Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность»




Скачать 139.7 Kb.
НазваниеИсследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность»
Дата публикации06.04.2016
Размер139.7 Kb.
ТипИсследование
edushk.ru > Литература > Исследование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в

рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Образ России: национальное самосознание и современность», проект № 07-03-02035 а
Лысенко А.А.

Современная Россия: взгляд из Германии
Исторические и духовные пути двух стран – России и Германии – издавна пересекались. Точнее, не просто пересекались - Россия и Германия постоянно вступали в диалог друг с другом.

Русско-немецкие культурные связи обусловлены этнически, исторически, геополитически.

Хотя немцы населяли Россию ещё с допетровских времен, наиболее активное сближение России и Германии началось в эпоху Петра Великого. Стремление Петра I изменить уклад страны нашло отклик в Германии. Обнародовав в странах Западной Европы манифест, приглашавший иностранцев в Россию, Петр добился того, что в нашу страну потянулись высококвалифицированные ученые, врачи, инженеры, педагоги. Что же влекло их в далекую Россию? Дело в том, что Германия в то время не была централизованным государством, она состояла более чем из трехсот независимых региональных сообществ, отличающихся друг от друга политико-социальным устройством и уровнем культурного развития. Причем эти государства постоянно враждовали между собой, заставляя немцев воевать против таких же немцев. При таких условиях немецкие специалисты, получившие прекрасную подготовку в университетах, не имели возможности реализоваться в полной мере на родине. Россия же представлялась им страной неограниченных возможностей.

Итак, Петр I, прорубив «окно в Европу», положил начало активному взаимодействию России и Германии. Однако изначально отношения между двумя странами были асимметричными – немецкое влияние на Россию было гораздо значительнее, чем влияние России на Германию. Это было обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что сам род Романовых был сильно онемечен, ведь почти все русские императоры, начиная с Петра I, женились на немках. Кроме того, немцев в Россию приезжало гораздо больше, чем русских в Германию. Если в Германию отправлялись на короткое время с целью обучения солдаты, студенты и купцы, то в Россию прибывали ученые, архитекторы, врачи, педагоги и очень часто они оставались навсегда. Во времена Екатерины II немцам была выделена большая территория для поселения, а после 1917 года в составе РСФСР была создана немецкая автономная республика – АССР немцев Поволжья.

Неудивительно, что немецкая культура оказала существенное влияние на Россию. Взаимодействие России и Германии происходило на всех уровнях: социокультурном, экономическом, политическом, образовательном, и, конечно, философском. Философские искания русских мыслителей были бы невозможны без осмысления немецкой классической философии. Поиск собственного пути русской философии находится в непосредственной близости с изучением западной философии и – зачастую – противопоставляется ей. Но даже философы-славянофилы, настаивавшие на концепции национально-самобытного пути России во всемирной истории, признавали заслуги Запада: «Германия есть страна, в которой развилась внутренняя, бесконечная сторона духа; из чистых рук ее принимаем мы это общее, которого хранителем была всегда она»1.

Интересно отметить, что постепенно стало преобладать обратное влияние культуры русской и советской на немецкую культуру. Интерес к России особенно активно формировался в годы Веймарской республики. Именно тогда центром внимания становится русская культура – литература, музыка, живопись. В начале 20-х годов русские переселенцы живут и активно печатаются в Берлине. Кстати, именно в Берлине и по сей день Россия – предмет наиболее пристального внимания.

Конечно, история взаимоотношений России и Германии порой принимала трагический оборот. Первая, а затем и Вторая мировая война превратили наши страны в непримиримых противников. Но тем более в это время кризисов и конфликтов возросла потребность в диалоге разных культур. Россия и Германия в начале 21 века, вступая в эпоху глобализации, должны обратиться к непростому совместному прошлому, осмыслить уроки истории, высказать друг другу накопившиеся обиды и перейти на новую ступень диалога.

Сложно найти в мировой истории пример столь же неоднозначных и противоречивых взаимоотношений между двумя народами, как отношения между русскими и немцами. Отношение к России и к русским никогда не было в Германии стабильным. Во время войны русские рассматривались как представители более низкой расы, они подлежали истреблению. Гитлер вел две войны, различные по целям и методам. Если война на Западном направлении велась за доминирование Германии в Европе, то на территории СССР война шла на уничтожение населения (Vernichtigungskrieg). После окончания Второй мировой войны русские оказались в ряду победителей, но отношение к ним не было однозначным. Образ русских разделился вместе с разделом послевоенной Германии. Поэтому, прежде чем говорить об образе России в современной Германии, мы должны сказать несколько слов о том, как видят сегодняшние немцы свою страну.

Германия издавна развивалась как региональное сообщество, экономическая и политическая раздробленность мешали выработке национального самосознания у народа. До 1887 немцы жили в разных государствах, объединенных общей культурой, единым языком. После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на 4 оккупационные зоны – советскую, американскую, английскую и французскую. Неудивительно, что вопрос о политическом единстве страны никогда не представлялся немцам особенно важным. И все же именно в Германии возникла страшная в своей абсурдности идея превосходства немецкой, арийской нации. Великая немецкая философия, литература, музыка невольно дали толчок к тому, что, по признанию самих немцев, возникло самоощущение собственного сверхдостоинства. Умело распаляемая властями, эта искра разгорелась в пламя нацизма.

На сегодняшний день общественное мнение по этому вопросу в Германии таково, что понятие нации утратило свое прежнее значение.

С одной стороны, немцы до сих пор испытывают чувство стыда за ужасы второй мировой войны. Немцы не скрывают того, что нигде понятие нации не было так дискредитировано, как в Германии. Поэтому для них не характерны патриотические чувства. Немцы больше не гордятся своей национальной принадлежностью – не видят к тому оснований: «Очень немногие в Германии считают, что они не несут ответственности за развязывание войны, а чувство позора испытывает большинство. И это большинство предпочло бы отказаться от немецкой идентичности.<…>Чувство позора, доставшееся от прошлого, объясняет, почему значительная часть немцев не любит немецкую культуру, немецкий язык и самих себя»2.

С другой стороны, чувство принадлежности к международному сообществу выдвигает на первый план возможность самоидентификации как европейцев, а не как немцев. Понятия «нация», «народ» рассматриваются как устаревшие, они утратили свое значение в контексте европейской интеграции. Особенно ясно это становится при взгляде на немецкие университеты. С каждым годом увеличивается количество иностранных учащихся, причем россияне составляют 12,5% всех иностранных студентов в Германии (больше – только из Китая, Болгарии и Польши). Студенческая братия живет своей особой жизнью, где неписаный кодекс чести запрещает любую дискриминацию по национальному признаку. Немецкие университеты интернациональны, ведь вступление Германии в Болонский процесс означает согласие с его положениями. Одно из положений гласит о развитии мобильности будущих специалистов. Это значит, что каждый студент должен провести хотя бы один семестр в иностранном вузе. Неудивительно, что немецкие студенты так терпимы к иностранцам – ведь каждый из нас где-нибудь иностранец. Безусловно, интернационализация высшего образования имеет и негативные последствия. Она снижает качество обучения. Многие иностранцы, приезжая учиться в Германию по обмену, плохо владеют немецким языком. Если они образуют большинство, то преподаватели сталкиваются с проблемой невозможности проведения семинаров, дискуссий. Преподаватели вынуждены приспосабливаться, упрощать материал, задания, что тормозит работу немецкоговорящих студентов.

И все же однозначного отношения к своей национальной принадлежности у немцев нет. Опрос немецкой молодежи от 14 до 29 лет, проведенный журналом «Spiegel» в 1994 году, дал интересные результаты. На вопрос о том, превосходят ли немцы другие народы, 45% опрошенных ответили: «да, некоторые», а 2% заявили: «да, все». Далее эти 45% спросили, какие же народы превосходят немцы. Статистика такова: поляков – 87%, турков – 74%, русских – 63%, французов – 20%, американцев – 11%3.

Большое значение для формирования немецкого самосознания и отношения к России имеет проблема вины. В Германии существует целый блок литературы, посвященной этой проблеме (Schuldproblem), спор историков (Historikerstreit) о том, как стоит немцам относиться к роли своей страны во Второй мировой войне, продолжается и по сей день. Эта дискуссия никогда не может быть закончена. Но немцы уже устали от напоминаний о том, что сделали их предшественники. Германия – страна небывалой саморефлексии по поводу своей вины. Практически в каждом городе есть музей, посвященный ужасам войны, Дом немецкой истории в Бонне и музей Карлсхорст в Берлине потрясают ужасающей правдивостью. Но все же эти напоминания относятся по большей части к истреблению евреев, Вторая мировая война в ее российском аспекте не является центральным пунктом осмысления. Нацизм ассоциируется с геноцидом евреев, а не с преступлениями против других народов. На сегодняшний день немцы склоняются к тому, что центральной является не проблема вины, а проблема ответственности за содеянное. Ведь проблема вины – это, прежде всего, проблема долга, обращенного в прошлое, а проблема ответственности обращена в будущее.

Не стоит забывать о том, что до воссоединения ФРГ и ГДР в 1990 году Германия знала две разные истории. На Западе и Востоке Германии существовали разные концепции войны, в этих концепциях по-разному оценивалась не только роль СССР, но и сам исход войны. Политика холодной войны диктовала свои условия: в ФРГ преуменьшалась роль Советского Союза в победе над фашизмом и преувеличивалась роль Запада. Если в ГДР результат войны расценивался как освобождение, то на территории бывшей ФРГ многие до сих пор говорят о поражении. Более того, в Западной Германии и по сей день можно встретить такую точку зрения, что Гитлер для Германии, для немецкого народа сделал много хорошего.

В 1990 году ГДР и ФРГ воссоединились. Весь мир насторожился, ведь в центре Европы вновь возрождалось могучее государство, печально известное своей воинственностью. К счастью, объединенная Германия не является источником повышенной опасности националистического толка. Уроки истории не проходят даром. Но у Германии появилась новая проблема: «немцы – немцы». Падение Берлинской стены не разрушило «стену в головах».

Жители Восточной и Западной Германии были рады воссоединению – они устали от противостояния. Но никто не знал заранее, сколько будет стоить восстановление экономики бывшей ГДР до уровня Западной Германии. После окончания войны этот разрыв был еще больше, но тогда немцы испытывали чувство взаимной ответственности после проигранной войны и готовы были прийти на помощь друг другу. После 1990 года мобилизация национального чувства в хорошем смысле слова оказалась невозможной. Взаимная радость сменилась настороженностью и недоверием. За то время, пока ФРГ и ГДР существовали обособленно друг от друга, они успели стать очень разными. Западная Германия пошла по пути американизации, Восточная Германия осталась более «немецкой», традиционной. Эти различия проявляются в жизненном укладе, во внутрисемейных отношениях, в вопросе ценностей. Исследователи современного состояния Германии говорят о моральном падении, связанном с воссоединением страны. Налицо падение ценностей – старые ценности упраздняются, а новые не создаются. В системе отношений доминирует эгоизм, понижается значение религии, упрощается язык. По выражению Эдварда Лутвака, Европа вступила в «постгероическую» эпоху. Очень правильно охарактеризовал состояние современной Европы Роберт Купер, Генеральный директор по внешним и военно-политическим вопросам в Совете Министров Евросоюза в Брюсселе: «С западной точки зрения, войны ХХ столетия велись в защиту индивидуализма: сначала против фашизма – тирании нации, затем против коммунизма – тирании государства. Пока индивидуализм сражается за свободу против коммунизма или фашизма, он полон героизма. Но, как только борьба завершена, как еще может он выразить себя, как не в самом индивидуалистическом из всех видов деятельности – в потреблении? А потребительство – единственная из религий, во имя которой не имеет смысла умирать. Советский Союз экспортировал автоматы Калашникова, Америка экспортировала кока-колу. Победа осталась за кока-колой»4.

В современной объединенной Германии нет однозначного отношения к России и к русским. Во время существования ГДР и ФРГ жители Восточной Германии вынуждены были учить в школах русский язык, получали профессиональное образование в СССР. С одной стороны, это привело к установлению профессиональных и личных связей между русскими и немцами, с другой – заговорили о «советской оккупации», используя этот термин для обозначения всего периода существования ГДР. И по сей день антироссийское общественное мнение в Германии основывается на той роли, которую играл СССР в ГДР. Если восточные немцы были близко знакомы с русскими, то западные немцы о них почти ничего не знали. Непосредственное знакомство с русскими началось только в 1990 году, зато теперь в западных районах Германии интерес к России выше, чем в восточных. Русский язык изучается на добровольной основе, в университетах приобретают популярность курсы по изучению культуры, экономики, политики России.

Немцы внимательно следят за состоянием дел в России, их отношение к нашей стране зависит от того, что в ней происходит. Симпатии Германии к России открыто проявились во времена перестройки. Это выражалось в повышенном внимании прессы, в массовом интересе к России. У Запада были завышенные ожидания по отношению к нашей стране: немцы предполагали, что реформы за 5 лет превратят Россию в европейскую страну. Этого не произошло. Наоборот, стали очевидны негативные последствия реформ, что повлияло на образ России в целом и привело к охлаждению в отношении к нашей стране. В прессе стали активно насаждаться знакомые всем немцам предрассудки: Россия – это страна мафии, коррупции, насилия, проституции и наркотиков. По признанию немцев, средства массовой информации создают пристрастную картину. К счастью, в прессе можно найти не только воспроизведение устаревших стереотипов, но и актуальную информацию о России. И все же во время критических ситуаций баланс изменяется в пользу стереотипов.

Часть стереотипов в отношении России сформировалась еще в 19 веке. Что касается индивидуального характера, то русским приписывают дикий характер как оборотную сторону широкой натуры, детскость, неумение контролировать свое поведение, повышенную эмоциональность и неумение работать. Немцы признают, что стереотипы распространяются с Запада на Восток: немцы для французов интересны и страшны одновременно. Сходное восприятие у немцев по отношению к русским. Что касается общества, то здесь получил распространение стереотип империализма как неотъемлемой черты русского государства. У русских сформировалась привычка к деспотизму власти, потребность в сильной руке – эту установку использовали нацисты в качестве программы своей политики.

Критика России популярна в Германии, об этом хорошо сказал доктор Х. Харбах в своем интервью А.Г. Здравомыслову: «Россия! Ее сейчас легко критиковать, а когда вы выступаете с критикой чего-нибудь, то вы выглядите более интеллигентным!»5. Обобщенный образ России таков, что «это катастрофа в политике и экономике. Но русские сами по себе люди неплохие и творческие»6. Немцы четко разделяют Россию и русских.

У немцев существует представление, будто их менталитет гораздо ближе к русскому, чем к английскому или французскому. В подтверждение этого можно сказать, что русские студенты без проблем интегрируются в немецкую культуру, легко осваивают язык и литературу. Сходное отношение к жизненным ценностям устраняет препятствия к заключению межнациональных браков. Немецкие мужчины охотно встречаются с русскими женщинами, их привлекают открытость, эмоциональность, ориентация на семейные ценности.

В последнее время в отношении к России доминирует безразличие. Это – положительный признак нормализации. Если раньше СССР, а потом и Россия возбуждали сильные эмоции – страх, ненависть или любовь, то теперь нет такой эмоциональной вовлеченности. Россия стала одной из стран наравне с Италией или Чехией. Интерес к России не иссяк, он стал более осмысленным, более индивидуальным, более специальным.

Наибольший интерес Россия возбуждает у кардинально различных групп общества – у студенческой молодежи и у бывших солдат фашистской армии. Союз бывших военнопленных в Германии поддерживает теплые отношения с Союзом ветеранов в России. Несмотря на все ужасы войны, у бывших немецких солдат и военнопленных Россия ассоциируется с молодостью и идеализируется, многие из них с благодарность вспоминают русских. В любом случае, непосредственное знакомство с нашей страной оказалось для них важнейшим событием, безразличие по отношению к России для них немыслимо. Что касается молодых людей, то здесь интерес совсем другого рода. Европа для них открыта и слишком понятна. Россия же привлекает своей экзотичностью. Россияне выглядят, одеваются и живут как европейцы, но есть в них что-то, что с трудом поддается определению, то, что волнует и влечет – та самая загадочная русская душа, о которой столько сказано и которую так хочется понять. Часть студентов хотела бы учиться в России, но на сегодняшний день ситуация такова, что из 62000 немцев, отправляющихся на обучение за рубеж, только 1000 едет в Россию. К сожалению, большинство российских вузов пока еще не способно обеспечить достойные условия для обучения и проживания иностранных студентов.

Индивидуализм царит в Европе. Неважно, откуда ты приехал, важно, каков ты. В молодежных кругах не ставят штампы в зависимости от национальной или территориальной принадлежности. Здесь не обобщают. Новому поколению не нужны германо-российские отношения, ему нужны отношения между немцами и русскими.

Вопрос о том, является ли Россия частью Европы, в отношении культуры не ставится. Но с точки зрения политики и экономики Россия достаточно далека от Европы. Хотя Германия и является основным европейским партнером России, но в ведении переговоров преобладает осторожность. Социологические опросы показали, что русские доверяют немцам гораздо больше, чем немцы русским. Немцы видят, что потенциал нашей страны огромен и не могут понять, почему он не реализуется. Что касается русских, то проведенный в 2007 году опрос населения показал, что 74% наших соотечественников выступают за евразийский, собственный путь развития России, 10% опрошенных предпочитают западный, а 7% - восточный путь развития. Россия находится на грани Европы и Азии не только в географическом, но и в историческом, политическом, ментальном смысле.

Самым важным остается то, что взаимная заинтересованность России и Германии друг в друге не иссякает. Значительная часть сегодняшней немецкой интеллигенции сформировалась под влиянием американского стиля мышления с его прагматизмом, русская философия многим практически неизвестна. Но немцы признают, что умения видеть и анализировать проблемы порой недостаточно, их привлекает интегральное мышление, характерное для русской традиции. Следовательно, концентрация внимания на культурном обмене между нашими странами может компенсировать замедленное развитие экономических отношений.

На формирование образа России в Германии большое влияние оказывают русские иммигранты. В Германии живут 3 млн. так называемых «русских немцев» (Russlanddeutsche), переехавших из стран бывшего Советского Союза начиная с 1990 года. Первых переселенцев встречали с радостью – на историческую Родину возвращались потомки немцев, уехавших в Россию во времена Екатерины II. Но очень скоро немцы столкнулись с серьезной проблемой – «русские немцы», несмотря на немецкое гражданство в паспорте, остаются русскими. Реальной интеграции в немецкое общество не происходит. Эти люди гордятся тем, что они родились в СССР и считают себя носителями великой русской культуры, от которой они не в силах отказаться. В их речи мешаются русские и немецкие слова, но их круг общения ограничивается такими же как они. Дух европейского индивидуализма над ними не властен – даже в больших городах они живут как будто бы общиной: создают для своих детей русско-немецкие детские сады и школы, открывают русские магазины, рестораны и клубы, дружат и образуют семьи только со «своими». Они говорят о том, что немцы плохо относятся к иностранцам вообще и к русским в частности. Если русские работают наравне с немцами, их упрекают в том, что они соглашаются делать ту же работу за меньшие деньги, тем самым составляя конкуренцию более амбициозным немцам. Если же иммигранты живут на социальное пособие, им припоминают исконно русское (с точки зрения немцев) нежелание работать. «Русские немцы» пока еще остаются народом без своего отечества, и это – тема отдельного разговора.

О загадочной близости русских и немцев сказано немало. Удивительное глубинное родство между нашими народами порождало множество толкований. Эти теории сводятся к тому, что русские и немцы относятся к метафизическим народам. Их объединяет признание объективности духовного начала, его существенности для мира, а также неукротимое стремление к поиску истины. Сходная история сближает Германию с Россией больше, чем с другими европейскими странами. Не случайно именно в наших странах возникли страшные тоталитарные системы. Несмотря на все повороты истории, интерес России и Германии друг к другу не ослабевает, и это – лучшая предпосылка и самое необходимое условие для построения единого европейского пространства.



1 Аксаков К.С. О некоторых современных собственно литературных вопросах //Вопросы философии. – М., 1990. №2. С.172; текст подготовил В.А. Кошелев.

2 Здравомыслов А.Г. Немцы о русских на пороге нового тысячелетия. – М.,2003. С. 252.

3 Wann moechten Sie sterben. Spiegel.1994.№38.

4 Купер Р. Россия, Запад и глобальная цивилизация//Россия и Запад в новом тысячелетии. Между глобализацией и внутренней политикой/ Ред.-сост.: С.Медведев, А. Коновалов, С. Ознобищев; Европейский центр исследований по вопросам безопасности имени Джорджа К. Маршалла – Б.м., 2003. – С.27.

5 Здравомыслов А.Г. Немцы о русских на пороге нового тысячелетия. – М.,2003. С.140.

6 Здравомыслов А.Г. Немцы о русских на пороге нового тысячелетия. – М.,2003. С.141.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» iconИсследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского...
Ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность», проект №07-03-02035 а

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» iconОсобенности различных видов проектов и формы заявок Научно-исследовательские проекты – «а»
Срок выполнения научно-исследовательского проекта может составлять 1, 2 или 3 года. Руководитель самостоятельно определяет срок выполнения...

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» iconЕдиная концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка
Работа поддержана грантом ргнф (№02-06-00011) и Советом по грантам Президента РФ ведущим научным школам (№нш-1989. 2003. 6)

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» iconИнститут экономики
Междисциплинарный проект «Разработка стратегии комплексного социально-экономического освоения малоизученных и слабо вовлеченных в...

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» iconПрограммы обучения бизнес навыкам При финансовой поддержке Агентства...
Это пособие является одним из результатов реализации Программы "Экономическое развитие женщин в Украине", внедряемой Winrock International...

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» icon-
Работа выполнена и издана при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин К. Макартуров (г. Чикаго, сша) в рамках конкурса индивидуальных...

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» iconРазвитие психотерапии как объект целостного понимания и системного исследования1
Излагаются и обобщаются некоторые результаты, полученные авторами статьи, в рамках намеченного исследовательского проекта

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» icon24 апреля
Чтения проводятся при финансовой поддержке Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» iconКнига издана при финансовой поддержке министерства иностранных дел...
...

Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф «Образ России: национальное самосознание и современность» iconВ. П. Макаренко Русская власть (теоретико-социологические проблемы)
Исследование осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 95-06-17929)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов