Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 466.88 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации10.06.2015
Размер466.88 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100



Москва - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт Государственного управления и права

Кафедра государственного управления и политических технологий

У т в е р ж д а ю

проректор по организации

методической и учебно-воспитательной работы
(ученое звание, инициалы, фамилия)

__________________20_г.

^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Исследование социально-экономических и политических процессов»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100



Москва – 2012

УДК

Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Для бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 081100 / Сост. Н.В.Блинова. М.: ГУУ, 2012.




С О С Т А В И Т Е Л Ь:

кандидат политических наук, доцент

Н.В.Блинова

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой

государственного управления и политических технологий,

доктор исторических наук, профессор

Н.А.Омельченко

О Б С У Ж Д Е Н А

на заседании кафедры

государственного управления и политических технологий

Протокол от 22 декабря 2011г. № 6

О Б С У Ж Д Е Н А И О Д О Б Р Е Н А

на заседании методического совета Института

Государственного и муниципального управления

Протокол от 12 января 2012г. № 1

^

ãН.В. Блинова, 2012


ãФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
Цель учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» является формирование у бакалавров системного представления о методологии и технологиях исследования социально-экономических и политических процессов (далее - СЭПП) и явлений в современной науке, а также выработка у обучающихся способности выбирать и использовать технологии и методики исследования, адекватные объектам государственно – политической и управленческой практики.

^ Основные задачи учебной дисциплины:

- раскрыть студентам теоретические подходы осмысления СЭПП;

- сформировать у бакалавров навыки научного анализа: международной и государственной политики (а), политической системы государства, ее компонентов и процессов (б), публичной сферы (в), социально-экономических процессов и явлений (г);

- обучить бакалавров прикладным методам и технологиям исследования СЭПП, которые активно используются в современной управленческой практике.
^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Исследование социально-экономических и политических процессов» относится к профессиональному циклу дисциплин ООП бакалавриата (Б3) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» и ориентирована на повышение профессиональной составляющей при подготовке бакалавров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, таких как: «История», «Социология», «Философия», «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Политология», «История мировых цивилизаций», «Государственное регулирование экономики», дисциплин математического и естественно-научного цикла бакалавриата, таких как: «Математика», «Информационные технологии в управлении», «Статистика», «Логика», «Основы математического моделирования социально-экономических процессов», а также таких профессиональных дисциплин, как: «Государствоведение», «Социология управления», «История государственного управления». Приобретенные в результате освоения указанных дисциплин знания закономерностей и этапов социального, исторического и экономического процессов, основных философских понятий и категорий, терминов и моделей микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики, основ экономико-математического анализа и моделирования, а также владение математическими, статистическими и количественными методами решения типовых управленческих задач, обеспечивают фундаментальную подготовленность обучающихся для освоения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Основы государственного и муниципального управления», «Принятие и исполнение государственных решений», «Государственная и муниципальная служба», «Этика государственной и муниципальной службы», «Политический менеджмент», «Стратегическое управление», «Государственное управление в зарубежных странах», «Теория и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества», «Политические элиты и политическое лидерство в современной России», «Политическое развитие и политическая модернизация».
^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

    Наименование компетенции

    Код компетенции

знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

    ОК-4

    умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей

    ОК-14

владеет навыками самостоятельной, творческой работы; умеет организовать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации

    ОК-16

способен анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой

    ПК-20

умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций

    ПК-24

умеет моделировать административные процессы и процедуры в органах власти

ПК-25

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

  • категориальный аппарат курса;

  • основы методологии изучения СЭПП;

  • содержание общенаучных и конкретно-прикладных методов исследования СЭПП;

  • сущность, принципы, способы и диапазон применимости приемов и технологий научного исследования политических и социально-экономических институтов, явлений, отношений;

  • основные этапы прикладных исследований СЭПП и их содержание;

  • сущность и сферу применения основных приемов моделирования СЭПП.

Уметь:

- осуществлять эффективный поиск релевантной информации о СЭПП и профессионально работать с научными и методическими источниками;

- выявлять закономерности и частности в ходе научного осмысления зарубежных и отечественных явлений, отношений и процессов в политической и социально-экономической сфере;

- адекватно применять методы, методики и технологии научного исследования к объектам социально-экономической и политической реальности;

- делать адекватные выводы по результатам научного анализа СЭПП и на их основе принимать осознанные управленческие решения.

Владеть:

  • навыками научного исследования СЭПП;

  • методиками и технологиями формулирования и проверки научной теории, сбора и обработки информации о СЭПП, осмысления и интерпретации результатов исследования, моделирования СЭПП;

  • навыками работы с нормативно-правовыми, статистическими, публицистическими и иными источниками информации о состоянии объектов социально-экономической и политической сферы.


^ 4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения дисциплины, её онтологические и гносеологические стороны.

Суть научного подхода к действительности. Различия в методах естественных и гуманитарных наук. Общее и особенное в соотношении есте­ственных, социальных и исторических дисциплин. Теоретический и прикладной уровень дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов». Единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов.

Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», ее онтологическая и гносеологическая стороны.
Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные задачи дисциплины?

  2. В чем заключается сущность научного подхода к изучению действительности?

  3. Что является объектом и предметом изучаемой дисциплины?

  4. Как проявляется единство теоретической и социальной направленности исследований социально-экономических и политических процессов?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю.В.Вертакова, О.В.Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е.П.Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/
Раздел 1. Методологические аспекты исследования социально-экономических и политических процессов.

^ Тема 2. Сущность и содержание социально-экономических и политических процессов.

Понятия «процесс», «социальный процесс», «социально-экономический процесс», «экономический процесс», «политический процесс». Их виды и типы. Классификация общественных процессов. Структура социально-экономических и политических процессов.

Методика социально-экономической структуризации современного общества. Уровень и качество жизни как интергальные индикаторы социально-экономического благополучия. Международная и российская методики измерения уровня жизни населения.

Уровень занятости или безработицы, уровень доходов, обеспеченность жильем и собственностью, качество услуг. Качество жизни и его составляющие: продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, уровень образования, культурный и интеллектуальный потенциал, среда обитания.

Средний класс и проблемы его самоидентификации и существования в современной России.

Проблема коррупции.

^ Контрольные вопросы:

  1. Приведите примеры процессов и явлений. В чем отличия?

  2. Приведите примеры социально-экономических и политических процессов. Как производится классификация общественных процессов?

  3. Какие типы и виды социально-экономических и политических процессов вы знаете?

  4. Какие социально-экономические и политические процессы, протекающие в современном обществе вы можете назвать?

Рекомендуемая литература:

1) Лаврененко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов / - М., 2004. – 189 с.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Категории политической науки. Учебник / авт. конц. А.Ю. Мельвиль. - М.: РОССПЭН, 2004. – 344 с.

5) Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. – 145 с.

6) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/
^ Тема 3. Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов.

Понятие системы. Сущность системного подхода к исследованию социально-экономических и политических процессов. Деятельностный подход. Базовая модель активной системы. Внешняя среда и взаимодействие с ней активной системы. Модели жизненного цикла. Метод моделирования. Метод декомпозиции. Базовый конфигуратор представлений (функциональное, морфологическое, процессное). Категория «механизм» как причинно-следственная модель протекания (развития) социально-экономических и политических процессов. Логические основы системного анализа (характеристики, принципы и свойства).

Система управления. Системный подход к исследованиям в области управления. Последовательность этапов системного анализа.

Прикладное использование системной методо­логии к решению проблем управления: дерево целей, дерево решений, методика ПАТТЕРН, методика PERT (Program Evaluation and Review Technique). Имитационные модели для исследования динамики ресурсных потоков в сложных системах.

Контрольные вопросы:

  1. В каких случаях использование системного подхода является наиболее целесообразным?

  2. Опишите базовую модель активной системы.

  3. В чем заключается метод моделирования?

  4. Приведите примеры из практики управления, где используется системный подход.

  5. Назовите основные этапы системного анализа.

  6. Как построить дерево целей?

Рекомендуемая литература:

1) Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебно-методическое пособие. Издание второе, стереотипное / Под общ. ред. А.Н. Данчула. – М.: Изд-во РАГС, 2009.

2) Вертакова, Ю. В.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Вертакова , О. В. Согачева - М. : КНОРУС , 2009. - 256 с. : табл.

3) Тавокин, Е. П.Исследование социально-экономических и политических процессов : учеб. пособие / Е. П. Тавокин - М. : ИНФРА-М , 2008. - 188 с. : рис. - Высшее образование )

4) Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.

5) Официальный веб-сайт ежемесячного научного и общественно-политического журнала РАН «Социологические Исследования» http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm/
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цели и задачи дисциплины «имиджелогия и управленческие навыки эффективного руководителя»

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Рабочая программа дисциплины «Основные научные школы и доктрины в мировой политической науке» для аспирантов по специальности

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Задача отечественной истории поиск и оценка исторических источников, изучение и анализ всей совокупности фактов и явлений общественной...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconВопросы по дисциплине «мсфо»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины «культурология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины «культурология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цель учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» дать будущим бакалаврам совокупность теоретических и практических знаний в области...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экономика железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов