Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме




Скачать 445.22 Kb.
НазваниеОценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме
страница1/3
Дата публикации16.04.2016
Размер445.22 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Право > Документы
  1   2   3
Руководитель Кыргызского

отделения НИЦ МКУР

А.Рафиков
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ

КОМИССИИ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ (МКУР)

В ПЕРИОД ДО 1999 ГОДА
РЕЗЮМЕ

В бассейне Аральского моря и в целом в Центральной Азии созданы институты управления - МФСА, МКУР, МКВК, позволяющие эффективно решать социально-экономические и экологические проблемы и реально в оптимальные сроки разрабатывать и реализовывать намеченные пути и мероприятия по преодолению кризиса и достижению устойчивого развития.


  1. Сбалансированность взаимодействия и взаимосвязей Межгосударственных организаций и национальных государственных структур в странах Центральной Азии позволит создать условия, во-первых, высокой эффективности управления процессами природопользования, во-вторых, способствовать устойчивому развитию.




  1. В плане решения задач координации, связей с общественностью, подготовки общественного мнения, изучения состояния и перспективы охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, социально-экономических условий человека и общества и экологии значительное место отводится Межгосударственной Комиссии устойчивого развития, которая объединяет интересы около 90% структурных образований (министерства, ведомства, неправительственные организации) государств Центральной Азии и соответственно располагает огромным потенциалом специалистов.




  1. Для повышения эффективности деятельности МКУР необходимо внести коррективы и изменения в "Положения" МКУР и МКВК в разделы "права и обязанности" со следующей формулировкой:

  • первая, при утверждении Правлением МФСА решения о практическом выполнении мероприятий и действий по рекомендациям Комиссий, МКУР и МКВК наделяются полномочиями и правами контроля и принятия решений, являющихся обязательными для исполнительных органов в государствах Центральной Азии, участвующих в выполнении мероприятий,

  • вторая, для выполнения намеченных мероприятий и практических действий Комиссиями могут создаваться рабочие группы, управляющие агентства и другие институты управления с наделением соответствующих прав и обязанностей.




  1. Важнейшим фактором стабильности в деятельности МКУР и его подразделений является создание системы обеспеченности функционирования Секретариата и НИЦ финансовыми средствами и необходимым оборудованием.




  1. Большое значение для повышения эффективности МКУР будет иметь помощь и поддержка международных организаций, в частности ПРООН - в проведении семинаров-тренингов со специалистами Секретариата и НИЦ МКУР по различным направлениям деятельности: ознакомление с практикой деятельности международных организаций подобного типа, пользование компьютерами и сетью интернет, обучение методам составления заявок и предложений на разработку проектов, обучение финансовым правилам работы над проектами, контакты и взаимодействие с комиссиями и организациями, занимающимися проблемами устойчивого развития, принципы и методы устойчивого развития и т.д.


6. Необходимо создание условий тесного взаимодействия и сотрудничества МКУР с Исполкомом МФСА, подразделениями МКВК, а также координация действий с Национальными Комиссиями устойчивого развития и их подразделениями в государствах Центральной Азии. Важное значение следует придать практике представления отчетов и рассмотрения деятельности МКУР и МКВК на заседаниях правления МФСА. В развитие этого пункта необходимо ввести систему:

  • участие Председателя ИК МФСА или его представителя в заседаниях Комиссии с правом решающего голоса,

  • ИК МФСА организовывать технические комиссии и временные группы для изучения определенных вопросов, касающихся конкретных мероприятий и действий МКУР и МКВК,

  • обеспечивать и контролировать финансирование органов МКУР за счет взносов МФСА.

Повышению эффективности взаимодействия Комиссий будет способствовать практика вынесения на обсуждение заседаний этих комиссий вопросов и проблем, возникающих на национальном и региональном уровнях (национальные - на заседания МКУР, а региональные - на заседания Национальных Комиссий).
7. Необходимо решение Правления МФСА, во-первых, по наделению МКУР обязанностями по изданию журнала "Вестник Арала" или бюллетеня "Устойчивое развитие", во-вторых, о финансировании издания журнала в первые два-три года до создания условий самоокупаемости.

I. Анализ ранее принятых решений Глав государств и Правления МФСА по осуществлению деятельности МКУР и его подразделений и их исполнение за период, предшествовавший 1999 году.
Проблемы бассейна Аральского моря на настоящий период подробно рассмотрены и подвергнуты специалистами всестороннему анализу, выявлены причины возникновения этих проблем и определены истоки кризиса, поэтому нет необходимости анализировать их в данной записке. Следует однако отметить некоторые особенности возникновения проблемы, которые необходимы для проведения оценки деятельности МКУР. По заключению многих специалистов - главной причиной кризиса в бассейне явилась неэффективная, непродуманная во всех нюансах деятельность человека и общества за прошедший период по использованию природных ресурсов и их наиболее важной составляющей - водной. Практика показывает, что для удовлетворения социальных и экономических потребностей общества у природы из года в год в возрастающих объемах отнимались водные ресурсы, при этом их использование не подвергалось сколько-нибудь приемлемому анализу и обоснованию.

Абсолютно игнорировались требования на необходимость охраны окружающей среды, соблюдения экологии и учета влияния развития человека и общества на использование природных ресурсов.

К чести независимых государств - Президенты Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан решили компенсировать данный недостаток. На встрече в 1993 г. в г. Кзыл-Орда (Казахстан) ими было принято одно из первых региональных соглашений "О совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона", в котором было признано, что для решения общих для государств региона задач необходимо:

  • рационально использовать ограниченные земельно-водные ресурсы бассейна Аральского моря в целях обеспечения необходимого социально-экономического развития и благосостояния своих народов,

  • выработать и проводить в жизнь скоординированную стратегию социально-экономического развития, отвечающую требованиям экологической безопасности, проживающих в регионе народов,

  • восстановить равновесие нарушенных экосистем региона,

  • максимально содействовать проведению научных исследований, проектных и других видов разработок, направленных на решение возникших задач и т.д.


Этим же Соглашением было решено произвести совершенствование региональных институтов управления и к созданным ранее: Межгосударственной координационной водохозяйственной Комиссии (МКВК) и Фонду спасения Арала (МФСА) добавить Межгосударственный Совет по проблемам бассейна Аральского моря (МГСА) и Межгосударственную Комиссию по социально-экономическому развитию, научно-техническому и экологическому сотрудничеству. В дальнейшем - в 1995 г. на международной конференции по устойчивому развитию бассейна Аральского моря (г. Нукус, Республика Каракалпакстан), по решению Глав государств Центральной Азии, Межгосударственная Комиссия по социально-экономическому развитию, научно-техническому и экологическому сотрудничеству была переименована в Межгосударственную комиссию устойчивого развития (МКУР), а в 1997 г. на встрече Глав государств Центральной Азии по проблемам Аральского моря в г. Алматы (Казахстан) был упразднен МГСА и его полномочия переданы в МФСА.

Созданию Межгосударственной Комиссии устойчивого развития главы государств придавали большое значение, о чем свидетельствует порядок создания межгосударственных институтов в ст. 2 "Соглашений..." где на первом месте значится МГСА, на втором - МКУР и на третьем - МКВК. В тоже время механизму развития межгосударственных институтов были предоставлены естественные условия, т.е. созданным структурам была предоставлена самостоятельность в действиях и развитии.
В соответствии с Положением основными задачами деятельности МКУР являются:

  • разработка предложений по определению основных направлений развития бассейна Аральского моря и обеспечение необходимого уровня социально-экономического благополучия в регионе,

  • подготовка предложений по проблемам социально-экономического развития, создание нетрадиционных наукоемких, высокотехнологических, экологически безвредных и неводоемких производств, по ускорению реорганизации отраслевой структуры хозяйственного комплекса, обеспечению его интенсивными, экологически чистыми и водосберегающими технологиями,

  • выработка и осуществление мероприятий по ликвидации отрицательного влияния ухудшения природной среды Приаралья, улучшению санитарно-гигиенической и медико-биологической обстановки,

  • содействие проведению научных исследований, проектных и других видов разработок, направленных на экологическое оздоровление бассейна Аральского моря и Приаралья.


Как следует из задач, Комиссия была призвана своими предложениями и решениями определять направления социально-экономического развития региона, обеспечивать эффективность использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и определять экологически направленное развитие технологий и средств производства в хозяйственных комплексах. В соответствии с этим сложилась структура Комиссии, объединяющая интересы большей части отраслей хозяйственного комплекса государств региона, за исключением интересов мелиоративно-водохозяйственного комплекса, задачи и проблемы которого решались водохозяйственной координационной комиссией. По количественному составу МКУР достаточно многочисленна и состоит из 15 членов-представителей (по 3 представителя от каждого государства). Главой каждого представительства определен министр природоохранного ведомства (в Узбекистане - Председатель Госкомприроды, а в остальных государствах - Министры природоохранных министерств).

Оценивая текст Положения, описание целей, задач, прав и обязанностей МКУР, можно заметить, что в тексте нет упоминания и указания на устойчивое развитие государств и в целом бассейна Аральского моря. Данное обстоятельство сложилось ввиду того, что после переименования Комиссии не были внесены коррективы и изменения в тексты основополагающих документов МКУР и не пересмотрены функции подразделений Комиссии, что является некоторым упущением, т.к. определив главную направленность Комиссии на устойчивое развитие рейтинг функциональных обязанностей ее был значительно повышен, даже при условии рекомендательного статуса Комиссии, в силу того, что на МКУР была возложена моральная ответственность обозначать степень поддержки государствами региона и участие в мировых процессах определенных ООН как устойчивое развитие на нашей планете в 21 веке. От Комиссии устойчивого развития должны исходить рекомендательные решения для правления Фонда спасения Арала, глав пяти государств региона и их правительств по проведению оперативных мероприятий использования земельно-водных ресурсов, воздушного пространства, институционального развития, интеграционных процессов в Центральной Азии и т.д., способствующие устойчивому развитию региона. Безусловно задачи подобного характера накладывают на членов МКУР огромную ответственность, что соответственно повышает требования к их правам и обязанностям.

Следует, однако, констатировать, что бремя ответственности оказалось в некоторой степени непосильной для представительной Комиссии и главным фактором явилось отсутствие опыта принятия скоординированных решений, затрагивающих глубинные социально-экономические процессы государств Центральной Азии. Безусловно перед каждым из членов Комиссии стоят неизмеримо сложные задачи по сравнению с аналогичными перед представителями Межгосударственной водохозяйственной координационной комиссией, для которых принятие решений по оперативным действиям управления водными ресурсами более привычны и просты.

За весь период деятельности МКУР, начиная с первого заседания в декабре 1994 г. (г. Ташкент, Узбекистан), было проведено 5 заседаний: второе - в 1995 г. (г. Ашгабад, Туркменистан), третье - в 1996 г. (г. Бишкек, Кыргызская Республика), четвертое в 1996 г. (г. Алматы, Казахстан) и пятое в 1998 г. (г. Ташкент, Узбекистан), на которых были обсуждены проблемы предшествующих периодов, сформированы и утверждены программы работ на предстоящие периоды и приняты соответствующие решения, однако эти решения не были предметом дальнейшего рассмотрения и утверждения Межгосударственного Совета по проблемам бассейна Аральского моря (МГСА) или правления фонда спасения Арала (МФСА) и соответственно обязательного рассмотрения и выполнения на уровне исполнительных органов государств Центральной Азии. Таким образом принятые программы действий и важные для региона решения оставались на бумаге, не востребованные для практических действий, проигнорированные исполнительными органами и не доведенными до логического завершения.

Практически бездействовали исполнительные структуры МКУР - секретариат и научно-информационный центр, которые были созданы в 1995 г. с постоянным месторасположением в г.Ашгабад (Туркменистан). Секретариат, возглавляемый Аннаевым Б.А., в составе 5-ти человек действующего персонала, осуществил практические действия по организации заседаний Комиссии в 1996 г. и больше не работал. Научно-информационный центр (НИЦ), возглавлявшийся директором института пустынь, академиком Бабаевым А.Г., структурно размещался в следующих городах: дирекция из 8-ми человек - в г. Ашгабаде (Туркменистан) и филиалы по 3 человека в городах других (4-х) государств Центральной Азии (гг. Алматы, Бишкек, Душанбе и Ташкент). Действия НИЦ были очень пассивными, т.к. результаты выполненных работ в лучшем случае материализовывались в программы действий для рассмотрения на заседаниях МКУР, а в остальном оставались теоретическими предложениями в рамках выполняемых работ Института пустынь, не имевших практического регионального воплощения.

Объективным обстоятельством подобного положения является то, что деятельность секретариата и НИЦ осуществлялась без соответствующей оплаты труда, материального обеспечения и правового статуса по отношению к организациям и предприятиям - исполнителям в государствах региона, что не позволило этим организациям осуществлять свои обязанности с должной заинтересованностью. Только в 1998 г. было принято официальное решение Правлением МФСА (заседание 12 марта) о финансировании содержания НИЦ МКУР (8 человек дирекции и 12 человек в филиалах) из средств фонда спасения Арала, однако практически данное решение действует по филиалам Казахстана и Узбекистана,.

Оценивая изложенное, не следует однако констатировать негативные факты практической деятельности МКУР как не способность этой Комиссии к действию. На самом деле происходит эволюционный процесс становления принципиально нового института управления общественным развитием. Настоящий момент является периодом формирования и развития самосознания у директивных органов государств и в целом общества, переоценке ценностей общественного развития в направлении от экстенсивного использования природных ресурсов, в частности, земельно-водных, к интенсивным и достижения устойчивости всего процесса, хозяйствования, при которых приоритетными становятся деятельность социально-экономических отраслей и природоохранных государственных органов и ведомств.

В целом следует отметить, что в регионе создана организационная основа совместных действий по решению проблем социально-экономического развития и экологического обеспечения как Аральского региона, так и всей Центральной Азии, выложенная в логическую структурную цепочку, охватывающую все сферы развития общества и позволяющая по самым коротким линиям связи получить эффективную систему управления всем комплексом.
Управляющая система сложилась из следующих звеньев:

  1. Совет Глав государств Центральной Азии (с участием наблюдателя из Российской Федерации) - главное звено системы, осуществляющее самую оперативную связь региональных институтов управления с национальными - государств региона.

  2. Правление фонда спасения Арала - звено, осуществляющее рассмотрение проблем, выбор мероприятий и утверждение видов и направлений действий по решению региональных проблем.

  3. Межгосударственная Комиссия устойчивого развития - звено по обоснованию и разработке рекомендаций и предложений по оздоровлению и стабилизации социально-экологической обстановки и экологического развития региона, охватывающее все сферы общества.

  4. Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия - звено по координации оперативных действий управления водными ресурсами и мелиоративными мероприятиями для стабилизации одной из важнейших составных частей сферы водохозяйственной деятельности.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме iconПовестка дня Заседания Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию
Об образовании в г. Бишкек Промежуточного офиса по координации работ по устойчивому развитию горных территорий Центральной Азии Н....

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме iconОтчет о деятельности мкур за 2001 г
Укрепление структур, подчиненных мкур и взаимодействие с другими структурами мфса

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме iconРелигия и эволюция на распутье: конвергенция или дивергенция?
Заявление Международного Сообщества Бахаи на Всемирном Саммите по устойчивому развитию, Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа 2002...

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме iconРешение о Программе действий по развитию Содружества Независимых...
Утвердить Программу действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (прилагается)

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме iconРеспубликанская целевая программа развития профессионального образования...
Поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии...

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме iconЗаседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии....
Центральной Азии и Закавказье. 22-24 февраля 2002 года, г. Алматы, Республика Казахстан. Конференция по органическому земледелию...

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме iconОтчет ревизионной комиссии о финансовой деятельности тсж «Восток»
Рф и Уставом тсж, провела ревизию финансово-хозяйственной деятельности тсж за период с 1 января 2012 г по 31 декабря 2012г. (далее...

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме iconПлан работы территориальной избирательной комиссии Боковского района на I квартал 2013 года
О перераспределении обязанностей между членами территориальной избирательной комиссии на межвыборный период 2013 г

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме icon40 мероприятий прошли на платной основе. Все мероприятия посетило 44000
Вся работа ау «мкдц» за период 2013 года была подчинена развитию основных направлений деятельности учреждения, это: развитие самодеятельного...

Оценка деятельности межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (мкур) в период до 1999 года резюме icon4. Список литературы 18 Приложения 19 Эссе «Какова работа моей мечты?»...
А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов