Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации)




НазваниеЛекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации)
страница1/26
Дата публикации18.07.2016
Размер2.59 Mb.
ТипЛекция
edushk.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Предисловие

Лекция 1. - Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации)

Лекция 2. - Психопатология чувственного познания (продолжение)

Лекция 3. - Психопатология чувственного познания (продолжение)

Лекция 4. - Импульсивные влечения, расстройства памяти, деперсонализация

Лекция 5. - Растерянность, синдромы помрачения сознания

Лекция 6. - Синдромы помрачения сознания (продолжение). Галлюцинаторно-параноидные синдромы.

Лекция 7. - Ипохондрические, аффективные синдромы. Синдромы слабоумия.

Лекция 8. - Симптом, синдром, болезнь

Лекция 9. - Психиатрический диагноз

ПРЕДИСЛОВИЕ

В предисловии к 3-му выпуску Трудов психиатрической клиники П.Б.Ганнушкин писал:

"До сих пор мы знали лишь два направления в клинической психиатрии: направление симптоматологическое и нозологическое; будущее конечно, только за нозологическим направлением, хотя, нужно сказать, и симтомалогическое еще не сказало своего последнего слова".

"….Все эти симптомокомплексы, все эти синдромы должны рассматриваться как проявление той или другой нозологической формы".

Эти мысли является подходящим эпиграфом к предлагаемым лекциям профессора А.В. Снежневского по общей психопатологии

Первые семь лекций были прочитаны автором в 1962 г. на цикле усовершенствования кафедры психиатрии ЦИУ. Для настоящего издания (текст соответствует изданию 1969 г. - Прим. вебмастера) лекции заново отредактированы автором.

Восьмая лекция - "Симптом, синдром, болезнь" представляет собой главу, написанную автором для "Американского руководства по психиатрии под редакцией Ариетти, в 4-ом томе которого она напечатана.

Девятая лекция - "Психиатрический диагноз" - была прочитана автором в 1966 г. на цикле для работников кафедр психиатрии мединститутов при кафедре психиатрии ЦИУ.

Вместе с двумя указанными добавлениями книга представляет собой единое целое.

В ней автор идёт от описания симптомов через закономерности формирования их в синдромы и последующего трансформирования последних (развития "болезни" в кальбаумовском значении) - к установлению психиатрического - нозологического-диагноза.

Новгородское областное научное медицинское общество невропатологов и психиатров и Валдайская психиатрическая больница получили возможность отпечатать эти лекции.

Особенностью и достоинством предлагаемого курса лекций является то, что общая психопатология представлена а них не как простое описание психопатологических симптомов в статике, а как система современных знаний об общих клинических закономерностях структуры и движения психической болезни (патокинеза), о движении психопатологических синдромов в процессе развития болезни, о связях психопатологических явлений с состоянием всего организма. В них показано органическое единство синдрома и нозологической формы в их динамике, в их поступательном и обратном развитии.

В лекциях представлена клиника, факты клиники. В них нет места умозрительным построениям.

Общая психопатология изложена в лекциях прежде всего как раздел общей патологии. Вместе с тем показаны точки соприкосновения понятий общей психопатологии с кругом психологических представлений и с явлениями и закономерностями высшей нервной деятельности.
Лекции представляют хорошую школу клинических знаний и клинического мышления благодаря их верности клинической правде. Наряду с этим они заставляют переосмыслить иные прежние привычные, но недостаточно иногда продуманные, а порою и надуманные, ошибочные представления.

При отсутствии обстоятельного, вполне современного руководства по клинической психиатрии, эти лекции профессора Снежневского являются особенно ценным пособием для изучения клинической психиатрии, для воспитания клинического мышления врача-психиатра.

Лекция I

^ ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОПАТОЛОГИЮ, ПСИХОПАТОЛОГИЯ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ (ГАЛЛЮЦИНАЦИИ)
Курс лекций по клинической психиатрии, как всегда, начинается с изложения общей психопатологии. Слушатели, обычно, настаивают на этом, хотя в имеющихся учебниках и руководствах по психиатрии В.А.Гиляровского, И.Ф.Случевского, О.В.Кербикова и др., Д.Д.Федотова и А.А.Портнова симптоматология психических болезней изложена довольно однотипно. Просьба слушателей, по-видимому, вызывается тем, что в названных учебниках общая психопатология излагается очень кратко, преимущественно в форме определений, чем описания. Наиболее полно общая психопатология изложена в "Курсе общего учения о душевных болезнях" В.П. Осипова. В нем содержатся не только определения, но и подробное клиническое описание. Этим руководством необходимо пользоваться, относясь, конечно, критически к эклектическому толкованию природы психопатологических симптомов, которое в нем имеется.

Курс психопатологии я начну с общего определения предмета психопатологии, места психопатологии среди других медицинских дисциплин, я заранее прошу извинения в том, что изложение этих вопросов, в силу природы самого предмета, будет несколько абстрактным. Но остановиться на месте психопатологии среди других медицинских дисциплин, на определении этого предмета необходимо. С этими вопросами вы будете встречаться повседневно, даже при разборе отдельных конкретных больных.

Что понимают под общей психопатологией? Общее учение о психических болезнях. Если частная психиатрия изучает отдельные болезни, то общая психопатология или, вернее, общая психиатрия, изучает общие закономерности психического расстройства, типовые психопатологические процессы, природу этих типовых психопатологических процессов (делирий, аменция, галлюцинаторно-параноидное состояние и т.д.. Психопатологические типичные состояния могут возникнуть при разных болезнях, следовательно, они имеют общее значение. Общая психиатрия изучает такого рода типовые психопатологические процессы, их природу, их происхождение (патогенез) и общие становления. Общая психиатрия неотрывна от частной, ибо типовые психопатологические процессы не существуют вне отдельных болезней, они являются результатом обобщения изменений, которые возникают при отдельных болезнях. Следовательно, общая психиатрия строится на обобщении всех тех изменений, которые возникают в течении отдельных психических болезней. Вместе с тем установление общих закономерностей психического расстройства позволяет углубить изучение индивидуального, свойственного отдельным болезням. Вооруженные знанием общих закономерностей, мы глубже проникаем в сущность, в особенности отдельных болезней.

Вместе с тем общая психопатология является составной частью общего учения о болезнях человека. Она является разделом общей патологии.

Понимание общей психопатологии как общего учения о психических болезнях, как раздела общей патологии человека, признается не всеми. Известный психопатолог Ясперс, правильно считающий, что общая психопатология — это учение об общих закономерностях психических болезней, вместе с тем рассматривает общую психопатологию как совершенно отдельную самостоятельную науку, не входящую в общее учение о болезнях человека. Ясперс считает, что общая психопатология — это наука, а частная психиатрия — диагностика, лечение — практика. Он разъединяет общее и частное учения, противопоставляет их, что является абсолютно неправильным.

Общая психопатология возникла в результате изучения отдельных заболеваний, обобщения данных этого изучения. Она зародилась в конце ХУШ века в учении о психических болезнях итальянского психиатра Киаруджи, первым высказавшего мысль о едином психозе. В концепции единого психоза содержится обобщение закономерностей, свойственных отдельным психическим заболеваниям. Говоря о едином психозе, о закономерностях развития единого психоза, Киаруджи совершил первое обобщение особенностей течений отдельных психических заболеваний и этим положил начало общему учению о психических болезнях.
В исследованиях Пинеля, Эскиродя, Пелена, Фридрейха содержалось дальнейшее развитие общего учения о психических болезнях, но в их исследованиях акцент делался на симптоматологии. Как вы знаете, в исследованиях Пинеля, Эскироля и других впервые было дано определение слабоумию, галлюцинациям, разделение галлюцинаций и иллюзий; учению о бреде было положено начало также названными психиатрами, таким образом, после Киарудки психопатология развивалась Пинелем, Зскиролем и другими в направлении разработки симптоматологии психического расстройства.

Основателем общего учения о психических болезнях был выдающийся психиатр Гризингер — психиатр середины XIX века, знаменующий собою вершину развития психиатрии того столетия. В руководстве о психических болезнях Гризингера почти половина отводится изложению общего учения о психических болезнях. В этом учебнике Гризингер впервые высказал мысль, что психическая деятельность имеет рефлекторную природу, Гризингер указывал на важность исследования закономерностей течения психических болезней, общих закономерностей, свойственных всем психозам. Гризингер первым из психиатров пытался осветить проблему взаимоотношения нервной и психической деятельности, которая является дискуссионной еще и сейчас.

Следующий этап в развитии общей психопатологии связан с деятельностью английского психиатра Модели, который применил к исследованию психических заболеваний эволюционный метод Дарвина. Психическую деятельность он пытался рассматривать исторически. Одним из самых важных положений его исследований было утверждение, что клиническая картина психоза зависит не только от особенностей внешних вредностей, а что внешние вредности вызывают психоз через внутренние условия деятельности головного мозга. Так, он показал, что если речь идет о заболевании ребенка первых лет жизни, то какие бы вредности ни действовали на головной мозг, психоз всегда будет протекать только в виде психомоторного возбуждения. Ни галлюцинаций, ни бреда не будет, ибо мозг ребенка первых лет жизни является еще не созревшим, в нем не развились все те возможности, все те функции, которые свойственны мозгу взрослого человека. Если вредности самые разнообразные действуют на ребенка школьного возраста, то психоз у него будет, протекать с возбуждением и уже с галлюцинациями. И, наконец, при заболевании любой психической болезнью, любым психозом ребенка, находящегося в подростковом возрасте, психоз может протекать и с возбуждением, и с галлюцинациями, и с бредом, ибо внутренние условия деятельности у него приближаются к деятельности мозга взрослого человека. Это положение чрезвычайно важно, ибо оно показывает, что клиническая картина психоза не определяется прямо и непосредственно вредностью, действующей извне, что каждая вредность опосредствуется состоянием головного мозга, индивидуальностью больного. Этим и определяются особенности клинической картины. Это вопрос специфичности клинической картины по отношению к виду вредности психическое заболевание; он дискутируется до сих пор. Как видите. он был поставлен общим учением о психических болезнях еще в середине ХIХ века и получил естественно-научное освещение прежде всего у Модсли, опиравшегося на эволюционное учение Дарвина.

Следующий этап развития общей психопатологии связан с деятельностью И.М.Сеченова. Учение М.И.Сеченова оказывает возрастающее влияние на мировую психиатрию, судя по выступлениям на 3 Всемирном конгрессе психиатров (1961 г.) и сейчас.

И.М.Сеченов экспериментально доказал рефлекторную природу психической деятельности, показал, что психическая деятельность возникает в результате взаимоотношения человека, индивидуума с внешним миром, что без воздействия внешнего мира психическая деятельность не может развиться, что внешний мир является источником психической деятельности.

Надо сказать, что И.М.Сеченов дал конкретное описание некоторых психопатологических явлений; так им, пожалуй, впервые был описан делирий занятости (профессиональный делирий), дан его психологический и физиологический анализ. В работах Сеченова его сочинении "Рефлексы головного мозга" указывается на необходимость физиологического исследования природы галлюцинаций.

Ко второй половине XIX века общепсихопатологических фактов накопилось столько, что потребовалась их систематизация.Онабыла осуществлена немецким психиатром, работавшим одно время в Дерите (современном Тарту), — Эмингаузом. Он был автор первого сочинения по общей психиатрии, которое называлось «Общая психопатология». И надо сказать, что Эмингауз первым высказал мысль, что общая психопатология есть общее учение о душевной болезни и является частью общей патологии человека. Он также говорил о том, что исследование природы расстройств психической деятельности возможно только в направлении анатомо-физиологическом (он говорил, что при исследовании душевной болезни надо пользоваться только той психологией, которая основывается на физиологии).

Дальнейшее развитие общего учения о психозах связано Мейнертом, Вернике, а также Джексоном. Однако в работах этих трех крупных авторов вы уже не встретите высказываний Гризингера о рефлекторной природе психической деятельности. Психическую деятельность они уже начинают понимать иначе: как результат внутримозговых отношений. Психическая деятельность рассматривается ими не как результат соотношения мозга с внешней средой, а как продукт мозговой деятельности. Так, Вернике, занимаясь сейюнкцией, трактует ее как результат возбуждения или перерыва сенсомоторной рефлекторной дуги. Собственно так же примерно рассматривает психическую деятельность и Джексон, Он считает вполне развитую психическую деятельность результатом интегративной деятельности различных уровней головного мозга. а психоз — распадом, диссоциацией этой единой интегративной деятельности, и у него психоз и психическая деятельность, в конечном счете, рассматриваются как плод внутримозговых отношений. Если у Вернике — как результат деятельности различных центров, областей головного мозга, то у Джексона — как результат деятельности различных уровней головного мозга. Широта взглядов Гризингера и Модели , рассматривавших психическую деятельность как результат приспособления к внешнему миру, как продукт отражения, в этих концепциях отсутствует.

Вторая половина и конец XIX века, как вы видите, характереризуется снижением общетеоретического уровня в рассмотрении психических болезней; с другой стороны, конец XIX века характеризуется тем, что психиатрами всех стран была проделана огромная работа по исследованию симптоматологии психических болезней. Исследовались галлюцинации, псевдогаллюцинации, все виды бреда, различного рода симптомы аффективных расстройств и т.д. и т.д. Вся та симптоматология, которой мы оперируем сейчас, была изучена и описана именно г конце XIX века. К концу XIX века относятся и классические исследования В.Х.Кандинского в областипсевдогаллюцинаций и явлений психического автоматизма, и исследования памяти С.С.Корсаковым.

В начале XX века в развитии общей психопатологии происходит крен в сторону психологии, исследованиями мозга психопатологи перестают интересоваться. Это явилось следствием того, что: во-первых, естествознание к началу XX века оказалось бессильным проникнуть в деятельность головного мозга и, во-вторых, в капиталистическом обществе, уже в начале становления империализма ,начинает преобладать идеалистическая философия» Это сказалось на общей психопатологии. Можно привести такие примеры: исследование Берингером расстройств мышления при шизофрении опиралось на интенцию Гуссерля. Шнейдер, исследуя психические болезни» создавая свою клиническую психопатологию, опирался, главным образом, на гештальт-психологию, а в последнее время на учение средневекогого философа фомы Аквинского; Мург, изучая галлюцинации, опирался, по существу дела, на концепцию «жизненной силы» Бергсона и т.д. В психопатологии начинают занимать главенствующее место чисто психологические исследования психических расстройств и идеалистическая философия в их толковании. Это положение подтверждает названия книг, монографий по общей психопатологии: выходит "медицинская психология" Кречмера, "Психология анормальных" Груле, "Медицинская психология" Шнейдера, "Клиническая психология" Гельпаха и т.д., т.е. все авторы говорят о психологии, о патопсихологии, а не об общем учении о психических болезнях .В значительной мере на это повлиял, надо сказать, и Фрейд, который к исследованию неврозов и психозов подходил именно с чисто психологических позиций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconКлассическая немецкая философия
Канта-Лаппласа). Под влиянием скептическим взгялдом Юма Кант меняет представление о возможностях рационального познания, метафизического...

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconК экзамену
Методологические основы познания мира. Общая схема познания мира. Наука как современный способ познания мира. Значение науки в жизнедеятельности...

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconМетоды научного познания. Развитие научного знания процесс научного...
Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания...

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconКонспекты по философии тема: теория познания
Диалектика познания: компоненты, аспекты, уровни. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983. – 168 с

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconФилософия познания и науки
Объектом является та или иная вещь, любой фрагмент материального единства мира, к слову сказать, объетом познания может выступить...

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconЛекция Философия Аристотеля. Критика учения Платона об идеях. «О...
«Метафизика» (онтология); «Органон», включающий первую и вторую «Аналитики», «Топику», «Категории» и др. (логика и теория познания);...

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconТематическое планирование в 10 классе
Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические величины и их измерение....

Лекция Ввведение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации) iconЮ. а гусев наука как духовная парадигма
Принципиальное значение в процессе познания имеет то обстоятельство, как наука представляет себе свой объект познания? – как «Материю...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница