прошлого, настоящего и будущего. Проблема счастья и поиск выхода из нравственного тупика.

Философская лирика Ф. Тютчева и О. Мандельштама

(Приложение 13)

Ф. И. Тютчев. «Selenium» (1830). Излюбленная романтиками тема несоответствия внутреннего мира человека возможности его полного раскрытия в земном материальном мире.

^ О. Э. Мандельштам. «Selenium» (1910). Иная мотивировка «невыразимости», чем у Тютчева: не только тишина («немота»), но и музыка - первозданная стихия, предшествующая слову.

Читательская конференция «Поэты Серебряного века -продолжатели традиций русской литературы. Связь времён -закон».

^ V. Формы и средства контроля


Виды контроля

В год

1 полугодие

2 полугодие

Тестирование

2

Урок 13

Урок 34

^ Творческие работы

1




Урок 31

VI Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Методическое пособие. Элективный курс «Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века». Автор-составитель Н.В.Васильченко. Волгоград, «Учитель», 2009 г.

2. Чалмаев В. А., Зинин С.А. Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2009.

3. Методические рекомендации для учителя под редакцией Г. С. Меркина. «Литература. 11 класс». – М. «Русское слово», 2009.

4. Журнал «Литература в школе»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconПрименение ит в исследовании солярной и лунарной символики в поэзии...
Применение ит в исследовании солярной и лунарной символики в поэзии Серебряного века

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconРассказ «Господин из Сан-Франциско»
Серебряный век русской поэзии. Литературные направления поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм)

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconРазработка урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век»
Тема урока: «Серебряный век» русской поэзии. Поэтические направления «серебряного века»

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconРабочая программа по элективному курсу «Основы избирательного права»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 Волоконовского района...

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconРабочая программа по элективному курсу «Право» 10 класс
«Право» по базисному учебному плану на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconВопросы по курсу «История русской литературы 19 века (2 половина)...
Своеобразие русской литературы 2 половины 19 века (основные этапы развития реализма, эстетика и критика, философия идеи)

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconРабочая программа по элективному курсу «Пенсионный всеобуч» на уровень...
Программы элективного курса по изучению положений и норм пенсионного законодательства РФ «Пенсионный всеобуч» Пересыпкиной А. В.,...

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconРабочая программа по элективному курсу «Технология заготовки овощей» для учащихся
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение 5-7 классы» рекомендованной Департаментом...

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconСеребряный век” русской поэзии
Поэзию “серебряного века” невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило...

Рабочая программа среднего общего образования по элективному курсу «Р азвитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века» iconРабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и...
Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов