Медико-профилактического факультета




НазваниеМедико-профилактического факультета
страница1/5
Дата публикации23.03.2016
Размер0.79 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
edushk.ru > Право > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5
МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

им. И.М.СЕЧЕНОВА

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

с курсом экономики

МЕДИКО--ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан.

(Учебно-методическая разработка для студентов)

Под редакцией член-корр. РАМН, профессора В.З. КУЧЕРЕНКО

Москва. 2001 г.

Составители: доцент А.П. Голубева.

Учебно-методическая разработка предназначена для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов, факультета педагогических и научных кадров и факультета высшего сестринского образования.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова


Рецензировано всероссийским учебно–научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.

СОДЕРЖАНИЕ






Страницы:

ВВЕДЕНИЕ: цель занятия.





^ БЛОК ИНФОРМАЦИИ:





I.

Значение и особенности существующего законодательства об охране здоровья граждан РФ.




II.

^ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕСТЫ. Литература






Введение.

Цель занятия: На основе знаний Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан уметь анализировать основные правовые аспекты системы охраны здоровья граждан.

^ Необходимо знать:

- Роль и значение данного правового документа на современном этапе (положительные стороны и проблемы существующей правовой базы по охране здоровья).

  • Структуру законодательства (основные разделы).

  • Отдельные статьи законов, регламентирующие правовые основы деятельности по охране здоровья граждан.


^

Блок информации



1.Роль и значение данного правового документа на современном этапе (положительные стороны и проблемы существующей правовой базы по охране здоровья).
Данное законодательство впервые в Российском государстве регламентирует правовые основы охраны здоровья населения. В период перехода от социалистической ориентации в экономике к рыночным отношениям, необходимость законодательного закрепления социальной политики государства, расширения прав и свобод, а также принципов и положений очевидна. Необходимо отметить, что будучи первым законодательным документом в области охраны здоровья граждан РФ, в нем отмечаются юридические недочеты, несовершенство формулировок и несостыкованность положений статей с последующими законами. Кроме того, некоторые статьи законов не реализованы в подзаконных актах, не разработаны механизмы реализации в субъктах Федерации. Однако, Государственная Дума предполагает утвердить около 40 законов и поправок к « Основам законодательства…» в ближайшие 3 года (о частной системе здравоохранения, о правах пациента и др.).

Структура разделов «^ Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»:

  1. Общие положения. Содержат определения, понятия, принципы охраны здоровья населения, задачи законодательства.

  2. Компетенция в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и органов самоуправления. В данном разделе компетенции в области охраны здоровья граждан разделены по старому территориальному принципу; новое разделение – субъекты Федерации и административные округа.

  3. Организация охраны здоровья граждан Российской Федерации.


Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

(в ред. - Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288)

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации принимает Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
^ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан:

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.
^ РАЗДЕЛ II. КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ,
^ ГОРОДОВ МОСКВЫ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 5. Компетенция Российской Федерации

К ведению Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относятся: 1) принятие и изменение федеральных законов в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением:

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) установление структуры федеральных органов управления государственной системы здравоохранения, порядка их организации и деятельности;

5) определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета Российской Федерации, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;

6) управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

7) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности;

8) организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

9) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

10) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

11) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

12) сертификация (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, выдача лицензий на их производство, контроль за их производством, оборотом и порядком их использования; сертификация продукции, работ и услуг: выдача разрешений на применение новых медицинских технологий:

13) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан:

14) разработка единых критериев и федеральных программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении; установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам; 15) установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан

Российской Федерации; установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации; установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

16) координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

17) установление порядка производства медицинской экспертизы;

18) установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

19) установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;

20) координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан;

21) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

Отдельные полномочия в вопросах охраны здоровья граждан, отнесенные к ведению Российской Федерации, могут быть переданы республикам в составе Российской Федерации, автономной области, автономным округам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу в порядке, установленном Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.

Статья 6. Компетенция республик в составе Российской Федерации

К ведению республик в составе Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за соблюдением федерального законодательства, законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) осуществление федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан; определение основ государственной политики республик в составе Российской Федерации в области охраны здоровья граждан; реализация федеральных программ по развитию здравоохранения; разработка и реализация республиканских программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) установление структуры органов управления государственной системы здравоохранения республик в составе Российской Федерации, порядка их организации и деятельности:

развитие сети учреждений государственной системы здравоохранения республик в составе Российской Федерации;

материально-техническое обеспечение предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи;

5) определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; утверждение программ обязательного медицинского страхования граждан;

установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

6) предоставление льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет в установленном порядке для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;

7) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности;

8) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

9) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территориях республик в составе Российской Федерации; выявление в этих целях факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

10) координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства, санитарно-гигиеническое образование населения;

11) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

12) выдача разрешений на применение на территориях республик в составе Российской Федерации новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий;

13) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, установление этим кадрам льгот дополнительно к принятым на федеральном уровне;

14) лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью муниципальных лицензионных комиссий:

15) координация научных исследований, финансирование республиканских программ научных исследований в области охраны здоровья граждан;

16) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

17) международное сотрудничество в области охраны здоровья граждан:

18) другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Органы государственной власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в вопросах охраны здоровья граждан.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Медико-профилактического факультета iconРабочая программа дисциплины Для бакалавров профиля «Налоги и налогообложение»
Рекомендовано Ученым советом Факультета международных экономических отношений, Международного экономического факультета и Международного...

Медико-профилактического факультета iconФормирование медико-географических представлений
Познакомиться с формированием медико-географических представлений в Древнем Иране и

Медико-профилактического факультета iconТюльган
Обобщение опыта классных руководителей мбоу «Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» по эффективной организации занятости...

Медико-профилактического факультета iconСистема работы в классах с задержкой психического развития на компенсацию...
Классы открываются приказом директора мбоу «сош №14» г. Салавата на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического...

Медико-профилактического факультета iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...

Медико-профилактического факультета iconОтчет о деятельности гбоу пензенской областидля детей, нуждающихся...
Лицензии Министерства образования Пензенской области (Серия а №347126 от 01. 07. 2010г.) и Лицензии Федеральной службы по надзору...

Медико-профилактического факультета iconТемы курсовых работ для 1 курса факультета мэо московский государственный институт
Программа и планы семинарских занятий для факультета мэо составлены профессором кафедры экономической теории Киселевой Е. А

Медико-профилактического факультета iconОрганизация лечебно-профилактического питания на предприятиях города
В промышленности города существует ряд вредных производств, на которых имеются различные физические и химические факторы способные...

Медико-профилактического факультета iconСибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического...
«Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства»

Медико-профилактического факультета iconОтчет о деятельности гбоу пензенской области для детей, нуждающихся...
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Пензенской области» осуществляет свою деятельность на основании Лицензии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов