Содержание




НазваниеСодержание
страница1/44
Дата публикации22.05.2015
Размер5.11 Mb.
ТипЛекция
edushk.ru > Медицина > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
БИБЛИОТЕКА ПСИХОЛОГИИ ПСИХОАНАЛИЗА ПСИХОТЕРАПИИ

Под редакцией профессора В.В.Макарова

Макаров В.

Избранные лекции по психотерапии

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие.
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ. Лекция № 1...................................... 6

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОТЕРАПИИ.

Лекция № 2......................................................................... 13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ. Лекция № 3 ........ 26

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ. Лекция №

4.................................................. 31

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ. Лекция

№5......................................................................... 40

ЛИЧНОСТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТА. Лекция № 6.............. 56

МЕНТАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. Лекция Ns 7....................... 61

^ ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ.

Лекция № 8......................................................................... 81

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ. Лекция №

9....................................................................... 107

ИНТЕРВЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ. Лекция № 10.......... 110

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРВЬЮ. Лекция №

II..................................................................... 119

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРВЬЮ (продолжение). Лекция №

72.................................................................... 131

^ ИЗБРАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ. Лекция №13..................... 142

ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ.

Лекция № 14...........................................

ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ (продолжение). Лекция №

15..................................................................... 163

.. 176

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. Лекция Ns 16.

285

296

330

341 398

БУДУЩЕЕ ПСИХОТЕРАПИИ. Лекция Ns 30.

цитированная И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .................... 411

АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ. Лекция № 17................................ 189

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Лекция Ns 18 ............... 197

СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ. Лекция № 19 .............................. 205

228

СЦЕНАРНЫЙ АНАМНЕЗ ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА. Лекция

№20................................................ 2

242

^ СЦЕНАРНЫЙ СТАТУС И ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЭФФЕКТИВНОСТИ

ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА. Лекция №21..

246

МЕТОД КРИСТАЛЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ. Лекция Ns

22.............................................................

257

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ В ПСИХОТЕРАПИИ. Лекция №

23.........................

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ. Лекция

Ns 24.................................... 262

АЛКОГОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. Лекция № 25................. 267

АЛКОГОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ (продолжение). Лекция Ns

26................................................................

^ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДРУГИМИ ПСИХИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ

ВЕЩЕСТВАМИ. Лекция № 27...........

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДРУГИМИ ПСИХИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ

ВЕЩЕСТВАМИ (продолжение). Лекция № 28................................................................

^ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

Лекция Ns 29 ............Коррекция дозы и дозированное потребление алкоголя

10* 291

Академический проект Деловая книга

Москва Екатеринбург

1999 1999

УДК 159.9.07

ББК 56.14

М 15

Научный консультант - А.Б.Хавин Редактор - Г.А.Буланова

Рекомендовано Российской медицинской академией последипломного

образования, кафедрой психотерапии и Профессиональной психотерапевтической

лигой в качестве учебного пособия по психотерапии

Макаров В. В.

М 15 Избранные лекции по психотерапии. - М.: <Академический проект>,

Екатеринбург: <Деловая книга>, 1999. - 416 с. ISBN 5-8291-0021-5 (<Академический

проект>) ISBN 5-88687-062-8 (<Деловая книга>)

Эта книга о роли и месте современной психотерапии в нашем обществе, о

настоящих возможностях и будущем психотерапии. В 30 лекциях описывается

психотерапия как самостоятельная медицинская специальность и отдельная

гуманитарная профессия будущего. Излагается ряд техник и технологии современной

психотерапии, адаптированных к менталитету постсоветского человека. Богатый

научный и практический опыт автора позволил отобрать самые важные темы и придать

изданию практически значимый и мотивирующий характер.

Книга адресована врачам и психологам, специализирующимся в области

психотерапии.

Книга выпущена при участии ЗАО <Академия-Центр>

Компьютерная верстка, оформление: Е.В.Ярославцева Корректор:

Л.Н.Гагулина

Изд.лиц. № 063619 от 26.09.94. Издательство "Деловая книга": 620014,

Екатеринбург, ул. Воеводина, 6

Изд.лиц. № 065723 от 10.03.98. Литературное агентство "Академический

проект":

111538, Москва, ул. Молдагуловой, д. 15, корп. 2

По вопросам приобретения книги просим обращаться в ЗАО <Академия-

Центр>:

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3. Тел./факс: (095) 176 9338; 176 9523.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК-005-093,

том 2;

953000 - книги, брошюры.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 25.01.99. Формат 84х108/32. Гарнитура Тайме. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. леч.

л. 21,84. Тираж 3 000 экз. Заказ № 28.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУИПП <Уральский рабочий> 620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13

ISBN 5-8291-0011-5 (<Академический

проект>) ISBN 5-88687-062-8 (<Деловая книга>)

cМакаров В.В., 1999 c <Академический проект>, оригинал-макет, оформление, 1999 c <Деловая книга>, 1999
ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед вами необычная книга.

Виктор Викторович Макаров, ее автор, - известный российский ученый,

педагог и организатор, много лет посвятивший подготовке психотерапевтов.

<Избранные лекции по психотерапии> являются обобщающим трудом,

подводящим черту под определенным этапом развития психотерапии и одновременно

интегрирующим прошлое и будущее российской психотерапии.

Эта книга уникальна тем, что она написана для россиян и жителей других

государств СНГ. Она прямо обращена к российским психотерапевтам; в ней

описываются особенности именно российских пациентов. Для этого автору

потребовалось не просто обобщить свой обширный психотерапевтический опыт, но и

совершить экскурс в социальную и этническую психологию россиян. Тем самым

удалось избежать изъяна, которым страдают многие издания, посвященные

психотерапии. Я имею в виду книги о <психотерапии вообще>, о психотерапии,

оторванной от менталитета пациента и общества, вырванной из социо-культурального

контекста. Рекомендации, которые даются в таких изданиях, мало пригодны для

использования в нашей стране, а порой и вовсе неадекватны.

Анализируя существующее положение дел с подготовкой психотерапевтов в

России, автор приходит к неутешительным выводам: сегодня готовится явно

недостаточно специалистов, что позволяет разного рода <альтернативным

психотерапевтам> (выражение Б.Д. Карвасарского) быть востребованными на рынке

психотерапевтических услуг; господствует односторонняя модель подготовки, что

препятствует вовлечению в оказание психотерапевтической помощи представителей

других ментальных профессий; программа образования психотерапевтов не вполне

соответствует современным стандартам.

Это несоответствие очевидно, когда автор сравнивает подготовку

психотерапевтов в нашей стране и в Австрии со стандартами Европейской

психотерапевтической ассоциации.

Надо заметить, что В.В. Макаров хорошо ориентируется в этом вопросе еще и

потому, что является президентом Профессиональной психотерапевтической лиги

(ППЛ) - национальной зонтичной организации Европейской психотерапевтической

ассоциации.

В настоящее время ППЛ стремится исправить сложившееся положение и

внедрить в России европейский стандарт, соответствие которому позволит

психотерапевту стать обладателем европейского сертификата по психотерапии.

Большое значение автор уделяет такому методу психотерапии, как

трансактный анализ (ТА), и это вполне закономерно. Разработанный Э. Берном менее

полувека назад трансактный анализ сегодня признан во всем мире и бурно

прогрессирует.

Можно прямо сказать, что В.В. Макаров является одним из немногих мастеров,

творчески развивающих ТА в России. Здесь-то и пригодился масштабный

социокультурный подход автора. Изучение национального менталитета позволило

описать жизненные сценарии наших соотечественников, варианты основных

жизненных позиций и многое другое, необходимое для проведения психотерапии.

Даже зависимость от алкоголя и табака автор сумел проанализировать в

координатах ТА. Особенно полезными могут оказаться детальный анализ и

рекомендации автора по психотерапии зависимости от табака (никотинизма). К слову,

психотерапия зависимостей дана в новом, нетрадиционном ключе - с пересмотром

уже, казалось бы, сложившихся представлений о таких, например, методах, как подход

А.Р. Довженко.

Автор разработал и свой вариант психотерапии - метод кристаллизации

проблем.

Метод эклектичен, его ядро составляют оригинальные процедуры: упрощение

проблемы, отделение проблемы от личности, доведение проблемы до абсурда,

доведение проблемы до завершения, технология языковых замен, технология

логической последовательности, технология работы с амбивалентностью,

приостановление и разрушение апперцепции. Используется динамический подход,

включающий ряд фаз: присоединение - кристаллизация проблемы - терапевтическое

завершение - отсоединение.

Интересно, что автору удалось даже выявить типовые проблемы, возникающие

у наших граждан и побуждающие их обращаться за психотерапевтической помощью -

проблемы выбора, ответственности, контроля, вины, тупика, утраты доверия к себе и к

другим, потери цели.

Принципиально новым выглядит и подход автора к психотерапии с позиций

алкогольной экологии. Это оригинальное, хотя и не бесспорное направление, цель

которого - достижение оптимального способа употребления спиртных напитков,

позволяющего получать максимальный позитивный и минимальный негативный

эффект. Такой подход уже выходит за узкие рамки психотерапии. Однако именно такой

подход обосновывает необходимое, по мнению автора, широкое применение

биологически активных добавок (БАД).

Автор рекомендует БАД как средство, дополняющее психотерапию. В

настоящем издании приводятся лишь отдельные, в полном смысле слова избранные

лекции по психотерапии. Потенциал автора, безусловно, более велик. Будем надеяться,

что не за горами и следующие издания этой же серии.

Доктор медицинских наук, профессор Ю.В. Валентик
Посвящается моим любимым детям - Александру, Марии, Екатерине, Ксении
^ ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОТЕРАПИИ

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ Лекция № 1

Дела, которые трудно делать, - легко не делать. Дела, которые легко делать,

- еще легче не делать

Предлагаемый читателям авторский курс избранных лекций по психотерапии

складывался в течение двух десятилетий.

Это было время ожидания перемен в стране и наступивших бурных перемен.

Время, когда единственной постоянной, стабильной характеристикой жизни является

ее нестабильность. События развивались с удивительной быстротой, как и во всякую

переломную, по своей сути революционную эпоху. Идеи, едва возникнув, очень быстро

проживали свою жизнь и старели. И поэтому мы приводим далеко не все лекции курса,

а лишь избранные.

Данные лекции читались для различных аудиторий, поэтому они не

представляют собой единую систему.

Книга содержит размышления автора, обобщение научного и практического

опыта, пакеты предложений по образованию в области психотерапии, по сохранению и

развитию личности профессионала в области психотерапии, по опосредованной

психотерапии, по экологической помощи и поддержке при формировании

зависимостей от психоактивных веществ. А также в других областях психотерапии.

Эти пакеты читатель сможет сам выбрать для себя, изучив текст лекций.

Полный курс психотерапии состоит, с нашей точки зрения, из введения, общей

психотерапии, или пропедевтики, и частной психотерапии.

Введение включает историю психотерапии, ее определение и границы,

взаимоотношение с другими специальностями и профессиями.

К пропедевтике в нашей стране можно отнести техники гипнотизирования и

наведения трансов, технологии вербальной психотерапии, методики проведения

групповой психотерапии и опосредования в психотерапии и другие техники и

технологии.

К частной психотерапии относятся методы психотерапии и конкретное

применение методов, техник и технологий в различных моделях психотерапии:

медицинской, психологической, педагогической, социальной (политической),

философской, недифференцированной.

Психотерапия - узкая специальность в медицине или отдельная профессия?

Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия

в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она отдана

медицине, а внутри медицины стала отдельной специальностью только в 1985 году. И

не мудрено, что врачи - хирурги, акушеры, инфекционисты и другие - не считают

психотерапию полностью медицинской специальностью.

Причины ограничения психотерапии медициной, что означает резкое сужение

поля ее деятельности в нашей стране, достаточно ясны. До революции 1917 года

могущественная Православная Церковь возражала против широкого участия светской

науки в исследовании и лечении души. В советскую эпоху специальной социальной

психотерапией занимались идеологические работники коммунистической партии -

теперь уже партия противодействовала распространению идеологически чуждых ей

учений: большинство западных концепций в области психотерапии не только

противоречат коммунистическому мировоззрению, но даже готовы заменить его.

Поэтому учения современной западной психотерапии начали развиваться в нашей

стране только тогда, когда ослаб коммунистический аппарат манипулирования и

подавления личности.

Сегодня, оглядываясь на прошлое, можно уверенно сказать, что медицина,

психиатрия - это первая любовь психотерапии. Первая любовь оказывает самое

большое, формирующее влияние. И все же она далеко не всегда самая сильная. И

совсем уж редко единственная. Сегодня психотерапия готова к равным, партнерским

отношениям с медициной и психиатрией.

Кто занимается психотерапией?

В развитых странах, а теперь уже и у нас, развиваются две модели
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание iconОоо «восток» содержание содержание 1 введение 1
Общая характеристика и анализ деятельности предприятия как объекта исследования. 1

Содержание iconЛекция 1 Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья...
Бердичевский А. М.: Методические материалы к курсу "История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения"

Содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)...

Содержание iconСодержание образовательной программы. Пояснительная записка 3-8 стр...
Содержание психолого педагогической работы по освоению образовательных областей 21-140 стр

Содержание iconВопросы для экзамена по криминалистике для студентов 4 курса дневного,...
Этапы развития и эволюция взглядов на понятие, предмет и содержание криминалистики

Содержание iconТема Предмет и содержание дисциплины
Предмет изучения дисциплины. Основное содержание дисциплины. Характеристика разработок зарубежных и отечественных авторов по проблемам...

Содержание iconУроках математики. Попова В. Н. учитель начальных классов Содержание...
Система методических приемов как средство развития ключевых компетенций младших школьников на уроках математики

Содержание iconЛитература 6 класс. Зачётная работа №1 Содержание работы
Содержание работы: Произведения русских писателей 19 века ( Пушкина А. С, Лермонтова М. Ю, Гоголя Н. В.). Произведение русских писателей...

Содержание iconСодержание рабочей программы. Наименование раздела Название темы...
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Содержание iconНаименование и краткое содержание лекций в соответствии с Рабочей...
Задачи схемотехнического моделирования. Моделирование статических режимов, моделирование во временной и частотной области, анализ...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов