35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности




Скачать 247.65 Kb.
Название35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности
страница1/6
Дата публикации09.06.2016
Размер247.65 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6

35.  Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности


(по книге: Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика)
Защитный механизм (психологическая защита) — неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Термин был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов.

Анна Фрейд в работе «Эго и механизмы защиты» (1936) описала 11 защитных механизмов. В книге Х. Лафлина (1979) выделено уже 22 основных и 26 дополнительных защитных механизмов, а также несколько «специальных» защитных реакций. DSM-III-R называет 18.
^

Функции защитных механизмов


Термин «защита», используемый в психоаналитической теории, во многих отношениях неудачен. «Защитой» эти психические механизмы назвал Зигмунд Фрейд, поскольку впервые обнаружил их на практике именно в их защитной, оборонительной функции.

Защитные механизмы имеют множество полезных функций. Они появляются как здоровая, творческая адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни. То, что мы у зрелых взрослых называем защитами, не что иное как глобальные, закономерные, здоровые и адаптивные способы переживания мира. Более того, аналитически-ориентированные терапевты иногда рассматривают определенные проблемы (психотические и близкие к психотической «декомпенсации») — как свидетельство недостаточности защит.

В тех случаях, когда их действие направлено на защиту собственного Я от какой-либо угрозы, их действительно можно рассматривать как «защиты». Личность, чье поведение носит защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач:

1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством — тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями;

2) сохранить самоуважение.

Эго-психологи выделяли функцию защит как средство преодоления тревоги.

Теоретики объектных отношений, делающие акцент на привязанности и сепарации, ввели представление о том, что защиты действуют и против горя.

Сэлф-психологи уделили внимание роли защит в психических усилиях, служащих поддержанию сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного «Я».
Психоаналитические мыслители полагают, что каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом взаимодействия по меньшей мере четырех факторов:

(1) врожденного темперамента;

(2) природы стрессов, пережитых в раннем детстве;

(3) защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры;

(4) усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит (благодаря эффекту подкрепления).

^

В психоанализе защиты делят на две условные категории:



1) первичные (незрелые) примитивные, или защиты «низшего порядка» — те, что имеют дело с «внешней» границей между собственным «я» и внешним миром;

^ 2) вторичные (зрелые) — более развитые; защитам «высшего порядка» — те, что работают» с «внутренними» границами — между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго.
Чтобы быть классифицированной как примитивная, защита должна обнаруживать наличие в себе двух качеств, связанных с довербальной стадией развития:

— недостаточная связь с принципом реальности;

— недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного «Я».
Психоаналитическая точка зрения предполагает, что эти способы обретения опыта присутствуют в каждом из нас, независимо от того, имеем мы или нет сколько-нибудь заметную патологию. «Пограничная» либо психотическая личностная структура обусловлена отсутствием зрелых защит, а не наличием примитивных.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconДополнение к лекции № Вопрос «естественные защитные механизмы организма человека»

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconПсихология девиантного поведения
Пдп междисциплинарная область научного знания, изучающие механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся...

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconЗащитные механизмы
Однако я хочу посмотреть на «синдром сгорания» с несколько другой стороны и представить симптомы «сгорания» как внешнее проявление...

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconКонсультативная психология
В понятие методологические основы консультирования входят: -механизмы, обеспечивающие достижение целей консультирования -теоретические...

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconИ. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин
Метод целенаправленной регуляции психических состояний и свойств личности и его применение в санаторно-курортных условиях1

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconТ. А. Репина роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка
А. Валлоном, Р. Заззо, Ф. Мальрие, — именно в дошкольном детстве закладываются основные личност­ные механизмы. А. В. Запорожец подчеркивал...

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconПсихологическое время личности
В монографии предложена причинно-целевая концепция психологического времени, на основе которой исследуются различные формы переживания...

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconРеферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с...
Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического...

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconЛитература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории
Цель: Формирование у обучающихся понятия значимости роли народа и личности в историческом процессе

35. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности iconВлияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка
Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения у подростков, устранения конфликтных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов