Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой




Скачать 223.26 Kb.
НазваниеОдобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой
Дата публикации10.04.2016
Размер223.26 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Медицина > Документы
Одобрено Издательским Советом
Русской Православной Церкви


Преподобный Стефан Вятский

Красота девства
Как юноше содержать в чистоте путь свой.

Содержание
Предисловие

Высота подвига девства

Истинное хранение девства

Хранение телесных чувств

Борьба духа и плоти

Надежда на помощь Божию и уничтожение гордости

Молитвенное обращение к Богу

Воздержание в пище и питии

Удаление от зла

Заключение

Слово об авторе

О, Господи, спаси же!
О, Господи, поспеши же!
(Пс. 117; 25)


Предисловие

Господь Иисус Христос в Своем Евангелии указывает два пути спасения. Христианская жизнь в миру и воспитание детей в вере и благочестии — один из путей служения Богу. Господь указывает и на другой путь — более прямой, сопровождающийся большим самоотвержением и аскетизмом, большей ревностью, путь, благодаря которому истинно совершающий его приносит плод Богу во сто крат (см. Мф. 13;8). Кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, — тот хорошо поступает (1 Кор. 7;37). Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти (1 Кор. 7;28) — скорби, происходящие от земных забот и неизбежного развлечения. И семейным людям заповедует апостол Павел не прилепляться до конца к миру: жить, чтобы имеющие жен были как не имеющие, то есть не женам бы угождали, а Богу; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся (1 Кор. 7;29, 31).

Высота подвига девства

Известно, что плоть желает противного духу (Гал. 5;17); но когда похоть плоти умерщвляется, тогда и дух умиротворяется, водворяется спокойствие в сердце. Удовлетворение же злой похоти помрачает ум, ожесточает сердце, ввергает душу в уныние и делает человека грубым и несмысленным. Исполнения похотей — начало скорбей, печалей и воздыханий; отсюда истекает источник того зла, в котором лежит весь мир (1 Ин. 5; 19). Потому блажен тот, кто возлюбил девственную жизнь: он и на земле увидит блага Господни, в сей юдоли слез найдет благодать от Бога. Девство служит благом и для дев, избавляя их от необходимости быть в подчинении у мужа и в болезни рожать детей (см. Быт. 3;16). Кто ищет подвижнической жизни, тому советует апостол Павел хранить свое девство, как лучшую преграду от зол мира сего: хочу, чтобы вы были без забот: ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор. 7;32, 7). Блажен, кто не связан узами брака, крепчайшими из всех, какие налагает мир сей. «Жизнь безбрачная, — но слову святителя Григория Богослова, — есть начаток будущей жизни; в ней человек, не имея нужды в помощнице, склоняющей его к пагубной снеди, посвящает частные желания свои одному Богу».

И Писание говорит: ^ Хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7;1); однако же — не все вмещают слово сие, Господь сказал, но кому дано (Мф. 19;11). Представляя девство дарованием высоким и не для всех доступным, Господь никого не отстраняет от него, но тем самым еще более привлекает к нему любителей Божественных даров. Непорочное девство есть не иное что, как ангельское состояние, по слову Господа: Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, они равны Ангелам (Лк. 20;34-36). Девственники здесь еще начинают быть тем, чем праведники будут в царствии Христовом. Они имеют многие преимущества перед вступившими в брак: свободные от мирских попечений, они могут всегда заниматься единым на потребу (см. Лк. 10;42). Так как их сердцу на земле нечем услаждаться, то они сильнее начинают любить Бога и пламеннее желать небесных благ. Как Ангелы, сильные крепостью, исполняют легко волю Господню, так и девственники, одаренные духовной силой, не боятся подвигов духовной жизни, скорбей и лишений. Потому и святитель Иоанн Златоуст сказал: «Девство может насадить в нас добрый корень, произращающий все блага: свободу, мужество, горячую ревность, пламенную любовь к небесному, презрение ко всему земному».

Хотя иногда жительство в девстве бывает тяжело для человека, — ибо такой человек не имеет помощи от супруга и подвергается искушению от диавола, — зато оно далеко превосходнее самой счастливой семейной жизни. Не столько тот будет ублажаем в будущем веке, кто, имея жену и детей, радуется здесь о своей благотворительности ближним, сколько тот, кто терпит лишение одинокой жизни и оскопляет себя ради царствия небесного (см. Мф. 19; 12). И преподобный Иоанн Карпафийский говорит верно: «Никогда более инока не ублажай мирянина, имеющего жену и детей, утешающегося благотворительностью многим и ничего не претерпевающего от бесов, — не почитай себя меньшим против него в благоугождении Богу. Хотя и не говорю, что ты живешь непорочно, проводя безбрачную жизнь; но если и немного дел совершаешь, все-таки скорбь душевная, и воздыхания, и сетование, и слезы твои приятнее Богу всех благоугождений мирского человека». Потому не ублажай проводящих мирскую жизнь и не желай прилепиться к миру.

О высоком достоинстве девства можно судить по словам тайнозрителя: и взглянул я, — говорит апостол Иоанн Богослов, — и вот, сто сорок четыре тысячи: они поют как бы новую песнь пред престолом... и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14; 1-4). Девство и в этой жизни отличает своих любителей от всех прочих и телом и душой: чистота девственная обнаруживается у них и тихостью взоров, и скромностью слов; и во всем внешнем поведении выказывается чувство девственной стыдливости. Кто хранит девство свое неповрежденным, у того и лицо делается благовиднее, и голос приятнее.

Кто не хочет разлучиться с девством, тот пусть послушает, как жили на земле мудрые его сопутники. «Брак, начало многих отягощений в жизни, — говорил святитель Григорий Богослов, — не связал меня своими оковами. Пренебрегал я многоценной одеждой и изысканной трапезой, огонь вожделений питающей; не любил и обширных красивых палат; убегал песен и стихов сластолюбивых. Запах благоуханий не распространялся вокруг меня; серебро и золото я предоставил тем, кто любит заботиться о сокровищах, — труды их велики, а удовольствие ничтожно. Любимая моя пища — хлеб да соль, а питие — простая вода. Христос же, горе возносящий дух мой, все мое сокровище».

Истинное хранение девства

Больше всего хранимого храни сердце твое;
потому что из него источник жизни
(Притч. 4;23).


^ Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем; они не делают беззакония (Пс. 118; 1, 3). Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8;1), — похоти плотские не исполняют, но в сердце хранят слова Господни, которые суть дух и жизнь (Ин. 6;63).— Живущие по духу помышляют о духовном и тем самым умерщвляют желания плотские, — становятся бодры духом, безбоязненны, полностью уповают на Господа. И Писание говорит: Блажен человек, который не погрешал и не уязвился печалью греха; блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей (Сир. 14;1,2). Но горе сердцам боязливым... и грешнику, ходящему по двум стезям; горе сердцу расслабленному (Сир. 2;12, 13).— «Если кто и хранит свое тело от блуда, — говорит преподобный Макарий Великий, — но блудодействует мысленно (желанием сердца), тот не получает (от внешнего своего девства) никакой пользы». И преподобный Евфимий Великий, указывая на такого, говорит: «Тот есть блудник, и бес им обладает». По словам же святителя Иоанна Златоуста, «делает девственником не одна безбрачная жизнь, но непорочность сердца, удаление от женщин и пребывание в богомыслии».

Похоть плоти весьма обольстительна: легко уловляет она неосторожного и делает душу пленницей дьявола. По слову же Господа, всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5;28). Можно, значит, осквернить себя и не касаясь чужого тела, посредством глаз, посредством воображения и сердечного желания. Когда в сердце входят помыслы любодеяния, то они уже сквернят человека (см. Мф. 15;19-20). Посему и говорит Писание: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч. 4;23).

Хранение телесных чувств

Сердечные желания часто возбуждаются в нас от внешних впечатлений — следовательно, нужно хранить телесные чувства, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. На них указывая, Писание говорит нам: Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши (Иер. 9;21). Через эти входы соблазны мира проникают в сердце и, хотя бы оно было полно добрых желаний, производят в нем опустошение, как и сказано: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15;33).

Из всех внешних чувств зрение служит для соблазнов самым удобным проводником, и потому его особенно надо хранить для чистоты девства. Похоть очей, наблюдая соблазнительные предметы, легко и скоро совокупляет их с похотью плоти, и потаенный сердца человек (1 Пет. 3;4), не разбирая ни времени, ни места, любодействует со всеми, с кем только хочет. Охотно высматривая и заглядываясь на красоту лиц, блудник всегда и везде носит и питает в себе, как неукротимого зверя, нечистое похотение. Что может быть хуже такого состояния? — это то же, что сильная горячка, в которой больной, сколько ни пьет, никак утолить жажды своей не может. Посему и говорит Писание: Многие совратились с пути через красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь (Сир. 9;9). И какое может быть удовольствие от похоти очей? Тут удовольствия в сущности нет никакого, а одна только тень, подлог и обман; ибо где смятение помыслов и тревога сердечная, там какое может быть удовольствие? Наслаждается душевным спокойствием не тот, кто предается похоти очей, но кто не предается. И сколько бы похотник сей ни старался доставить удовольствий себе, никак не сможет удержать их и сделать продолжительными. Утешение же целомудренного не таково; но вся жизнь его, можно сказать, проходит в удовольствии, потому что совесть его мирна и ничто не тревожит душу его: она всегда спокойна и весело взирает на небо, окрыленная желанием вечных благ.

Но, скажешь, какая беда, если я посмотрю, но не буду увлечен страстью? Так, на первый раз ты беды себе не видишь, и когда однажды, дважды или трижды посмотришь, то, быть может, еще в состоянии будешь преодолеть страсть; но если станешь часто делать это, то непременно будешь побежден. Ибо ты не выше пророка Давида, который, известно, каким подвергся опасностям от воззрения на красоту женскую (см. 2 Цар. 11;1-27). Но если на деле с тобою этого и не случится, однако, когда воспламенишь в себе постыдное желание, то и в отсутствии виденной тобою ты будешь воображать ее и увлекаться к совершению постыдных дел. Потому-то и святитель Иоанн Златоуст сказал: «Кто привык засматриваться на телесную красоту, ловить прелестные взоры, не сводить глаз с миловидных лиц и таким зрелищем питать свою душу, тот уже любодействует». Хотя и приятным в начале кажется обращение с женами, но впоследствии через них соблазн бывает душе. Покуда человек не сблизится с ними, то кажется и взор их тихим, и беседы смиренными, или, как говорится в книге Притчей, мед источают уста чужой жены; но последствия от нее горьки, как полынь (Прит. 5;3-4). Приблизившись к огню и обжегшись, скоро отскочишь; а женской лестью расслабив душу, не скоро отвратишься от нее. Как магнит тянет железо, так и женская любовь привлекает душу, чтобы возжелать ее и быть с нею.

Прекрасное очертание лица, блеск очей, румянец щек, алый цвет губ — все это радует безрассудную душу; но подумал бы ты, человек, из чего состоит все это привлекательное для глаз? — «Состав телесной красоты, — как говорит святитель Иоанн Златоуст, — не иное что есть, как кровь и желчь — сок принятой пищи: им и глаза, и щеки, и все прочее наполняется. Если размыслишь: что содержится внутри стройного носа и румяных щек? — тогда скажешь, что вся красота плоти то же, что приукрашенный гроб, исполненный внутри гнилостью».

Итак, зачем же любить красоту плоти, которая состоит из ничтожной влаги, и предавать бесценную душу в рабство ей? Не лучше ли, встречаясь с тем, что от земли взято и в землю пойдет, отвращать от этого взоры и видя не видеть, взирать без мысли и скорее пресекать опасное видение? Ибо что такое красота плоти? Это цветок, который утром зеленеет, а к вечеру засыхает (см. Пс. 89;6).

Как сребролюбие, по слову истины, есть корень всех зол (1 Тим. б;9), так и плотолюбие не иное что есть, как служение тлению и зловонию. Оттого-то и бесы любят плоть, особенно праздную, изнеженную, плоть сладострастную. Но разве нет, скажешь ты, удовольствия смотреть на красоту плоти? — Велико это удовольствие! Да и продолжительно ли оно? — Месяц, два, много если год; а далее? — от привычки к ней теряет она всю свою прелесть. Но что от пристрастия к внешней прелести происходит, то остается навсегда: неудовольствие, скука, озлобление, ослепление ума... Разве не видим, сколько таких, которые жили с красивыми женами, но жизнь свою окончили бедственно? И в самой лучшей красоте одна только наружность приманчива; а сущность не иное что, как тяжелое иго для сердца, вместе с которым входит в него пустота и великая бедность, великое лишение благ духовных. Некто, оплакивая бедствие, происходящее от красоты плоти, взывал: Ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей; я изнемог и сокрушен чрезмерно, кричу от терзания сердца моего (Пс. 37;8, 9). Но что является особенно бедственным, так это то, о чем сказано преподобным Симеоном Новым Богословом: «Всякое пристрастие истребляет воспламенившуюся теплоту сердца», — или, как преподобный Максим Исповедник утверждает: «Чей ум привязан к какой-либо вещи (или лицу), тот не любит Бога». Можно ли изобразить происходящее от сего зло, когда знаем наверно, что царство небесное уготовано только любящим Бога? — Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... царства Божия не наследуют (1 Кор. б;9, 10). И мы разве не помним, что должны будем дать отчет в словах и помышлениях наравне с делами? Ибо что говорит Господь: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5;28). Какое же прощение может быть тем, которые не страшатся слов Господних? Что скажут они в свое оправдание? — ничто; но с сильным воплем, скрежеща зубами, будут ввергнуты в геенну огненную, место вечных и неотвратимых мучений, как сказано: Да пойдут грешники во ад, все народы, забывающие Бога (Пс. 9;18).

Чтобы хранить глаза свои от воззрения на соблазнительные предметы, нужно смотреть более вниз, вспоминая слова, сказанные по указанию Божию преподобному Ефрему Сирину: «От земли взятый в землю и смотри». Также должно хранить слух свой от слышания нескромных речей, мирских песен, музыки, услаждающей и расслабляющей душевные чувства, ибо все это увлекает душу к нечистой любви и похоти плоти. Нужно весьма беречься знакомства и общения с женским полом; как воин, находящийся среди врагов, получает великое число ран, так и свободно общающийся с женами причиняет душе своей множество язв. Посему еще в Ветхом Завете было сказано: Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель (Сир. 9;10).

Весьма опасно для чистоты плоти чувство вкуса; потому отстраняться надо от услаждения пищей и питьем. Кто не замечал, какие гибельные происходят последствия от сладкопитания! — и вдову, невоздержно питающуюся, апостол не без причины называет заживо умершей (см. 1 Тим. 5;б). Оттого строгие хранители девства редко вкушали сладкую пищу, но больше питались хлебом с водой.

Чувство осязания хотя и реже подвергается искушению, но зато в высшей степени опасно для чистоты девства. Потому не только к другому полу берегись прикасаться, но удерживай руку от прикосновения и к своим членам, от чего возбуждается страсть.

Из всех телесных чувств обоняние представляет меньше соблазнов для целомудрия; однако удаляться надо и от благовонных мазей, приводящих душу в изнеженность и располагающих к сладострастию.

Сверх всего этого должно еще избегать нечистых мечтаний или воображений; от них подвергается человек душевному растлению гораздо более, чем при исполнении обоюдного долга в супружестве. Потому и апостол Павел говорит: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7;9).

Проводящим девственную жизнь неминуемо предстоит борьба с похотью плоти; а неискусному в борьбе угрожает падение и даже возможная смерть души. Ибо помышления плотские суть смерть, — говорит апостол Павел (Рим. 8;6); тем более грехи плотские есть смертные грехи. Оттого никакой блудник или нечистый... не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Еф. 5;5), — если он не раскается и не отвратится умом и сердцем от своего греха.

Борьба духа и плоти

Теперь постараемся узнать способ, как избавляться от плена греховного, побеждать скрывающееся в нас злое похотение. Кто не замечает в себе борьбы духа с плотью, вражды добра со злом? И кто не воздыхает иод игом, которое наложил Господь на всех сынов Адамовых? Апостол Павел говорит: В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7;23, 24), — от закона плоти, наносящего поражение и смерть душе? Поражается и смущается душа незаконным удовлетворением чрезмерных плотских желаний, нерадением и совершенным охлаждением к добродетели. Отсюда происходит непрерывное забвение Бога, которое и есть смерть души, ее томление и скорбь, сначала временная, а затем вечная. Кто хочет избегнуть этой смерти, тот должен как можно больше поучаться в законе Господнем и призывать Его на помощь. Откровение Господне есть свет духовный, просвещающий разум и изводящий душу из тени смертной (см. Мф. 4;16); а воспоминание Господа есть жизнь души или, что то же, непрестанная радость о Господе.

Надежда на помощь Божию и уничтожение гордости

Ничто так не делает душу слабой и нерадивой в деле спасения, как самолюбие и своеволие — родители и питатели страстей плотских; потому и должно отвергаться себя и насиловать, принуждать к добру. Труд и смирение потребны тому, кто хочет быть свободным от плена греховного; и Давид взывал: Посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои (Пс. 24; 18). В гордых сердцах царствует грех, а в смиренных пребывает благодать (см. Иак. 4;6; 1 Пет 5;5) — и царство злобы уничтожается. Сердце сокрушенное Бог восстанавливает в надежде и сознающего нищету и убогость своей души поднимает от гноища страстей; потому и не должно отчаиваться, когда видишь себя в душевном бедствии, погибающим от греховных ран. Или, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский: «чувство немощи употребляй не на то, чтобы унывать, но чтобы отвергать надежду на себя и молитвой о помощи переходить к надежде на Бога». Ибо Господь Свою спасительную силу всегда показывает в бессилии и слабости нашей: Сила Моя, — говорит Он, — совершается в немощи (2 Кор. 12;9).

«От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой» (антифон 4-го гласа), — поет Св. Церковь от лица спасаемых, освобождаемых от порабощения греху силой Божьей. Ибо долго не перестают бороть душу плотские страсти, пока совершенно не уверится человек, что не своей мудростью и старанием, но Божьей помощью и заступлением он освобождается от плена греховного. Если человек не будет на время оставлен и презрен Самим Богом, как бы совершенно порабощен закону греховному, действующему в членах его (см. Рим. 7;23), — так что ни от дел своих, ни от Бога не увидит себе помощи, — то и не познает себя, не сокрушится сердцем и не сочтет себя последнейшим, худшим из всех. В этом проявляется Божие промышление о спасаемых, чтобы смирить их и затем возвести на высоту бесстрастной, блаженной жизни. Для того и борют нас плотские страсти, чтобы мы познали свою немощь, как и Давид, говоривший: Избавь меня, ибо я беден и нищ (Пс. 108;22), — и чтобы полагали спасение в одном только Боге: Ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1;21). Потому невозможно иметь свободу от плотских желаний и быть чистым от страстных помышлений, покуда кто-либо надеется на самого себя. Но кто держится смирения, сокрушения и надежды на милость Божию, тот сподобляется части спасаемых и вменяется в числе праведных; и ему говорит Господь, как и апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей (2 Кор. 12;9). Я есть Господь Бог твой, милующий тебя и исцеляющий все недуги твои.

Не удивляйся, как чему-то странному, если увидишь себя бессильным в борьбе с греховными похотями, и не думай, что это случается с тобой одним: многие из святых то же самое терпели. Послушай, как сетует о несчастьях своих святитель Григорий Богослов: «О, душа моя, как ты греховна и достойна наказания! О, смертные, как суетна и уничиженна гордость наша! И легкий ветер уже колеблет нас. В человеке все непостоянно — как добро, так и зло: и то, и другое близко между собою. И злой не знает, каков конец его, и добрый не уверен, всегда ли будет добродетелен. Когда был я отроком, невинность мною руководствовала, целомудрие покоряло себе чувства мои и зажгло в сердце моем горячую любовь к Божественной премудрости. Но ныне, невзирая на приобретенные мной познания, невзирая на совершенный возраст мой, едва влачу ноги мои, как пьяный: враг тайно вкрадывается в сердце мое и похищает добрые намерения. Иногда дух мой воспаряет к Богу, а иногда свергается в бездну мира, столько ран нанесшего моей душе. Но хотя и господствует надо мною грех, хотя и потопляет меня враг в водах беззакония, однако вижу я состояние мое, знаю, кто я и куда бы желал взойти. Вижу глубину моего падения и всю бездну, в которую еще мог бы погрузиться».

«Когда же предаемся мы (Богом) неискусному уму, — говорит другой святой, преподобный Исаак Сирин, — и начинаем снова творить неподобное, то не будем нерадеть об исправлении жизни, ибо поползновение ко греху и у праведников бывает; но оставаться во грехе — это уже следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его заповедей покаянием, печаль о грехах вменяет нам вместо добродетели: такова Божия благость! Но кто в надежде на покаяние предается греху, тот Божью благодать обращает в потворство ко греху и, тяжко согрешая этим, не достигает того состояния, в котором мог бы очиститься от грехов; так и умирает грешником нераскаянным». Итак, не будем же нерадеть о своем спасении, не будем и отчаиваться в исправлении, в том и другом случае прилагая грехи ко грехам. Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал дозволения грешить (Сир. 15;20). Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1 Пет. 4;8) Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности (Сир. 18;27). Он обратится ко Господу всем сердцем и будет молиться пред лицем Его день и ночь, пока не пройдет беззаконие (Пс. 56;3); он будет жив, не умрет; ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему (Иез. 33; 15, 16).

Молитвенное обращение к Богу

«Везде ищу помощи, — так говорил о себе святитель Григорий Богослов, — и везде поражаемый, опять обращаю взоры мои к Тебе, Боже мой, Светильник душ наших, просвещающий чистые сердца и делающий человека причастником Божества! Умилосердись надо мной, укрепи меня прежде всего в надежде спасения; снабди елеем угасающий светильник в душе моей, да воссияет он новым блистанием, и да войду с ним в вечную жизнь. Избавь меня от скорби и введи в благотишие, ибо Ты уже укротил сердце мое печалию, как всадник укрощает буйного коня, скачущего по дебрям. Довольно искусил меня скорбию, в наказание за грехи мои, и уничижением моей гордыни: ибо нередко благость Твоя делает нас гордыми и надеющимися на себя. Сами бедствия мои могут послужить в научение добрым и худым людям, насколько ничтожна жизнь наша. Но это есть тайна, сокрытая в глубине Твоей премудрости; и потому добро ли, или зло служит в наставление нам, мы должны все принимать за благо, хотя и не можем проникнуть в причины всего случающегося с нами».— На это и Писание указывает: То, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния (2 Мак. 6;13), — ибо такие мучения служат их вразумлению, а не погибели.

Итак, по слову Господню: ^ Просите, и дано будет вам (Мф. 7;7), мы должны просить избавления от злого желания, которое тяготит нас, и не сомневаться в благом промысле Врача душ наших. Исцеляющий недуги душевные не исцеляет тебя от видимых зол, чтобы при внешнем исцелении не заразился ты внутри гордостью и самомнением, осуждением и презрением других, — чтобы вместо чаши спасения не подать тебе смертоносного яда. Но, будучи в недоумении, ты спрашиваешь: что же остается делать? — Терпеть, молиться и уповать на милость Божию; ибо сказано нам: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5;17); терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21;19). И пророк Давид вещает: Мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс. 26; 14). Ибо очи Господни обращены на ожидающих милости Его, чтобы защитить их. Всегда имей сердце алчущее и жаждущее жизни праведной и, по слову Господа, насытишься (см. Мф. 5;б), дождешься Божьей правды. Придет время, — Господь скажет: хочешь ли быть здоров? И ты, имея в себе благое желание, скажешь: хочу, Господи! (см. Ин. 5;6, 7). И Господь сотворит тебе по желанию твоему, — будешь ты целомудренным. Только не растравляй душевные свои раны, а тем более не нарушай своего девства, хотя бы помышления плотские весьма расслабляли твою душу. Помни, что живущие по плоти Богу угодить не могут, — что они о плотском помышляют и закону Божию не покоряются (Рим. 8;5-8). Тогда как соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6;17).

Воздержание в пище и питии

Если хочешь войти в радость Господа и жить вечно с Ним, то поревнуй апостолу Павлу, который говорит: ^ Усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9;27). Хотя воздержание от похоти плотской есть трудная добродетель, но все же возможна, и любителю своему доставляет неисчерпаемый источник утешений в Боге. Чтобы человек мог наслаждаться духовными благами, пусть постарается умертвить в себе желания грехолюбивой плоти, изнурить внешнего своего человека; а для сего пусть подражает преподобному Ефрему Сирину, говорившему: «Томлю томящего меня». Все подвижники, как говорит апостол Павел, воздерживаются от всего (1 Кор. 9;25); подражая им, и ты не только не ешь ничего такого, что утучняет тело, но и воды сверх меры не пей, чтобы не отяготить сердце и не устранить себя от подвига молитвы и бдения. Ибо молитвенное бдение искореняет плотские страсти, понуждает хранить чистоту девства, влагает в сердца надежду на Бога и любовь к Богу. «Любящий же Бога, — говорит преподобный Максим Исповедник, — поживет ангельским житием на земле в постах и бдениях, в молитвенном пении».

Удаление от зла

Прекрасным средством к соблюдению девства служит еще указание на порок сладострастия, совершаемый различным способом, — не одним совокуплением с чужою плотью, но и без нее. Не только погибает душа такого порочного человека, но и тело его лишается бодрости и силы, теряется у него память и добрый смысл, повреждается даже зрение его и слух от того действия, которое мерзостью является пред Богом и людьми. Зато ничем так не услаждается богопротивный дух, как этим мучительнейшим и тягчайшим для души грехом. И Дух Божий ни от кого так не отступает, как от блудодея и рукоблудника. Потому и сказано: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1;4). Таким образом, лишившись божественного разума, человек делается в чувствах своих подобным скоту, впадает во многие беззакония и вражеские сети, как слабоумный и бестолковый, и становится к благоугождению Богу совершенно неспособным. И верно сказано в Писании, что ни блудники, ни малакии царства Божия не наследуют (1 Кор. 6;9, 10).

Еще апостол Павел советует не сообщаться с блудником, как и с идолослужителем: с таким даже и не есть вместе (см. 1 Кор. 5;9, 11). Этому есть важная причина, понять ее можно из следующего примера. В Киево-Печерском монастыре, около 1140 года, жил иеромонах Онисифор, у него был духовный сын и друг его, один инок, по виду постник, но живущий в нечистоте. И это было скрыто от его духовного отца. Но вот, будучи здоровым, внезапно он умер — и никто не мог приблизиться к телу его по причине смрада, исходящего из него. Стоя вдали, едва совершили над ним обычное пение и, заткнув нос, отнесли и положили в пещере. Много раз был слышен крик, как если бы кого мучили. Преподобный Антоний явился Онисифору и грозно говорил: «Зачем ты положил здесь такого гнусного беззаконника? Он осквернил святое место».— На другую ночь инок Онисофор опять слышал: «Выбрось его скорее вон в пищу псам, он не достоин быть здесь».— Из сего можно видеть, насколько тайное беззаконие плотоугодника противно Богу и Его святым! Не только душа, но и мертвое тело блудника нестерпимо им. И справедливо говорит апостол Павел: Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. б;18).

Заключение

Надобно знать, что без Божией благодати никто чистоты девства сохранить не может; а она нерадивому не дается: нужно иметь горячую любовь к изучению Божией премудрости, умеренно пить и есть и тело утруждать бдением и молитвой. Без сего неминуемо предстоит борьба с похотью плоти, одоление и падение в греховную нечистоту. Святые замечали, что за гордость и осуждение других также попускается человеку терпеть нападение от накостника плоти; и что для охранения чистоты очень полезны частая исповедь и Причастие Тела и Крови Христовых.



Слово об авторе

Иеросхимонах Стефан (Куртеев) родился в 1830 г. в селе Филейки близ Вятки в благочестивой крестьянской семье. В святом Крещении ему было дано имя Симеон. С юных лет он имел горячее желание служить Богу, знал наизусть множество молитв, читал священные книги, часто бывал в храме.



По окончании гимназии родители отправили Симеона на учебу в Казань, а затем в Петербург, но мирская жизнь не привлекала его. И вот двадцатилетний юноша оставил мир, чтобы полностью посвятить себя Господу. Он жил в Соловецком монастыре, затем много странствовал, бывал в Сарове, в Глинской пустыни, в Крыму, на Святой Земле, дважды посещал Афон. Во время странствий Симеон вел аскетическую жизнь, терпел голод и холод, непрестанно молился. Возвращаясь, он жил в родном селе Филейки. Неподалеку от села, в лесу, он выкопал пещерку, где подвизался в уединении, молчании и молитве. Много времени он посвящал чтению духовной литературы.

Сельчане, не понимая высоких устремлений подвижника, считали его душевнобольным, презирали его, издевались над ним. Много скорбей и унижений пришлось вытерпеть Симеону. Между тем Господь по его молитвам совершал чудеса. Так, он молился всю ночь на 4 апреля 1866 года, произнося непрестанно: «Господи, спаси Царя!» После стало известно о покушении в этот день в Петербурге на Государя Александра II и о том, что стоявший рядом с террористом крестьянин оттолкнул стрелявшую руку, и покушение не удалось.

В другой раз в селе Филейки случился страшный пожар. Сгорело много домов, и лишь тот дом, где в ту ночь находился Симеон, остался нетронутым огнем. Он ходил по двору среди пламени с иконой Божией Матери, пел акафист, и искры чудесным образом пролетали мимо дома.

Со временем люди стали почитать Симеона за его праведную жизнь, незлобие и доброту. Когда стали открываться земские школы, сельчане упросили Симеона учить их детей грамоте. Симеон согласился, но учить стал не по мирским учебникам, а по священным книгам. Будучи человеком образованным, праведный Симеон решился наконец писать и собственные сочинения. Труды его на аскетические и нравственные темы были высоко оценены Вятским епископом Аполлосом, который уговорил подвижника принять монашеский постриг и священный сан.

Так исполнилась давняя мечта Симеона. В монашестве он получил имя Стефан, в честь святителя Стефана Великопермского, просветителя вятичей. Став иеромонахом, отец Стефан продолжал свои аскетические подвиги и служение людям в родном селе. Своими трудами он воздвиг церковь, основал скит. К старцу стала собираться братия. Через некоторое время скит был преобразован в мужскую общежительную Александровскую пустынь. 15 августа 1890 г., перед кончиной, о. Стефан принял великую схиму и мирно почил о Господе. Он был погребен в родном монастыре, рядом с Успенской церковью. На могилку его сразу после смерти стали постоянно приходить люди, они служили панихиды, обращались к старцу с просьбами и всегда получали просимое.

В советское время честные останки отца Стефана были перенесены на Филейское кладбище Вятки, а пустынька его была разорена. Богоборческие власти прилагали все усилия к тому, чтобы стереть память о подвижнике из людских сердец, но это им не удалось. Постоянно фиксируются чудеса, совершаемые по молитвам подвижника, в том числе многочисленные исцеления. В 1998 г. была чудесно обретена келейная икона о. Стефана — чудотворный образ святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей.

29 октября 2001 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил на основании фактов непрекращающегося народного почитания подвижника и чудотворений по его молитвам совершить прославление преподобного Стефана в лике местночтимых святых. 14 июля 2002 г. это прославление было совершено.

Преподобне отче Стефане,
моли Бога о нас!


 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconСергий Радонежский – игумен земли Русской
Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси....

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconИстории Русской Церкви (Граф М. В. Толстой)
Мтф. 5: 13. Именно поэтому в основу “Истории Русской Церкви,” подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского...

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconВселенской Православной Церкви Предисловие
Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге....

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconНастало время признать, что религиозная мотивация имеет право на...
Русской Православной Церкви по вопросам биометрии, этике внедрения новых технологий и информационно-телекоммуникационным способам...

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconПояснительная записка в настоящее время для Русской Православной...
Программа предназначена для слушателей первого года обучения катехизаторских курсов во имя священномученика Фаддея Тверского при...

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconЮрьевич миссионерская и духовно-просветительская деятельность русской...
Книга предназначена для исследователей истории Русской Церкви, студентов, аспирантов, а также всех читателей, проявляющих интерес...

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconБлагая весть газета православной общественности
Русской Православной Церкви. Так что никаких сенсаций в нашей деятельности и представляемых материалах не предвидится

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconРусской православной церкви
Рпц, как сказано в их преамбуле, являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, однако основное общественное...

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconДипломная работа на тему: эволюция института прокурорского надзора...
Эволюция института прокурорского надзора в синодальный период русской православной церкви

Одобрено Издательским Советом Русской Православной Церкви Преподобный Стефан Вятский Красота девства Как юноше содержать в чистоте путь свой iconЦерковь и государство в конце
Цель урока: помочь учащимся понять, как складывались взаимоотношения Русской православной церкви с Российским государством в XV xvi...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов