Моу «Копанищенская сош»




НазваниеМоу «Копанищенская сош»
страница1/5
Дата публикации10.07.2016
Размер0.57 Mb.
ТипУрок
edushk.ru > Музыка > Урок
  1   2   3   4   5
Принципы развивающего обучения

на уроках искусства

Бабанина И. И.,

учитель музыки

МОУ «Копанищенская СОШ»
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия.

Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки.

Обновление содержания музыкального образования может идти разными путями, но реальные сдвиги будут зависеть от того, су­меет ли учитель по-новому организовать художественно-педагогический процесс на занятиях музыкой.

Сегодня почти каждый учитель знает: для развивающего характера любого образования необходимо, что­бы школьники усваивали знания и умения в форме развернутой учебной деятельности. Поэтому главной задачей на уроке является занятость детей и отвечает ли эта занятость понятию «деятельность» или это простая «учебная работа»?

Учебная деятельность по отношению к формам приоб­щения к музыке и к подлинным видам музыкальной деятель­ности нужна и действенна на уроках музыкального искусства.

Чтобы музыкальное образование стало действительно развива­ющим, надо добиться, чтобы деятельность школьников на уроках музыкального искусства осуществлялась как художественная по со­держанию и учебная по форме.

Такое становится возможным тогда, когда школьники воспро­изводят сами процесс рождения музыки — самостоятельно осуществ­ляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, кото­рые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное со­держание произведения, творческий замысел-автора (и исполни­теля).

Такое возможно и в том случае, если деятельность ребенка в искусстве выводится на уровень содержательных обобщении, т. е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства.

А для этого нужна проблематизация содер­жания образования — выведение детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного му­зыкально-художественного явления с позиций, которые мы назы­ваем общечеловеческими ценностями.

Стремясь реализовать задачи успешного обучения, урок музыки я строю на принципах развивающего обучения.

Применяя на уроках искусства этот принцип, решаю следующие задачи: личностно- ориентированный подход, развитие творческих способностей учащихся, повышение музыкально- творческой активности, а для этого использую как традиционные формы проведения уроков, так и нетрадиционные.

А) Одна из главных проблем музыкальной педагогики – как превратить урок музыки в урок искусства. Один из путей решения данной проблемы – эта разработка технологий, использование методов, адекватных закономерностям музыкального искусства. Потребность в использовании на уроках музыки новых технологий, особенно в средних и старших классах, очевидна.

Во-первых, новые педагогические технологии должны активизировать интерес к уроку музыки и занятиям музыкой; во-вторых, должны помочь учащимся определить свое отношение к окружающему миру, людям, к самому себе с позиций высокого искусства; в третьих данные технологии должны помочь музыкальному развитию школьников и становлению эстетической культуры, формированию способности наслаждаться высоко- художественным музыкальным искусством; в- четвертых использование новых подходов позволит активизировать музыкальное самообразование учащихся.

Сегодняшний урок музыки немыслим без интеграции с другими видами искусства: изобразительным искусством, литературой, формами театрального искусства. Очень важно на интегрированных уроках показать взаимосвязь музыки и живописи.

Интегративное музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира. Именно в интеграционном пространстве возможна творческая деятельность участников образовательного процесса- учителя и детей.

Главное для меня – человек, ученик, его душевное состояние, духовный мир, интерес ко всему окружающему.

Принося музыку на урок, вместе с учащимися разбираясь в ее тонкостях, открывая и удивляясь неизведанному, стараюсь пробудить желание, пробудить себя; разбудить стремление к познанию мира и себя через музыку.

^ Метод моделирования художественно- творческого процесса, представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и детерминированных творческих заданий, раскрывающих связи искусства с окружающим миром. Я считаю необходимым условием на уроке создание активного выражения себя в творчестве каждого ребенка, независимо от индивидуальных его возможностей. Первое— четко сформулированная учителем задача; вто­рой — постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи; третий — окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».

Для углубления понимания художественного образа – поэтического, музыкального, решая задачи осмысления понятий «прекрасного», «образа», я ввожу детей в мир мастера путем ролевых игр. Например, составление учащимися собственных сценариев на основе биографических данных мастеров, интересных событий, связанных с созданием того или иного шедевра. Дети с удовольствием выбирают полюбившийся им персонаж, готовят самостоятельно образно- художественный текст, действуя от имени этого персонажа. Найденный ими материал по биографии, творчеству композитора или художника собирается в папку. Такие виды работ позволяют учащимся в процессе общения с искусством почувствовать значимость творческого начала и желание реализовать собственный творческий потенциал.

^ Метод детского творчества дает возможность включать поисково- художественную практику учащихся в их познавательную деятельность.

Опыт работы показал, что очень результативным творческим методом является изображение музыки в рисунке. На уроках использую игровые приемы объяснения новых понятий, обмен впечатлениями о музыке в устной и письменных формах, коллективно и индивидуально, вокальное и инструментальное творческое музицирование, выполнение заданий поискового и творческого характера.

^ Игровые приемы объяснения новых понятий использую на разных этапах изучения темы. С первых уроков в 1 классе я говорю ребятам, что музыка живая, в ней бьется сердце. Музыка умеет говорить, у нее своя особенная речь, которую надо понимать. Во втором классе та же мысль находит воплощение на новом уровне: как все живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зернышка, прорастает, развивается, приобретает определенную форму, ей присущую… А раз музыка живая, к ней надо относиться, как к другу, надо уметь ее услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе.

В четвертом классе я часто цитирую «Маленького принца» Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце». Эти прекрасные глубокие слова многое дают ребятам в их осмыслении музыки и жизни.

Атмосфера прекрасного, волшебного, сказочного никогда не оставляет человека равнодушным, в любом возрасте в нем есть тяга к чему- то необычному, таинственному, романтичному.

От меня, личности учителя, от моего слова, умения интересно преподнести материал, зависит создание атмосферы увлеченности на уроке.

Большую помощь в осуществлении развивающего обучения и активизации интереса к уроку, является обучение с использованием информационно- коммуникационных технологий, электронного инструментария : синтезатора, компьютера. Использую в процессе музыкально- педагогической деятельности аранжировки песен, прослушивание музыкальных произведений с готовых аудионосителей (СД), просмотр видеофрагментов.

В этом помогают разработанные программы, которые рекомендованы к использованию на уроке музыки, выход в Интернет. Энциклопедические программы помогают найти сведения о композиторах и их произведениях, информацию в «Словаре музыкальных терминов». Ученики создают творческие проекты о композиторах, исторических направлениях в развитии музыкальной культуры и т. д. Возможности компьютерных средств обучения позволяют создать презентацию.

На уроках музыки и предмета «Искусство» «МХК», я применяю электронные ресурсы в виде материала на дисках к своему рассказу, а также фрагменты из экранной культуры.

Особое место в художественной культуре занимает кино, которое оказывает огромное влияние не только на другие виды искусства, но и на восприятие искусства вообще.

Одним из методов успешного обучения является групповая работа на уроках. Так, размышляя над построением занятия в 8 классе по теме «Роль русской народной песни в музыкальной драматургии оперы М Мусоргского «Борис Годунов», ребята готовят в группе и индивидуально материал исследования по этико-эстетическому образу произведения, исторической справке по творчеству и биографии изучаемого композитора или художника.

Каждый год происходят новые открытия среди детей. Как известно, что нет неталантливых детей, есть только неразбуженные дети, и моя задача, как руководителя вокального и хорового кружков, помочь каждому найти самого себя через переживания и перевоплощения, через образ роли.

Поэтому основная цель педагога как на уроке, так и во внеклассной работе – воспитать настоящего слушателя, понимающего музыку и искусство вообще, активную творческую личность, преобразующую окружающий мир.

Главное то, что метод моделирования художественно-твор­ческого процесса реализует востребованность детского творчества, что является непременным условием развивающего образования. Любая форма при­общения к искусству должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого понятия, являться деятельностью как таковой, а не работой по образцу.

Особенно эффективна в этом плане работа над программой индивидуального развития вокального исполнения для одаренных школьников. Ученики, посещающие вокальный и хоровой кружки, активнее на уроке при анализе и сравнении музыкальных произведений, обладают большим запасом терминов и аргументов, показывают элементы актерского мастерства. С большим удовольствием выступают в школьных концертах , на сцене сельского Дома Культуры, принимают участие в творческих вокальных конкурсах (например- районный конкурс юных вокалистов «Соловушка»), районных фестивалях детского творческого. В рамках НОУ «Лидер», которое работает в школе 4 года, творчески одаренные ученики занимаются исследовательской работой.

Ребенок, который не может утвердиться в точных науках, здесь себя чувствует личностью, тем, что он дарит окружающим радость.

Сегодня почти каждый учитель знает: для развивающего характера любого образования необходимо, что­бы школьники усваивали знания и умения в форме развернутой учебной деятельности.

Анализ успеваемости учащихся показал, что выбранные мною методы результативны. Учащиеся имеют интерес к предмету, нет удовлетворительных оценок.

Итогом развивающего музыкального образования должно стать представление учащихся о деятельности музыканта – композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека.
^ Дебаты – эффективное средство обучения

и развития учащихся

Богданова Л. А.,

учитель истории и обществознания

МОУ «Щученская СОШ»
В условиях современной России перед учителями стоит проблема не только заинтересовать учеников, передать им знания, но и научить пользоваться этими знаниями в жизни.

Одним из наиболее эффективных средств решения этой проблемы являются дебаты.

Дебаты представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты помогают формированию критическо­го мышления, навыков системного анализа, собственной позиции, ис­кусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необ­ходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономи­ки и демократического общества.

Всем известно, как русские люди (взрослые и особенно дети) любят спорить. Но наши обычные споры отличаются такими особенностями, как:

  • чрезмерная эмоциональность;

  • предъявление претензий оппоненту;

  • несосредоточенность (легко теряем нить спора);

  • абстрактность обсуждения (общие фразы, без конкретики, выхода в практическую деятельность);

  • бескомпромиссность;

  • нетерпимость к чужому мнению с переносом неприязни на человека-носителя другого мнения;

  • и др.

Все это используется на многочисленных телевизионных ток-шоу, где ошибочно споры называют дебатами.

На уроках культуры общения дети узнают о правилах ведения эффективного спора, которые обеспечивают возможность установить истину, добраться до решения вопроса

Дебаты, в отличие от спора «на установление истины» и спора «на победу», рассматриваются как публичное регламентированное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы (вызывающей всеобщий интерес, но не имеющей на данный момент однозначного решения) с целью формирования общественного мнения по этой проблеме.

Цель дебатов - найти, проанализировать и продемонстрировать оппонентам и аудитории как можно больше разных аргументов в поддержку своего тезиса.

Дебаты не призваны определить на месте, кто прав и как решить проблему (это не дискуссия), они должны дать возможность участникам и слушателям получить некоторые аргументы для дальнейшего обдумывания и принятия решения в будущем.

Для демократического общества публичные дебаты очень важны, поскольку они:

  • позволяют широким массам людей получить аргументы «за» и «против» по важным общественным вопросам;

  • учат людей толерантности - слушать и стараться понять другого человека,

  • учат общество аргументации и выработке суждений на основе аргументации,

  • учат людей коммуникативному этикету при обсуждении важных общественных проблем.

Для многих людей слово «дебаты» стало неразрывно связано с интересной и познавательной интеллектуальной игрой, представляющей собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.

^ Правила проведения дебатов. Выбирается проблема для дебатов, и на подготовительном этапе участники разбиваются на две группы. Каждая группа формулирует свой тезис, который она будет защищать, например, выбрана проблема: «Телевидение - добро или зло?». Одна команда формулирует тезис «Телевидение - это добро», другая - «Телевидение - это зло».

Тезисы не обязательно должны быть взаимоисключающими. Они могут просто раскрывать разные стороны проблемы, например: «Телевидение вредно для детей, но полезно для взрослых», «Телевидение помогает умным, но вредит глупым» и т.д. Важно, чтобы оба тезиса, сформулированные группами для защиты в ходе дебатов, были разными, раскрывали разные стороны избранной для обсуждения проблемы.

Определив тезис, каждая группа поддержки подбирает аргументы для его защиты, готовит выступления для капитана и члена команды и вопросы к оппонентам (то есть к другой команде).

На последнем этапе подготовки определяются члены команд, выбираются капитаны. Члены команды окончательно выбирают аргументы, распределяют их, обдумывают, что включить в выступление капитана, а что - в выступление члена команды, что вынести в заключительное слово.

^ Правила для участников дебатов

  1. Следить за дебатным тренером, строго укладываться в отведенный регламент.

2.В своем выступлении приводить больше аргументов в поддержку своей точки зрения, чем аргументов, показывающих слабость позиции оппонента.

3.Слушать, не перебивая. Не раздражаться, сохранять приветливость.

4.Нельзя использовать фразы Я не согласен, Вы не правы, Это неверно и подобные.

5.Не критиковать, вопросы задавать только на прояснение. Благодарить за ответ на каждый вопрос.

6.Аплодировать оппонентам.

7.После завершения дебатов все участники жмут друг другу руки.

Мои ученики в прошлом году участвовали в дебатах по проблеме «Всегда ли нужно говорить правду».

- Сама пешком тащусь, не за что подъехать.

- А мобильный телефон?

- Если был я бы позвонила, чтоб меня встретили.

Он отстал. А, если бы она сказала правду, лишилась бы и денег и телефона.

Использовали исторические события. Во время великой Отечественной войны наши солдаты, партизаны, разведчики, попадая в плен, под страшными пытками не говорили правды, чтобы не выдать своих.

Дебаты в учебном процессе могут использоваться в следующих формах:

  • как форма урока;

  • как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»;

  • как форма проверки полученных знаний и приобретенных навыков в обсуждении проблем.

Существует программа «Дебаты», реализуемая с 1993 года Институтом «Открытое общество».

В нашей школе дебаты активно используются в 10-11 классах на уроках обществознания. Например, по теме: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». Утверждающая команда доказывала этот тезис, а отрицающая сторона убеждала, что технический прогресс не ведет к гибели цивилизации, а способствует ее развитию «Может ли Россия быть хранительницей ядерных отходов?» На уроках истории: «Петровские реформы – прогрессивное явление в истории России», «Декабристы: политическое безрассудство или возможность перемен?» и другие.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Копанищенская сош» iconПриказ от 30. 12. 2010 г. №174
Моу «Тумская сош №3», моу «Тумская сош №46» и приказом управления образования и молодежной политики муниципального образования –...

Моу «Копанищенская сош» iconИсследование речи учащихся моу «Большегривская сош»
Иванская Юлия, Шпис Ольга моу «Большегривская сош», 10 класс, поселок Большегривский, Нововаршавский район, Омская область

Моу «Копанищенская сош» iconПубличный доклад директора моу сош №1 г. Моздока рсо-алания за 2008...
Общая характеристика моу сош №1 г. Моздока. Образовательная политика и управление школой

Моу «Копанищенская сош» iconАнализ работы моу сош №1 ст. Ясенской в 2005 -06 уч год
Моу сош №1 одна школа на территории Ясенского сельского поселения с 1966 года, помещена в Зх этажном здании в центре станицы. Является...

Моу «Копанищенская сош» iconПрограмма развития моу «Герасимовская сош»
Паспорт Программы развития моу «Герасимовская сош» Валуйского района Белгородской области

Моу «Копанищенская сош» iconПлан участия моу сош с Кишпек в реализации Регионального комплексного...
Моу сош с. Кишпек, родителей учащихся школы и общественности села от 12 марта 2008 года

Моу «Копанищенская сош» iconПубличный отчет моу сош №9 городского округа Кинель Самарской области...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 (моу сош №9) городского округа Кинель основано...

Моу «Копанищенская сош» iconПоложение о комиссии по профилактике коррупционных и иных правонарушений. I. Общие положения
Моу сарафоновская сош является общественным, постоянно действующим совещательным органом, для обеспечения взаимодействия органов...

Моу «Копанищенская сош» iconПоложение о защите персональных данных обучающихся и работников моу сош№3 с п. Н. Куркужин
Целью данного Положения является защита персональных данных сотрудников и учащихся моу сош№3 с п. Н. Куркужин, их родителей (законных...

Моу «Копанищенская сош» iconЭтапы реализации программы: Ориентировочный 2009-2010гг
Управляющим Советом моу сош №45 была утверждена программа развития моу сош №45 на 2009-2012 годы, целью которой является повышение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница