Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы




НазваниеТрансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы
страница1/8
Дата публикации05.05.2016
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
edushk.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


И. Н. Гомеров,

профессор Новосибирского

национального исследовательского

государственного университета,

вице-президент Сибирской

Академии политических наук,

проф., д. полит. н.
Трансформация политической системы России:

актуальность, проблемы, перспективы

(Аналитический доклад. Новосибирск. 21.02.2012)
1. Трансформация политической системы: что это такое?
Проблемы, обсуждаемые сегодня в российском обществе, имеют множество измерений. Они могут быть рассмотрены с философских, исторических, социологических, экономических, юридических и других научных позиций, а также с позиции практиков-управленцев. Позвольте продолжить начатый разговор, рассмотрев ещё дну проблему – проблему трансформации политической системы России в контексте задач модернизации российского общества и государства.

Дело в том, что политическая система, как и любая другая открытая система, имеет свои «входы» и «выходы», испытывает воздействия внешней среды и сама воздействует на неё, обменивается с ней «массой» («веществом»), «энергией» и «информацией». Будучи элементом государства (государственной части общества), всякая политическая система испытывает воздействия его экономической, социальной и духовно-культурной сфер (подсистем), оказывает на них своё обратное воздействие и получает из них необходимые ей людские, финансовые, материально-вещественные, энергетические и информационные ресурсы. Поэтому политическая система России неразрывно связана с различными сферами российского общества и государства:

а) экономикой, существенным моментом которой является торговля (если раньше наша страна была самой читающей, то теперь – самой торгующей);

б) социумом (социальной сферой), в том числе с так называемым «гражданским обществом»;

в) духовно-культурной сферой (образованием, наукой, искусством).

Кроме того, поскольку в результате процессов глобализации всякое государство в той или иной мере связано с другими государствами, то их политические, экономические, социальные и духовно-культурные сферы (подсистемы) также взаимодействуют друг с другом. Поэтому политическая система России находится под определённым влиянием (и давлением!) других стран, в том числе под влиянием их политических систем, а нередко под срытым или неприкрытым воздействием соответствующих специальных служб, действующих через своих «агентов влияния» (рис. 1.1).


Государство (госуд. часть общества)

Экономика

Другие страны



Политическая система государства


Политическая

психология

Политическая

апатия


C'гв = (CП ↔ C'П)







(RП + OП)(Cп C'п)


Проблемы

Решения







(RW-U + OW-U)Cгв

+ OW-U(Cгв↔C'гв,C'п)



Решения

Проблемы








Институты ГВ + CГВ


Политическая

социализация

Политическая

культура




Ресурсы





Социум

Духовная сфера


Рис. 1.1. Модель политической системы
Политическая система, как правило, проходит следующие основные фазы развития своих состояний:

1) становление системы;

2) устойчивое равновесие и поступательная эволюция системы;

3) стагнация системы, сопровождающаяся кризисными явлениями;

4) состояние ситуационного кризиса, вызванное усложнением конкретных проблем внутренней или внешней политики, угрожающим стабильности системы;

5) общий кризис системы, выражающийся в её необратимой дестабилизации.

Трансформация политической системы предполагает изменение её основных элементов. В частности:

1) институтов (органов, учреждений, организаций) государственной власти (ГВ)1;

2) её индивидуальных и коллективных субъектов (CГВ),

осуществляющих властно-управленческую деятельность (RW-U);

3) их индивидуальных и коллективных контрсубъектов (C'ГВ = C'П), прежде всего граждан и образованных ими политических партий,

а) находящихся с субъектами государственной власти в определённых властно-управленческих отношениях (OW-U),

б) осуществляющих деятельность, направленную на формирование, сохранение, изменение, регулирование и/или использование этой власти для реализации их экономических, социальных, духовно-культурных, политических и иных интересов и решения возникающих у них проблем (в том числе по распределению имеющихся в данном государстве и обществе материальных и нематериальных ресурсов, благ), т. е. политическую деятельность (RП),

в) находящихся друг с другом и субъектами государственной власти в определённых (нередко противоречивых и конфликтных) отношениях, связанных с этой деятельностью, т. е. в политических отношениях (OП),

г) или находящихся в состоянии политической апатии (безразличия, бездеятельности, пассивного отношения к политической системе и происходящему в ней);

4) политической культуры – системы знаний, ценностных ориентиров (оценок) и норм (правил), моделирующих и регулирующих политическую деятельность и политические отношения субъектов и контрсубъектов политики1, а также правовой культуры, органически связанной с политической культурой и присущей российскому государству системы знаний, оценок и норм, моделирующих и регулирующих правовую деятельность и правовые отношения его членов, субъектов и контрсубъектов государственной власти, её органов, учреждений, организаций;

5) политической психологии субъектов и контрсубъектов политики, связанной механизмами политической социализации с политической культурой (рис. 1.1)2.

При этом необходимо учитывать, что процессы, происходящие в политической системе, – это процессы подготовки, принятия и реализации политических решений, направленных на разрешение существующих в обществе и государстве проблем путём формирования, сохранения, изменения, регулирования и использования субъектами и контрсубъектами политики государственной власти (рис. 1.1)1. Они органически связаны и в значительной мере определяются политическим режимом – способом, порядком функционирования политической системы в целом, т. е. способом, порядком (совокупностью приёмов, методов, средств) формирования, сохранения, изменения, регулирования и использования государственной власти субъектами и контрсубъектами политики в присущих им индивидуальных и коллективных (социально-групповых, классовых, этнических, общегражданских, общечеловеческих) экономических, социальных, духовно-культурных, политических и иных интересах2.

Политическую систему и способ, порядок её функционирования, т. е. политический режим, необходимо отличать от анархии3, от безвластия, хаоса, беспорядка, бессистемности. Существуют две основные формы политического режима: автократия4 (автократический, авторитарный режим) и демократия5 (демократический режим), которым противостоит анархия, отсутствие политического режима (рис. 1.2).
Автократия (букв. «самовластие»)
Анархия порядок («режим»)

(безвластие)

(беспорядок) Демократия (букв. «народовластие»)

(хаос)

Рис. 1.2. Анархия, политические системы и режимы
Анархия (беспорядок, хаос, бессистемность), разрушающая государственную власть и политическую систему, может со временем трансформироваться в порядок (систему), в том числе либо (чаще) в автократию, либо (реже) в демократию. Автократия может трансформироваться либо в анархию, либо в демократию через анархию, либо в демократию, минуя анархию. Демократия может трансформироваться либо в анархию, либо в автократию через анархию, либо в автократию, минуя анархию. В политической системе могут происходить как процессы демократизации – перехода от автократии к демократии и от менее развитой демократии к более развитой демократии, так и процессы автократизации – перехода от демократии к автократии и от более развитой демократии к менее развитой демократии.

Руководители Российской Федерации имеют о демократии и демократизации политической системы своё собственное представление. Они произносят необходимые и правильные слова, например, в выступлении президента Д. Медведева на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» в Ярославле 10 сентября 2010 года1 (фото 1.1), а также в выступлениях некоторых других его участников2.



Фото 1.1. Д. Медведев говорит о демократии в Ярославле 10.09.2010
С нашей точки зрения, демократия – это не средство, а ценность и цель сама по себе. Это есть такой способ обретения, удержания, преобразования, регулирования и использования государственной власти, вне которого российское общество и государство не имеют будущего, достойного большинства их членов. Демократия – это не только kratos (власть), но и demos (народ); это такой способ существования и функционирования политической системы, при котором не только народ является источником государственной власти, но и государственная власть является одним из источников блага народа, источником реализации экономических, социальных, политических, духовных интересов абсолютного большинства его членов. Высказывания (слова) и действия (дела) субъектов государственной власти должны, по меньшей мере, не вредить большинству народа. Не вредить! (Non nocere!) – гласит известное древнеримское изречение.

Демократия – это такой способ функционирования политической системы, который жизненно необходим для России, без которого невозможно её дальнейшее развитие и даже само существование. Её необходимо отличать от автократии, такого способа функционирования политической системы, который губителен для России. Различия между этими системами и соответствующими им политическими режимами могут быть определены по следующим критериям:

1. В какой мере (минимальной, низкой, средней, высокой, максимально высокой) политическая система и существующий политический режим способствуют развитию и реализации индивидуально-личностных и коллективных (социально-групповых, классовых, этнических, общегражданских, общечеловеческих) экономических, социальных, духовно-культурных, политических и иных интересов (потребностей) и возможностей (ресурсов, благ, способностей) членов соответствующего государства и общества (всех или большинства – демократия; меньшинства или немногих – автократия; при нищете и бедности большинства и чрезвычайно высоком богатстве немногих, полученного за счёт большинства, распределении ресурсов, благ в пользу немногих за счёт большинства, нет и не может быть демократии, а есть и возможна лишь автократия; «бедность является одной из главных угроз демократии», «очевидно, что бедный человек не может быть свободным» – Д. Медведев1), а также препятствует развитию и реализации их негативных, преступных (с точки зрения большинства данного общества) интересов и возможностей («защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ» – Д. Медведев; борьба с преступностью: если всех без исключения – демократия; если не всех, исключая некоторых, – автократия).

2. В какой мере (минимальной, низкой, средней, высокой, максимально высокой) политическая система и существующий политический режим способствуют установлению, реализации и оптимальному (гармоническому, сбалансированному) соотношению неполитических (экономических, социальных, духовных и иных) прав, свобод и обязанностей членов соответствующего государства и общества, а также формированию (развитию) у них гуманистической культуры (системы гуманистических ценностей, идеалов, норм, знаний) и психологии (всех или большинства – демократия; меньшинства или немногих – автократия; демократия предполагает «высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией» – Д. Медведев).

3. В какой мере (минимальной, низкой, средней, высокой, максимально высокой) политическая система и существующий политический режим способствуют установлению, реализации и оптимальному (гармоническому, сбалансированному) соотношению политических прав, свобод и обязанностей членов соответствующего государства и общества, их реального участия в политике – в формировании, сохранении, изменении, регулировании и использовании государственной власти (всех или большинства – демократия; меньшинства или немногих – автократия), в том числе:

а) участия в формировании органов государственной власти, в том числе
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconПрограмма факультатива разработана на основе Программы трудового обучения «Технология»
Актуальность проблемы школьного экономического образования обусловлена изменением в политической и экономической жизни России

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconВопросы к экзамену по курсу "мэо" для студентов 2 курса факультета мбда
Состояние, проблемы и перспективы развития отношений России и ес. 22. Состояние, проблемы и перспективы развития отношений России...

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconУправление образовательными системами тема 18
Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconМетодическая разработка правовой игры «Правовые знания и реальный мир»
Региональная научно -практическая Интернет-конференция» «Актуальность и перспективы внедрения дуальной системы обучения в по»

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconИсследование феномена политического насилия является одним из ключевых...
В-третьих, с проблемой предотвращения политического насилия связывается оценка способности и готовности существующей политической...

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconПрограмма дисциплины Политическая история России (факультатив) для...
Кроме того, возрождению политической истории в России способствовал отказ от телеологического видения исторического процесса в целом...

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Достижения и перспективы использования ит в исследовании проблемы присоединения народов кавказа в состав россии 13

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconКонституционное право государств Европы
Хаманева Н. Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития Новая Правовая культура,...

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы iconМ. К. Петров: понятие политической философии
Опубликовано в: Проблемы современной России. Социокультурный анализ. Ростов-на-Дону: Изд-во ргпу, 2005г

Трансформация политической системы России: актуальность, проблемы, перспективы icon«Судьба реформ и реформаторов в России»
Экономические проблемы, реформирование всех сторон социально-экономической, политической, социальной и культурной жизни страны, как...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница