Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника»




Скачать 168.99 Kb.
НазваниеАнкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника»
Дата публикации13.06.2015
Размер168.99 Kb.
ТипАнкета
edushk.ru > Психология > Анкета


ПРИЛОЖЕНИЯ

к методическому пособию
Анкета

«Социально-бытовые условия семьи воспитанника»

(заполняется при посещении семьи социальным педагогом детского дома)
Дата визита ______________________________________________________

Члены семьи, присутствующие во время визита __________________________

___________________________________________________________________

Отсутствующие члены семьи________________________________________

________________________________________________________________

Причины отсутствия членов семьи _____________________________________

___________________________________________________________________

Описание дома, обстановки в квартире, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемы семьи с точки зрения самой семьи и причины

прихода социального педагога ________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Как долго развивались проблемы?______________________________________

___________________________________________________________________

Что предпринимала семья или ее члены, чтобы справиться с проблемами?_____________________________________________________________________________________________________________________

Помогали ли семье?_______________________________________________

Да. Нет.

В какой степени?__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие службы и организации необходимо привлечь

для оказания помощи семье?_________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Определение роли каждого члена семьи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто принимает решение в семье?_______________________________________

Кто все рассказывает?________________________________________________

Кто оказывает давление и на кого?_______________________________________

Кто снимает напряжение в семье?______________________________________

Кто устанавливает правила?____________________________________________

Кто призывает к порядку?______________________________________________

Отношение членов семьи друг к другу ____________________________________

Дальние родственники или друзья,

с которыми семья общается ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое влияние на семью или отдельных членов они оказывают

(положительное, отрицательное и на кого)? _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существует ли в семье финансовая проблема?____________________________

Сильные стороны семьи ____________________________________________

Слабые стороны семьи_____________________________________________

Вопросы, не решенные социальным педагогом _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации в результате посещения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлагаемые новые формы сопровождения семьи и

оказания ей помощи ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вопросы, выносимые на обсуждение с коллегами __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный педагог ________________________________________________________

^ Анкета

«Взаимоотношения в семье»

(Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье,

выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения)
1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

  • очень хорошими;

  • хорошими;

  • не очень хорошими;

  • плохими;

  • очень плохими.


2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

  • не совсем;

  • нет;

  • да.


3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

(Перечислите эти традиции)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

  • ежедневно;

  • по выходным дням;

  • редко.


5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

  • решает сообща жизненные проблемы;

  • занимается семейно-бытовым трудом;

  • работает на приусадебном участке;

  • вместе проводит досуг, смотрит телепередачи;

  • обсуждает вопросы помещения детей в учреждения;

  • делится впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

  • каждый занимается своим делом:

  • допишите…____________________________________________________________


6. Бывают ли в Вашей семье конфликты, ссоры?

  • да;

  • часто;

  • иногда;

  • редко;

  • не бывают.


7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

  • непониманием членами семьи друг друга;

  • нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)

  • отказом участвовать в семейных делах, заботах;

  • злоупотреблением алкоголем;

  • другими обстоятельствами (укажите какими)_________________________________________________________________


8. Каковы способы разрешения конфликтов в Вашей семье?

  • примирение;

  • обсуждение ситуации и принятие обоюдоприемлемого решения;

  • прекращение конфликтов на некоторое время;

  • обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, родственникам);

  • конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.


9. Как реагировали дети на семейные конфликты?

  • Переживали, плакали;

  • Становились на сторону одного из родителей;

  • Пытались помирить;

  • Уходили из дома;

  • Замыкали в себе;

  • Относились безразлично;

  • Становились озлобленными, неуправляемыми;

  • Пытались найти поддержку у других людей.


10. Что Вы намерены делать для укрепления семейно – бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ Социальная карта семьи

Ф.И.О. ребенка___________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________

Домашний адрес (прописан и фактический) _____________________________

___________________________________________________________________Родители:

Мать____________________________________________________________

Возраст____________________________________________________________

Образование_______________________________________________________

Род занятий и её профессия___________________________________________

Отец____________________________________________________________

Возраст____________________________________________________________

Образование _______________________________________________________

Род занятий и его профессия _______________________________________

Сколько лет существует семья________________________________________

Тип семьи (подробно охарактеризовать) _________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства) ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.) ______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищные условия:

нормальные (благоустроенная квартира, дом), неблагоустроенная квартира, комната, общежитие, подробно описать все особенности _________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношения в семье. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется)

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________Наследственные болезни _____________________________________________

Психолого-педагогическая культура:

Матери_____________________________________________________________

Отца _____________________________________________________________

Знание интересов детей ____________________________________________

Забота родителей о детях ______________________________________________

Суть конфликтов родителей с детьми __________________________________

Анализ ситуации в семье _____________________________________________

Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал

семье, каковы ее результаты?)________________________________________

________________________________________________________________

В каких видах помощи нуждается семья?_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к

работе с данной семьей и ее отдельными членами? ________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток
свободного времени, незнание возрастных особенностей,
отсутствие единых требований в воспитании, другие причины)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели работы с семьей________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления работы для составления программы _______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. социального педагога _________________________________________

Учетная карточка воспитанника

Ф.И.О. воспитанника:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения:__________________________________________________________________

Статус:______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата поступления в учреждение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________



Сведения о родителях

Отец

Мать

Ф.И.О.







^ Дата рождения







Зарегистрирован(а)







^ Проживает фактически







Место работы (занятость)







Специальность







^ Жилищно-бытовые условия







Состояние здоровья







^ Вредные привычки







Материальное обеспечение







^ Состоит на учете







Семейные взаимоотношения








ДОПОЛНИТЕЛЬНО:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Координационный план работы социального педагога с родителями воспитанников СКДД № 3

Мероприятия














Результат

^ 1. Изучение жизненной ситуации, проблем семьи.

В какой помощи нуждается.

















^ 2. План работы с родителями.
















^ 3. Организация работы с родителями со стороны сотрудников (воспитатели, мед. персонал, администрация).

















^ 4. Виды помощи

















«Дорога в 14 шагов»
Поиск конструктивного взаимодействия с родителями, поиск путей и средств оздоровления обстановки в семьях - залог изменений отношения к детям и методам воспитания.

Для изменения характера отношений необходимо придерживаться следующего:

Негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно они своими ошибочными действиями вызывают их. Часто такие родители - отчаявшиеся, растерянные люди, поэтому если предъявлять им претензии, ситуация только углубится. Даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное здесь - тактичность, доброжелательность и терпение.

Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребёнка, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем имеется реальная возможность помочь ребёнку. Психологи называют это

«дорогой в четырнадцать шагов», и этому можно научить родителей.
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.
Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику, Вы имеете на это право. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Исправить ситуацию можно. Вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.
^ Шаг 2. Разберитесь в ситуации.
Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребенок совершил правонарушение, это отнюдь не означает, что он закоренелый преступник. Не спешите с выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами спра­вься с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.
^ Шаг 3. Сохраните доверие ребёнка к себе.
Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростка достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень важным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте потребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
^ Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с ребёнком.
Совершив противоправные действия, дети склонны обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если Ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что Вы в курсе событий.
^ Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.
Случившееся должно заставить Вас понять, что Ваш ребенок - уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.
^ Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.
Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки Вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений, в конце концов, поможет подростку убедиться в том, что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.
^ Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.
Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безна­казанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным и непригодным к жизни в обществе.
^ Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте.
Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обеща­ния «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него при­вычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слуша­ет или делает вид, что слушает, на самом деле практически не слыша ни единого Вашего слова. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать он будет все, что угодно, так как не собирается ничего выпол­нять. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Ребенок считает Вас своей собственностью, поэтому не ждет от Вас никаких конкретных действий. В том же случае, когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.
^ Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ре­бенком.
Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив его в том, что эта помощь необходима и Вам, и ему. Специалист поможет выстроить но­вые взаимоотношения с Вашим ребенком.
^ Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.
Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя некон­структивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специали­стам. Разрешите ему попробовать исправить его ошибки самостоятельно. Это труд­но, но не невозможно, поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.
^ Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.
Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Ис­пользуйте любые возможности для моральной поддержки.
Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.
В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть прово­кационную роль.
^ Шаг 13. Установите разумные границы контроля.
Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, но травмирует его.
^ Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.
Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увле­чения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения де­тей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

Заключение
За 2007 год приемные родители вернули в приюты тысячи детей . С тех пор как полтора года назад Министерство здравоохранения и социального развития взяло курс на срочное (в течение 5-7 лет) расформирование детских домов, устройство сирот в семьи в России пошло ударными темпами. Но вот парадокс, малышей, оставшихся без родителей, меньше не становится. В 2007 году в семьи по России было отдано 130 тысяч сирот, но за год детские дома пополнились на 120 тысяч новых воспитанников. В этом же году по всей стране более 6 тысяч приемных родителей отказались от детей, которые жили вместе с ними под одной крышей.

Корни детских бед наши специалисты видят в недостаточной подготовленности приемных родителей к своей миссии. Наше методическое пособие предназначается в помощь службам сопровождения приемной семьи.

В одном из сиротских учреждений было написано обращение к ребенку, мамой – усыновительницей.

^ Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали.

Одну ты не помнишь, другую называешь мамой.

Две разные женщины, создавшие твою жизнь.

Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим Солнцем.

^ Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила, как ее прожить.

Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь.

Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя.

Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель.

^ Одна подарила тебе чувство, другая умиротворила твои страхи.

Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слезы.

Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребенке, и Бог услышал её.

И каждый ребенок сквозь слезы сможет задать вопрос, на который еще никто не нашел ответа: наследственность или окружение - чей я плод?

^ Ничей дорогой мой, ничей! Просто две разные любви.

Психологи убеждены, что если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые окружают его сейчас усыновители, опекуны, крестные родители, приемные родители и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о родителях. Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о них, пытаться вытеснить или изменить чувства ребенка. Следует радоваться тому, что чувства ребенка не притупились и бережно сохранять и развивать их. Если же между взрослыми, окружающими его в данный момент и ребенком складываются конфликтные отношения, то подспудно в его сознании возникает мысль, раз мои родители плохие, то и я такой же. Психологи категорически предостерегают: ни в коем случае нельзя высказываться о прежней семье ребенка пренебрежительно.

В наших силах в корне изменить судьбу ребенка, которого оставили собственные родители. Мы можем обеспечить ему прекрасные условия жизни. Мы можем помочь найти ему семью. Мы можем помочь ему быть счастливым в этой семье. Все мы стремимся обеспечить детям самое лучшее. А самое лучшее – это не самые изысканные сладости, не самые красивые игрушки и не самая красивая одежда. Под самым лучшим следует понимать, создание самых лучших условий для развития детей и обеспечения им достойной жизни. А самые лучшие условия – это СЕМЬЯ! И поэтому каждый ребенок должен жить в семье, даже если она не навсегда.
Л.М. Злыгостева, зам. директора по социальной работе и правам ребенка МОУ «Детский дом №3» г. Петропавловска - Камчатского





Слезинка на щеке, в глазах - испуг:

Ребёнок столько в жизни повидал!

Но вот прикосновенье чьих-то рук

И кто-то с дрожью в голосе сказал:

"Сынок! Не бойся! Будь мужчиной, брат!

Всё будет хорошо - ты мне поверь.

Всё горе позади! Я очень рад, что

будешь с нами рядом ты теперь!"

И руку подал добрый человек,

По коридору светлому повёл.

Его запомнишь ты теперь навек:

В нём друга верного ты с радостью

нашел,

Он снова научил тебя любить

И верить в счастье, словно в чудеса,

Помог о всём, печальном, позабыть,

Чтоб детских душ не трогала гроза!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconСоциально-педагогическая деятельность с семьей
Основные функции семьи. Социальный статус семьи и ее типология. Деятельность социального педагога по работе с семьей. Формы социально-педагогической...

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Сегодня одна из основных социально-образовательных проблем отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи, семьи...

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconПрактическая работа "Бытовые отходы нашей семьи"
Цель работы определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, их процентное распределение по...

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconБудучи студентом первого курса физического факультета, я как и все...
Попробывать наити способ описания жизни, похожий на то, как физика описывает свой предмет и пердставлялась мне такой вот может быть...

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconЧтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной:...
Конституции РФ в области семейных отношений, то, соответственно, к его основным целям относятся укрепление семьи и обеспечение правовой...

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconКак улучшить жилищные условия граждан, проживающих в сельской местности?
В рамках Программы жилищные условия могут улучшить граждане, проживающие в сельской местности либо изъявившие желание переехать на...

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconМдк 02. 04 Лечение пациентов детского возраста
Вскармливание грудью до 2 мес., с 3 мес введена манная каша без совета врача, использовались неадаптированные смеси. Ребенок витамин...

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconВ социально-психологическом сопровождении учебно-воспитательного...
Деятельность социально-психологической службы позволяет реализовать цели и задачи воспитания, направленные на создание гуманной воспитывающей...

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconСоциально-экономическое развитие современной России
Социально-экономическое развитие общества (страны, государства) как объективный процесс, условия и факторы, на него влияющие

Анкета «Социально-бытовые условия семьи воспитанника» iconСоциально-психологическое исследование отношения молодежи к наркомании Анкета
Сейчас Вы держите в руках анкету, которую составили психологи с целью понять, что современная молодежь думает о наркотиках, наркомании...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов