Общественного совета при самарской губернской думе




НазваниеОбщественного совета при самарской губернской думе
страница1/5
Дата публикации29.08.2016
Размер0.8 Mb.
ТипДокументы
edushk.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5




ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ

ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА

ПРИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЕ
445036, г.Тольятти Самарской области, а/я 3517, тел./факс 8(8482) 48-76-80, тел. 8-90-333-13-111,

e-mail: tay999@yandex.ru, http:/areal63.narod.ru, http://openexpert.ru
ПРОЕКТ

«ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ

ON-LINE»
Информационно-методический материл к теме

«АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА».


Введение

Глава 1. Общественно-политическая и экономическая актуальность противодействия коррупции в России

§ 1. Роль и место антикоррупционной деятельности в административной реформе

§ 2. Экономическое значение антикоррупционной деятельности

§ 3. Политическое значение борьбы с коррупцией как инструмента для обеспечения внешней и внутренней безопасности и устойчивого развития России

§ 4. Основные направления противодействия коррупции на современном этапе

^ Глава 2. Экспертиза нормативных правовых актов на коррупциогенность

§ 1. Правовые основания для экспертизы нормативных правовых актов

§ 2. Характеристика коррупционных факторов в законодательстве

§ 3. Виды и методы экспертизы нормативных правовых актов

§ 4. Субъекты, объекты и предмет экспертизы нормативных правовых актов

§ 5. Механизм устранения коррупционных факторов в законодательстве

Список использованных источников и литературы


Введение
В современном мире коррупция приобрела системный характер. Практически нет стран, которые могли бы заявить об ее полном отсутствии. В условиях глобализации (экономическая прозрачность национальных границ, свободное перемещение капиталов, товаров рабочей силы и т.д.) и криминализации национальных экономик коррупция стала политической, экономической, социальной проблемой не только российского, но и международного масштаба. Поэтому противодействие коррупции получает все большее развитие как на международном, так и национальном и региональном уровнях и является одной из наиболее важных функций современного управления.

Поскольку управление обществом осуществляется государством (особой формой организации политической власти) путем воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в обществе, постольку государство должно обеспечивать устойчивое развитие общества и обеспечивать его безопасность.

Основой организации общественной жизни в государстве является право. При этом только государство в лице определенных органов обладает монополией на правотворчество и может утверждать нормы, обязательные для всего общества, а также устанавливать и исполнять государственные функции. Однако, как показывает анализ, при осуществлении практически всех государственных функций наблюдаются факты коррупции, которые имеют место быть в силу несовершенства действующего законодательства Поэтому коррупция, как распространенное явление, требует специального изучения и выработки мер защитного характера.

В связи с этим, прежде всего необходимо определить, что такое коррупция. Анализ научной, правовой и публицистической литературы показывает, что существует достаточно много подходов к определению коррупции, каждое из которых справедливо для своей сферы общественного бытия.

 Первый подход трактует коррупцию как допускаемые конкретными личностями отклонения от норм права, служебной этики или общечеловеческих моральных принципов1. В рамках такого понимания коррупции, государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства; государственная или муниципальная собственность; государственные заказы или льготы; медицинские, образовательные и иные социальные услуги, которые должно оказывать государство, и т.п. Коррупция начинается тогда, когда действия должностного лица обусловлены корыстными интересами как личными, так и интересами другой стороны (гражданина, представителя бизнеса, другого должностного лица), которая нуждается в определенных услугах должностного лица, которые оно и предоставляет, но не в рамках обычного выполнения своих обязанностей, а за некоторое вознаграждение, которое не предусмотрено нормами и скрывается участниками сделки от общества. Такую коррупцию принято называть административной коррупцией.

Второй подход2 трактует коррупцию как определенный вид социально-экономических отношений. Это касается, как правило, той разновидности коррупции, которая сопряжена со взяточничеством, поскольку взятка – это некоторый вид отношений, в который вступают стороны. С этой точки зрения можно выделить две крупных разновидности коррупции.

В первой разновидности коррупция выступает в роли своеобразного рынка коррупционных услуг, на котором стороны вступают во временные разовые отношения «купли-продажи». Вторая разновидность системы коррупционных отношений образует давно укорененную систему социальных отношений (родственных, клановых, корпоративных, земляческих, профессиональных и т.п.) Это делает коррупцию в стране системным фактором.

Третий подход рассматривает коррупцию как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп3. В рамках такой трактовки коррупции принято рассматривать две стратегии. Первая из них обычно называется «захват государства» (state capture). Этим термином обозначают корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установления теневого контроля за принятием решений на высших уровнях власти, имея в виду и разные ветви власти, и разные уровни власти (центральный, региональный и т.п.)4. Вторая стратегия может быть названа «захват бизнеса» (business capture). Под этим можно понимать совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или даже организаций стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и (или) индивидуального извлечения административной ренты5. И «захват власти», и «захват бизнеса» рассматриваются как разновидности коррупции, если эти стратегии реализуются посредством противозаконных или теневых средств.

Четвертый подход6 основан на принципиальном разделении коррупции как некоего системного общественного явления и частных видов коррупции. В этом случае коррупция «вообще» трактуется как некий общий дефект системы (государства, общества, правовой системы, экономики и т.п.). Тогда коррупцию можно рассматривать как дефект, несовершенство системы управления, выраженный в несовершенстве правил, регулирующих данную систему и составляющих в своей совокупности систему законодательства.

При таком понимании коррупции, становится очевидным, что коррупция, будучи порождена в несовершенной сфере государственного управления (администрирования), прежде всего отражается на экономической системе государства и должна рассматриваться как угроза безопасности общества и государства и препятствие для их устойчивого развития. Такое понимание проблемы позволяет сформировать понимание высокой актуальности антикоррупционной деятельности и необходимость антикоррупционной экспертизы законодательства.

Неудивительно, что многие международные исследования показывают: уровень коррупции (в общем смысле) в разных странах очень высоко коррелирует с показателями эффективности функционирования экономики, социальной сферы и политической системы в этих странах. Т.е. коррупцию в общем смысле можно рассматривать как меру социальной неэффективности.

Приведенное выше понимание коррупции, как определенного дефекта общественных отношений, позволяет утверждать, что одной из наиболее важных причин существования коррупционных отношений является несовершенство правовой системы государства и государственных органов управления.

Стремясь к усовершенствованию системы государственного руководства, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ежегодном обращении к Федеральному Собранию7 уже второй год подряд называет борьбу с коррупцией важнейшим приоритетом государственной политики. Один из наиболее важных смыслов антикоррупционной деятельности – это усовершенствование системы управления и повышение ее эффективности. Это, с свою очередь, приводит к пониманию необходимости широкой антикоррупционной экспертизы, то есть такой экспертизы законодательства, которая позволяет выявить наличие в нем коррупционных факторов и с целью введения в законодательство антикоррупционных норм.

Однако анализ отечественной юридической литературы показал, что в ней отсутствуют комплексные научные труды по изучению коррупции и по методологии антикоррупционных механизмов. Можно отметить лишь некоторую разработанность отдельных вопросов в трудах отечественных правоведов Татапиной Э.В., Краснова М.А., Головина А.Ю., Головищенского К.И., Южакова В.Н., Римского В.Л. и ряда других авторов.

(…)

Глава 1

Общественно-политическая и экономическая актуальность противодействия коррупции в России

§ 1. Роль и место антикоррупционной деятельности в административной реформе.
Наиболее важными причинами существования коррупционных отношений являются несовершенство правовой системы государства, системы и функций государственных органов управления, менталитет сотрудников административного аппарата. Предпосылки возникновения коррупции в России имеют исторические корни, как в дореформенном периоде, откуда в современный период перешла складывающаяся десятилетиями коррупционная система (традиции, нормы поведения, коррупционные связи и т.д.), так и в более отдаленных временах. Стоит привести в пример мздоимство и лихоимство как проявления коррупции в России и попытки их законодательного ограничения, начиная с XIII века (Белозерская уставная грамота, Судебник Великого князя Ивана Васильевича, указы Петра I и его преемников и т.д.)8.

Несовершенство правовой базы проявляется в таких основных характеристиках:

- большинство законов не имеют прямого действия, т.е. требуют для своего исполнения подзаконные акты и инструкции;

- бреши в законодательстве, когда деятельность в той или иной сфере длительный период регулируется указами, постановлениями, распоряжениями;

- размытость и противоречивость отдельных формулировок в законодательных актах;

- отсутствие процедур, регламентирующих деятельность государственных служащих, и четко прописанных санкций за нарушение правовых норм и т.д.

Кроме этого, нестабильность хозяйственного законодательства и слабый контроль за исполнением законов, а также высокий уровень государственного регулирования экономики содействовали формированию новых рынков коррупционных услуг в различных сферах (приватизация, налогообложение, лицензирование, размещение государственного заказа, регистрация хозяйственных субъектов, управление государственным имуществом и другие области деятельности).

Экономический кризис, политическая нестабильность, частая смена кабинетов и аппарата чиновников на федеральном, региональном и муниципальном уровнях породили в условиях безответственности «эффект временщика», также способствующий развитию коррупции в России. Менталитет чиновников (условия его формирования и, наоборот, влияние менталитета на условия для развития коррупции) и представителей бизнеса таков, что коррупция большинством из них воспринимается как неотъемлемое свойство внешней среды, к которому необходимо адаптироваться. По данным Фонда ИНДЕМ, в России активную антикоррупционную установку имеют лишь 13% предпринимателей и 15% граждан9.

Ликвидация структур, осуществляющих контроль над деятельностью чиновников в дореформенный период, слабость действующих контролирующих органов, созданных в ходе реформы, и неразвитость общественного контроля в силу того, что гражданское общество в России находится в стадии становления, также создают условия для развития коррупции. Недостаточная мотивация институтов гражданского общества к антикоррупционной деятельности объясняется преобладающим среди россиян патерналистским типом политической культуры, при которой надежды на будущее возлагаются на власть, связываются с ее деятельностью, а с себя слагается всякая ответственность и отрицается личная инициатива в исполнении этих надежд10.

Понимание распространенности коррупции в административном (как государственном, так и муниципальном) аппарате привело к тому, что антикоррупционная деятельность становится одним из важнейших направлений административной реформы.

Прежде, чем рассмотреть концепцию административной реформы, необходимо упомянуть, что основополагающим международным документом, определяющим стратегию противодействия коррупции на современном уровне, является Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, подписанная от имени Российской Федерации 9 декабря 2003 года. Федеральный закон от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» устанавливает, что Российская Федерация будет на основе взаимности использовать Конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества между присоединившимися государствами в вопросах, определенных Конвенцией.

Однако еще до принятия данного Федерального закона, Правительство России распоряжением № 1789-р от 25.10.2005 г. одобрило Концепцию административной реформы в РФ на 2006-2008 гг. В Концепции содержатся, в числе прочих, такие исходные постулаты для обоснования актуальности реформирования административной системы государства:

- по индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией "Транспэренси Интернэшнл", в 2004 году Россия среди 146 стран занимала 90-е место;

- дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64 процента вкладываемых средств;

- более 76 процентов опрошенных сталкивались с проявлениями коррупции в государственном аппарате,

- и ряд других показателей.

Понимание того, что коррупция связана, главным образом, со злоупотреблениями властью, определило основную цель Концепции административной реформы - повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти. Обозначенная цель должна быть достигнута путем оптимизации функционирования органов исполнительной власти.

Объективности ради следует отметить, что некоторые меры по предотвращению злоупотреблений со стороны административного (государственного и муниципального) аппарата уже имелись в законодательстве Российской Федерации.

Например, имеется обязательное условие предоставления Председателем Правительства, его заместителями и федеральными министрами сведений о доходах и имуществе11. Целями предоставления данной информации являются борьба с коррупцией и должностными злоупотреблениями, присвоением или растратой государственного имущества и денежных средств, нецелевым использованием государственного имущества в корыстных интересах, уклонением от уплаты налогов и т.д. Аналогичное требование предъявляется и к лицам, занимающим должности на любом уровне государственной и муниципальной службы.

Однако существовавшие ранее меры оказались недостаточными, что потребовало разработки специальных направлений в административной реформе. Анализ содержания Концепции позволяет установить, что антикоррупционной деятельности отводится значительная роль в запланированных реформах. В частности, в 2006 году (первый год реализации Концепции) из двенадцати направлений реформирования три направления прямо преследуют антикоррупционные цели.

В текущем 2007 году должны быть реализованы такие направления, как:

- пробное внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти, начало реализации антикоррупционных программ в органах исполнительной власти;

- внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов, иных нормативных правовых актов;

- поэтапное развертывание систем мониторинга уровня коррупции и антикоррупционных мероприятий.

Развивая представление об основных подлежащих реформированию объектах с повышенным коррупционным риском, авторы Концепции относят к числу таковых те органы исполнительной власти, для которых характерно:

- наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств и иных ресурсов;

- наличие высоких степеней свободы действий, вызванных спецификой их работы;

- наличие высокой интенсивности контактов с гражданами и организациями.

В общем контексте административной реформы, предусматривается реализация мероприятий по шести основным направлениям, причем в единое направление объединены оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции, что еще раз подчеркивает важную роль антикоррупционной деятельности в административной реформе.

Устанавливается необходимость осуществления отдельных видов работ, прямо направленных на противодействие коррупции. Так, необходимо создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции, в том числе разработать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций. Основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти, организационном разделении правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг. В первоочередном порядке следует законодательно закрепить упразднение функций, не имеющих под собой достаточных правовых оснований и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей.

Должна быть внедрена экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность. В связи с тем, что данный вид экспертизы в современной практике достаточно нов, планируется разработать методики первичной и специализированной (предметной) экспертизы действующих нормативных правовых актов и вносимых проектов. Согласно Концепции, антикоррупционная экспертиза законодательства и законопроектов должна стать обязательным элементом в законодательной практике, основанием для разработки и внесения изменений в нормативные правовые акты и вносимые на рассмотрение компетентных органов проекты актов.

Обязательным элементом административной реформы является разработка пакета специальных антикоррупционных нормативных правовых актов (в том числе актов о внесении изменений в уголовное законодательство, а также о ратификации международных антикоррупционных конвенций) и ведомственных и региональных антикоррупционных программ.

В части модернизации системы информационного обеспечения деятельности органов власти, предстоит разработать и внедрить систему мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Система мониторинга включает в себя:

- измерение уровня коррупции;

- определение структуры коррупции (по органам власти, отраслям экономики и т.п.);

- мониторинг эффективности антикоррупционных мероприятий.

Особая роль в антикоррупционной работе, согласно Концепции, возлагается на средства массовой информации и общественные организации. Подчеркивая это, Президент РФ В.В. Путин отметил: «Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И потому одна из задач Совета – это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью» (выступление на первом заседании Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией)12.

Таким образом, очевидно, что вопросы противодействия коррупции занимают важное место в административной реформе и требуют соответствующей теоретической разработки и практического осуществления.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общественного совета при самарской губернской думе iconОбщественного совета при самарской губернской думе
Методическое пособие для активистов общественных объединений и некоммерческих организаций

Общественного совета при самарской губернской думе icon«Особенности организации и проведения оценки и особенности использования...
Макарова Татьяна Викторовна, председатель экспертного совета гбф «Фонд Тольятти», руководитель экспертной комиссии Общественного...

Общественного совета при самарской губернской думе iconСамарской Губернской Думе ано «Открытая альтернатива» Клуб лидеров нко г. Тольятти
Проект реализуется автономной некоммерческой организацией «Открытая альтернатива»

Общественного совета при самарской губернской думе iconСамарской области приказ
Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 28. 05. 2008 n 173" и приказом Министерства финансов...

Общественного совета при самарской губернской думе iconО внесении изменений в отдельные постановления правительства самарской области в сфере развития
В целях реализации системообразующих проектов в области информационных технологий и телекоммуникации, направленных на развитие информационного...

Общественного совета при самарской губернской думе iconСамарской области постановление
Самарской области от 27. 01. 2011 n 16 Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления...

Общественного совета при самарской губернской думе iconЗакон самарской области об основах промышленной политики в самарской области
Настоящий Закон определяет правовые, социально-экономические и организационные основы промышленной политики (цели, принципы и основные...

Общественного совета при самарской губернской думе iconМотивацию педагогических работников к труду и качеству образования....
Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е. А. Ямбург, директор Центра...

Общественного совета при самарской губернской думе iconПояснительная записка в основу разработки данной основной образовательной...
Гос – идея общественного договора. Она реализуется через работу Совета школы, равноправными участниками которого являются ученики...

Общественного совета при самарской губернской думе iconЗакон самарской области
Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008-2015 годы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов