Распоряжение




Скачать 432.53 Kb.
НазваниеРаспоряжение
страница1/4
Дата публикации20.05.2015
Размер432.53 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2001 г. № 1756-р

Москва
1. Одобрить подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года (далее именуется - Концепция).

2. Минобразованию России:

обеспечить доведение Концепции до федеральных органов исполнительной власти, органов, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных образовательных учреждений, педагогической общественности,

организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке мер государственной поддержки образования, а также при реализации федеральных и региональных программ развития образования.
Председатель Правительства

Российской Федерации М.Касьянов
КОНЦЕПЦИЯ

модернизации российского образования на период до 2010 года


  1. ^ Роль образования в развитии российского общества


Роль образования на современном этапе развития России определя­ется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вме­сте с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образо­вания способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модер­низация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной полити­ки в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об об­разовании". Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально- экономической политики Правительства Российской Федерации на долго­срочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации гене­ральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
^ 1.1. Российское образование и тенденции мирового развития
Образовательная политика России, отражая общенациональные ин­тересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учи­тывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливаю­щие необходимость существенных изменений в системе образования:

ускорение темпов развития общества, расширение возможностей по­литического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

переход к постиндустриальному, информационному обществу, зна­чительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в свя­зи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть ре­шены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

возрастание роли человеческого капитала, который в развитых стра­нах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою оче­редь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором со­хранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, об­разования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содруже­ства Независимых Государств, образовательная поддержка соотечествен­ников за рубежом.
^ 1.2. Новые социальные требования к системе

российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, форми­рования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрыв­ной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспо­собности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факто­ров национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряжен­ности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе пред­стоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского, и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохра­нении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного разви­тия российского общества - общества с высоким уровнем жизни, граждан­ско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необ­ходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также явля­ется формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наи­более одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны госу­дарства система образования должна обеспечить эффективное использова­ние своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, фи­нансовых.
^ 1.3. Состояние российской системы образования

и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобра­зования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие много­национальной российской школы и негосударственного сектора образова­ния. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Рос­сийской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существен­но затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из об­разования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значи­тельной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники уч­реждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономи­ческого расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависи­мости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опере­жающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и ор­ганизации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на об­разование, существенное увеличение заработной платы работникам обра­зования и усиление стимулирования качества и результативности педаго­гического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образо­вания для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модер­низированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, на­правив их непосредственно в учебные заведения.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент уча­щихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образова­нием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современ­ного качества работы образовательных учреждений и организаций, незави­симо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе пер­спективных потребностей рынков труда.

^ 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный про­ект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а пото­му определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образователь­ного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма ус­тойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

обеспечение государственных гарантий доступности и равных воз­можностей получения полноценного образования;

достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

формирование в системе образования нормативно-правовых и орга­низационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами об­разовательной политики и повышения роли всех участников образователь­ного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного уч­реждения.

Основой современной образовательной политики государства явля­ется социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохра­нения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.


  1. Приоритеты образовательной политики


^ 2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической си­туации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правитель­ство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государст­венного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Феде­рации;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государст­венными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обу­чающегося в образовательном процессе, его психологическую и физиче­скую безопасность;

социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психо­логических);

бесплатного пользования учащимися и студентами фондами госу­дарственных, муниципальных и учебных библиотек.

Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государ­ством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стан­дартам.

Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на по­лучение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов экспери­мента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предлагающим наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные программы повышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требования к приему.

Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован ком­плекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образо­вания на всех его ступенях. В числе этих мер:

разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муници­пальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и придания им статуса государственных образовательных уч­реждений;

введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите. Это обеспе­чит им доступность дополнительных образовательных услуг и возмож­ность обучения в учреждениях образования, реализующих программы по­вышенного уровня;

создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспечен­ных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; необходи­мо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специально­стям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства;

нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение за­щиты прав потребителей платных образовательных услуг;

последовательное увеличение суммарном величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума;

стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.

Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурс­ной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставле­нии на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессиональ­ного образования для реализации ими права на поступление в учебные за­ведения соответственно среднего или высшего профессионального образо­вания.

Важной организационно-педагогической мерой будет восстановле­ние на современной технической основе учета детей школьного возраста и создание государственно-общественной системы обеспечения обязатель­ного основного общего образования, мониторинга его реализации.

Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в по­лучении качественного общего образования будут осуществлены специ­альные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обес­печены медико-психологическим сопровождением и специальными усло­виями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показа­ний - в специальных школах и школах-интернатах.

Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспече­ны обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровож­дением.

Правительство Российской Федерации планирует осуществить ком­плексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворов­ских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

создание специализированных консультативных подростковых цен­тров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;

подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подро­стков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится дет­ская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и ме­стного самоуправления, органами управления образованием и образова­тельными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Распоряжение icon27 декабря 2005 г. Президиум ран издал распоряжение №10103-1089 о подготовке
Президиум ран издал распоряжение №10103-1089 о подготовке плана мероприятий ран на 2006 год по реализации

Распоряжение iconПриказ (распоряжение) о досрочном снятии дисциплинарного взыскания

Распоряжение iconПриказ (распоряжение) о приеме на работу Номер документа Дата

Распоряжение iconРаспоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. №2516-р о концепции...
Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. №2516-р о концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных...

Распоряжение iconПрика з
Объявляю распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г n 1756-р

Распоряжение iconРаспоряжение
Во исполнении распоряжения от 23. 06. 2008 №155-р «О типовой форме должностной инструкции муниципального служащего»

Распоряжение iconРаспоряжение
Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 годы

Распоряжение iconРаспоряжение
Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

Распоряжение iconРаспоряжение
Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Распоряжение iconРаспоряжение
Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012 2017 годы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов