Тема проекта




Скачать 85.94 Kb.
НазваниеТема проекта
Дата публикации03.06.2016
Размер85.94 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Психология > Документы
Наименование и местонахождение образовательного учреждения:

Пестрецовская общеобразовательная школа

Тема проекта: Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников на разных возрастных этапах в условиях сельской малокомплектной школы-сад как фактор их личностного развития

Актуальность проекта


В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, перехода на новые образовательные стандарты обучения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

  • защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

  • квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

  • реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

  • психологическую помощь семьям детей "группы риска".

В современной системе обучения и воспитания к детским центрам предъявляются высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского центра, сада и школы.

Мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость и актуальность для личностного развития детей и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Эта проблема особо очевидна в сельской малокомплектной школе-сад, где группа состоит из воспитанников разной возрастной категории.

Мы определили характерные проблемы нашего района, которые необходимо решать в настоящее время:

1. Ухудшение здоровья детей:

  • изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.

2. Проблемы адаптации детей к условиям детского сада.

3. Трудности в подготовке детей к школе.

4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.

  • некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;

  • ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений.

5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:

  • отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;

  • недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого- педагогического сопровождения;

  • педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;

  • усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.


Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников на разных возрастных этапах развития позволит организовать учебно-воспитательный процесс как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения и воспитания, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ребенка.
Отметим, что решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду в сельской малокомплектной школе-сад;

Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка:

  • с миром;

  • с окружающими (взрослые, сверстники);

  • с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе в условиях сельской малокомплектной школы-сад является создание условий для личностного развития ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

  2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

  3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

  4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

  5. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

В основу психолого-педагогического сопровождения дошкольников положены следующие принципы:

  1. Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.

  2. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.

  3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

  4. Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

  5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников на разных возрастных этапах:

  • Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

  • Диагностика (индивидуальная, групповая). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше), т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде. А так же сопровождение готовности к обучению в школе.

  • Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.

  • Развивающая работа (индивидуальная, групповая).

  • Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

  • ^ Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

  • Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Руководитель проекта: директор МОУ Пестрецовской ООШ, кандидат педагогических наук Петрушова Наталья Александровна

Научный консультант: ст.преподаватель кафедры социальных технологий ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат педагогических наук Дворникова Елена Викторовна

Категория слушателей: воспитанники детского сада Пестрецовской обощеобразовательной школы.

Сроки (этапы) обучения, количество часов.

1 этап - подготовительный (2010 – 2011гг.)
- изучение и анализ модели психолого-педагогического сопровождения;
- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста идеи психолого-педагогического сопровождения;
- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение). 

2 этап – практический (2011 – 2012 гг.)
- введение в практику программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников на разных возрастных этапах;
- изучение динамики психического развития детей дошкольного возраста, диагностика уровня личностного развития дошкольников;
- обеспечение практической психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста соответственно выявленным проблемам. Психокоррекционная и психопрофилактическая работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми.

- информирование, консультирование педагогов и родителей по вопросам психологического развития детей.

3 этап – обобщающий (2013 – 2014 гг.)
-обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения дошкольников на разных возрастных этапах.
- определение перспектив и путей дальнейшего реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников на разных возрастных этапах.
Планируемый результат:


- гармоничное развитие личности детей дошкольного возраста;


- успешная адаптация детей дошкольного возраста к обучению в школе;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Таким образом, решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема проекта iconКурсового проекта
Тема курсового проекта: Управление временем (Time management). Опыт внедрения в корпорации/ корпорациях

Тема проекта iconДокладчик, тема доклада
А. В. Олескин Обсуждение проекта «Сетевые структуры и биополитическое просвещение»

Тема проекта iconСоциально-значимый проект «за здоровый образ жизни» План описания...
Направленность проекта: Проект направлен на создание условий для осуществления социальной поддержки детей, находящихся на длительном...

Тема проекта iconКурсовая работа по дисциплине “Процессы и аппараты” Тема проекта...

Тема проекта iconТема проекта
Изучение диалектов и говоров Тверской области в рамках школьного элективного курса «Лексика и фразеология русского языка»

Тема проекта iconПримерное содержание работы по теме проекта
Участники проекта: воспитатели, дети и родители вторых младших групп «Цыплята», «Сказка»

Тема проекта iconРгр по дисциплине: «Экономические риски» на тему: «Оценка рисков...
Краткая характеристика инвестиционного проекта по производству «мультимедийных компьютерных станций»

Тема проекта iconРеализация областного проекта
Цель проекта – разработать план мероприятий рекламной компании жспк «Простор» по выращиванию чистопородного племенного поголовья...

Тема проекта iconБизнес-план инвестиционного проекта Наименование проекта
...

Тема проекта iconТема проекта: «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» Творческое название...
Проект посвящен исследованию жизни и творчества удивительного поэта XIX века М. Ю. Лермонтова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница