Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж»




Скачать 134.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж»
Дата публикации16.06.2015
Размер134.61 Kb.
ТипПояснительная записка
edushk.ru > Психология > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Психологическая служба ГОУ СПО «Орехово-Зуевский медицинский колледж» за последнее десятилетие завоевала довольно устойчивые позиции.

Ее работа включает в себя психологическое консультирование, психодиагностику, профилактику и развитие личности и ее социального окружения. Оказание психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, это сложный многоплановый процесс, который требует от психолога квалифицированной профессиональной подготовки, знания основ закономерностей и особенностей развития психики человека, характера межличностных отношений в обществе и т.д.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны психолога непосредственной психологической помощи в виде советов и рекомендаций. Они делаются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Психодиагностика – это также одно из направлений практической психологии, которое позволяет с помощью беседы, наблюдения, анкетирования, тестирования и анализа результатов деятельности определить суть проблем, с которыми клиент обратился в психологическую консультацию.

Психопрофилактика психологического консультирования заключается в том, чтобы сам клиент своими собственными действиями мог предупредить и избежать повторного возникновения в его жизни подобной проблемы в будущем. Для того чтобы клиент был в состоянии самостоятельно решить психопрофилактическую задачу, а также для того, чтобы он был в состоянии оказать самому себе нужную помощь, психолог иногда добровольно берет на себя профессионально не обязательную для него задачу: передать клиенту элементарные полезные для него психологические знания.
Целью работы психологической службы является:

  1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

  2. Ориентация клиента в его целях, предоставление возможности найти максимально возможное число вариантов поведения.

  3. Предоставление информации клиенту о возможностях решения им самостоятельно возникших психологических проблем.

  4. Психолого-просветительское информирование клиента, т.е. передача психологом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.

  5. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (психопрофилактика).


В связи с этими целями психологическое консультирование ставит перед собой следующие задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности ( проблемное информирование клиента ).

3. Изучение психологом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой или же ему необходимо «психологическое сопровождение» ( развивающие мероприятия, помощь в адаптации, принятие «образа - Я» и т.д.).


4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Непосредственное психологическое образование клиента для решение его возникших проблем.
Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые не являются психически больными людьми (ими занимаются врачи-психиатры), а относятся к категории психически нормальных людей, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Социальный заказ на работу психолога всегда связан с использованием понятия нормы – возрастного психического развития или нормы личностного развития человека.
Этапы работы по оказанию психологической помощи:

  1. Знакомство и анализ психологического запроса или заказа.

  2. Анализ психологической ситуации.

  3. Анализ психологической проблемы.

  4. Формулирование целей и задач психологической работы.

  5. Решение данных целей и задач ( непосредственное оказание психологической помощи ).

  6. Контрольный этап.


Максимальное количество часов, указанных в программе, - 80. Но опыт работы показывает, что некоторым клиентам достаточно меньшее количество времени ( 1 – 2 встречи или 1 – 2 часа) для решения их проблемы. Поэтому в программе отмечено минимальное и максимальное количество часов, которое отводится в каждом этапе консультирования для решения проблемной ситуации клиента.


^ Тематический план

Этапы работы

Содержание работы

Количество часов

Количество встреч

Знакомство и анализ психологического запроса или заказа

Ознакомление с психологическим заказом из личной беседы с клиентом или заказчиком




2 - 6



1 - 2

Анализ психологической ситуации

Знакомство с психологической ситуацией клиента и ее анализ




2 - 6



1 - 2

Анализ психологической проблемы

Отделение повода обращения от проблемы клиента.

Помощь клиенту в осознании и принятии своей проблемы.


2 - 8

1- 5

Формулирование развивающей задачи

Мотивация клиента на решение имеющейся проблемы.




2 - 4



1 - 3

Решение развивающей задачи клиента

Контрольный этап

__________________

ИТОГО

Создание условий, применение психологических методов для развития личности клиента, его межличностных отношений, решения его психологических проблем


Психолог и клиент договариваются о том, кто и как будет отслеживать эффективность решения проблемы, при необходимости _ о повторной встречи и т.д.
_______________




2 – 52

2 - 4

______________

1 - 80


1 - 26

1 - 2

______________

1 - 40


^ Содержание этапов психологического консультирования

1 этап:

Знакомство и анализ психологического запроса или заказа.
Чаще всего психологическая консультация проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещения, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом или заказчиком, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов.

2 этап.
Анализ психологической ситуации.
В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента.

Поскольку за психологической помощью обращаются разные люди и по разным поводам, то психологическое консультирование можно условно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются:


  1. интимно-личностное консультирование. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные

переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, недовольство человека самим собой, проблемы интимных отношений и т.д.


  1. семейное консультирование. Это консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это могут быть вопросы выбора будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных отношениях мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем и т.д.




  1. психолого-педагогическое консультирование. Это вопросы обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами и т. д.



  1. деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением деловых проблем.


Разобраться в сути психологической проблемы клиента поможет анализ психологической ситуации, с которой клиент столкнулся в жизни.
3 этап.

Анализ психологической проблемы.
Для того, чтобы психологическая помощь клиенту была качественной и эффективной необходимо в ходе беседы сделать принципиальное разграничение повода обращения к психологу от реальной проблемы данного клиента, которая маскируется за этим поводом. При этом также необходимо, чтобы человек, обращающийся за психологической помощью, имел реальную проблему, а не вымышленную.

Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого, не выражает желания от нее избавиться, то такому человеку психолог может помочь только в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной проблемы и возникнет желание как можно скорее от нее избавиться.

Если же клиент достаточно хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении, то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный психолог.

4 этап.

Формулирование развивающей задачи.
К концу рассказа – исповеди клиента у психолога уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы клиента, а также предположения о возможных причинах данной проблемы и способах ее разрешения. Всем этим психолог должен непосредственно поделиться с клиентом по окончании исповеди и после сравнительно небольшой паузы,

которая обычно необходима для того, чтобы психолог собрался с мыслями, а клиент настроился на внимательное слушание психолога.

Иногда психологу бывает недостаточно информации о клиенте для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации или пути решения данной проблемы. В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог может провести дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную информацию. О том, что психолог собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешения.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. Об этом психолог также должен разъяснить клиенту и получить от него на то согласие. В противном случае, психолог не должен настаивать. Вместе с тем он обязан предупредить клиента о том, что его отказ может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Получив всю необходимую информацию о проблеме клиента, психолог вырабатывает практические пути и рекомендации по решению проблемы клиента.

5 этап.

Решение развивающей задачи клиента.
На данном этапе происходит непосредственное решение психологической проблемы клиента. При этом решение проблемы может осуществляться несколькими путями:



  1. психолог дает клиенту ряд рекомендаций, которые помогут в решении проблемной ситуации;

  2. психолог «вооружает» клиента психологической информацией, которая также поможет в решении психологической проблемы;

  3. необходимо использование специальных психологических методов и приемов для решения проблемы клиента;

  4. необходимо применение специальных психологических техник для того, чтобы помочь клиенту разобраться в своей психологической проблеме и решить ее.

6 этап.

Контрольный этап.
На данном этапе психолог и клиент оценивают результативность решения психологической проблемы, с которой клиент пришел. При необходимости договариваются о том, как в дальнейшем будут строиться и развиваться отношения между психологом и клиентом, нужны ли еще повторные встречи.

Литература:


  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

  2. Истратова О.Н. Справочник по психологическому консультированию. Ростов-на-Дону, 2006.

  3. Немов Р.С. Психологическое консультирование.М., 2003.

4. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика.С.- П.,

2003.

5. Психологический словарь. \ Под ред. ЗинченкоВ.П.. Мещерякова Б.Г., М. 2006.

^

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»

Московской области



Программа



по психологическому консультированию, психодиагностике и развитию личности.

2008 год




^ Одобрена цикловой методической комиссией общепрофессиональных, общегуманитар-

ных, социально-экономических и фармацевтических дисциплин

«___» ___________ 200__г.

Методическим советом

«___» ___________200__г.

Председатель ЦМК

_____________Н.В. Мисник


«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УР
________________Л.В.Миронова









^ Автор: Лазарева Наталья Александровна,

педагог - психолог

Рецензенты:

Мисник Наталья Викторовна,

председатель цикловой методической комиссии общепрофессиональных, общегуманитарных и

социально-экономических дисциплин


Чупрунова Татьяна Вячеславовна,

заведующая отделением, социальный педагог

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Тематический план

3. Содержание этапов психологического консультирования

4. Перечень используемой литературы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» icon«Орехово-Зуевский медицинский колледж» «Утверждаю» Директор гоу спо
Ознакомление студентов групп нового набора, оформление стенда «Психологическое консультирование» и презентация профессиограмм по...

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconЗаконом Российской Федерации «Об образовании» №273 фз от 29. 12. 2012г
Об учебной и производственной практике обучающихся государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального...

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconПсихологическая служба образования: научные основания, цели и средства
В настоящее время психологическая служба образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной...

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconСлужба содействия трудоустройству выпускников
Служба содействия трудоустройству выпускников гбоу спо «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького»» функционирует с...

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconМетодические рекомендации предназначены для преподавателей гбоу спо...
Едения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее фгос) среднего профессионального образования...

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconПрограмма по биологии для подготовки к вступительным испытаниям в...
Ботаника – наука о растениях. Значение ботаники в природе и жизни человека. Классификация растений

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconПравила приема на 2015-2016 год Одобрено на заседании приемной комиссии...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconОтчет по самообследованию гбоу спо кушнаренковский педагогический колледж 2015
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconИнструкция о разработке и оформлению плана учебного занятия преподавателями гаоу спо «ббмк мзрб»
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «байкальский базовый медицинский колледж...

Пояснительная записка Психологическая служба гоу спо «Орехово-Зуевский медицинский колледж» iconМетодические указания по изучению дисциплины «Технология и организация...
Автор: Иванова М. А., преподаватель строительных дисциплин гоу спо «Мончегорский политехнический колледж»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов