Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации15.08.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5   6



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История государственного управления»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100




Москва - 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт Государственного управления и права

Кафедра государственного управления и политических технологий


У т в е р ж д а ю

проректор по организации

методической и учебно-воспитательной работы
(ученое звание, инициалы, фамилия)

__________________20_г.
^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История государственного управления»

для бакалавров по направлению подготовки

«Государственное и муниципальное управление» - 081100



Москва – 2012

УДК

Программа учебной дисциплины «История государственного управления». Для бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 081100 / Сост. Н.А.Омельченко. М.: ГУУ, 2012.




С О С Т А В И Т Е Л Ь:

доктор исторических наук, профессор

Н.А. Омельченко

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой

государственного управления и политических технологий,

доктор исторических наук, профессор

Н.А.Омельченко


О Б С У Ж Д Е Н А

на заседании кафедры

государственного управления и политических технологий

Протокол от 22 декабря 2011г. № 6

О Б С У Ж Д Е Н А И О Д О Б Р Е Н А

на заседании методического совета Института

Государственного и муниципального управления

Протокол от 12 января 2012г. № 1
^

ãН.А. Омельченко, 2012


ãФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2012
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Цель учебной дисциплины «История государственного управления» - сформировать у студентов целостное представление об истории и эволюции государственного управления в России с учетом особенностей политической культуры российского общества и национальных моделей власти и управления;

^ Основные задачи учебной дисциплины:

- осмыслить историю российской государственности в контексте цивилизационного метода исторического познания и на этой основе уяснить общие закономерности и национальные особенности процесса рационализации государственного управления;

- развить у будущих бакалавров творческое отношение к освоению исторического опыта и умения использовать его в современных условиях;

- сформировать у обучающихся развитый понятийный аппарат, знания новых концептуальных подходов к осмыслению истории государственного управления в России.
^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ» В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «История государственного управления» относится к базовой части профессионального цикла ООП бакалавриата (Б.3.) и ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке бакалавров. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, таких как: «Отечественная история», «Социология», «Политология», «Государствоведение», «Теория управления», «Геополитика». Набор входящих знаний и умений, состоящих в понимании основных закономерностей и особенностей исторического процесса, политических институтов, процессов и технологий, основ права, социологии и теории управления, обеспечивают требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «История государственного управления».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Политическое управление», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Этика государственной и муниципальной службы».
^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    Код компетенции

    Наименование компетенции

(ОК-1)

    стремление работать на благо общества

(ОК-4)

    знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

(ОК-5)

    понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности

(ОК-13)

    способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня

(ОК-16)

    владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации

(ПК-1)

    знание основных этапов эволюции управленческой мысли

(ПК-16)

    умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции

(ПК-21)

знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства;

  • основные тенденции развития государственного и муниципального управления;

  • основные принципы функционирования местной власти;

  • особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в современной России.

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

  • анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления;

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Владеть:

  • навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

  • навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам государственного и муниципального управления;

  • качественными и количественными методами социологических исследований.

^ 4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в учебный курс. Научные основы, цели и задачи изучения исто­рии государственного управления.

Предмет, цели и задачи курса. Место курса в системе гуманитар­ной подготовки специалистов по управлению. Структура курса, про­блемно-хронологический принцип его построения. Источники и литера­тура.

Историко-социологическая и историко-правовая трактовка госу­дарственного управления. Проблема исторической типологии организа­ции и управления обществом. М.Вебер и его характеристика традицион­ного, харизматического и рационального типов политического господства и управления. Закономерности социально-политической модернизации общества и преемственность национальных типов государственного управления.

Рекомендуемая литература:

    1. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2011. – 464с.

    2. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления России. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 480 с.

    3. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 607с.


Раздел 1. Теоретические и концептуальные проблемы истории государственного управления в России

Тема 2. Государственное управление и политическая культура об­щества: общее и особенное в формировании традиционных основ политической культуры России и национальных моделей власти и управления

Понятие «политическая культура» и ее место в системе власти и управления. Особенности политической культуры стран Запада и Востока, их влияние на характер государственной власти и управления. Традиционные основы политической культуры России. «Дискрет­ность» (прерывистость) исторического развития и устойчивость базовых традиционных ценностей как основные отличительные черты российской цивилизации. Факторы «догоняющего» (мобилизационного) типа соци­ально-экономического развития и национальные особенности модерни­зации общества. Этатизм и патернализм в политической культуре России. Специфика восприятия легитимности государственной власти. Российская бюрократия: особенности формирования и эволюции. Традиционные основы российской государственной службы.

^ Контрольные вопросы:

1. Какое место принадлежит политической культуре в государственно-политическом развитии общества?

2. Дайте характеристику традиционных основ политической культуры России и их влияния на характер государственной власти и управления.

3. Как отразился этатистский и патерналистский характер властных отношений в российском обществе на эволюции государственной власти и управления.

4. В чем состоит специфика отношения русского народа к государству?
Основная литература:

  1. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2011. – 464с.

  2. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления России. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 480 с.

  3. Буренко В.И., Меркулов В.В., Пеньковский Д.Д., Раков Л.Е. Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российского общества. М., 2003. - 485с.

Дополнительная литература:

  1. Омельченко Н.А. Электронный учебник. CD История государственного управления в России. М.: КноРус, 2010.

  2. Политическая культура: теории и национальные модели / Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др. М.: Интерпракс, 1994. - 485с.

  3. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

  4. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

  5. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm


^ Тема 3. Историческая типология власти и управления в России и нацио­нальные особенности модернизации общества. Реформы и контрре­формы в истории России

Значение исторической типологии организации и управления обществом для изучения истории государственного управления в России. Макс Ве­бер о двух типах патриархального управления в традиционных общест­вах.

Современная теория модернизации об объективной необходимо­сти совершенствования и обновления политической системы общества как гарантии его политической стабильности. Проблема управления мо­дернизационными процессами. Либеральная и консервативная модели политической модернизации. Типы модернизаций.

Реформы в истории России. Национальные особенности реформаторских процессов в усло­виях «вторичной» модернизации. Причины неудач политических модер­низаций в России. Бюрократия и реформы. Реформы и мас­совая психология. Традиции и модернизация: особенности реформатор­ских процессов в России в новое время (XVIII – начало ХХ вв.). Реформы и контрреформы в истории России. Проблемы и противоречия политической модернизации в со­временной России.

^ Контрольные вопросы:

1. Какое место занимают реформы в общественном развитии и почему реформы предпочтительнее революции?

2. Дайте характеристику современных теорий модернизации и покажите основное различие между либеральным и консервативным подходами к трактовке политической модернизации.

3. В чем, на ваш взгляд, состоит проблема управления модернизационными процессами?

4. Дайте характеристику основных кризисов модернизации и приведите примеры из различных периодов истории России.
Основная литература:

  1. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2011. – 464с.

  2. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления России. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 480 с.

  3. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 607с.

Дополнительная литература:

        1. Омельченко Н.А. Электронный учебник. CD История государственного управления в России. М.: КноРус, 2010.

        2. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1996. – 398с.

        3. Политическая культура: теории и национальные модели / Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др. М.: Интерпракс, 1994. - 485с.

        4. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

        5. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

        6. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm

^ Раздел 2. Становление российской государственности и особенности управления традиционным обществом

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цели и задачи дисциплины «исследование социально-экономических и политических процессов»

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цели и задачи дисциплины «имиджелогия и управленческие навыки эффективного руководителя»

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Рабочая программа дисциплины «Основные научные школы и доктрины в мировой политической науке» для аспирантов по специальности

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Задача отечественной истории поиск и оценка исторических источников, изучение и анализ всей совокупности фактов и явлений общественной...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconВопросы по дисциплине «мсфо»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины «культурология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины «культурология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цель учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» дать будущим бакалаврам совокупность теоретических и практических знаний в области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница