Статья article97q doc




Скачать 111.34 Kb.
НазваниеСтатья article97q doc
Дата публикации22.03.2016
Размер111.34 Kb.
ТипСтатья
edushk.ru > Право > Статья
Интерэкоправо на службе инновационного и устойчивого развития России: современные проблемы и перспективы НИОКР образа будущего экополиса / Е. А. Высторобец // Российская академия юридических наук. Научные труды / Рос. акад. юрид. наук. - Москва, 2012. - Вып. 12, т. 1. - C. 73-77. Источник: страница МИРмпОС http://MIELD.narod2.ru/ Статья  article97q.doc – 77 KБ.
Статья подготовлена в декабре 2011 г. и оформлена согласно требованиям к оформлению материалов для сборника совместной конференции - ежегодная XII Международная научно-практическая конференция «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России» - ежегодная Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения», секция международного права которой состоялась в МГЮА им. О. Е. Кутафина, а секция экологического и земельного права в МГУ им. М. В. Ломоносова 29.11.2011. Пленарное заседание, в котором автор тоже принял участие, состоялось в здании Фундаментальной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова 28.11.2011. Автор благодарит РАЮН и тех, кто причастен к включению его статьи в очередной сборник научных трудов РАЮН. Исследование, описанное в настоящей статье, было взято за основу при включении в состав понятия «метапринципы интерэкоправа» отдельных принципов. В дальнейшем совместно с Е.Н. Абаниной выявлены некоторые взаимосвязи метапринципов интерэкоправа и экологических положений конституций на примере выборки из нормативных актов 160 стран мира, см. С. 357-359 в кн.: Экологические положения конституций: сборник / Под. ред. Е. А. Высторобца ; [предисл. Ю. С. Шемшученко, вступ. слово В. И. Данилова-Данильяна, интервью с С. А. Боголюбовым]. – М.-Уфа: МИРмпОС, Центр интерэкоправа ЕврАзНИИПП, 2012. – 385 с. + ил., 1 отд. л. формата А3. – ISBN 978-5-9902712-2-7 // Страница МИРмпОС. URL: http://mield.narod2.ru/Environmental_provisions_of_the_constitutions_KBS.pdf (22.03.2012).
Высторобец Е. А.*

^ ИНТЕРЭКОПРАВО НА СЛУЖБЕ ИННОВАЦИОННОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НИОКР ОБРАЗА БУДУЩЕГО ЭКОПОЛИСА
Статья посвящена выявлению перспективных тем НИОКР по разработке инструментов, позволяющих существенно снизить остроту правовых проблем охраны окружающей среды в городах. Эффект достигается благодаря упорядочиванию правовых и организационных мер и внедрению недостающих элементов механизма на основе принципов интерэкоправа – катализаторов образа будущего экополиса.

Ключевые слова: интерэкоправо, окружающая среда, устойчивое развитие, город, проблемы, источники, принципы, НИОКР.
Wystorobets E. A.

^ INTERECOLAW SERVES FOR INNOVATIVE AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA: MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS OF R&D OF THE IMAGE OF FUTURE ECOPOLIS
The article is devoted to realisation of prospective R&D topics on elaboration of the instruments appropriate for considerable mitigation of sound environmental problems in the cities. The effect is reached due to normalisation of legal and organisation measures and implementation of lacking elements of the mechanism based on the principles of interecolaw – catalysts of the image of future ecopolis.

Key words: interecolaw, environment, sustainable development, city, problems, sources, principles, R&D.
Прогрессивная роль юриспруденции состоит в том, чтобы через разработку и внедрение новых правовых инструментов оптимизировать общественные отношения, стимулировать управление и социальные процессы, направленные на достижение оптимального сценария развития. “Закон подлежит последовательной и полной реализации” – пишет Ю. А. Тихомиров, а системность согласно профессору означает и реализацию международно-правовых актов, что требует специального исследования.1

Цель статьи – описать попытку выявления и применения катализаторов качественных улучшений, обоснованных интерэкоправом, мнениями ученых, политическими решениями. Ниже описаны основные проблемы, как они могут быть решены, и какой эффект дает внедрение – имплементация принципов и норм интерэкоправа.

Квинтэссенция понятия “международные принципы охраны окружающей среды” содержится в словаре юридических терминов А. К. Голиченкова: “основные исходные положения теории и практики международно-правовой охраны окружающей среды; формулируются, как правило, по результатам подготовки и проведения международных конференций по охране окружающей среды; обычно включаются в международные договоры РФ по охране окружающей среды; общепризнанные М.п. являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ”.2

Интерэкоправо (международное экологическое право, международное право окружающей среды, международное инвайронментальное право) – совокупность принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения: охрану природы, рациональное использование ресурсов и сотрудничество в этой области.3

Как показывают исследования, идеологической основой интерэкоправа, весьма вероятно, является принцип охраны окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.4 Поддержка, разработка и принятие четких правовых, и, на их основе программных мер по экологизации общественных отношений в России позволяет не только смягчать настоящие и будущие противоречия, но и создавать базис восстановления статуса супердержавы. Необходимо наполнение деятельности государства предметно-функциональным смыслом, ориентация ее на достижение гармонии с природой. Для этого целесообразно предусмотреть и детально регламентировать подготовку ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о состоянии экологической законности, итогах работы и мерах по укреплению, правовой охраны окружающей среды в Российской Федерации, в ____ году. Глубокий анализ и заполнение пробелов в регулировании отношений, позволят укреплять экологическую законность и охранять окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений. Формализованные доклады о состоянии экологической законности всех уровней, в том числе в городах, сделают будущее более предсказуемым и стабильным.

Авторы научной статьи, опубликованной Университетом Кебангсаан Малайзия (г. Селангор), уделяют внимание вопросу экологизации урбанизированных территорий. Они как бы предлагают перенести международно-правовой принцип ответственности за трансграничное нанесение ущерба на уровень ответственности между соседями – собственниками земельных участков и лиц, а исполнение Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 года, расценивают, как изменение жизни к лучшей жилой окружающей среде на урбанизированных территориях.5 Этот принцип соотносится с суверенитетом над природными ресурсами, как обязанность корреспондирует праву. Пока город загрязняет, он должен компенсировать. Предлагаемая новация подобна практике попечения. Москва, например, шефствует над Московским погранотрядом (Республика Таджикистан), 18 городов России – над кораблями Черноморского Флота. Новация: правовой институт “экосистемного баланса” в форме установления попечения крупных городов над вновь образуемыми особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). С одной стороны величина, интенсивность воздействия, его характер и потеря естественных функций, которые исполняют похожие территории, не утратившие природных свойств. С другой стороны площадь, состав природных комплексов, а также возможности ООПТ обеспечивать нейтрализацию негативного воздействия, восполнять природные функции изъятых из естественного состояния территорий, организмов и местообитаний. Так возможно исполнить обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, предотвратить другие потери.

Известный английский юрист Ф. Сэндз признает принцип принятия предупредительных мер, одним из двух принципов, определяющих будут ли международные природоохранные обязательства играть маргинальную или центральную роль в международных отношениях.6 Современные методики комплексного природоохранного планирования нам неизвестны.7 Особенно четко несоблюдение данного принципа проявляется на примере отсутствия нормативного инструмента по отнесению деятельности к природоохранным мероприятиям. Финансирование есть, но нет целевого использования. Решить проблему нецелевых трат может нормативная унификация признаков, по которым работы следует относить к различным категориям мероприятий в области охраны окружающей среды. Эффект, получаемый при внедрении этого катализатора, очевиден – выделяемые средства действительно обеспечат принятие предупредительных мер. Предлагаемая форма – постановление.

^ Принцип сотрудничества связан с межведомственным, межуровневым взаимодействием, с поддержкой участия общественности, международных проектов и программ, с налаживанием системы народного контроля. В духе сотрудничества, основанном на принципе bona fide – добросовестности, ради достижения смысла экологического права – реализации права на благоприятную окружающую среду, которая невозможна без экологической информации, необходимо единообразное создание полных и общедоступных баз данных в Интернете о внесудебных и судебных фактах охраны окружающей среды, в том числе с участием общественности.8 Целесообразно законодательное закрепление понятия экологической информации, законопроект опубликован.9

“Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него”.10 Реализация этого принципа – второй индикатор местоположения интерэкоправа в международных отношениях, по мнению Юрисконсульта Королевы, профессора Ф. Сэндза (QC). Экосистемный подход – наиболее универсальный способ осуществления гармонии человека и природы. По этой причине он в центре политической доктрины. Экологическая доктрина гласит: “Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы: сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества; обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.” (абзацы 1-5 раздела 2).11 Российским законодателем, например, установлено 20 основных условий соблюдения экосистемного подхода.12 Однако комплексная проверка показателей реализации законодательства и достижения целей экологической доктрины не производится. Происходит злоупотребление термином “устойчивое развитие города”, недобросовестная конкуренция в форме введения в заблуждение потребителя, заказчика, населения. Так нарушается антимонопольное законодательство, права потребителей, альтернативных разработчиков. Внедрение технологий очистки, экономии ресурсов, строительство объектов коммунального хозяйства, ландшафтное цветоводство в отрыве от воспроизводства живой природы не достаточны для устойчивого развития. Проблема решается благодаря разработке методики и законодательному установлению обязанности производить затраты пропорционально целям устойчивого развития и раздельно учитывать расходы на восстановление живой природы; на охрану от загрязнения, на ресурсосбережение, защиту экологических интересов и другие категории мероприятий.

^ Принцип предосторожности в городе начинается с того, что, как указывал один из основателей отечественной науки интерэкоправа О. С. Колбасов “правовое регулирование охраны окружающей среды в отношениях по капитальному строительству главным образом в связи с созданием промышленно-территориальных и аграрно-промышленных комплексов, строительством крупных гидроузлов, транспортных коммуникаций, созданием крупных городов требует глубокого исследования”.13 Деятельность требует экологического обоснования. Действует презумпция экологической опасности. Однако, после подмены государственной экологической экспертизы на государственную экспертизу проектов документов территориального планирования (и других) реализация принципа предосторожности ослаблена. Решение проблемы – кардинальное увеличение числа категорий объектов обязательной государственной экологической экспертизы. Необходимо интегрировать интерэкоправо и экологическое право в документы, принимаемые в городах, если безопасность деятельности для окружающей среды не доказана. Справедливо отмечал А. П. Сизов, что контролировать экологическую ситуацию в условиях крупного города можно эффективнее, если ввести в типовую форму договора аренды земельных участков раздел “Экологические требования к землепользованию и землепользователям”.14

^ Принцип “загрязнитель платит” не работает, поскольку невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41 КоАП) рассматривается в отрыве от обязанности выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде, от которой внесение платы не освобождает (пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”). Нам не известны случаи, когда деликт (статья 8.41 КоАП) являлся бы основанием законного применения “главной” меры – ограничения, приостановления или прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статья 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Суммарный вред, причиняемый окружающей среде за период времени на определенных территориях централизованно не компенсируется ни в части допустимого совокупного воздействия, не в части, превышающей, нормативы допустимой антропогенной нагрузки (абзац 21 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Списание денежных средств со счета субъекта-загрязнителя в размере платы за загрязнение без его распоряжения (в безакцептном порядке) в соответствии с законодательством не предусмотрено, как это было бы целесообразно. Решение проблемы связано с принятием нормативного акта о порядке ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также нормативного акта, о комплексных мерах по возмещению вреда окружающей среде. Необходимо также обобщение судебной практики и разъяснение органами Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации особенностей решения дел, связанных с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Рассмотренные проблемы и перспективные темы НИОКР по разработке инструментов, которые могут существенно снизить остроту проблем на основе осуществления принципов-источников международного экологического права, по мнению автора, позволяют формировать образ будущего экополиса.

1* Высторобец Евгений Анатольевич — к. ю. н., преподаватель ФГУ МГУ им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры земельного и экологического права Российской академии правосудия, руководитель Центра интерэкоправа ЕврАзНИИПП; measure@mail.ru

 Тихомиров Ю. А. Действие закона: пути оптимизации // Российское правосудие. 2011. № 1. С. 12-13.

2 Голиченков А. К. Экологическое право России. – М.: Городец, 2008. – 430 с., [XVIII].

3 О названии отрасли см.: Wystorobets E. A. Correlation of the Concepts of International Environmental Law on the Groups of Sources and their Basic Elements // Міжнародне право навколишнього середовища: стан та перспективи розвитку. Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. – К.: ТОВ "Видавництво географічної літератури "Обрії", 2010. С. 48-55. Веб-страница МИРмпОС. Http://MIELD.narod2.ru/ (25.09.2011).

4 Высторобец Е. А. Идентификация источников международного экологического права – fontes jus naturae gentium // Правоведение. 2010. № 5. С. 205.

5 Razman M.R., Hadi A.S., Jahi J.M., Shaharudin. Transformation for better living environment in urban region: application of the principle of transboundary liability and the Montreal protocol experiences // Akademika. 2011. 81 (2). P. 93-102. Http://journalarticle.ukm.my/2740/ (21.10.2011).

6 Sands P. Principles of International Environmental Law. 2nd edition. Cambridge University Press, 1995, 2003. P. 290.

7 Ранее применялась, например, Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, одобренная Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР, Президиума АН СССР от 21.10.1983 № 254/284/134.

8 Винокуров Ю. Е., Высторобец. Е. А. Участие общественности в принятии экологически значимых решений (правовой аспект) : научный доклад. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. – 60 с. Источник: страница МИРмпОС. Http://MIELD.narod2.ru/ (20.11.2011).

9 Высторобец Е. А., Тронин С. Е. Правовое регулирование обращения с экологической информацией [с проектом федерального закона и пакетом документов к нему] // ЕврАзЮж. 2011. № 7 (38). С. 109-114.

10 Принцип 4 Декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14.06.1992 // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (23.10.2011).

11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р <Об Экологической доктрине Российской Федерации> // СЗ РФ. 2002 (09.09). № 36. Cт. 3510.

12 Операциональное определение см.: Высторобец Е. А., Глоссарий и комментарий к некоторым терминам и понятиям, используемым в международном природоохранном сотрудничестве: правовые аспекты / Московская инициатива в развитие международного права окружающей среды ; [предисл. Ю. Е. Винокурова]. – М.: МИРмпОС, 2011. С. 176-209. Http://mield.narod2.ru/RTNtrans_8q.pdf ; http://mield.narod2.ru/RTNtransC_3q.pdf (03.08.2011).

13 Колбасов О. С. Экология: политикаправо. – М.: Наука, 1976. С. 224.

14 Сизов А. П. Учет природных и градостроительных факторов при оформлении земельно-правовых отношений // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2001. № 9. С. 48.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья article97q doc iconСтатья – MedvedevaMA8 war doc

Статья article97q doc icon│ Литература к выездному семинару Становление социальных институтов. М., 2000. doc
Контексты современности II. Хрестоматия. Сост и ред. С. А. Ерофеев. Казань, 2001. doc

Статья article97q doc iconСтатья WystorobetsLukashuk q doc 248 kб; WystorobetsLukashuk q pdf...

Статья article97q doc iconСтатья 15. Учет и отчетность Общества 13 Статья 16. Трудовые отношения...
Утвержден решением годового общего собрания акционеров ОАО «Тверской мясокомбинат» от 28 мая 2002 года, протокол №10

Статья article97q doc iconЗахоронение д. Городецкое doc воинское звание

Статья article97q doc iconЗахоронение д. Царево doc воинское звание

Статья article97q doc iconЗахоронение 4 км дороги Холм-Тухомичи doc воинское звание

Статья article97q doc iconСтатья Определение основных сроков и понятий 13 Статья Таможенная политика 15
Статья Законодательство Украины по вопросам таможенного дела Законодательство Украины по вопросам таможенного дела состоит из 16

Статья article97q doc iconСтатья Права граждан на осуществление местного самоуправления 5 Статья...
Совета народных депутатов Новоусманского муниципального района Воронежской области от 23. 03. 2006 n 55, от 16. 02. 2007 n 124, от...

Статья article97q doc iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии doc
России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница