Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям




НазваниеПрограмма по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям
страница1/7
Дата публикации23.06.2016
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра возрастной и педагогической психологии

ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ПСИХОЛОГИИ
для студентов,

обучающихся по специальностям:

«Социальная педагогика. Практическая психология»,

Авторы-составители:

доцент О.В. Белановская,

доцент Г.В. Вержибок,

преподаватель И.С. Журавкина

Минск 2006
^ Пояснительная записка
В процессе обучения студенты должны не только получить глубокие знания о психическом развитии ребенка, становлении его личности на каждом возрастном этапе, но и научиться работать с каждым конкретным ребенком, оказывая ему, его родителям и учителям своевременную необходимую психологическую помощь. Работая с детьми, коллективом, учителями, воспитателями и родителями психолог обязан использовать все то, что разработала на сегодняшний день психологическая наука.

Психологическая практика студентов – важный компонент в общей системе подготовки специалистов: практических психологов, социальных педагогов, социальных работников. Так как, именно на практике происходит переход теоретических знаний в практические умения. С другой стороны, практика по психологии, способствует наибольшему углублению и расширению диапазона знаний и проверки профессиональной пригодности будущих специалистов, практических психологов.

Психологическая практика студентов как форма профессионального обучения направлена на практическое познание закономерностей и принципов психологической деятельности, учет и реализацию их в процессе межличностного взаимодействия; теоретическое осмысление, изучение и анализ социально-психологических и педагогических явлений и ситуаций, освоение студентами технологий, методов и методик психологической деятельности.

Современный психолог обязан учитывать требования времени, социальные запросы постоянно развивающегося общества, а также изменения, вызванные перестройкой школьной системы образования. Это значит, что работа психолога объективно становится более творческой, включающей постоянный поиск инновационных методов и приемов деятельности. Психологическая практика знакомит студентов с передовым опытом учебно-воспитательной работы в учреждениях образования, закрепляет педагогические умения и навыки, вводит в профессию, выявляет индивидуальные особенности каждого студента, его креативные склонности, индивидуальный стиль работы, т.е. формирует профессионала в целом.

Базами для проведения практики на факультете социально-педагогических технологий являются учреждения образования различных типов: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи, внешкольные учреждения, социально-психологические центры, центры коррекции и развития, ПТУ, ВУЗы и т.д.

^ Цели и задачи учебно-ознакомительной практики

на 2 курсе
Название практики: учебно-ознакомительная практика по психологии (2 курс).
Цель практики: изучение специфики работы психологических служб и формирование навыков и умений самостоятельной работы по изучению познавательных процессов учащихся.
Задачи:

1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные при изучении следующих курсов: «Введение в психологию» и «Общая психология», «Педагогическая психология»; научиться применять эти знания на практике.

2. Познакомить студентов со спецификой работы психолога в общеобразовательных учреждениях.

3. Формировать умения проводить наблюдение за познавательными процессами и личностными особенностями школьников, а также фиксировать результаты. На основе полученных результатов написание психолого-педагогической характеристики человека.

4. Развитие умений общения с детьми и людьми разного возраста, анализировать их поведение и деятельность в процессе работы.

5. Формировать позитивную мотивацию к профессии психолога.
В процессе психологической практики студенту необходимо овладеть следующими умениями:

  • Умение проводить наблюдение за познавательными процессами и личностными характеристиками у школьников.

  • Умение составлять психолого-педагогическую характеристику на человека.

  • Проводить анализ документации педагога-психолога.

  • Обобщать психологический опыт и личный практический опыт.


Психологическая практика основывается на следующих принципиальных положениях:

  • Связь с предметами психолого-педагогического цикла

Психологическая практика логически завершает изучение основного блока психологических дисциплин: «Введение в психологию» и «Общая психология».

  • ^ Личностная ориентация

Формирование профессиональных навыков и умений требует индивидуального подхода к обучению каждого студента. Студенты прикрепляются к психологу учреждения. Администрация, социально-психологическая служба, сотрудники базы: учителя, классные руководители учреждения оказывают необходимую помощь, консультируют практикантов по интересующим вопросам.

  • ^ Развитие критического мышления

Прежде чем приступить к самостоятельной деятельности, студент должен накопить опыт. Поэтому в начале практики практикант наблюдает и проводит анализ социально-психологических ситуаций. Стимулируется взаимообучение, обмен опытом между студентами.

  • Самопознание

Психологическая практика помогает глубже узнать личностные особенности самого студента, развивает стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

  • ^ Динамика самостоятельности

Распределение содержания разных видов деятельности и заданий предполагает повышение самостоятельности студента от начала к концу практики.
^ Организация и проведение практики
Приказом по университету студенты группами по 20—30 человек направляются в учреждения образования, с которыми предваритель­но заключает договор университет. Этим же приказом утверждаются факультетский руководитель практики, групповые руководители.

Учебно-ознакомительная практика по психологии на втором курсе длится 2 недели. Содержание и объем заданий рассчитаны на 36-часовую рабочую неделю. Студенты работают на базе по 6 часов ежедневно, выполняя учебные задания, функциональные обязанности педагога-психолога. Методические часы выделяются студенту для работы в библиотеке, подготовки какого-либо мероприятия, подбора дополнительного материала.

Групповой руководитель работает и проводит консультации со студентами, согласно своего графика. В графике работы преподаватель учитывает часы учебной нагрузки по практике и распределяет время работы таким образом, что в течение рабочего дня студенты и преподаватели работают совместно.

График составляется и согласуется с заведующим кафедрой. Преподаватели контролируют работу студентов, консультируют их по всем интересующим вопросам, советуют, направляют деятельность студентов, контролируют выполнение задания.

Администрация, сотрудники на базе (психологи, социальные педагоги, учителя) работают со студентами: проводят консультации, беседы, помогая плодотворно организовать практику. Работу студентов в школе курируют и оценивают два специалиста: групповой руководитель и педагог-психолог на базе. Нагрузка преподавателей и сотрудников на базе определяется в соответствии с учебным планом факультета.
На факультете проводится установочная конференция, на которой общий руководитель раскрывает цели и задачи практики, содержание программы психологической практики, требования к оформлению отчётной документации и критериям оценки по работе студента. Общий руководитель знакомит с групповыми руководителями и уточняет учреждения образования в которых будет проходить практика. Из числа практикантов на каждой базе выбирается староста. Для студентов проводится инструктаж по технике безопасности. Проводится беседа о культуре поведения и взаимодействия с сотрудниками, детьми на базе.

В предпоследний день практики (по согласованию с групповым руководителем) студент может получить дополнительный методический день для анализа результатов проделанной работы. Вся отчётная документация сдаётся групповому руководителю для проверки в последний день практики.

Формой контроля проделанной работы студентов на практике является зачет.
^ Итоговая конференция организуется общим руководителем на кафедре, проводится в стенах университета в форме семинара (круглого стола) по актуальным вопросам и проблемам работы психолога в учреждениях образования. Студенты со своими групповыми руководителями рассказывают о своих достижениях, делятся своими впечатлениями, вносят предложения по совершенствованию практики. В день проведения конференции студенты представляют свои материалы, наработанные в период практики: стенгазеты, видеоматериалы, презентации.
^ 4. Обязанности общего руководителя практики, групповых руководителей, сотрудников на базе, студентов-практикантов, старост групп
Функциональные обязанности общего руководителя практики на кафедре:

1. Ведение документации:

а) составление и оформление приказов на психологическую практику в учебно-методический отдел;

б) ведение учета договоров, заключенных с базами для прохождения психологической практики;

в) ведение журнала по охране труда;

г) анализ отчетов групповых методистов и составление общего отчета о проведенной практики по кафедре;

д) составление и оформление докладных в учебный отдел по завершению практики.

2. Подбор баз и распределение студентов и групповым методистам.

3. Организация и проведение установочной конференции перед выходом на психологическую практику. Проведение инструктажа по охране труда перед выходом на психологическую практику.

4. Организация и проведение итоговой конференции после завершения психологической практики.

5. Консультации студентов и групповых методистов по вопросам содержания, организации и проведения психологической практики, ведению отчетной документации.
Функциональные обязанности группового руководителя:

  1. Знакомство с программой и требованиями предстоящей практики.

  2. Участие в установочной конференции.

  3. Знакомство студентов с организацией и содержанием практики.

  4. Организация работы на базе проведения психологической практики.

  5. Осуществление контроля за ходом выполнения программы практики.

  6. Консультирование студентов по ходу психологической практики.

  7. Проверка отчетной документации студентов и выставление оценки за психологическую практику.

  8. Участие в итоговой конференции по психологической практике.

  9. Составление отчета по психологической практике.

  10. Оформление финансовых документов для оплаты сотрудникам базы практики. (Заполняет и в первые три дня практики сдаёт общему руководителю на кафедре: договоры с работниками баз, акты на оплату труда сотруднику базы).


^ Функциональные обязанности сотрудника на базе, принимающей студентов:

  1. Знакомство с содержанием и организацией практики.

  2. Ознакомление студентов с базой, со спецификой работы практического психолога данного учреждения.

  3. Распределение студентов на места прохождения практики.

  4. Консультирование студентов по организационным вопросам.

  5. Организация участия студентов в выступлениях перед педагогическим коллективом, родителями, учениками.

  6. Участие в проведении итоговой конференции в университете.

  7. Составление характеристики на студентов-практикантов (или группу).


Функциональные обязанности студента во время практики:

    1. Находится на базе не менее 6 часов (встречает и провожает детей, работает со своим классом в течение дня).

    2. Соблюдает трудовую дисциплину и правила, установ­ленные в данном учреждении.

    3. Посещает все практические занятия, инструкции, консультации.

    4. Посещает уроки, ведет протоколы, наблюдает и анали­зирует, полученную информацию.

    5. Отчитывается каждую неделю перед групповым руко­водителем, психологом базы о вы­полнении учебных заданий и основной работе с классом.


^ Функциональные обязанности старост на базе:

(Староста выбирается групповым руководителем на весь период практики.)

  1. Староста составляет график посещений базы студентов своего учреждения на весь период практики и сдаёт его групповому руководителю в конце практики.

  2. Следит за трудовой дисциплиной и выполнением программы практики каждым студентом своей группы.

  3. Находится в постоянном контакте с групповым руководителем, регулирует организационные вопросы в процессе прохождения практики на своей базе.

  4. Несёт ответственность за коллективно-творческий отчёт группы: в последний день практики сдаёт общему руководителю на кафедре стенгазету для выставки (мультимедийную презентацию).

  5. Принимает активное участие в организации итоговой конференции по психологической практике: подаёт групповому руководителю информацию о выступающих на конференции; участвует в оформлении выставки наглядных пособий при подготовке к итоговой конференции по практике).


^ Содержание учебно-ознакомительной практики на 2 курсе
В содержание педагогической практики студентов второго курса входит:

  1. Знакомство с общеобразовательными учреждениями и основными направлениями работы психолога в них.

  2. Определение задач, функций психологической службы в данных учреждениях.

  3. Изучение оснащения кабинета психолога.

  4. Знакомство с документацией педагога-психолога.

  5. Формирование умений вести наблюдение в процессе учебной деятельности за школьниками.

  6. Развитие навыка составления психолого-педагогической характеристики личности.


Выбор заданий практики определяется спецификой базы, производственной необходимостью и непосредственно групповым руководителем (от кафедры) в зависимости от контингента подопечных на базе.
Основной документ студента во время прохождения практики – это дневник. В нем отражается вся работа практиканта на базе. Дневник заполняется ежедневно. Студент-практикант должен иметь дневник всегда при себе во время работы на практике.

^ Дневник студента-практиканта
Оформление титульного листа дневника:

Дневник студента-практиканта

по учебно-ознакомительной практике

_________группы______курса,
факультета социально-педагогических технологий

учреждения образования «БГПУ им. М. Танка»

________________________________________________(Ф.И.О.)
Название учреждения___________________________________

Адрес учреждения_______________________________________

Сроки практики___________________________
Руководитель практики____________________



^ Содержание дневника (варьируется в зависимости от специфики учреждения):

  1. Администрация базы: директор, завуч, педагоги-психологи, социальные педагоги (Ф.И.О. полностью).

  2. Список учащихся (Ф.И., дата рождения, характеристики семьи), Ф.И.О. классного руководителя, учителей-предметников.

  3. Расписание звонков в школе.

  4. Расписание уроков (занятий) в прикрепленном классе.

  5. Содержание работы студента на практике (Приложение 1).

  6. Анализ основ организации и деятельности психолога в данном учреждении (Приложение 2).

  7. Наблюдение за познавательными процессами и личностными особенностями человека (Приложение 3).

  8. Психолого-педагогическая характеристика личности (Приложение 4).

  9. Психологический анализ урока (Приложение 5).

  10. Отчет о практике (Приложение 6).


Приложения
Приложение 1

Содержание работы студента на практике

Примерное содержание:

^ Дни недели

(дата)

Направления деятельности


Время работы

Понедельник

10.10.

Знакомство с базой.

Беседа с администрацией учреждения.

Знакомство с сотрудниками социально-психологической службы.

Перспективное планирование работы на практике.

9.00-15.00

Вторник

11.10.

Знакомство с коллективом класса.

Проведение беседы с классным руководителем о ребятах в классе.

Изучение документации психолога.

8.00-14.00

Среда

12.10.

Изучение документации психолога.

Посещение уроков.

Знакомство со школьной документацией (классным журналом, личными делами учащихся).

9.00-15.00

Четверг

13.10.

Проведение психологического анализа уроков.


8.00-14.00

Пятница

14.10.

Проведение наблюдение за вниманием и памятью.

Посещение уроков.

9.00-15.00

Суббота

15.10.

Методическое время

Обработка и оформление изученных характеристик.

9.00-15.00


Приложение 2

Изучение основ организации работы педагога-психолога

Изучение проводится по следующим параметрам:

  • Функциональные обязанности психолога.

  • Основные направления деятельности психолога.

  • Нормативные документы педагога-психолога.

  • Круг профессионального взаимодействия психолога в данном учреждении (структура).

  • Профессиональное взаимодействие психолога за пределами учреждения.

  • Знакомство с формами и методами работы психолога в данном учреждении.

  • Выделение специфики работы учреждения.

  • Определение конкретного практического значения и функций психологической службы в учреждении.

  • Изучение оснащения кабинета.

Приложение 3

Схемы для проведения наблюдения за познавательными процессами и личностными особенностями человека

Изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях. Основным методом при этом является наблюдение за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Студент-практикант ведет дневник наблюдения за учеником и классным коллективом, в который вносит все факты, заслуживающие внимания, и дает им психологическую интерпретацию. На основе накопленного материала составляются психолого-педагогические характеристики. Для того, чтобы осуществить глубокое и всестороннее изучение практиканту необходимо использовать разнообразные методы. К ним относятся:

  • Беседы с учеником о каких-то проблемах, прочитанных книгах, просмотренных спектаклях и т.д.; с его товарищами и друзьями по классу, спортивной секции, кружку; с классным руководителем, куратором и др. учителями; с его родителями.

  • Метод наблюдения за проявлениями познавательной сферы и личностным характеристиками.

  • Документальный метод (ознакомление с классным журналом, планом воспитательной работы и пр.).

Характеристики должны носить не описательный, а аргументированный характер. В них не должно быть «голых» обобщений, неизвестно каким путем добытых. Обобщения должны опираться на факты, зафиксированные в дневнике наблюдений. Совершенно недостаточно составить простой перечень тех или иных особенностей ученика.

Написать характеристику – это значит:

а) установить внутреннюю связь и зависимость особенностей личности ученика от условий жизни и воспитания ребенка;

б) показать, как они проявляются в поведении школьника;

в) выделить ведущие, т.е. главные и наиболее устойчивые особенности;

г) показать перспективы воспитательной работы с данным учеником и классом.

Психолого-педагогическую характеристику личности учащегося необходимо давать на фоне классного коллектива, в сравнении с другими учениками класса. В характеристике важно показать не только уровень развития данного учащегося, но и то место, которое он занимает среди своих одноклассников, то, как он субъективно переживает свое положение в коллективе. Это поможет определить такие, например, особенности личности ученика, которые связаны с самосознанием, самооценкой, уровнем притязаний.
^ Основные этапы работы над характеристикой

1. Выбор объекта и сбор фактического материала с использованием разнообразных методов психолого-педагогического исследования.

2. Систематическое ведение «Дневника наблюдений», в котором должен быть намечен план изучения ученика и классного коллектива.

3. При составлении и написании характеристик необходимо учесть следующее:

а) не ограничиваться общими формулировками, а подкреплять каждое положение характеристики конкретными фактами и примерами;

б) не допускать схематизма: не изображать ученика и классный коллектив исключительно положительными либо исключительно отрицательными;

в) характеристики должны включать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов.

Психолого-педагогические характеристики оформляются отдельно и обязательно содержат: текст характеристик, приложения (дневники наблюдения).

Содержание:

Тема 1: Наблюдение за сравнением учебных и познавательных мотивов

Тема 2: Наблюдение за проявлениями познавательного интереса учащихся на уроке

Тема 3: Наблюдение за умственной самостоятельностью школьников
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconПопов В. А. К68 Профилактика наркотической зависимости у детей и...
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного, пособия для студентов высших...

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconУчебно-методические материалы для студентов всех форм обучения по...
Теория бухгалтерского учёта. Учебная программа и методические рекомендации. Для студентов Института экономики Московской академии...

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconМ. С. Мокий экономика организации учебно-методические материалы для...
Программа предназначена для студентов экономического института. Основная цель курса: сформировать у студента четкое и ясное понимание...

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconИ права институт экономики коновалова в. Г. Управление персоналом
Учебно-методические материалы для студентов всех форм обучения по специальностям

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconУпражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников:...
Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии...

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconМиит кафедра «Менеджмент» М. И. Ковальская
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и«Управление персоналом»

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconМухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство,...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся...

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconТеория литературы поэтика
Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по...

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconМетодические материалы для студентов всех форм обучения по специальностям:...
Дать студентам теоретические знания в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной научной дисциплины....

Программа по учебно-ознакомительной практике по психологии для студентов, обучающихся по специальностям iconМиит кафедра «Менеджмент» М. И. Ковальская Корпоративный менеджмент...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и«Управление персоналом»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов