Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический




Скачать 290.31 Kb.
НазваниеРабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический
Дата публикации17.05.2016
Размер290.31 Kb.
ТипРабочая программа
edushk.ru > Медицина > Рабочая программа
ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения РФ
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор УГМА по учебной работе
_________________ Давыдова Н.С.
«____»___________________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ

Факультет стоматологический

Специальность 060105 - Стоматология

Кафедра офтальмологии

Курс IV

Семестр VIII

Лекций 16 часов

Практические занятия 24 часа

Зачет VIII семестр

Всего часов 40 часов
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г. и с типовой Программой по офтальмологии для студентов высших медицинских учебных заведений (составители проф. А.П.Нестеров, проф. Е.А.Егоров и др., М., 2003г.).


г.Екатеринбург

2012

Составители:

Д.м.н., профессор Коротких С.А.,

Д.м.н., доцент Степанянц А.Б.,

К.м.н., доцент Степанова Е.А.

К.м.н., ассистент Бобыкин Е.В.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры глазных болезней ГБОУ ВПО УГМА «__»____________2012г.

Рецензент – зав. кафедрой урологии ГБОУ ВПО УГМА, д.м.н., профессор ____________________________________ Журавлев В.Н..

Одобрено цикловой методической комиссией специальности «Лечебное дело».

Протокол №____________

Председатель ЦМК __________ ___________ ___. ___.2012г.


^ I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    1. Целью обучения на кафедре офтальмологии является приобретение студентами необходимого минимума знаний по офтальмологии, умения обследовать состояние органа зрения у больного с челюстно-лицевой патологией в амбулаторных условиях с помощью специальных навыков без использования сложной аппаратуры.

Конечной целью изучения глазных болезней является формирование у студентов умения:

  • поставить предварительный диагноз распространенных глазных заболеваний и повреждений;

  • оказать первую врачебную помощь и принять решение о последующей врачебной тактике;

  • раскрыть связь патологического процесса в челюстно-лицевой области с заболеваниями органа зрения и дать врачебные рекомендации.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ - научить выпускника стоматологического факультета своевременно выявить среди больных нуждающихся в консультации специалиста-офтальмолога, оказать полноценную неотложную помощь при ожогах, ранениях и других повреждениях глаза, а также при некоторых острых заболеваниях органа зрения (острый приступ глаукомы, острый конъюнктивит, острый дакриоцистит и др.).

1.3. Преподавание курса офтальмологии должно интегрироваться со знаниями, полученными на теоретических и медико-биологических кафедрах:

- нормальной анатомии - строение глазного яблока, глазницы, век, наружных мышц глаза, слезных органов;

- гистологии - функциональная гистология оболочек глазного яблока;

- нормальной физиологии - физиология рецепторного отдела зритель­ного анализатора» оптическая система глаза;

- патологической анатомии - морфофункциональные признаки меланом глаза, диабетических и гиперто­нических ретинопатий;

- физики - глаз, как оптическая система, виды рефракции, цветное и сумеречное зрение;

- фармакологии - механизм действия на зрачок холинолитиков и холиномиметиков;

- биохимии - гемералопия, как проявление гиповитаминоза А;

- терапевтических кафедрах - гипертоническая болезнь и сахарный диабет, изменение глазного дна при этих заболеваниях;

- нервных болезней - изменения полей зрения при патологии зрительно-нервных путей. Застойные соски, первичная и вторичная атрофия зрительных нервов при патоло­гии ЦНС. Окуломоторные расстройства;

- акушерства и гинекологии - ретинопатии при токсикозах второй половины беременности, угроза отслойки сетчатки при родах при наличии высокой осложнённой бли­зорукости;

- детских болезней - упоминание об осложнениях со стороны глаз при некоторых общих заболеваниях у детей (патология почек, гомоцистинурия, с Марфана и др,);

- военно-полевой хирургии - химические, термические и лучевые поражения органа зрения в условиях военного времени;

- детских инфекционных болезней - упоминание об осложнениях со стороны глаз при кори, ветряной оспе, аденовирусных заболеваниях.
^ II. ВИД И ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Документ

Всего часов

(трудоем-кость)

Из них самостоя-тельная работа

Аудиторная работа

в часах

Контроль-ные работы

Курсовые работы

Т р у д о е м к о с т ь

в часах

в кредитах*

в часах

в кредитах*

всего

Из них

лекций

Из них

практ.

занятий

в часах

в кредитах*

в часах

в кредитах*

ГОС ВПО – «Оф-тальмология»

60

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Учебный план ГОУ
ВПО УГМА

60

-

20

-

40

-

-

-

-

-

-

Типовая программа по дисциплине 2003 года

60

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Рабочая программа кафедры

60

-

20

-

40

16

24

-

-

-

-



^ III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Тематический план лекций по глазным болезням для студентов IV курса стоматологического факультета:


№ п\п

Название лекции

Краткое содержание

Объём в часах

3.1.1

Краткий очерк об отечественной офтальмологии.

Учение о слепоте. Анатомия органа зрения.

Значение органа зрения для человека. Выдающиеся отечественные офтальмо­логи XIX века. Корифеи советской офтальмологии. Учение о слепоте. Группы инвалидности. Анатомия сетчатки. Четыре нейрона зрительного анализатора.

2

3.1.2

Физиология органа зрения. Рефракция глаза. Близорукость.

Механизм зрительного ак­та. Оптическая система глаза. По­нятие о физической и клиниче­ской рефракции. Три вида клини­ческой рефракции. Механизм аккомодации. Современное представление о происхождении миопии. Коррекция миопии. Клини­ка, лечение и профилактика близорукости.

2

3.1.3.

Воспалительные заболевания век, конъюнктивы и роговицы (аденовирусные и хламидийные заболевания глаз).

Воспалительные заболевания век. Анатомия слезного аппарата; клиника и лечение дакриоцистита, флегмоны слезного мешка.

Краткая анатомия конъюнктивы, общие симптомы острых конъ­юнктивитов. Клиника и лечение их: конъюнктивит хламидийной этиологии, пневмококковый, гонобленорея новорожденных и взрослых.


2

3.1.4.

Клиника и хирургическое лечение катаракт. Имплантация интраокулярных линз.

Строение и химический состав хрусталика. Классификация заболе­ваний хрусталика: врожденные и приобретенные катаракты. Катаракта при общих заболеваниях, профес­сиональные, травматические и др. Четыре стадии старческих катаракт. Хирургическое лечение катаракт: экстра- и интракапсулярная экстракция катаракты, криоэкстракция. Коррекция афакии. Имплан­тация интраокулярных линз.




3.1.5.

Воспалительные заболевания сосудистого тракта и зрительного нерва.

Кровоснабжение сосудистого тракта глаза. Классификация увеитов. Общие симптомы и осложнения передних увеитов. Клиника и лечение метастати­ческих гематогенных и токсико-аллергических увеитов. Клиника хориоидитов.





3.1.6.

Нарушение гидродинамики глаза. Первичная и вторичная глаукома.

Обмен внутриглазной жидкости. Основные симптомы глаукомы. Классификация первичной глаукомы. Клиника глаукомы. Принцип тонографии. Гониоскопия. Медикаментозное и хирургическое лечение глау­комы.




3.1.7.

Заболевания сетчатки, зрительного нерва и орбиты.

Глазное дно в норме. Глазное дно при гипертонической болезни, при нефропатии беременных, при сахар­ном диабете. Клиника и лечение острой непроходимости центральных сосудов сетчатки. Застойный сосок зрительного нерва (клиника, этиология, исход, лече­ние). Атрофия зрительного нерва первичная и вторичная (клиника и лечение).Клиника, стадии, лечение меланобластомы сосудистого тракта. Флегмона орбиты: этиология, клиника, лечение.




3.1.8.

Повреждения органа зрения. Профилактика травматизма.

Классификация прободных ранений глаза. Клиника проникающих ране­ний роговицы и склеры. Осложне­ния проникающих ранений, первая помощь, первичная хирургическая обработка проникающих ранений. Клиника, патанатомия, этиология и профилактика симпатического воспаления. Профилактика глазно­го травматизма.





3.2. Тематический план практических занятий:

№ п/п

Тема

Аннотация

Объём в часах

3.2.1

Анатомия, физиология глазного яблока. Методика исследования органа зрения.

На занятии разбирается строение ор­биты, синдром верхней глазничной ще­ли. Наружные мышцы глаза, их физио­логическое действие, иннервация. Строение глазного яблока, оболочки глаза, содержимое глазного яблока. Кровоснабжение глаза. Строение зри­тельного анализатора. Студенты изучают основные методы обследования офтальмологического больного.

4

3.2.2

Острота зрения, рефракция, пресбиопия.

Заболевания век, слезных органов, конъюнктивы.

Разбирается понятие остроты зрения, формула Снеллена. Студенты знакомятся с аппаратом Ротта и набором оптических стекол для подбора очков. Разбирается понятие физической и кли­нической рефракции: эмметропия, мио­пия, гиперметропия. Клиника и ослож­нения близорукости, вопросы лечения и профилактики разбираются при осмот­ре больного с высокой близорукостью. Студенты проверяют друг другу зрение, подбирают очки, выписывают рецепты.

На больных разбираются клиника и лечение патологии век: блефариты, новообразования, дерматиты век, аномалии положения и формы век. Клиника и лечение патологии слёзных органов: аномалий развития, синдрома Съегрена, заболеваний слезоотводящего аппарата, дакриоциститов и др.. Проводятся пробы на проходимость слезных путей (колларголовая), зондирование, промывание слезных путей. Общие симптомы острых конъ­юнктивитов. Клиника и лечение их: конъюнктивит хламидийной этиологии, пневмококковый, гонобленоррея новорожденных и взрослых. Дифтерия. Аденофарингоконъюнктивальная лихорадка, эпидемический керато-конъюнктивит. Их лечение.

4

3.2.3

Заболевания роговой оболочки, склеры, орбиты, сосудистого тракта глаза

Опрос по конструктивным тестам (письменно 10 мин) с целью контроля подготовки к занятию. Студентам раздаются больные по данной теме и другим заболе­ваниям - для самостоятельной курации (в течение 1 часа 20 мин.). Во второй половине занятия производится разбор всех курируемых больных по данной теме. Разбирается классификация кератитов. Клиника и лечение отдельных видов ке­ратитов. Заболевания сосудистого тракта. Разбор клинической кар­тины, дифференциальной диагностики, лечения - производится при непосредствен­ном осмотре больных.

4

3.2.4


Заболевания хрусталика.

Патология сетчатки и зрительного нерва.

10 минут письменный опрос по конструк­тивным тестам. Осмотр больных с ката­рактами (1 час). Разбирается классификация и клиника катаракт. Студентам демонстрируется кинофильм (в течение 1 часа) "Операция - экстракция катаракты". В течение последнего часа студенты осмат­ривают больных в послеоперационном периоде с афакией и артифакией, разбирает­ся лечение больных в послеоперационном периоде.

В специализированном отделении по отс­лойкам осматривают больных до опера­ции и в послеоперационном периоде. Теоретически разбираются клиника и лечение отслойки сетчатки, а также заболевания зрительного нерва, невриты, застойный сосок, атрофия зрительного нерва. Затем студенты производят офтальмоскопию и разбор больных с патологией зритель­ного нерва.

4

3.2.5

Травмы органа зрения

Занятие проводится в травматологическом центре (глазное отделение ЦГБ №23). В течение всего занятия идет осмотр и разбор больных с различными видами травм и ожогов глаз. Студенты самостоятельно курируют больных. Разбираются при осмотре больных вопросы оказания неотложной помощи при проникающих ранениях глаз и ожогах глаз. Студенты знакомятся о наглядными посо­биями: по таблицам, учебным стендам (по ожогам), наборам рентгенограмм, протезом Комберга-Балтина для рентгенолокализации инородных тел в полости глаза. Разбирается методика рентгенолокализации инородного тела в полости глаза и принципы хирургического лечения больных с различными видами проникающих ранений.

4

3.2.6

Глаукома.

Офтальмоонкология.

Зачет

10 мин. письменный опрос по конструктив­ным тестам. Обход больных по палатам в глаукомном центре (50 мин.). Знакомство с методикой тонометрии и тонографии, гониоскопии (30 мин.) Студенты измеряют друг другу внутриглазное давление. На II половине занятия проводится подроб­ный разбор нескольких больных с глаукомой, ставится клинический диагноз по приня­той классификации, разбирается лечение больных (консервативное и оперативное). При наличии больных с опухолями век и орбиты, а также с меланобластомами сосудистого тракта и ретинобластомами студенты осматривает их. Теоретически разбираются вопросы диагностики и лечения офтальмоонкологических больных.


4

3.3. Лабораторных занятий нет,

3.4. Курсовой работой являются история болезни или реферат, которые студен­ты пишут в процессе цикла глазных болезней.

^ СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ


  1. Фамилия, имя, отчество больного.

2. Пол, возраст, профессия, место работы, адрес и место жительства.

3. Дата поступления в клинику.

4. Жалобы больного при поступлении и на момент курации.

5. Анамнез заболевания (от момента начала заболевания до момента курации).

6. Анамнез жизни.

7. Общий статус.

8. Офтальмологический статус:

Vis OD = (без коррекции, с коррекцией) Vis OS=

Далее описывается объективное состояние каждого глаза от­дельно. Описывается сначала правый глаз - независимо от того, какой глаз болен. Указывается размер глазной щели (сужение, закрыта, расширена, нормальна), наличие или отсутствие светобоязни, слезо­течения, блефароспазма. Описывается кожа век (гиперемирована, отёчна, нормальной окраски), положение век (правильное, выворот, заворот), рост ресниц (правильный, неправильный, трихиаз), край века (изменен или нет). Как выражены (хорошо или нет) и как располо­жены (правильно или имеются вывороты) слезные точки. Есть или нет выделения из слезных точек при надавливании на область слезных мешков.

Слизистая век и переходных складок: тонкая ли, гладкая ли, блестящая или утолщена за счёт отека, инфильтрации; шероховата за счёт фолликулов (описать их вид, расположение) или рубцов; не блес­тит; цвет слизистой (бледно-розовый иди гиперемирована, ишемична, белая и т.д., нет ли плёнок (их характеристика).

Положение глазного яблока в орбите (правильное или имеет место экзофтальм, энофтальм, косоглазие - кнутри, кнаружи, угол отклонения в градусах; подвижность глазного яблока (в полном объёме или имеется ограничение, отсутствие подвижности - в какую сторону). Глаз спокоен или имеет место инъекция глазного яблока (указать какая: поверхностная, глубокая или смешная, выражена резко или умеренно, ограниченная в каком-то отделе яблока или распространена по всему глазу). Если есть изменения конъюнктивы глазного яблока или склеры, то описать их.

Роговая оболочка: сферичная ли, прозрачная ли, блестящая ли, гладкая ли, чувствительность её (нормальная, понижена, отсутствует). При наличии изменений в роговице назвать их (эрозия, инфильтрат, язва, рана, рубец, помутнение), указать их место расположения (по меридиану, в часах, в стольких-то мм от лимба) или занимает целый квадрант роговицы (верхне-нижне-наружный, верхне-нижне-внутренний) половину роговицы (верхнюю, нижнюю, внутреннюю) или всю площадь роговицы, размеры (в мм или величиной с маковое, просяное, рисовое и т.п. зернышко), форма, глубина расположения (исключая эрозию) - в поверхностных, глубоких слоях роговицы или распространяется на всё её толщину. Интенсивность свежих помутнений при ожогах сравнивается с запотевшим, матовым или фарфоровым стеклом; цвет (серый, белый, желтоватый и т.д.). При наличии сосудов в роговице указать поверхностные они или глубокие, меридиан и высоту их расположения.

Передняя камера: глубина (средняя, мелкая, глубо­кая, передняя камера отсутствует). Содержимое (прозрачное, мутное, гипопион высотой.... мм, гифема высотой.,.. мм).

Радужная оболочка: цвет (серый, голубой, карий, грязно-зелёный), рисунок (чёткий, смазанный, стушеван). Нет ли сращения радужки с роговицей.

3рачок: форма (правильная, круглая, неправильная - овальной формы, грушевидной, звёздчатой и др.), задние синехии на ... часах, величина зрачка .... мм (средняя, сужен, расширен), зрачковый край ровный или нет, цвет области зрачка (чёрный, серый, зеле­новатый и т.п.); реакция зрачка на свет прямая и содружественная, на аккомодацию (живая, вялая, отсутствует).

Просвечивание: может быть следующим: а/ при просве­чивания рефлекс с глазного дна равномерно розовый при всех поло­жениях глаза /норма/, что указывает на прозрачность хрусталика и стекловидного тела; б/ при просвечивании на фоне розового рефлек­са при отведении глаза в какую-либо сторону (кверху, книзу, кнутри, кнаружи или при взгляде прямо вперёд - имеются темного цвета непод­вижные помутнения в форме спиц, треугольника, звезды и пр. - помут­нения хрусталика; в/ при просвечивании нет рефлекса с глазного дна (зрачок остаётся чёрным или серым, как при боковом освещении) или при просвечивании рефлекс с глазного дна сероватый, желтова­тый при каком-то положении глаза.

Глазное дно.

9. Дополнительные методы исследования (поле зрения, ВГД и др.).

10. Лабораторные данные.

11. Предварительный диагноз.

12. Дифференциальный диагноз.

13. Окончательный диагноз с обоснованием.

14. Этиопатогенез заболевания.

15. Лечение.

16. Прогноз.

17Список использованной для написания истории болезни литературы.

    1. Самостоятельная работа студентов включает: написание истории болезни, работу с литературой (в т.ч. с монографиями), подготовку реферативного сообщения.


^ IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
4.1. Основная литература для студентов

  1. Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. «Глазные болезни», 2005г.

  2. Петров С.Ю. «Анатомия глаза и его придаточного аппарата» (под ред. Аветисова С.Э.), 2003г.


4.2. Дополнительная литература:

  1. Бочкарева А.А.. Глазные болезни, 1989.

  1. Бровкина А.Ф., Вальский В.В., Гусев Г.А. «Офтальмоонкология», 2002г.

  1. Кацнельсон Л.А., Танковский В.Э. «Увеиты (клиника, лечение)», 1998г.

  2. Михеева Е.Г. и др. "Скорая и неотложная помощь в офтальмологии" (учебно-методические указания), 1988г..

  3. Морозов В.И., Яковлев А.А. «Фармакотерапия глазных болезней», 2001г.

  4. Волков В.В. «Глаукома открытоугольная», 2008г.


Литература для углубленного изучения предмета используется студентами для написания рефератов и истории болезни по указанию ассистента (монографии, сборники научных работ, журнальные статьи в зависи­мости от тематики).

4.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий:

Перечень учебных стендов-планшетов для практических занятий:

4.3.1. Методы диагностики глаукомы

4.3.2. Классификация и изменения глазного дна при глаукоме.

4.3.3. Лечение глаукомы

4.3.4. Нормальной глазное дно и его изменения при близорукости

4.3.5. Воспаления зрительного нерва и застойный сосок

4.3.6. Атрофия зрительного нерва

4.3.7. Заболевания сосудов сетчатки

4.3.8. Заболевания сетчатки

4.3.9. Изменения глазного дна при гипертонической болезни

4.3.10. Изменения глазного дна при некоторых общих заболеваниях

4.3.11. Редкие заболевания глазного дна

4.3.12. Первичные хориоретинальные дистрофии желтого пятна

4.3.13. Заболевания хориоидеи

4.3.14. Прободные ранения глаз

4.3.15. Осложнения прободных ранений глаз

4.3.16. Ожоги глаз

4.3.17. Травмы органа зрения
4.4. Методические разработки к практическим занятиям (для преподавателей) по следующим темам:

4.4.1. Анатомия и физиология глазного яблока. Методика обследования органа зрения

4.4.2. Центральное зрение. Рефракция глаза, аккомодация, пресбиопия.

4.4.3. Заболевания век, слёзных органов, конъюнктивы.

4.4.4. Заболевания роговой оболочки глаза

4.4.5. Заболевания хрусталика. Операционный день

4.4.6. Заболевания сосудистого тракта глаза.

4.4.7. Самостоятельная курация больных.

4.4.8. Глаукома

4.4.9. Повреждения органа зрения.

4.4.10. Профессиональные заболевания органа зрения.
4.5. Перечень слайдов для лекций и практических занятий:

4.5.1. Строение глазного яблока, слайды № 1-10

4.5.2. Оптическая система глаза, рефракция, слайды № 11-17.

4.5.3. Операция склеропластики при близорукости, слайды № 18-37.

4.5.4. Заболевания конъюнктивы, слайды № 38-61.

4.5.5. Заболевания роговой оболочки, слайды № 62-96, 303-324.

4.5.6. Заболевания сосудистого тракта глаза, слайды № 97-152.

4.5.7. Заболевания хрусталика, слайды № 153-205, 252-302, 325-333.

4.5.8. Глаукома, слайды № 206-251.

4.5.9. Травмы органа зрения, слайды № 334-378, 402-410.

4.5.10. Изменения глазного дна при гипертонической болезни, при сахарном диабете и других общих заболеваниях, патология зрительного нерва, слайды № 379-401.
4.6. Перечень таблиц:

4.6.1. Анатомия органа зрения, табл. 1-25.

4.6.2. Функции органа зрения (периферическое зрение, рефракция) табл. 26-43.

4.6.3. Заболевания роговой оболочки, 44-51.

4.6.4. Заболевания сосудистого тракта глаза, 52-55, 90.

4.6.5. Заболевания хрусталика, 56-63.

4.6.6. Глаукома, 64-78.

4.6.7. Заболевания сетчатки и зрительного нерва, 79-90.

4.6.8. Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов, 91-115.

4.6.9. Травмы органа зрения, табл. 116-131.
Форма № 2

^ 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Номер темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Занятия (номера) практические

Используемые наглядные и методические пособия

Форма работы студентов

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

2.1.1.

Анатомия, физиология глазного яблока

4.2.1.

Методич. разраб №1-2, табл 1-29, 26-43, слайды №1-24. Муляжи черепа, орбиты, глазного яблока. Диафильм, периметр, аппарат Ротта, набор оптических стекол

4 часа

Устный опрос, зачет, экзамен.

2.1.2.


Острота зрения, рефракция, пресбиопия.

4.2.2.

Метод разраб. №2. табл. 30-43, слайды 1-24; ч.1У диафильм, набор оптических стекол, аппарат Ротта

4 часа

Устный опрос, зачет, экзамен, ситуационные задачи.

2.1.3.


Заболевания роговой оболочки, склеры, орбиты, сосудистого тракта глаза

4.2.3.

Метод. разраб. №3, табл.91-116, слайды ч.II № 1-24 "Трахома", Офтальмоскопы. Метод. разраб. №4, табл.44-51, слайды № 1-24, ч.I, диафильм, офтальмоскопы и щ/л. Слайды "Оптико-реконструктивная хирургия глаза", ч.У, № 1-24.

4 часа

Устный опрос, зачет, экзамен, конструктивные тесты.

2.1.4.



Глаукома

4.2.4.

Метод. разраб. №8. Видеофильм "Глаукома". Таб.64-78 Слайды 1-24. Офтальмоскопы, тонометр, гониоскоп,

4 часа

Устный опрос, зачет, экзамен.

2.1.5.

Заболевания хрусталика


4.2.5.

Метод. разраб. №5 "Оп. хирургия", ч.2,3,4 № 1-24. Видеофильм "Хирургическое лечение катаракт". Демонстрация больных. Табл. № 57-63.

4 часа

--"--

1

2

3

4

5

6

2.1.6.


Повреждения органа зрения

4.2.6

Методич. разраб. №9. Видеофильмы, таб. №116-131 Слайды №1-24 ч.1, №1-24 ч.З Офтальмоскопы, щ/л на практ. занятии

4 часа

Устный опрос, зачет, экзамен ситуационные задачи, конструктивные тесты.

2.1.7.


Офтальмоонкология


4.2.7.

Методич. разраб. № 3,6 Табл.1.

Слайды, диафильм

4 часа

Устный опрос, зачет, экзамен.

2.1.8.

Глазные проявления общих заболеваний (гипертоническая болезнь, эндокринные заболевания, заболевания ЦНС)

4.2.8.

Метод. разраб. №6, табл. №52-56, слайды № 1-24. ч.З. Диафильм, офтальмоскопы, щ/л

4 часа


--"--

Форма №3

Протокол согласования программы по офтальмологии с другим дисциплинами на 2008-2009 уч.год



Наименование дисциплины

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Решение, принятое кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4

5



Нормальная анатомия

Кафедра нормальной анатомии

Изучается строение глазницы, век, слезных органов, наружных мышц глаза и глазного яблока вместе с другими органами чувств.

Решено повторить изучение строения этих же составных частей органа зрения, но более детально и в клиническом аспекте с учетом возможных заболеваний.



Гистология

Кафедра гистологии

Изучается функциональная гистология оболочек глазного яблока (задняя стенка и угол передней камеры).

Повторение материала о гистологическом строении оболочек глазного яблока только по таблицам (без микроскопа) и в связи с патологическими изменениями в них.



Патологическая анатомия

Кафедра патологической анатомии.

Изучаются морфофункциональные признаки меланобластом глаза, диабетических и гипертонических ретинопатий.

На кафедре глазных болезней студенты будут изучать клинику, диагностику и лечение меланобластом глаза, диабетических и гипертонических ретинопатий.



Физика

Кафедра физики

Глаз изучается как оптическая система. Виды рефракции, цветное и сумеречное зрение изучаются с точки зрения физических явлений.

На лекциях и практических занятиях по офтальмологии коротко говорится об оптической системе глаза. В основном изучается клиника, профилактика, коррекция близорукости и дальнозоркости. Показывают методы цветоощущения и светоощущения.



Фармакология

Кафедра фармакологии

Холинолитики и холиномиметики, механизм их действия на зрачок.

Студенты на кафедре глазных болезней изучают заболевания глаз (увеиты, глаукома и др.), при которых показаны холинолитики и холиномиметики, эффективность их применения.



Биохимия

Кафедра биохимии

Гемералопия как проявление гиповитаминоза А.

Гемералопия изучается не только как проявление гиповитаминоза А, но и как симптом некоторых заболеваний сетчатки (пигментная дегенерация сетчатки и др.).


1

2

3

4

5



Терапия

Кафедра внутренних болезней

Упоминаются изменения глазного дна при гипертонической болезни и при сахарном диабете.

Рассматривается классификация и патогенез изменений глазного дна при этих заболеваниях, клиническая картина и лечение.



Нервные болезни

Кафедра нервных болезней

Застойные соски, первичная и вторичная атрофия зрительных нервов как осложнение патологии ЦНС.

Подробно изучается патогенез, офтальмоскопическая картина, стадии и исход застойных сосков.



Акушерство

Кафедра акушерства и гинекологии

Упоминается возможность ретинопатии при токсикозах беременности, угроза отслойки сетчатки при родах у рожениц с высокой близорукостью.

Картина глазного дна при ретинопатии беременных и при высокой осложненной близорукости изучается детально.



Детские болезни

Кафедра детских болезней

Упоминание об осложнениях со стороны глаз при некоторых общих заболеваниях у детей (с-м Марфана, гомоцистинурия и др.).

Детально изучается клиника врожденных катаракт, подвывихов хрусталика и др..

11.

Детские инфекционные болезни

Кафедра детских инфекционных заболеваний

Упоминание об осложнениях со стороны глаз при кори, ветряной оспе, аденовирусных заболеваниях.

Аденовирусные конъюнктивиты, как проявление АФКЛ и эпидемического кератоконъюнктивита изучаются детально.

12.

Военно-полевая хирургия

Кафедра травматологии (курс ВПХ)

Поражения органа зрения в условиях военного времени (термические, химичские и лучевые ожоги глаз).

Детально изучаются степени ожогов глаз, стадии ожоговой болезни, патогенетическое лечение ожогов.

13.

Хирургическая стоматология

Кафедра хирургической стоматологии

Сочетанные поражения (гнойные, травматические, опухолевые) орбиты и лицевого черепа.

Детально изучается клиника орбитальной патологии, диф. диагностика с патологией лицевого черепа и придаточных пазух носа.

14.

Оториноларин-гология.

Кафедра отори-ноларингологии.

Сочетанное поражение придаточных пазух носа и орбиты.

Детально изучается клиника орбитальной патологии, диф. диагностика с патологией лицевого черепа и придаточных пазух носа.


Рабочая программа одобрена на заседании кафедры глазных болезней ГОУ ВПО УГМА "___"_____________2011г.
Заведующий кафедрой, профессор Коротких С.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconРабочая программа по офтальмологии факультет медико-профилактический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconПрограмма по офтальмологии для студентов всех факультетов общая офтальмология
Глаз и его роль в жизнедеятельности организма. Глаз как звено фотоэнэргетической (фэс) или оптико-вегетативной системы (овс) организма...

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconСписок учебной литературы по офтальмологии для студентов всех факультетов
Гоу впо «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconФакультет информатизации и управлен ия кафедра фундаментальной и...
В. Ю. Наливайский, Н. Г. Кузнецов, И. Р. Бугаян, Г. М. Лисович, Н. Т. Лабынцев, В. И. Седенко (зам председателя), Л. И. Ниворожкина...

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconЭкономический факультет кафедра бухгалтерского учёта анализа и аудита
Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономический анализ» для студентов обучающихся специальности 080507 «Менеджмент организации»

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconЭкзаменационные вопросы по офтальмологии острота центрального зрения
Исследуемый читает оптотипы первого ряда таблиц Сивцева с расстояния 4-х метров. Какая у него острота зрения?

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconПрограмма 60-ой научной студенческой конференции экономический факультет 27 28 марта 2007
Состояние и пути совершенствования учёта и контроля ос в спк «Центр» Старокулаткинского района

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconОсобенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха
При изучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста интегрируются данные разных научных дисциплин: общей и...

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconПрограмма по курсу Современная бытовая культура народов Индии и сопредельных...
Автор-составитель: преподаватель кафедры философии и культурологии Востока д и н. Н. Г. Краснодембская

Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический iconРоссийский государственный гуманитарный университет факультет истории искусства
Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 01 сентября 2000 г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов