Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа»




Скачать 138.69 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации20.07.2016
Размер138.69 Kb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Психология > Программа
Программа коррекционной работы

МАОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района

Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) и детьми, проявляющим способности в отдельных областях (далее – ДПС), образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ОВЗ и ДПС в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемилогические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 года, рег. № 19993);

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: «Просвещение», 2010.


Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования сформирована для контингента детей с ОВЗ и ДПС, обучающихся в МАОУ «Троицкая СОШ». Программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным Образовательным Стандартом нового поколения направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ и ДПС в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ и ДПС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ОВЗ и ДПС и оказание помощи детям этих категорий в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

  1. выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

  2. осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с ОВЗ и ДПС с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  3. обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ и ДПС основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в ОУ;

  4. разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии, а также для детей, имеющие отдельные способности и таланты;

  5. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и ДПС по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.



Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:

  1. Система комплексного педагогического сопровождения детей с ОВЗ и ДПС в условиях образовательного процесса.

  2. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий.

  4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и ДПС.

  5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

  6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.


^ 1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В школе предполагается создать службу, осуществляющую педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и ДПС, которая будет вести ребенка на протяжении всего периода его обучения в начальной школе. В службу сопровождения должны войти все педагоги начальной школы и медицинская сестра Троицкой врачебной амбулатории И.А.Лисичкина. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей должно осуществляться на школьном психолого-медико-педагогической консилиуме.

^ Целью педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ДПС, обучающегося в ОУ, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Педагогическое сопровождение учащихся включает:

  • диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

  • конкретную педагогическую помощь ребенку.

Прием в школу детей с ОВЗ осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в ОУ. На каждого обучающегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения педагогическая карта, в которой фиксируются педагогические особенности развития личности обучающегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Переход детей из ДОУ в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ОВЗ и ДПС по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

  1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ и ДПС, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ.

  1. Аналитическая работа.

  2. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

  3. Консультативная работа с педагогами, обучающимися и родителями.

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и ДПС и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

  1. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

  2. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях ОУ; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).


^ 2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и ДПС, их интеграцию в ОУ и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ и ДПС, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение обучающихся на практическую деятельность с предметами, на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы или направленные на развитие творческого потенциала.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

^ Индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися. В ОУ проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися.

Индивидуальные занятия с педагогами. В ОУ должна быть организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь, переезд, нахождение длительное время в санатории и пр.).

^ Индивидуальное обучение на дому — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели ОУ организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

В ОУ возможно дистанционное обучение комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь).

^ Внеурочная деятельность. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ОВЗ и ДПС в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ОВЗ и ДПС наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ОВЗ они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
3. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный педагогический консилиум. Он проводится по итогам 1 полугодия и учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает:

  • отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и ДПС и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными обучающимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
^ 4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и ДПС.

1. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ОУ. Педагогические работники ОУ должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ и ДПС, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В связи с этим в ОУ должна выстраиваться планомерная работа по повышению квалификации педагогов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, через семинары, курсы повышения квалификации и переподготовки.

2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ОВЗ и ДПС:

  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (компьютеры, сканеры, проекторы, интерактивные доски);

  • дополнительные часы внеаудиторной занятости или система консультаций педагогов.

^ Требования к условиям реализации программы.

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

^ Программно методическое обеспечение. В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

^ Кадровое обеспечение. Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ОУ. Педагогические работники ОУ должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. С этой целью в ОУ организуется просветительская работа через методические семинары.

^ Материально техническое обеспечение. Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды ОУ.

^ Информационное обеспечение. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
^ 5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей ОУ и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Внутренний механизм взаимодействия:

педагог школьный педагогический консилиум

ОУ взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины: Троицкая врачебная амбулатория, ЦРБ, отдел образования администрации Тюльганского района, ЦЗСН.

^ Механизм реализации программы. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие всех педагогов ОУ, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ и ДПС в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи педагогов ОУ;

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

Консолидация усилий всех педагогов ОУ в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия педагогов — это консилиумы и службы сопровождения ОУ, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также ОУ в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ и ДПС.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие ОУ с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ОВЗ и ДПС;

  • сотрудничество со средствами массовой информации, сотрудничество с родительской общественностью.


^ 6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

  • динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ и ДПС по освоению предметных программ;

  • создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

  • увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ОВЗ и ДПС;

  • сравнительная характеристика данных педагогической диагностики учащихся с ОВЗ и ДПС на разных этапах обучения;


.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа начальной школы маоу «Средняя школа №8»
Основная образовательная программа начального общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя...

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconПоложение о деятельности общеобразовательного учреждения маоу «Средняя...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №21» в статусе центра инновационного опыта

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции умк «Школа России», а также с учетом...

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма работы с родителями «Семья и школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чечеульская средняя общеобразовательная школа»

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с...

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Искровская средняя общеобразовательная школа»

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения...
Образовательная программа определяет содержание образования в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная...

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconРассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13»
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики»

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» icon7. программа коррекционной работы пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными...

Программа коррекционной работы маоу «Троицкая средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма коррекционной работы III. Организационный раздел Учебный...
Разовательное учреждение «Абагинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кралина» решает проблему реализации государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов