Разработка урока обж по теме: " Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания" для 11 класса




Скачать 456.24 Kb.
НазваниеРазработка урока обж по теме: " Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания" для 11 класса
страница1/4
Дата публикации20.05.2015
Размер456.24 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Медицина > Урок
  1   2   3   4




Разработка урока ОБЖ по теме:

" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания" для 11 класса


05.12.11.
Амиров Данил Касимович учитель ОБЖ. 
МБОУ СОШ с.Байгузино. 
 

Тема урока: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания».
I. Организационное начало и сообщение темы урока. 

Цели урока:

1) Ознакомить обучающихся правилами экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека; 
2) овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца; 
3) научить выходить и принимать решения из сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи. 

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер. 
Проверка домашнего задания: 
До начала основного урока учитель проводит контроль-тест по прошедшей теме.

^ Ход урока.
II. Основная часть урока 
– Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи связанные с остановкой сердца и дыхания на улице, на работе, с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время отведенное для сохранения жизни пострадавшего неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны изучить тему оказания первой помощи при остановке сердца и дыхания. 
- Итак, сегодняшняя тема урока: 
«Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания». 
Давайте запишем план урока: (слайд 3) 
1. Терминальные (конечные) состояния человека. 
2. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. 
3. Этапы реанимации. 
4. Закрепление пройденного материала. 
5. Домашнее задание. 
Как обычно, любой урок преследует определенную цель, которую обучающиеся совместно с преподавателем должны достичь. Сегодняшняя цель урока: (слайд 4) ознакомление обучающихся правилами экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека. По окончании изучения темы вы должны овладеть навыками приемов проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца. 
– Итак начинаем новую тему: 1. Терминальные (конечные )состояния человека (слайд 5) 
Что мы подразумеваем под этим словом. 
Терминальные состояния — это крайние состояния, переходные от жизни к смерти. Оживление возможно на всех стадиях умирания. 
Различают 4 вида терминальных состояний (этапов умирания): 
1) преагональное состояние (или преагония, шок 4-й степени); 
2) терминальная пауза; 
3) агония; 
4) клиническая смерть. 
Всем известно, что человек не может существовать без крови, тем более без ее нормальной циркуляции по нашему организму. Кровь приводится в движение сокращениями сердца и циркулирует по сосудам. Кровь снабжает ткани организма кислородом, питательными веществами, гормонами и доставляет продукты обмена веществ к органам их выделения. Обогащение крови кислородом происходит в легких, а насыщение питательными веществами — органах пищеварения. В печени и почках происходит нейтрализация и вывод продуктов метаболизма. Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных. Кровь может выполнять свои разнообразные функции только находясь в постоянном движении. 
Давайте, ребята, разберем симптомы каждого из 4 видов терминального состояния. 
Разберем симптомы приагонии: 
Двигательное возбуждение. Нарушения сознания — заторможенность, спутанность мышления; потеря сознания. Кожа бледная. Ногти синюшные; после прекращения нажатия на ноготь кровоток длительное время не восстанавливается. Пульс частый, слабый, едва определяется на сонных и бедренных артериях, затем замедленный. 
Дыхание вначале учащенное, в дальнейшем медленное, редкое, аритмичное, судорожное (важный признак). Температура тела резко снижена. 
Ребята, как вы думаете, почему кожа в данном случае начинает синеть? А потому, что она перестает обогащаться кислородом и начинается кислородное голодание организма.

Симптом терминальной паузы в следующем: 
Пауза длится от нескольких секунд до 3—4 мин. Дыхание отсутствует. Пульс резко замедлен; определяется только на сонных и бедренных артериях. Реакция зрачков на свет исчезает, ширина зрачков возрастает. После чего наступает следующая фаза терминального состояния – агония. 
Агония — это последняя короткая вспышка жизнедеятельности. 
Симптом агонии. Возможны кратковременное восстановление сознания и некоторое учащение пульса (на сонных и бедренных артериях). Тоны сердца глухие. Дыхание может быть двух видов: судорожное, значительной амплитуды, редкое — от 2 до 6 вдохов в минуту; слабое, редкое, поверхностное, малой амплитуды. Агония завершается последним вдохом и переходит в клиническую смерть. 
Клиническая смерть. Это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти. Она возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания. Характеризуется полным прекращением всех внешних проявлений жизни, однако даже в наиболее ранимых тканях (мозг) необратимые изменения к этому времени еще не наступили. 
Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5 мин. В течение этих 5 мин человека можно вернуть к жизни. 
Еще раз запомните, что весь комплекс экстренной реанимационной помощи должен быть оказан в течение 5 мин после начала состояния клинической смерти. Исключением служит утопление в холодной воде — полноценное оживление возможно в течение 20 мин, а при утоплении в ледяной воде — в течение 2 час. (слайд 6). 
Итак, разобравшись в ситуации, мы приступаем оказанию экстренной реанимационной помощи. 
Итак, второй вопрос плана: 
2. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. 
Во первых, в чем заключается смысл экстренной реанимации? 
Это оживление жизнеспособных умирающих людей при любых видах механических травм (ранений), утоплений, закупорке дыхательных путей инородными телами, при поражениях электрическим током и пр. 
Весь комплекс реанимационных мероприятий должен проводиться немедленно, сразу после тяжелой травмы и возникновения терминальных состояний — непосредственно на месте происшествия. 
Основная задача реанимации: восстановление функций мозга путем восстановления деятельности сердца и дыхания. 
Сколько времени можно человека реанимировать? 
При полном отсутствии пульса, реакции со стороны зрачков, дыхания (хотя бы одного или нескольких самостоятельных вдохов) — в течение не менее 30 мин, при условии правильного проведения полного комплекса реанимационных мероприятий допускается прекращение экстренной реанимационной помощи. Однако появление хотя бы единичного из указанных проявлений обязывает спасателей продолжать реанимацию с отсчетом следующего 30-минутного цикла. 
Прежде чем приступить к реанимации, (слайд 7) необходимо подготовить пострадавшего: освободите от одежды грудную клетку пострадавшего и определите анатомические ориентиры для реанимации. До рассмотрения анатомических ориентиров, ознакомимся, как правильно и быстро освободить грудную клетку от одежды. Рассмотрим по элементно: 
Майка или футболка. 
Любое нательное белье из тонкой ткани можно не снимать, но надо убедиться, что под ним нет крестика или кулона. 
Поясной ремень. 
Обязательно расстегнуть и расслабить, так как о край жесткого ремня может повредиться край печени. 
Рубашка или сорочка. 
Расстегнуть пуговицы на шее и груди, освободить грудную клетку. 
Джемпер или свитер. 
Приподнять и сдвинуть к шее. 
Галстук или шейный платок. 
Лучше снять. Если не удается развязать–ослабить узел или разрезать ткань возле узла. 
А теперь рассмотрим Анатомические ориентиры, необходимые для сердечно-легочной реанимации (слайд 8). 
(Учитель показывает указкой) Сонная артерия. Наличие или отсутствие пульса в нем говорит о наличии или отсутствии сердечных сокращений. Пульс необходимо проверять именно на сонной артерии. Сонная артерия находится вдоль всей Кивательной мышцы. (Учитель еще раз показывает указкой) (Грудино-ключично-сосцевидная мышца). Начинается возле мочки уха, заканчивается у ключицы. На всем ее протяжении можно определять пульс сонной артерии. 
(Учитель показывает указкой) Грудина (грудная кость). На нее мы надавливаем во время непрямого массажа сердца. Во время непрямого массажа сердца начинайте очередное надавливание на грудину только после ее возвращения в исходную точку. 
(Учитель показывает указкой) Это место нанесения удара и надавливаний непрямого массажа сердца. 
(Учитель показывает указкой) Зрачок. Его сужение при проведении реанимации подтверждает жизнеспособность коры головного мозга. 
(Учитель показывает указкой) Хрящи гортани и трахея. Недопустимо давить на эти хрящи во время определения пульса на сонной артерии. Иначе, как говорится, можете еще живого человека довести до…. асфиксии. 
(Учитель показывает указкой) Ребра. Во время непрямого массажа сердца на них ни в коем случае нельзя опираться пальцами или давить ладонью. Чтобы не сломать ребра, очередное надавливание начинайте только после полного возвращения грудины в исходное положение. 
(Учитель показывает указкой) Мечевидный отросток Именно его оберегайте от повреждений при нанесении прекардиального удара и проведении непрямого массажа сердца. 
Ребята! Мы изучили основные понятия, виды и симптомы терминального состояния, а так же ознакомились анатомическими ориентирами человека. 
Теперь можем приступить к рассмотрению этапов реанимации. 
Первым делом конечно нам нужно знать в каком состоянии пострадавший. 
Диагностика (слайд 9). 
Как определить признаки клинической смерти? Не тратьте времени на вопросы лежащему человеку: «Все ли в порядке?», «Нужна ли помощь?» Не тратьте времени на определение признаков дыхания – они трудноуловимы. Если пострадавший лежит неподвижно и не реагирует на происходящее вокруг него, то, не теряя ни секунды, приступайте к определению реакции зрачков на свет и наличия пульса на сонной артерии. 
С этой целью необходимо: (слайд 10) 
1. Приподнять большим пальцем верхнее веко. 
2. Посмотреть на зрачок. 
Если темно, посветить на зрачок электрическим фонариком. Если зрачок сузился —значит, есть реакция зрачка на свет. Значит человек еще живой и у него больше шансов выкарабкаться. Если зрачок после попадания света на него остался широким—значит, отсутствует реакция зрачка на свет. 
Но, ребята , запомните еще одно обстоятельство! При смерти от передозировки наркотиков зрачки умершего еще несколько часов могут оставаться узкими (слайд 11). Определить остановку сердца и клиническую смерть тогда сможете по отсутствию пульса на сонной артерии. 
3. Расположить четыре пальца на шее пострадавшего. Пальцы расположенные между кивательной мышцей и хрящами гортани, осторожно продвигайте вглубь, стараясь почувствовать удары пульса. Ребята! 
Определять пульс следует не более 10 секунд! (слайд 12) 
Итак, если подтвердились признаки клинической смерти, быстро освободите грудную клетку от одежды, нанесите удар по грудине. Если нет результата, приступите к сердечно –легочной реанимации. 
Попытайтесь уложить пострадавшего на жесткой ровной поверхности, чтобы непрямой массаж сердца был эффективным. 
В случае внезапной смерти (особенно после поражения электрическим током) первое, с чего нужно начинать помощь, – нанести удар по груди пострадавшего. Отрабатывать это можно только на специальных роботах-тренажерах «Гоша» или «Глаша». Если удар нанесен в течении первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50 процентов. Но если удар нанесен при наличии пульса, то есть риск спровоцировать остановку сердца. Поэтому, прежде чем нанести удар, обязательно убедитесь, что пульса на сонной артерии нет! 
Теперь вспоминая анатомические ориентиры, научимся как следует наносить удар по грудине (слайд 13,14). 
^ ПРИКРЫТЬ ДВУМЯ ПАЛЬЦАМИ МЕЧЕВИДНЫЙ ОТРОСТОК. 
В случае удара по мечевидному отростку он может отломиться от грудной кости и травмировать печень. 
НАНЕСТИ УДАР КУЛАКОМ выше своих пальцев, прикрывающих мечевидный отросток. 
^ ПОСЛЕ УДАРА–ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС НА СОННОЙ АРТЕРИИ. 
Если после удара пульс не восстановлен– приступайте к непрямому массажу сердца. 
Здесь есть одно замечание и предосторожность. Если есть риск, что выделения изо рта умирающего представляют угрозу для вашего здоровья, можно не делать искусственное дыхание способом «изо рта в рот», а ограничиться непрямым массажем сердца. (слайд 15,16,17) 
При каждом ритмичном нажатии на грудную клетку сердце сжимается между грудной костью и позвоночником, так что из него выбрасывается кровь в сосуды. 
После прекращения надавливания грудина возвращается в исходное положение, и кровь затекает из сосудов в сердце. То есть, каждое нажатие на грудную клетку умирающего заменяет одно сердечное сокращение. 
Кроме того, при интенсивном нажатии из грудной клетки выдавливается воздух, происходит искусственная вентиляция легких. 
(Учитель показывает указкой и показывает рукой сам) . 
^ 1. РАСПОЛОЖИТЬ ЛАДОНЬ ВЫШЕ МЕЧЕВИДНОГО ОТРОСТКА 
так, чтобы большой палец был направлен на подбородок или живот пострадавшего. 
2. ПЕРЕМЕСТИТЬ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ ПОСТРАДАВШЕГО 
И проводить непрямой массаж сердца прямыми руками. 
3. НАДАВИТЬ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ и продавливать ее на 3-4 см с частотой не реже 60 раз в минуту. Почему 60? Да потому, что сердце «стучит» приблизительно 1 удар в секунду. Каждое следующее нажатие начинайте только после того, как грудная клетка вернется в исходное положение! Оптимальное соотношение надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственного дыхания способом «рот в рот»– 15 : 2, Независимо от количества участников реанимации. 
Здесь есть снова предосторожность! (Слайд 18). Если из- под ладони раздался неприятный хруст—значит, сломано ребро. Тогда уменьшайте не глубину и силу надавливаний, а их ритм. Ни в коем случае не прекращайте непрямой массаж сердца!

Ребята, давайте повторим коротко, что запомнили: 
 Перечислите этапы экстренной реанимационной помощи. 
 В течение какого времени возможно оказание ЭРП человеку? 
 Какова последовательность действий спасателя при ИВЛ? 
Обучающиеся отвечают на вопросы, и после этого учитель итогам прошедшего урока отличившимся выставляет оценки в журнал. 
В конце занятия объявляется домашнее задание: Ю.Л. Воробьев. Основы безопасности жизнедеятельности. Москва. Астель. 2002 г. Раздел I, глава 2, тема 2.4 стр.51-57. 
Подготовиться к практическим занятиям.

Практическая отработка приемов экстренной реанимационной помощи. 
(При отсутствии специального манекена «Гоша» или «Глаша», возможно практическая отработка приемов экстренной реанимационной помощи с обучающимися, разделив их на группы по 3 человека. В роли пострадавшего будут выступать сами обучающиеся по очереди. По ходу выполнения приемов, ребята комментируют свои выполненные операции согласно усвоенного материала с первого урока занятий и домашнего задания). 
При этом обучающиеся могут отвечать на сопутствующие вопросы: 
1. Что понимается под реанимацией? 
2. Что может быть использовано в качестве ровной твердой поверхности для размещения пострадавшего при проведении реанимационных мероприятий? 
3. В чем заключается смысл прекардиального удара? 
4. В какую точку наносится прекардиальный удар? 
5. Что делать после нанесения прекардиального удара, если работа сердца не восстановилась? 
6. В какой точке должны располагаться ладони оказывающего помощь при проведении непрямого массажа сердца? 
7. С какой частотой необходимо надавливать на грудную клетку при проведении непрямого массажа сердца? 
8. В каких случаях проводится искусственная вентиляция легких? 
9. Как правильно сделать выдох в легкие пострадавшего? 
10. Назовите причины остановки сердца. 
11. Как правильно определяется пульс на сонной артерии? 
14. Какие действия выполняются при проведении реанимационных мероприятий пострадавшему при остановке сердца? 
Заключение. 
По итогам проделанной работы каждый обучающийся оценивается учителем. 

^ Разработка урока по теме:







  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconУрок обж «Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях»
Проверка у учащихся полученных знаний, умений, навыков оказания пмп при ожогах и обморожениях

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconПервая медицинская помощь пострадавшим при чс. Проведение реанимационных мероприятий
Тема Первая медицинская помощь пострадавшим при чс. Проведение реанимационных мероприятий

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconТематический план. 11 класс Содержательные линии Разделы и темы программы
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconМетодическая разработка открытого урока по обж для профессии 110800....
Общее руководство го осуществляет Правительство РФ. Руководство го в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители,...

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconПервая помощь при отравлении у детей консультация для родителей
Большинство из нас сталкивается с безобидными отравлениями несвежей едой, и дело ограничивается двумя днями поблизости от ванной...

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconМетодическая разработка открытого урока по обж для профессии 262203....
Прежде чем приступить к рассмотрению самой системы законодательства, регулирующей отношения в обществе по вопросам безопасности,...

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconРазработка урока по русскому языку для 7 класса по теме «Грамматика: морфология и синтаксис»
«Грамматика: морфология и синтаксис» с использованием современных педагогических технологий

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconДифференциальная диагностика заболеваний органов дыхания является...
Ящие методические рекомендации имеют целью оказать помощь студентам 4 и 6 курсов лечебного факультета и 5 курса педиатрического факультета...

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconКафедра физиологии, зоологии и водных биоресурсов
...

Разработка урока обж по теме: \" Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания\" для 11 класса iconСеминарского занятия
ПМ. 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах. Мдк. 02. 04. Педиатрия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов