Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина




Скачать 38.51 Kb.
НазваниеТема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина
Дата публикации21.05.2015
Размер38.51 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Музыка > Урок
Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина.

Цель урока. Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств по­эта. Развивать высокие эстетические чувства учащихся, идеалы красоты и гармонии. Углубить представления о любовной лирике, психологизме пуш­кинских стихотворений.

Оборудование. Запись романса «Я помню чудное мгновенье» (муз.М.И.Глинки), «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Учитель.

- Тема сегодняшнего урока никого не может оставить равнодушным, потому что каждому человеку в своей жизни приходится испытать чувство любви, но далеко не каждый может рассказать о нем так, чтобы вызвать жи­вой отклик в душах многих поколений.

К сегодняшней встрече вы готовили чтение наизусть того пушкин­ского стихотворения о любви, которое более всего созвучно вашему на­строению, состоянию вашей души. Послушаем.

Ученики читают наизусть ст. «К*», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Мадона», «Для берегов Отчизны больной»

Учитель: Эти стихотворения объединяет преклонение перед жен­щиной, возлюбленной, чувство, помогающее ощутить полноту жизни. А ка­кое удивительное жизнелюбие, какой удивительно светлый, поистине мо-цартовский взгляд на мир. Наверное, не случайно сказано: «Вечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт», а о Пушкине мы говорим: «Солнце русской по­эзии». Попробуем убедиться в этом. Сейчас я прочитаю стихотворение Пушкина, которое называется «Признание», а затем послушаем отрывок из «Маленькой ночной серенады» Моцарта.

Чтение стихотворения, слушание отрывка. Вопрос: Что объединяет эти произведения? Ответ ученика

Учитель: Каждое стихотворение Пушкина - неповторимый мир, в каждом — свой эмоциональный колорит, свои оттенки развития чувства любви.

Задача урока - попытавшись проанализировать некоторые из прозвучавших здесь стихотворений, ответить на вопросы:

1. Как в стихотворениях Пушкина показано развитие чувства любви?

2. Какие свойства души поэта, его мировосприятия раскрывает каж­дое из них? (Вопросы заранее написаны на доске)

^ П. Анализ стихотворений (по хронологии их написания)

«Я помню чудное мгновенье».

Учитель: Написано в 1825 г., во время ссылки Пушкина в Михай-ловское и обращено к А.П.Керн, с которой в первый раз 20-летний поэт встретился в 1819 году на балу в Петербурге, а затем, живя в Михайлов­ском, совершенно неожиданно встретил ее у своих знакомых.

Анализ стихотворения.

М.И.Глинка написал музыку на эти стихи. И до сих пор это один из известных романсов в русской классической музыке. Прослушав романс, мы попытаемся ответить на вопрос: Как композиция обоих произведений, и по­этического, и музыкального, помогает понять основную мысль пушкинского стихотворения ?

(Слушание романса).

Ответ ученика: Стихотворение Пушкина воспевает любовь - самое чистое, светлое чувство. Пушкин утверждает, что жить без любви, без идеа­ла невозможно. Композиция стихотворения несложная: I часть - воспоми­нание о чудном мгновении, II часть - вычеркнутые из жизни «без божества» годы, III часть - пробуждение души.

В музыке романса звучат 2 темы: одна - жизнеутверждающая, свет­лая; другая - мрачная. Романс начинается первой темой, мелодия мягкая, повышающаяся к концу первой строфы. Конец звучит увереннее, человек отдается воспоминаниям и постепенно воодушевляется.

Вторая тема начинается со слов: Шли годы... Тема начинается вих­рем звуков. Кажется, она все разрушает, опустошает. Но вот возвращается бодрая, легкая, более уверенная мелодия, а в конце романса звучит призыв, утверждающий жизнь, любовь, вдохновение. И в музыке Глинки, и в стихо­творении Пушкина одна и та же мысль - любовь прекрасна!

Какие сквозные темы и образы проходят через все стихотворение? (Ответы учеников)

Какими поэтическими средствами удается Пушкину создать образ возлюбленной?

Обратим внимание на смысловую нагрузку слов (чудное, явилась, видение).

Продолжите этот ряд слов.

Учитель: Если по своему настроению это стихотворение напоминает фонтан, шумный, сверкающий, то 2 другие стихотворения совсем иные по своему настроению. Оба они написаны в 1829 г.

«Я вас любил...»

Об этом стихотворении часто говорят как о признании поэта в угаса­нии любви, невозможности возврата прежнего чувства, неизбежности рас­ставания.

Согласны ли вы с этим?

Как вы восприняли заключительную строку стихотворения?

«На холмах Грузии...» Найдите описание природы.

1) Какую роль играет пейзаж в стихотворении?

2) Какой смысл имеют оксюмороны?

Выводы: А теперь попытаемся ответить на главные вопросы урока. (Ответы учеников)

Любовь для Пушкина - это прекрасное, животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает душу по законам красоты и гармонии.

Домашнее задание:

стр.196-199

Письменная работа «Почему стихотворения Пушкина - классика русской поэзии»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина iconЛитература: 1 «Говорите мне о любви»
Обратиться к теме любви в творчестве А. С. Пушкина; рассмотреть развитие взаимоотношений поэта с А. П. Керн и историю создания стихотворения...

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина iconУрок литературы «Неповторимость индивидуального авторского стиля А. А. Фета». (10 класс)
Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад»

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина iconТема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели
Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина"

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина iconТема: «Любовная лирика Н. А. Некрасова» (Две любви Н. А. Некрасова)
Цели: внести дополнительные сведения в представление учащихся о личности Н. А. Некрасова

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина icon"Любовная лирика Ф. И. Тютчева"
Развивающая: развить умение анализировать лирические произведения и факты биографии поэта, способствовать освоению информационной...

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина icon«Безумная душа поэта еще любить осуждена» Любовная лирика Тютчева, Фета, Некрасова.
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой поэтов («денисьевский», «лазичевский», «панаевский» циклы). Показать своеобразие стиля...

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина iconИтоговый тест. Жизнь и творчество А. С. Пушкина 9 класс Лирика
Каких двух исторических личностей вспоминает А. С. Пушкин в стихотворении «К морю»?

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина iconУрок литературы с применением икт на тему "Любовная лирика С. А. Есенина". 11- класс
Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике...

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина iconТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А. Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)

Тема: «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика Пушкина iconТема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная...
Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов