А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие»




Скачать 106.33 Kb.
НазваниеА. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие»
Дата публикации21.05.2015
Размер106.33 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Психология > Документы

А.Н. Гусев, «Ощущение и восприятие»

1.2. Свойства ощущений

Переходя к рассмотрению свойств ощущений, приведем еще одно определение, предложенное одним из основателей амери­канской психологии Эдвардом Титченером {E.B.Titchener, 1867 — 1927): «Ощущениями мы называем те элементарные сознатель­ные процессы, которые соединены с телесными процессами в определенных телесных органах» [106, 22]. Оно подчеркивает связь характерных особенностей ощущений с определенным органом чувств, его рецепторным аппаратом.

Вопрос заключается в том, имеют ли эти элементы нашего сознательного опыта свои характерные свойства или атрибуты. Поскольку в ощущениях отражаются отдельные свойства стимула или раздражителя1, то мы логично переходим от проблемы эле­ментарного образа к проблеме элементарного (простейшего) сти­мула, т.е. тех физических параметров, которые задают следующие свойства ощущений как элементов сознательного опыта.

  1. Специфичность энергии стимула, действующего на соответ­ствующий рецептор, определяет сенсорное качество или модаль­ность ощущений, например: в зрении — цвет поверхности, в слухе — высоту тона, во вкусовых ощущениях — сладкость раствора.

  2. От интенсивности энергии стимула зависит интенсивность ощущения, например: в зрении — светлота светового пятна, в слу­хе — громкость звука.

3. Распределение стимульной энергии в пространстве задает
протяженность ощущения в пространстве (световой круг: боль­
шой — маленький, слева или справа от наблюдателя; звук: ло­
кальный — объемный; прикосновение к коже руки может быть
точечным или охватывающим все запястье.

  1. Длительность стимула во времени характеризует длительность ощущения (звук: короткий — длительный, боль: короткая, колю­щая или длительная, ноющая).

  2. Э.Титченер выделял еще одно качество ощущения как эле­мента опыта — это его ясность. Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида: то, что находится в центре созна­ния, будет более ясным, отчетливым, чем то, что находится на периферии сознания, — неясным, туманным.

Необходимо отметить, что, несмотря на уникальность указан­ных выше сенсорных качеств, они не являются независимыми друг от друга: при изменении одного качества может измениться другое.

Например, при изменении яркости цветового пятна меняется его цветовой тон и насыщенность, при усилении давления на кожу заост-

1 Стимулом, или раздражителем, в физиологии и психологии обозначается широкий круг воздействий — все, что оказывает влияние на живое существо и производит какой-то эффект.


14

15



ренного предмета чувство прикосновения пе­реходит в болевое ощущение. Очень громкий звук и очень короткий звук (интенсивностью 120 дБ длительностью 3 мс) ощущается как короткий щелчок, а звук той же интенсивно­сти, но длительностью 150 мс кажется боле­вым раздражителем.

Естественно, что кроме физических парамет­ров стимуляции особенности ощущений опре­деляются функциональными особенностями ор­ганов чувств, вносящими свои ограничения в отображение стимульной энергии в сенсорные качества. Так, например, хорошо известны вы­сокая световая чувствительность кошек в тем­ноте и, наоборот, неспособность человека раз­личать цвета в условиях плохой освещенности или сниженная способ­ность ощущать высокочастотные звуки пожилыми людьми.

Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Более того, диапазон стимульных энергий, адекватно отражающийся в нашем сенсорном пространстве^, весьма ограни­чен, но в целом соответствует условиям жизнедеятельности чело­века, его экологии. Так, люди не обладают высокой чувствитель­ностью к дистантным тепловым излучениям, запахам, электро­магнитным излучениям. Таким образом, далеко не весь поток энер­гии, исходящий от предмета может улавливаться нашими органа­ми чувств и ощущаться.

Чтобы разграничить те свойства объекта, которыми он облада­ет по своей физической природе, от той части стимульной энер­гии, которая попадает от него на рецепторную поверхность, Джеймсом Гибсоном (J.J. Gibson, 1904— 1979) введены два важных термина — дисталъный стимул и проксимальный стимул. Сам объект во всей совокупности своих свойств и качеств (размер, форма, отражающая способность, масса и т.д.) — это дистальный сти­мул, а те пространственно-временные паттерны энергии, кото­рые попадают на рецепторную поверхность органовчувств, — про­ксимальный стимул.

Мы всегда имеем дело с проксимальной стимуляцией, т.е. с ограниченным отражением свойств предмета нашей сенсорной системой, но в качестве образа восприятия нам представлен пред­мет во всей своей целостности. Таким образом, проксимальный стимул — одна из причин сенсорной презентации субъекту дис-

1 Термин «сенсорное пространство» (по аналогии с геометрическим простран­ством) означает гипотетическое пространство наших ощущений. Осями этого многомерного сенсорного пространства являются основные свойства ощущений, точки этого пространства — действующие раздражители.

тального стимула, а сам дистальный стимул — результат или со­держание перцептивного образа предмета.

^ 1.3. Классификация ощущений

Существует несколько оснований для классификации ощуще­ний, подчеркивающих разные аспекты сенсорного процесса и отражаемой реальности. Одно из самых распространенных — по модальностям, или чувствам. По этой классификации наши ощу­щения соотносятся с определенными сенсорными системами, или анализаторами, обладающими специфическими рецепторами, чувствительными к соответствующим раздражителям. Традицион­но выделяют: зрительные и слуховые ощущения (соответственно, зрительная и слуховая модальности); ощущения вкуса и запаха (вку­совая и обонятельная модальности); кожные ощущения (тактиль­ная, болевая и температурная модальности). Проприоцептивные ощущения связаны с возбуждением рецепторов растяжения мышц, сухожилий и движения суставов. Ощущения проприоцептивной модальности — это ощущения движения и положения частей тела, мышечных усилий, они в меньшей степени нами осознаются, хотя при специальной тренировке могут быть отчетливо представлены в сознании. В тесной связи с проприоцептивной модальностью выделяют также и кинестетические ощущения — ощущения, воз­никающие при движении и перемещении, но они имеют межмо­дальный характер, т.е. возникают на основе проприоцептивной, вестибулярной и зрительной сенсорных систем, и поэтому не по­падают в эту классификацию. Такой же мультисенсорный харак­тер имеют и так называемые органические ощущения, происходя­щие в результате сдвигов во внутренней среде организма. Кроме того, в каждой модальности можно выделить субмодальности, например: в слухе — ощущения громкости и высоты звука, в зре­нии — ощущения яркости и цветового тона.

Один из основателей психологической науки — Вильгельм Вундт (W.M. Wundt, 1832—1920) предложил классифицировать ощуще­ния по виду энергии соответствующего раздражителя и сопостав­лять их с соответствующими рецепторами, преобразующими эту энергию в нервный код. Он выделил три большие группы рецеп­торов: механорецепторы, фиксирующие изменение механической энергии, — основа кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной чувствительности; хеморецепторы обес­печивают вкусовую, обонятельную и органическую чувствитель­ность; фоторецепторы специфичны зрению.

Известный английский психофизиолог и Нобелевский лауреат сэр ^ Чарльз Шерингтон (Ch.S.Sherington, 1857—1952) взял за ос­нование классификации анатомическое положение рецепторов


16

17

и их функцию и выделил три класса сенсорных систем и соответ­ствующих им ощущений. Экстероцепция — контактная и дистант­ная — представлена зрением, слухом (дистантные рецепторы), обонянием, осязанием, вкусом (контактные рецепторы). Проприо-цепция сигнализирует о положении тела или его частей в про­странстве; рецепторный аппарат представляет собой механорецеп-торы мышц, сухожилий, суставов, а также вестибулорецепторы полукружных каналов. Кинестезия выделяется как особый класс проприорецепции и понимается как чувствительность к движе­нию. Интероцепция, или чувствительность к изменению внутрен­ней среды организма, участвует в поддержание гомеостазиса орга­низма, представлена механо- и хеморецепторами. Характеризуя интероиептивные ощущения, великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829— 1905) называл их «темными чувства­ми» или органическими ощущениями.

Английский невролог Генри Хэд в 1918 г. предложил эволюци­онный принцип для классификации ощущений. Он различал эпи-критическую и протопатическую чувствительность. Эволюционно более молодая эпикритическая чувствительность дает более объек­тивную ориентировку, например, позволяя точно локализовать объект во внешнем пространстве или в пространстве собственно­го тела. Более древняя протопатическая чувствительность не дает объективной информации о локализации или свойствах раздра­жителя ни во внешней среде, ни в пространстве тела. Протопати-ческие ощущения имеют диффузный характер и выраженную аф­фективную окраску, отражая особенности состояния человека, а не свойства предмета.

В оригинальном исследовании, проведенном на самом себе, Г. Хэд показал, что оба вида чувствительности могут существовать внутри од­ной модальности — тактильной. Он перерезал на коже руки чувствитель­ный нерв и наблюдал, как восстанавливается осязательная чувствитель­ность на этом участке кожи. Примерно через полтора месяца отсутствую­щая до этого чувствительность появилась в виде диффузных и нелокализу-емых протопатических ощущений, которые имели отчетливый аффектив­ный характер: были либо приятны, либо неприятны. Чер*ез шесть месяцев аффективный характер кожных ощущений исчез, и они стали осознавать­ся как прикосновения к определенному участку кожи. Еще позже у Г.Хэда восстановилась способность воспринимать направление движения пред­мета по коже руки и форму самого предмета, т.е. осязать предмет.

В различных модальностях соотношение протопатической и эпикритической чувствительности различно: в осязательных ощу­щениях присутствует и та и другая, в зрении — главным образом эпикритическая, в интероцепции — протопатическая.

Многие ученые выделяют так называемую ноцицептивную чув­ствительность, соотнося с ней различные неприятные или болез-

ненные ощущения — боль, изжогу, головокружение, тошноту, онемение и т.п. Эти идеи соотносятся с вышеизложенным пред­ставлением Г.Хэда о протопатической чувствительности.

Особо отметим проблему интермодальных ощущений, таких как кинестезия, вибрация и так называемое шестое чувство у слепых. Например, установлено, что ощущения вибрации создают не толь­ко раздражения рецепторов кожи, мышц и суставов, но и актив­ность вестибулярной системы. У слепых в формировании ощуще­ния расположенного перед ними препятствия включается тактиль­ная и слуховая чувствительность.
В рамках вопроса о классификации ощущений необходимо кос­нуться проблемы синестезий. Синестезиями называют сенсорные феномены: когда ощущения одной модальности появляются под воздействием стимулов другой модальности. Мы часто говорим о «теплых» и «холодных» цветах, «тяжелых» и «легких» запахах и т. п. Классический пример очень яркой синестезии — возникновение устойчивых цветовых ощущений под воздействием музыки у ком­позитора А.Н.Скрябина, включавшего цвет в свои музыкальные партитуры. Явление синестезии весьма распространено: в литера­туре сообщается, что в явной форме синестезии наблюдаются у 50 % детей и 15 % взрослых.

Немецкий психолог Э.Хорнбостель в 1920-е гг. провел систематиче­ские исследования феномена синестезии: он просил своих испытуемых для каждого из предъявлявшихся запахов подобрать с помощью вертуш­ки для смешения цветов определенный оттенок серого, затем те же са­мые запахи соотносились с тональными звуковыми сигналами и, нако­нец, звуковые тоны сопоставлялись с оттенками серого цвета. Таким образом, переходя от запаха к цвету и звуку, а затем от звука к цвету, ученый пытался показать, что у обычных людей имеется устойчивое со­ответствие взаимных оценок запаха, цвета и звука. Полученные резуль­таты обнаружили высокое сходство ощущений трех различных модаль-


18

19

ностей: запаху бензола соответствовал оттенок серого, состоящий из смеси 40 % белого и 60 % черного цвета и звук 220 Гц, а для звукового тона 220 Гц, в свою очередь, был подобран серый цвет, состоящий из 41 % белого и 59 % черного цвета!

Было установлено, что явление синестезии, возникающее в ситуации сенсорной неопределенности, когда испытуемые решали задачу различения двух очень схожих цветовых оттенков (Л. А. Се-лецкая) или двух звуковых тонов (К.В.Бардин), помогает испы­туемым значительно улучшить свои сенсорные возможности. К.В.Бардиным этот эффект был назван феноменом позитивного влияния дополнительных сенсорных признаков на различение про­стых сенсорных раздражителей. Результаты наших собственных исследований также показали, что в ситуации высокой сенсор­ной неопределенности, когда испытуемые обнаруживают очень слабые различия звуковых стимулов, у них часто возникают ха­рактерные зрительные ощущения.

^ 1.4. Сенсорная адаптация

Одна из характерных особенностей ощущений — изменение во времени интенсивности ощущения под действием раздражителя — получила название сенсорной адаптации. Этот феномен представ­ляет собой целый класс интересных явлений, имеющих для чело­века большое практическое значение. Опишем наиболее важные из них. Если на органы чувств действуют не очень интенсивные раздражители, то через некоторое время мы перестаем их ощу­щать, например: если мы носим привычную и удобную одежду и обувь, нами перестает ощущаться их прикосновение уже через несколько секунд после одевания. Таким образом, при продолжи­тельном действии неизменного раздражителя наблюдается пол­ное исчезновение ощущения, действие раздражителя больше не осознается. Достаточно отчетливо проявляется снижение интен­сивности вкусовых и обонятельных ощущений вплоть до полного их исчезновения.

Хорошим примером долговременной обонятельной адаптации мо­жет служить полное отсутствие ощущения запаха нафталина у сотруд­ников факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на третьем этаже одного из университетских корпусов. Дело в том, что на этом же этаже расположены хранилища Зоологического музея МГУ, где исполь­зуется это вещество. Так же как и большинство коллег, автор этих строк многие годы абсолютно не чувствовал запаха нафталина, даже приходя на работу после выходных дней или каникул. Однако все впервые при­шедшие в наше здание на третий этаж сообщали о резком и неприят­ном запахе.

При продолжительном действии достаточно интенсивного стимула снижается наша способность обнаруживать сигналы низкой интенсив­ности. Например, входя в помещение с улицы, где ярко светит солнце, мы с трудом различаем детали обстановки и лица людей, и лишь через несколько минут наши глаза адаптируются к новому, более низкому уров­ню освещения. Это так называемый эффект световой адаптации с после­дующим восстановлением зрительной чувствительности — темновой адап­тации, имеющие чисто физиологическую природу. В слухе также наблю­даются подобные негативные адаптационные эффекты, хотя и менее продолжительные.

Сенсорные адаптационные эффекты могут проявляться в виде сен­сорного взаимодействия между субмодальностями в рамках одной сен­сорной модальности. Как показали специальные исследования, адапта­ция к вкусу сахара приводит к усилению вкуса кислого, а адаптация к соленому или сладкому сделает вкус дистиллированной воды более горь­ким или кислым. Сенсорная адаптация может быть чрезвычайно избира­тельной, или селективной, т.е. снижение чувствительности происходит в очень узком диапазоне стимульных параметров.


20

21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» icon14. Ощущение и восприятие: свойства и виды. Основные подходы к изучению...
Ключевые имена: Ф. Олпорт, В. Вундт, Х. Хэд, Шеррингтон, Дж. Гибсон, Г. Гельмгольц, Дж. Брунер, У. Найссер

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconШиффман Х. Ощущение и восприятие. Спб, 2003. С. 152-163 Скотопическое и фотопическое зрение
«темнота». Сведения о свойствах палочек и кол­бочек обобщены в табл. Некоторые из этих свойств были описаны в предыдущей главе, другие...

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconНабор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка
Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие +Ключи; «Восприятие...

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconДиагностика познавательных психических процессов (восприятие, внимание,...
Диагностика познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconЮ. А. Гусев системакакмето д
Системность, матричность и голографический характер Жизни как основные качества

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconЮ. А. Гусев феномен сознания
Мифологический менталитет человека, умеющего обращаться с природой и понимающего её

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconЮ. А. Гусев «сны духовного многообразия»
Национальная идентичность и общечеловеческие ценности баланс между национальной

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconЮ. А. Гусев основы духовной экологии
Повышение экономичности, эффективности инвестирования и продуктивности всех отраслей производства

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconПояснительная записка Тема Понятие общения: сущность и содержание....
Тема Понятие общения: сущность и содержание. Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие

А. Н. Гусев, «Ощущение и восприятие» iconЮ. А. Гусев глобальная катастрофа: неизбежность и основные
«обзор эсхатологических пророчеств «Конца Света», касающихся начала хх1 века

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов