Управление образовательными системами тема 18




Скачать 377.15 Kb.
НазваниеУправление образовательными системами тема 18
страница1/6
Дата публикации05.05.2016
Размер377.15 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Тема 18.

http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps18.html


  • 18.1. Исторический анализ развития образовательной системы в России

  • 18.2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути

  • 18.3. Управление образованием в России

  • 18.4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием

  • Список рекомендуемой литературы

  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
^

18.1. Исторический анализ развития образовательной системы в России


С 1991 года образовательная система России стоит на путях эволюционного развития имеющей главной целью - развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Основы были заложены в Государственной программе развития образования в России, разрабатываемой с 1992 года.
     Концептуальный уровень в проекте данной Программы отражали сформулированные стратегические цели и принципы развития. Так, среди целей в числе важнейших были:
     - повысить образовательный уровень населения России в среднем до 14,5 лет к 2006 году, предоставив каждому гражданину страны возможность интеллектуального, культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями;
     - обеспечить широту и качество образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики. Разработать многоуровневую систему высшего образования и начать ее реализовывать в 1992-1993 годах.

  • Были сформулированы шесть принципов, которыми следовало руководствоваться при движении к намеченным целям:

    • принцип саморазвития - децентрализация и демократизация управления, предоставление самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач;

    • принцип качества - обеспечение качества образовательных программ, путем сочетания в них ценности для общества и личности;

    • принцип разнообразия - обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям;

    • принцип единства - обеспечение преемственности в необходимой степени интеграции ступеней образования в рамках системы непрерывного образования;

    • принцип равенства - создание для всех граждан равных возможностей получения любого образования. реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования;

    • принцип эффективности - удовлетворение потребностей регионов, республик в высококвалифицированных трудовых ресурсах с наименьшими затратами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

  • Технологический уровень Программы также содержал конкретные меры, сроки их реализации и предполагаемые затраты. В числе мер технологического уровня предлагались такие, как:

    • расширение масштабов образования;

    • диверсификация образовательных программ высшей школы, создание трехуровневой системы высшего образования, предусматривающей различные по характеру и объемам образовательные и профессиональные программы;

    • фундаментализация образовательных программ как основы для подготовки специалистов широкого профиля;

    • построение схемы регионального управления высшего образования и функции каждого ее звена (вуза, региона, федерального центра);

    • создание механизма оценки вуза путем аттестации и аккредитации на базе государственных образовательных стандартов (ГОС);

    • кардинальное расширение самостоятельности вуза в академической, хозяйственной и других сферах.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что многие из предложенных новаций были впоследствии закреплены в Законе РФ "Об образовании", вышедшем в июне 1992 г.
     Данный документ и содержащиеся в нем концептуальные основы преобразуемой образовательной системы в России строго придерживались позиции уважения к традициям и завоеваниям отечественного образования.
     Принятый Закон провозгласил область образования приоритетной.
     Закон декларировал, что под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
     Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, а образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
     Были определены принципы государственной политики в области образования:
     1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
     2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
     3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
     4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
     5) свобода и плюрализм в образовании;
     6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

  • В данном Законе сформулировано понятие система образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

    • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

    • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

    • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.

  • Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

    • государственными;

    • муниципальными;

    • негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений:
     1. Дошкольные: ясли, детские сады.
     2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.
     3. Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования.
     4. Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.
     5. Учреждения дополнительного образования детей, музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества детей и юношества, станции юных техников и пр.
     6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома.
     7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

  • С учетом потребностей и возможностей личности используются различные формы получения образования:

    • В образовательном учреждении:

      • очные;

      • очно-заочные (вечерние);

      • заочные формы.

    • В форме семейного образования.

    • Самообразование.

    • Экстерн. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Вместе с тем, как свидетельствует исторический путь развития образования в 90-х годах, Программа-92 оказалась слишком оптимистичной. На многие ее проекты, такие, как создание национальной системы баз знаний, масштабная информатизация высшей школы и другие, не было выделено средств, и они не были выполнены в указанные сроки.
     Разработчики отечественной образовательной программы в середине 90-х годов настойчиво пытались воплотить в жизнь намеченные преобразования. Так, осенью 1994 года была создана и внесена Правительством Российской Федерации в качестве проекта на рассмотрение Государственной Думы Федеральная программа развития образования. Данный документ по сравнению с Программой-92 содержал большее число различных проектов, здесь более детально были проработаны и просчитаны необходимые затраты на его реализацию. В Федеральной программе 1994 года был усилен акцент на обеспечение соответствующих социально-экономических условий развития высшей школы, укрепление ее материальной базы и социально-культурной инфраструктуры. На первый план выдвигались проекты интеграции научных исследований и учебного процесса, развития дистанционных форм обучения, реализация инновационных и информационных технологий. Однако ни этот, ни скорректированный впоследствии (1997-1998 гг.) проект Федеральной программы развития образования не был рассмотрен Государственной Думой и практически не профинансирован.
     В качестве краткого итога рассмотрения исторического пути развития и создания системы образования в России необходимо отметить, что в 1994-1999 годах проектом Программы был предусмотрен переход к сбалансированному развитию системы образования в новых политических и социально-экономических условиях. Основные цели указанного этапа заключались в определении и осуществлении комплекса мер, направленных на сохранение системы образования, реализации программы структурно-содержательных преобразований, создании нормативной правовой базы, механизмов изменений и развития системы образования. На этой основе планировалось осуществить дальнейшее всестороннее развитие системы образования. Поставленные цели в полной мере не были реализованы в связи с трудностями экономического и организационного характера.

Проблемы для обсуждения:
1. Определите этапы реформирования образовательной системы в Российской Федерации.
2. Покажите значение преобразований в сфере образования для развития политических, экономических и иных институтов государства.
3. Дайте характеристику принципов развития образовательной системы в России.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление образовательными системами тема 18 iconМетодические указания для выполнения практических работ по дисциплине...
Управление техническими системами на автомобильном транспорте. Методические указания по выполнению практических работ / Е. А. Слепенко....

Управление образовательными системами тема 18 icon08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством: теория управления...
Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и...

Управление образовательными системами тема 18 icon1. Управление социально-экономическими системами (организациями)
Система совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, представляющих единое целое и образующих новое свойство

Управление образовательными системами тема 18 icon1. Промышленное производство пищевых продуктов и задачи управления
Суворкина А. Ф., Маклаков В. В., Ефимова Т. В. Управление техническими системами. Учебно-практическое пособие. – М., Мгуту, 2004

Управление образовательными системами тема 18 iconВопросы к дисциплине «Управление информационными системами»
Методики определения количественных соотношений между потреблением ресурсов, объемом видов деятельности и количеством получаемых...

Управление образовательными системами тема 18 iconПредоставление доу платных услуг с учетом последних изменений в законодательстве
Доу вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами...

Управление образовательными системами тема 18 iconВ соответствии со статьей 51 Федерального закона №273-фз «Об образовании...
Информация о проведении аттестации руководителей краевых государственных учреждений, подведомственных министерству образования и...

Управление образовательными системами тема 18 iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Управление образовательными системами тема 18 iconГ. Б. Добрецов управление государственными и
Тема №1. Управление государственными и муниципальными заказами в экономической системе РФ

Управление образовательными системами тема 18 iconПравила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации
Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница